Научная статья на тему 'Источники XVI–XVIII вв. по вопросу о соотношении самоназвания башкорт (башҡурт) и экзоэтнонима истек (иштек, естек)'

Источники XVI–XVIII вв. по вопросу о соотношении самоназвания башкорт (башҡурт) и экзоэтнонима истек (иштек, естек) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкиры / остяки / самоназвание / экзоним / явление двуименности / казахи / башкирские восстания / генетические исследования / Bashkirs / Ostyaks / self-designation / exonym / the phenomenon of two names / Kazakhs / Bashkir uprisings / genetic research

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Юлдаш Мухамматович, Максутова Альбина Абеновна, Асылгужин Рафиль Рифгатович

Анализируя нарративные источники авторы дают собственную интерпретацию по проблеме соотношения самоназвания башкорт и экзоэтнонима иштяк (естек, хэшдек) применительно к обозначению коренного населения в обширном регионе Урала и Приобья. В статье, на примере башкир, имевших самоназвание башкорт, но в то же время носивших экзоним иштек, иллюстрируется явление двуименности, встречающееся также у целого ряда тюркских народов – казахов, туркмен, татар и др., а в прошлом, и у кипчаков. Дан анализ документов об участии башкир, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), остяков (хантов), вогулов (манси) и других народов в вооруженных выступлениях против царской администрации, форпостов в Пермском крае, на Среднем Урале, а также против промышленников и помещиков. Особую ценность представляют документы, маркирующие этнонимы и экзонимы башкир и других народов Урало-Поволжья, Западной Сибири. Отмечены антропологические характеристики башкир и финно-угорских народов, в том числе остяков (хантов). На основе проведенных генетических исследований показано этно-генетическое родство хантов и манси с рядом башкирских кланов – носителями определенных SNP-маркеров так называемой гаплогруппа N1c1-M178. Отмечены башкирские кланы – северо-восточные (Кошсо, Терсяк, Сырзы, Сальют, Сызги, Айле), северные (Уран) и некоторые юго-восточные (Усерган, Тангаур и Кубаляк), принадлежащие к линии, определяемой SNP-маркером N1c1-L1034, которая также распространена у манси и хантов, с небольшой долей у венгров, казахов, узбеков и поволжских татар. Проанализированый субклад N1c1-L1034 делится на венгерско-башкирский субклад – L1442 и ханты-мансийский – L1032. Анализируется картографический и иллюстративный материал с этнографическим содержанием, где отображается многонациональный характер государства, показаны башкиры и остяки, а также соседние народы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of the XVI-XVIII centuries. to the problem of the relationship of the self-name bashkort (bashkurt) and the exoethnonym istek (ishtek, estek)

Analyzing narrative sources, the authors give their own interpretation on the problem of the relationship between the self-name Bashkort and the exoethnonym Ishtyak (estek, hashdek) in relation to the designation of the indigenous population in the vast region of the Urals and the Ob region. In the article, using the example of the Bashkirs, who had the self-name Bashkort, but at the same time bore the exonym Ishtek, the phenomenon of ambiguity is illustrated, which is also found among a number of Turkic peoples Kazakhs, Turkmens, Tatars, etc., and in the past among the Kipchaks. An analysis is given of documents on the participation of the Bashkirs, Cheremis (Mari), Votyaks (Udmurts), Ostyaks (Khanty), Voguls (Mansi) and other peoples in armed uprisings against the tsarist administration, outposts in the Perm Territory, in the Middle Urals, as well as against industrialists, landowners. Of particular value are documents marking the ethnonyms and exonyms of the Bashkirs and other peoples of the Ural-Volga region, Western Siberia. The anthropological characteristics of the Bashkirs and Finno-Ugric peoples, including the Ostyaks (Khanty), are noted. On the basis of the genetic studies carried out, the ethno-genetic relationship of the Khanty and Mansi with a number of Bashkir clans, carriers of certain SNP markers of the so-called haplogroup N1c1-M178, was shown. Bashkir clans are noted northeastern (Koshso, Tersyak, Syrzy, Salyut, Syzgi, Aile), northern (Uran) and some southeastern (Usergan, Tangaur and Kubalyak) belonging to the line deined by the SNP marker N1c1-L1034, which also common among the Mansi and Khanty, with a small share among the Hungarians, Kazakhs, Uzbeks and Volga Tatars. The analyzed subclade N1c1-L1034 is divided into the Hungarian-Bashkir subclade L1442 and Khanty-Mansi L 1032. Cartographic and illustrative material with ethnographic content is analyzed, which displays the multinational nature of the state, shows the Bashkirs and Ostyaks, as well as neighboring peoples.

Текст научной работы на тему «Источники XVI–XVIII вв. по вопросу о соотношении самоназвания башкорт (башҡурт) и экзоэтнонима истек (иштек, естек)»

DOI 10.24412/2223-0564-2023-2-30-37

ЮМ. Юсупов, A.A. Максутова, УДК 323.1194 (470.57)

P.P. Асылгужин

ИСТОЧНИКИ XVI-XVIII ВВ. ПО ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ САМОНАЗВАНИЯ БАШКОРТ (БАШХУРТ) И ЭКЗОЭТНОНИМА ИСТЕК (ИШТЕК, ЕСТЕК)1

Аннотация

Анализируя нарративные источники авторы дают собственную интерпретацию по проблеме соотношения самоназвания башкорт и экзоэтнонима иштяк (естек, хэшдек) применительно к обозначению коренного населения в обширном регионе Урала и Приобья. В статье, на примере башкир, имевших самоназвание башкорт, но в то же время носивших экзоним иштек, иллюстрируется явление двуимен-ности, встречающееся также у целого ряда тюркских народов - казахов, туркмен, татар и др., а в прошлом, и у кипчаков. Дан анализ документов об участии башкир, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), остяков (хантов), вогулов (манси) и других народов в вооруженных выступлениях против царской администрации, форпостов в Пермском крае, на Среднем Урале, а также против промышленников и помещиков. Особую ценность представляют документы, маркирующие этнонимы и экзонимы башкир и других народов Урало-Поволжья, Западной Сибири. Отмечены антропологические характеристики башкир и финно-угорских народов, в том числе остяков (хантов). На основе проведенных генетических исследований показано этно-генетическое родство хантов и манси с рядом башкирских кланов - носителями определенных SNP-маркеров так называемой гаплогруппа N1c1-M178. Отмечены башкирские кланы -северо-восточные (Кошсо, Терсяк, Сырзы, Сальют, Сызги, Айле), северные (Уран) и некоторые юго-восточные (Усерган, Тангаур и Кубаляк), принадлежащие к линии, определяемой SNP-маркером N1c1-L1034, которая также распространена у манси и хантов, с небольшой долей у венгров, казахов, узбеков и поволжских татар. Проанализированый субклад N1c1-L1034 делится на венгерско-башкирский субклад - L1442 и ханты-мансийский - L1032. Анализируется картографический и иллюстративный материал с этнографическим содержанием, где отображается многонациональный характер государства, показаны башкиры и остяки, а также соседние народы.

1 Работа выполнена при поддержке гранта «История субэтнической группы Естек среди казахов», (ИРНАР 14972995)

Юсупов Юлдаш Мухамматович, кандидат исторических наук, руководитель центра, Институт стратегических исследований ГБНУАНРБ (Уфа), e-mail: ufa@yandex.ru

Yuldash M. Yusupov, Cand. Sci. (History), Head of the Center, Institute for Strategic Studies of the State Budgetary Scientific Institution of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: ufa@yandex.ru

Максутова Альбина Абеновна, докторант, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана), e-mail: albina_kzt83@mail.ru

Albina A. Maksutova, Doctoral Candidate, Eurasian National University named after L.N. Gumilev (Astana), e-mail: albina_kzt83@mail.ru

Асылгужин Рафиль Рифгатович, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт стратегических исследований ГБНУ АН РБ (Уфа), e-mail: asrafil@yandex.ru

Rafil R. Asylguzhin, Cand. Sci. (Philosophy), Leading Researcher, Institute for Strategic Studies ofthe State Budgetary Scientific Institution of the Academy of Sciences of the Republic ofBashkortostan (Ufa), e-mail: asrafil@yandex. ru

© Юсупов Ю.М., Максутова A.A., Асылгужин P.P., 2023

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/2 (100)

Ключевые слова: башкиры, остяки, самоназвание, экзоним, явление двуименности, казахи, башкирские восстания, генетические исследования

Yuldash M. Yusupov, Albina A. Maksutova, Rafil R. Asylguzhin

SOURCES OF THE XVI-XVIII CENTURIES. TO THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP OF THE SELF-NAME BASHKORT (BASHKURT) AND THE EXOETHNONYM ISTEK (ISHTEK, ESTEK)

Abstract

Analyzing narrative sources, the authors give their own interpretation on the problem of the relationship between the self-name Bashkort and the exoethnonym Ishtyak (estek, hashdek) in relation to the designation of the indigenous population in the vast region of the Urals and the Ob region. In the article, using the example of the Bashkirs, who had the self-name Bashkort, but at the same time bore the exonym Ishtek, the phenomenon of ambiguity is illustrated, which is also found among a number of Turkic peoples - Kazakhs, Turkmens, Tatars, etc., and in the past among the Kipchaks. An analysis is given of documents on the participation of the Bashkirs, Cheremis (Mari), Votyaks (Udmurts), Ostyaks (Khanty), Voguls (Mansi) and other peoples in armed uprisings against the tsarist administration, outposts in the Perm Territory, in the Middle Urals, as well as against industrialists, landowners. Of particular value are documents marking the ethnonyms and exonyms of the Bashkirs and other peoples of the Ural-Volga region, Western Siberia. The anthropological characteristics of the Bashkirs and Finno-Ugric peoples, including the Ostyaks (Khanty), are noted. On the basis of the genetic studies carried out, the ethno-genetic relationship of the Khanty and Mansi with a number of Bashkir clans, carriers of certain SNP markers of the so-called haplogroup N1c1-M178, was shown. Bashkir clans are noted - northeastern (Koshso, Tersyak, Syrzy, Salyut, Syzgi, Aile), northern (Uran) and some southeastern (Usergan, Tangaur and Kubalyak) belonging to the line defined by the SNP marker N1c1-L1034, which also common among the Mansi and Khanty, with a small share among the Hungarians, Kazakhs, Uzbeks and Volga Tatars. The analyzed subclade N1c1-L1034 is divided into the Hungarian-Bashkir subclade - L1442 and Khanty-Mansi - L 1032. Cartographic and illustrative material with ethnographic content is analyzed, which displays the multinational nature of the state, shows the Bashkirs and Ostyaks, as well as neighboring peoples.

Key words: Bashkirs, Ostyaks, self-designation, exonym, the phenomenon of two names, Kazakhs, Bashkir uprisings, genetic research

Истяки или иштяки - экзоним башкир, использовавшийся соседними народами - ногайцами, казахами, крымскими татарами, калмыками и др. Внутри башкирского народа истяками именовались башкиры северной части Башкирии [1, с. 10].

В 1730 г. Филипп-Иоганн Страленберг издал в Стокгольме книгу «Das nord und ostliche Theil von Europa und Asia» (Рис. 1). Страленберг назвал башкир остяками, т.к. они рыжеволосы и соседи называют их сары-иштяками (остяками). Страленберг одним из первых выдвинул теорию об угорском происхождении башкирского народа [2].

Историк В.Н. Татищев (1686-1750) в «Истории Российской» первым в русской историографии дает историко-этнографическое описание башкир и высказывает интересный взгляд об их происхождении: «Оставя Сибирь, вне Поясных гор к югу по рекам Яик, Самара, Сакмара, Белая, Уфа и пр. башкири, народ был великий, сусчие сарматы. Карпейн имянует их паскатири, татара -

шери иштек, т.е. чермные остяки, или сармати, но для их промысла имяновали башкурт, т.е. главные волки или, образно разумея, воры. Их язык хотя по принятию магометанства более за татарской (т.е. тюркский - авт.) употребляют, но так з древним их сарматским смешан, что другие татара (т.е. другие тюрки - авт.) с трудом разуметь могут. В сем пределе главный град Уфа, ныне Оренбург построен, и другие, яко Бирск, Табынск, Красноуфимск, Чебаркул и пр. меньшие, которые в Оренбурской истории описаны» [3, с. 252].

Некоторую путаницу вносит экзоним хан-тов - остяки, часто башкиры упоминаются вместе с указанными остяками. В этой связи представляют интерес выводы антрополога К. Уйфальви (сделавший антропологическое исследование солдат Оренбургского башкирского конного полка), указавший на различие между башкирами и остяками, а также то, что башкиры, как теп-тяри и мещеряки - финно-угры: «Я прихожу все

ШитШМ

ш

tfii

JiiftiMlfpU*

flanw 3íur;iftt>c?Hoc6

«nft Ьа япЦп Catarro n M

ta airen wib ocurra 3«rrh.u.ibrt<

IJMlen 9?лфги1|«л гене

TABULT^LY*

Einer flrofini гДОдо gaiib

tnalnit'itíni im» мктя тИ» с»— ммй . *шн*1м

¿Ы* ш*

__1Й<*П> QoNwn"— »Г

в1*4Ь«1т tolkr1r.|im«trf Л

01

Baron Leibnitz in fcinm Mifccll. p. 157. e6enfalíó iff, aííroe it ímefbet: Ammianus Marcellinus lib. 31. Hunnis rhbuir, qtiz Tacitus Ftnnis, unde forte aliqua Hungarica lingua coenata. &c. ©leid)n>ie aber in f)eil.©cftrífífit ßinteifd)ieblidje <Spradjen ju confuliren ftnb, menu man eineS buncMnOr* U6 5öort=9Ber|Taiib erlangen mili; ?llfo muf? man aud> bep allen roeit a&-gelegenen 336ltfem, fo %>tel m&glid), fid) erfunbigen, ob biefe unb jene Naciones in iljren @piad)en nidjf auf anbere 9irt, aló roie unter (ídjfelbft, ge< nanní werben? SOodoii id) mid) ben» in biefen frínberu fleifjig unterridjíen lafíeii, unb foldje in biefer meiner (Tabelle Denen Situín úber einige SOölcfcr aud) bengefefcet, immanen burd) biefe 3?aljmcná= 33cránbcrung ber Synony-mien bffteró cicle (Sigenfdjafften, ©eipofjii&eiten unb Sßjeifen, roornad) foí= ú)t 5>?bí(fír oor 9llfer¿ jugciiafjmet finb, cxprimiief roorben. 3« & bie Bjlchkirrcn, ein fo senanníeá Xaíaritffteá 33olcP, roeldjeó aujefco bie ítata= rifdj 23ulgarifd)e ©pradje f>af, toirb uon anhern. roeldje ber Spradje nad) «erroanbf, nnb if>re 9iad)bar;t tinb, Sari- Yichteck genannt, b. i. bie rot65 oberbranbge(bbárig(Onijchcn>aué i»eiajer;öeiienmuig mangfeid) fe&en fai?, bafc biefe cor 3citen eine <3orte Jpunmfificr íHbfómmlinge gctvefen, obgleidj foldje aniego uníer bie Safari» gejeblet werben. ©enn weil bie Oftiackcn ®or aubern allba roobnenben SSólcfern burdige$enbd roflje £aarc fjaben, unb aimod) bie Aunuifdje ©pradje reben; ©o bemerefermau baraué,ba§ gebarfrtí Bifchkirrcn, loelcfte and» retljfjárid)t fínb, vor Sllteró ju ifjnen múf* fen geb'keí Ijaben. SJlan beliebe Ijier aud) rcieber ju confcriren, waó obere 90n bciien Toiifcufen, unb benen Abyfdjeu ©entren angcfúlirct roorben.

Рис.1. Фрагмент текста из книги Ф.-И. Страленберга «Das nord und ostliche Theil von Europa und Asia», 1730.

более и более к тому заключению, что Мещеряки, Теитери и Башкиры занимают именно срединное место между Вогуло-Остяками с одной стороны и Мадьярами с другой. Все это угорско-финские народы и принадлежат к урало-алтайскомупле-мени. У Башкир и Мадьяр угорский элемент подвергся весьма сильному тюрко-татарскому влиянию» [4, с. 120].

Кроме того, важно отметить генетическое родство хантов и манси с башкирами - носителями определенных SNP-мapкepoв так называемой гаплогруппы Шс1-М178, что было выяснено благодаря результатам генетических исследований. Генотипированием на SNP-мapкepы было выявлено, что целый ряд башкирских родов, особенно северо-восточных, - Кошсо, Терсяк, Сырзы, Сальют, Сызги, Айле, а также северных (Уран) и некоторых юго-восточных (Усерган, Тангаур и Кубаляк) родов принадлежат к линии, определяемой SNP-мapкepoм L1034. Указанная линия также распространена у манси и хантов, с небольшой долей у венгров, казахов, узбеков и поволжских татар [5]. Субклад Шс1-Ь1034 в свою очередь делится на венгерско-башкирский субклад - L1442 и ханты-мансийский - L1032.

Близкой к отмеченной линии Шс1-М178 -L0034 (линш! 8КР -маркера) является линия Шс1-М178 -У13138, носителями последней являются немалая часть потомков таких крупных башкирских родов как Минг,Юрматы и Елан.

Остяки (то есть ханты), наряду с башкирами и другими народами по обе стороны Уральского хребта упоминаются в восстаниях ХУ1-ХУШ вв., причем в источниках коренные народы этого обширного региона четко различаются. В документе от 1572 г. сообщается: «...приходили наши изменники черемиса на Каму сорок человек, да с ними де остяки (здесь и далее экзонимы остяки, иштяки, истеки в цитируемых текстах выделены полужирным - авт.) и башкирцы и буинцы войною, и побили де на Каме пермич, торговых людей и натащиков восемьдесят семь человек» [6, с. 68]. В данном документе речь идет о II Черемисской войне (1571-1574 гг.), толчком к которой стал успешный набег крымского хана Давлет-Гирея в пределы Русского государства и сожжение им Москвы. Один из отрядов восставших марийцев проник в Прикамье, где, соединившись с башкирами, остяками и буинцами, опустошал владения Строгановых.

В 1581 г., «...в то самое время, - пишет Н. Карамзин, - когда Ермак шел воевать Кучу-мову державу, князь Пелымский с вогуличами, остяками, сибирскими татарами и башкирцами ечаянно напал на берега Камы, выжег, истребил селения близ Чердыни, Усолья и новых крепостей Строгановых; умертвил, пленил множество христиан» [7, с. 383]. Отмеченное событие зафиксировано и в Строгановской летописи: «....безбожный князь Пелымский (...) собра вой своя, число же их седмь сот человек, и подозва с собою буйственных и храбрых и сильных мурз и уланов Сибирския ж земли со множеством вой; он же злый по неволи взя с собою Сылвянских и Косьвинских и Иренских и Инвинских и 06-винских Татар и Остяков и Вогулич и Вотяков и Башкирцев множество, и прииде с вой своими яряся на Пермские городы, на Чердынь и те места поплениша и пожгоша, доиде же и к стенам града сурово и люто зело приближишась ко граду, едва не взяту бывшу, но всемогий Бог не попусти окаянных; и вскоре от того места пойдоша под Кай городок, и ту велию пакость учиниша, и оттоле окаяннии приидоша под Камское Усолье и ту села и посады пожгоша и людей поплениша, и приидоша под Канкор и под Кергедан городки, а оттоле пойдоша под Чю-совские городки и под Сылвянской и Яйвинской

острожки, и внезапну окаяннии нападоша на Чю-совские городки и около ту живущих крестьян множества посекоша и села и жилища пожгоша и немилостиво православных пленяху и полону многу взяту бывшу... » [8, с. 12-13]. Упомянутый в летописи «князь Пелымский» соответствовал мансийскому князьку Кихеку. В результате этого набега был нанесен серьезный ущерб русским форпостам в Пермском крае и владениям Строгановых. Окрестности Чердыни и Кайгорода были опустошены, а Соликамск был взят и сожжен.

Состоящая из двух карт («Карта Европейской России» и «Карта Азиатской России и Американских владений») "Карта России и племена ее населяющие", составленная Нестором Тере-беневым в 1866 г., была призвана продемонстрировать величие и многонациональный характер государства. Изображенные по периметру карты типы 55 основных и малых народностей России, восходят к изображениям из книги «Этнографическое изучение народов России» Т. Паули, изданной в Санкт-Петербурге в 1862 г. [9]. Изображения народов группировались, видимо, по той или иной степени этнокультурного родства. На одной картине можно обнаружить Зырян, Вотяков, Черемисов и Мордву; объединены в одну картину Татары Оренбургские, Крымские и Казанские; Башкиры и Остяки выделены в одну картину (Рис. 2).

Рис.2.Типы народов на «КартеРоссии иплеменеенаселяющих»Н.Теребенева, 1866 г.

Известный историк В.В. Трепавлов также обратил внимание на связи башкир и истяков, а также на то обстоятельство, что на оба эти народа не распространялся политоним „ногай", обозначавший с 1480-х гг. всех подвластных мангытскому бию номадов, безотносительно к их племенной гфинадлежности. Трепавлов описывает вооруженные столкновения башкирских племен с ногайцами в щзоцессе растянувшегося на несколько десятилетий перехода башкирских племен под протекторат Русского государства. Ногайцы не теряли надежд вновь подчинить себе северо-западных башкир. 13 1578 г они совершили набег «по реке Каме на башкирдцы и на остяки Казанского уезда (...). И башкирдцы иостяки, собрався, иных побили...» [10, с. 11]. Здесь отметим, что Уфимский уезд Зыл образован около 1590 г., поэтому все вновь присоединенные к Московскому государству территории, в том числе Гайнинскзд волость, временно счи-тадись частью Ккзанского уезда.

Османский писатель и путешественник Эв-лия Челеби, по бывавший в Крыму в 1(^6^—1667 гг., оЛобщив слухи, витавшие вКрымском ханстве о крупном башкирском восстании 1662-1664 гг., писал: «...два раза пл 100 тысяч чтловек из племени хишдак (¿¿¿л) сразились с несколъ-кими сотнлми тысяч кафиров Москвы (...), приблизившись, напали на сына короля Москвы ¿ЦДО [11,р. 834-835]. Следуя

казахам и ногайцам, Эвлия Челеби называет башкир хешдеками, т.е. иштеками.

По событиям другого башкирского восстания 1704-1711 гг., или так называемо го Алдар-Кусюмовского бунта (получившего в народе название «Алдаровщины»), в связи с темой настоящей статьи, имеется интересный документ -письмо калмыцкого хана Аюки. Какизвестно, несмотря на свою шерть (присяга о верности) русскому правительству, в 1710 г. указанный хан вновь начал сноситься с грецким султаном Ахмедом III, написал ему письмо, а на словах через своего посланника велел передать следующее: «Племя иштеков (Шекя), которыя все мусульмане, до недавнего времени находилось под гнетом русских. В последнее время они находят себя весьма сильными, и один султан (рппсе) из племени иштеков с некоторым количеством людей совершил поход на одну московскую крепость, известную как Терк (...), указанного султана казнил московский царь. Послечего племя иштеков,

каракалпаки и киргиз-казаки - эти племени, три рода, все - мусульмане, объединившись, определили иштекам султана из каракалпаков, и эти рода заключили с нашим государем Аюка-ханом соглашение и договор о набеге на Московское государство (...). Зимой прошлого года, когда река Птиль покрылась льдом и около сорока тысяч русских, находящихся в московском подданстве, направлялись в поход на иштеков, Аюка-хан помог иштекам. Племя иштеков встретило названный русский отряд. Указанный отряд, обнаружив свою неспособность противостоять иштекам, укрепился на льду (которым в этом месте была покрыта река Птиль), посчитав, что иштеки не пойдут на лед. После этого иштеки взломали л ед выше и ниже [по течению реки], отчего русские вместе с лошадьми и обозом утонули» [12, р. 75-76]. Как видно, в башкирском восстании приняли участие также каракалпаки и киргиз-кайсаки (т.е. казахи).

Под именем иштяки отмечает башкир и османский автор Рашит Эфенди. Приведем здесь ссыл!^ на текст указанного автора и данный к нему комментарий от известного востоковеда А.-З. Валиди: «в 1122 по хиджре (по христианскому летосчислению в 1710) году написал (Рашит Эфенди - авт.): «Из иштяков (то есть башкир - авт.) в Стамбул прибыл представитель, и он выразил желание, и сделал предложение османскому султану следующего содержания: «Меня сюда послали к османскому правителю от имени башкир в союзе с каракалпаками и киргизами , чтобы освободить нас от проклятого гнета Московс кого престола». Эти иштяки совместно с киргизами ведут войну с русскими. У крепости Терек уничто^ли до 40 000 русских. Раньше от этих иштяков прибыл представитель по имени Мухчммет-Салих, имя при бывшего на сей раз представителя Пехливан Кул» [13, с. 100].

В ходе «Алдаровщины» во главе провозглашенного башкирского ханства стояли царевичи из династии Шейбанидов-Кучумовичей, последовательно сменявшие друг друга - Кучук-хан, Мурад-хан, Ибрагим-хан, Хаджи-хан, Рыс-Мухаммед-хан. Далеко не случайно, замечает Б.А. Азнабаев, именно в эти годы в официальный оборот входит политтеский термин «Башкирская Орда»[14]. А.-З.Валиди Тоган сообщает о том, что в 1707 г. Мурат-султан получил от Османского султана фирман о султанате (правлении). Также А.-3. Валиди отсылает

к фактам упоминания башкир под названием иштэк или истэк в письме Урус-мурзы царю Ивану IV и в гфоизведешмхАбу-л-Гази Бахадур-хана [15, р. 328-332].

На примере башкир, одновременно носивших экзонии истек (естек, иштек)и самоназвание башкорт (башкурт), иллюстрируется так называемое явление двуименности. При этом экзоним временами настолько довлел над самоназванием, что башкиры в отношенш1хс соседями в ряде с^чаев, для большей ясности, именовалисьлибо своим прозвищем, либо биномной конструкцией «иштек-башкурт», что отражено, кпримеру, в письме к крымскому хану, написанном в 1635 г. [16].В истории тюркскюс народов гфимеров превращения экзонимов в автонимы немало.

Так, поволжские или казанские тюрки относительно поздно взяли себе внешнее наименование «татары» . Од™ из ранних примеров явления двуименности выступает происхождение этнонима туркмен, закрепившегося за группой огузских племен X в., принявших ислам. Народная этимология возводила данный этноним к персидскому словосочетанию «туркмананд», т.е. «похожие на тюрков», от которого затем возникла стяжен-наяформа ^ркман. Похожая ситуация с феноменом кипчак. Если в надписи Тоньюкука (ум. в 732 г.) они еще именуются сирами, то в более поздней надписи в честьуйгурского кагуна Баян-чура (ум. в 759 г.) их державное имя заменяется прозвшцем(?)кыбчак. Закрепление за сирами имени кыбчак стало следствием трагических

Этнографическая карта Российской империи (Потсдам, 1846 г.) (фрагмент).

событий, когда в течение VII-VIII вв. они дважды утрачивали лидирующие позиции в Центральной Азии. Продолжая тему кипчаков, отметим, что со второй трети XIII в. в состав башкирского народа начинают вливаться разгромленные монголами племена Дешт-и-Кыпчака - ильба-ри/ольберы, токсоба, а также кай, йылан, уран. Хивинский историк XVII в. Абу-л Гази написал: «...Джучи с приданными ему нукерами пошел в Дешт-и-Кыпчак. Кыпчакский народ собрался, и произошла битва. Джучи-хан победил и перебил [всех] попавших [ему] в руки кыпчаков; те из них, которые спаслись, ушли к иштякам. Большая часть иштяков теперь является потомками тех кыпчаков» [17, с. 44]. Как видим, здесь автор также маркирует башкир под этнонимом иштяк.

На известном нам картографическом материале с этнографическим содержанием, башкиры и остяки отмечены раздельно, на местах их традиционного проживания - башкиры на Южном Урале и прилегающих территориях, остяки -на реке Обь. Для примера, на этнографической карте «Российская империя 1848 г.», выпущенной в г. Потсдам (Германия), было показано расселение славянских, тюркских, финских и других групп народов Империи и соседних стран. На территории от верховьев реки Самара до верховьев рек Уфа и рек - притоков Обского бассейна в Зауралье - отмечены башкиры (Baschkiren), в центре расселений которых отмечен г. Уфа (Ufa), а на южной окраине - г. Оренбург (Orenb"g). Показаны соседи башкир - Вогулы (Wogulen) и казахи (Kirgisen). Остяки, то есть ханты отмечены на среднем течении р. Обь как Obi - Ostiak.

В заключении укажем, что дискутируемая не первое столетие проблема соотношения самоназвания башкорт и экзоэтнонима иштяк (естек, хэшдек) применительно к обозначению коренного населения в обширном регионе Урала и Приобья требует дальнейшего изучения, как с привлечением новых источников, так и с интерпретацией ранее введенных в научный оборот. Надеемся, что приведенные нарративные и картографические свидетельства будут полезны в исследовании отечественой истории и этнологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трепавлов В. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения // Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. №2. Уфа: АН РБ, 1997. 75 с.

2. Strahlenberg Ph.J.Das Nord-und Ostliche Theil von Europa und Asia. With an Introduction by J.R. Krueger. Szeged, 1975. 438 c.

3. Татищев B.H. Собрание сочинений. В 8-и т. Т. 1. История Российская. Часть 1. 1962 г. М.: Ладо-мир, 1994. 500 с.

4. Уйфальфи. К. Башкиры, мещеряки и тептяри. Письмо к действ, члену В.Н. Майнову // Известия Русского географического общества. Т. 13. Вып. 2. 1877. С. 118-120.

5. Fehér T., Németh E., Vândor A., Kornienko I.V., CsâjiL.K.,PamjovH. Y-SNP L1034: limited genetic link between Mansi and Hungarian-speaking populations.

6. Пермская летопись с 1263-1881 гг. Второй период с 1613-1645 гг. / Составил В. Шишонко. Пермь: Тип. Губернской Земской Управы, 1882. 502 с.

7. Карамзин H. История государства Российского. T. IX. СПб.: Тип. Н. Греча, 1821. 710 с.

8. Сибирские летописи. Изд. Имп. археографической комиссии. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1907. 389 с.

9. Pauly Th. de. Description ethnographique des Peuples de la Russie / Par T. de Pauly. XIV. Saint Petersburg, 1862. 277 c.

10. Трепавлов B.B. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа: Урал. науч. центр РАН, 1997. 72 с.

11. Evliya Çelebi seyahatnamesi. Istanbul: Devlet matbaasi, 1928. (Путевые записи Эвлия Челеби. Стамбул, 1928).

12. Lemercier-Quelquejay Chantai. Les Kalmuks de la Volga entre l'Empire russe et l'Empire ottoman sous le règne de Pierre le Grand (d'après les documents des Archives Ottomanes) (Калмыки Поволжья между Российской империей и Османской империей в период правления Петра Великого (по документам Османского архива)) // Cahiers du monde russe et soviétique. Vol. 7. № 1. 1966. P. 63-76.

13. Валиди Тоган Ахметзаки. История башкир [перевод с турецк. А.М. Юлдашбаева; авт. вступ. статей А.М. Юлдашбаев, И. Тоган]. Уфа: Китап, 2010. 352 с.

14. Азнабаев Б.А. Возобновление российского подданства башкир в 1722 году // Панорама Евразии. 2014. №2 (13). С. 16-23 [Электронный ресурс]. URL: http://rb21vek.com/clio/858-vozobnovlenie-rossiy-skogo-poddanstva-bashkir-v- 1722-g.html.

15. Baçkirt // Îslâm Ansiklopedisi. Cilt 2. Istanbul. 1943. (Башкиры // Энциклопедия ислама. Ч. 2. Стамбул, 1943).

16. Kurat Akdes Nimet. Ttirkiye ve Îdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-ldil Kanali ve XVI-XVIII. Ytizyil Osmanli-Rus Mtinasebetleri. Ankara, 1966. 207 p. (Тюрки и берег Идиля. Астраханский поход 1569 г.,

канал Тен-Идиль и османско-русские отношения в XVI-XVIII вв. Анкара, 1966. 207 е.).

17. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 289 с.

REFERENCES

1. Trepavlov, VV. Nogai v Bashkirii, XV-XVII vv. Knyazheskie rody nogajskogo proiskhozhdeniya [Nogai in Bashkiria, XV-XVII centuries. Princely families of Nogai origin]. In: Materiali i issledovaniyapo istorii iEtno-grafii Baskortostana [Materials and research on the history and ethnology of Bashkortostan], No. 2. Ufa, 1997. 75 p. (in Russ.).

2. Strahlenberg, Ph.J. Das Nord-und Ostliche Theil von Europa und Asia. With an Introduction by J.R. Krueger. Szeged, 1975. 438 p. (in German).

3. Tatishev, V.N. Sobranie sochinenyi. Istoryia Ros-syiskaya [Collected Works. Russian history]. Part 1. Ladomir, 1994. 500 p. (in Russ.).

4. Uifalvi, K. Baskiri, mesheriaki i teptiyari. Pismo k deistv. chlenu V.N. Mainovu [Bashkirs, Meshcheryaks and Teptyars. Letter to full member VN. Mainov]. In: Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshestva [Proceedings of the Russian Geographical Society]. Vol. 13. Issue 2. 1877. P. 118-120. (in Russ.).

5. Feher, T., Nemeth, E., Vando,r A., Kornienko, I.V, Csaji, L.K., Pamjov, H. Y-SNP L1034: limited genetic link between Mansi and Hungarian-speaking populations, (in English).

6. Permskaya Letopis s 1263-1881 gg. Vtoroi period s 1613-1645 gg. [Perm Chronicle from 1263-1881 Second period from 1613-1645]. Compiled by V Shishonko. Perm: Tip. Gubernskoi Zemskoi upravi, 1882 g. 502 p. (in Russ.).

7. Karamzin, N. Istoryia gosudarstva Rossyiskogo [History of Russian Goverment]. Saint Petersburg, 1821. 710 p. (in Russ.).

8. Sibirskyii letopisi [Siberian Chronicles]. Edition of the Imperial Archaeographic Commission. Saint Petersburg, 1907. 389 p. (in Russ.).

9. Pauly, Th. de. Description ethnographique des Peuples de la Russie / Par T. de Pauly. XIV. Saint Petersburg, 1862. 277 p. (in French).

10. Trepavlov, VV. Nogai v Bashkirii, XV-XVII w. Knyazheskie rody nogajskogo proiskhozhdeniya [Nogai in Bashkiria, XV-XVII centuries. Princely families of Nogai origin], Ufa, 1997. 75 p. (in Russ.).

11. Putevye zapisi Evliya Chelebi [Travel records of Evliya Celebi]. Istanbul, 1928. (in Turkish).

12. Lemercier-Quelquejay, Chantal. Kalmyki Po-volzh'ya mezhdu Rossijskoj imperiej i Osmanskoj imperiej v period pravleniya Petra Velikogo (po dokumentam Osmanskogo arhiva) [Kalmyks of the Volga region between the Russian Empire and the Ottoman Empire during the reign of Peter the Great (according to the documents of the Ottoman archive)]. In: Cahiers du monde russe et soviétique. Vol. 7. № 1. 1966. (in French).

13. Istoriya Bashkir [History of the Bashkirs]. Ufa: Kitap, 2010. 352 p. (in Russ.).

14. Aznabaev, B.A. Vozobnovleniye rossyiskogo poddanstva Bashkir v 1772 g. [The resumption of Russian citizenship of the Bashkirs in 1722]. In: Panorama Evraziyi. 2014. No. 2 (13). P. 16-23. (in Russ.).

15. Bashkiry [Bashkir], In: Enciklopediya islama [Encyclopedia of Islam]. Part 2. Istanbul, 1943. (in Turkish).

16. Kurat, Akdes Nimet. Tyurki i bereg Idilya. Astrakhanskiypokhod 1569 g., kanal Ten-Idil' i osmansko-russkiye otnosheniya v XVI-XVIII vv. [The Turks and the bank of the Idil. Astrakhan Campaign of 1569, Ten-Idil Canal and Ottoman-Russian Relations in the 16th-18th Centuries]. Ankara, 1966. 207 p. (in Turkish).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kononov, A.N. Rodoslovnaya Turkmen. Sochi-neniye Abu-l-Gazi, hana Hivinskogo [Pedigree of Turkmens. Composition of Abu-l-Gazi, Khan of Khiva]. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1958. 289 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.