признание результатов неформального образования [9, с. 9]. Использование неформальных методов, технологий и стратегий при составлении формальных образовательных программ может существенным образом повлиять на традиционные образовательные системы. Обе инициативы безусловно потребуют обязательной стандартизации неформального образования с целью унификации и совместимости систем формального и неформального образования.
Выводы. Анализ основных характеристик формального, неформального и информального образования, позволяет утверждать, что формальное образование должно стать более открытым и гибким, для того чтобы удовлетворить широкий ряд образовательных потребностей обучающихся. Такое изменение осуществимо, благодаря возможности использования широкого набора методик и гибкого подхода неформального образования, формальные системы образования смогут в будущем адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям обществ и запросам индивидуальных учащихся. Неформальное образование является значимым механизмом мультикультурной социализации личности. Оно способно удовлетворить разнообразные образовательные потребности разных групп населения, способствует личному росту и самообразованию отдельно взятого человека. Получение неформального образования, быстро реагирующего на инновации и реализующего современные тенденции в образовании, привлекает внимание к возможности обучения и получения практических навыков вне образовательных учреждений. Информальное образование является неотъемлемой составляющей обучение в течение всей жизни и позволяет людям непрерывно развивать свои навыки и компетенции. Идея построения многогранных образовательных программ, основанных на взаимодействии формального, неформального и информального образования имеет огромный потенциал.
Литература:
1. Бирюкова И.К. Системный подход как методологическая основа анализа неформального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №1 (86). С. 12-16
2. Горюнова Л.В. Преемственность как основа построения мобильной системы непрерывного образования / Материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах». Научные редакторы: В.И. Мареев, Е.В. Бондаревская, И.Э. Куликовская. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2011. С. 372-377.
3. Скрынник И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2006.
4. Чекалева Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых // Электронный научный журнал «Письма в Эмиссия.Оффлайн». 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm
5. Якушкина М.С. Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых — Санкт-Петербург, 2014.
6. Bois-Reymond, M. Study on the links between formal and informal education. - Centre of Youth Studies, Leiden University Netherlands, 2011
7. Coombs, P. with Ahmed, M. Attacking Rural Poverty. - Baltimore: The John Hopkins University Press, 1974. URL: http://infed.org/mobi/what-is-non-formal-education/
8. Fordham, P. E. Informal, non-formal and formal education programmes. - George Williams College, 1993. URL: https://pdfs.semanticscholar.org
9. Jeffs, T. and Smith, M. K. 'What is informal education? 2011 URL: http://infed.org/mobi/what-is-informal-education/
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. На основе анализа кадровой ситуации в РС(Я) выявлены основные проблемы подготовки педагогов дошкольного образования в контексте модернизация педагогического образования. В статье представлены некоторые аспекты подготовки будущих педагогов. Рассмотрены перспективные направления деятельности вуза, выделены использование вариативных траекторий обучения на всех уровнях образования и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза.
Ключевые слова: педагог, профориентационная работа, подготовка кадров, непрерывное образование. Annotation. The article is devoted to the problem of training teachers of preschool educational organizations. Based on the analysis of the personnel situation in the Republic of Sakha (Yakutia), the main problems of training preschool teachers in the context of the modernization of teacher education have been identified. The article presents some aspects of the training of future teachers. The promising areas of the university's activity are considered, the use of variative learning paths at all levels of education and entering the pedagogical profession is highlighted; orientation of the content and technologies of vocational education to the requirements of pedagogical activity and
the professional standard of a teacher; actualization of opportunities and resources of the wide socio-cultural environment of the university.
Keywords: teacher, career guidance, training, continuing education.
Введение. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны является модернизация системы дошкольного образования. Она затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы, в том числе и в дошкольном образовании [1].
Изложение основного материала статьи. Реформа содержания высшего образования выразилась в его стандартизации, и внедрении новых вариантов федеральных государственных стандартов. Несомненно, внедрение ФГОС позволяет высшим учебным заведениям гибко и оперативно обновлять содержание образования с учетом потребностей развития экономики и социальной сферы, дает широкие возможности для определения и реализации собственной образовательной политики и тактики в решении актуальных проблем подготовки специалистов Потенциал любой отрасли формируется качественным составом кадровых ресурсов. Для Республики Саха (Якутии) это особенно актуально, учитывая быстроразвивающуюся экономику и возрастающую демографическую нагрузку.
Утверждение ФГОС дошкольного образования также определяет актуальность решения проблемы подготовки педагогов с высшим образованием. Современному ДОО нужен специалист, владеющий новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами обучения, а также обладающий знаниями о современных информационных технологиях, программных обеспечениях, предназначенных для обучения и развития детей, начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним.
Нами проведен мониторинг кадровой ситуации в Республике Саха (Якутия), который показал, что в целом по республике в 2017 году по сравнению с 2011 годом наблюдается устойчивая положительная динамика и отмечается рост численности педагогических работников с 6604 до 7857 тыс. человек.
Диаграмма 1. Численность педагогических работников ДОО по Республике Саха (Якутия)
Удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций также имеет положительную динамику, и, с 2013 года возрос на 2,6 %: в 2013 г. - 94%, в 2014 г. - 95%, в 2015 г. - 96%, в 2017 г. - 96,6%.
60 55 50 45
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Ш доля лиц с высшим педагогическим образованием
Диаграмма 2. Доля лиц с высшим образованием в общей численности педагогических работников
ДОО по Республике Саха (Якутия)
Таким образом, доля лиц, с высшим образованием в общей численности педагогических работников в ДОО повысилась на 6% (см. диаграмму 2), из них доля воспитателей с высшим профессиональным образованием повысилась на 8,6% (с 44,5% в 2011 году до 53,1% в 2017 году).
Переход на требования профессионального стандарта педагога выступает одним из условий повышения качества образования. Неизбежно введение профессионального стандарта должно повлечь за собой изменения в подготовке кадров новой формации.
Как отмечает Г.Ф. Шафранов-Куцев, реформирование педагогического образования предполагает решение следующих проблем. Во-первых, проблемы профессионального выбора старшеклассников, профориентационных практик вуза. Во-вторых, проблема повышения качества подготовки, к которым можно
отнести преобладание традиционных методов обучения, слабое использование деятельностного подхода в подготовке студентов, недостаточную связь между содержанием изучаемых учебных дисциплин и многообразными потребностями практики и недостаточное вовлечение студентов в исследовательскую деятельность и др. [5, с. 39].
Реформирование системы образования требует новых подходов к проблеме формирования профессиональной направленности старшеклассников, которые прежде всего связаны с созданием оптимальных условий для развития их готовности к осознанному выбору профессии, жизненной позиции-отношения к себе как проектировщику своей жизни.
Изучение практики свидетельствует, что современные тенденции в развитии образования в республике обусловили поиск новых форм и методов организации образовательного процесса. Все большее значение приобретает личностно-ориентированный подход в обучении. Мы полагаем, что проведение опережающей подготовки кадров через систему заказов и договоров на обучение, начиная с профессионального самоопределения выпускников школ, а также реализация индивидуально - дифференцированного подхода в обучении - объективно способствуют осмыслению старшеклассниками проблемы выбора профессии, что находит отражение в формировании их профессиональной направленности.
Профориентация в высшем учебном заведении решает следующие задачи:
- пробуждение у потенциальных абитуриентов интереса к будущей профессиональной деятельности;
- формирование готовности к командной работе;
- поддержка стремления личности реализовать себя через продуктивную и значимую деятельность и др.
2018 год в СВФУ был объявлен годом «Университет - школе!», в связи с чем в вузе проходили мероприятия и акции, имеющие профориентационную направленность. В рамках профориентационной работы кафедра принимала участие в дистанционном профориентационном проекте, систематически проводит адресную работу с финалистами Северо-Восточной олимпиады школьников по их привлечению в СВФУ, с родителями школьников (СМИ, участие в родительских собраниях, организация лекториев и др.). Стало традиционным участие преподавателей кафедры в качестве экспертов в конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».
Главной задачей, реализуемой в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного звена система образования нашей страны остается формирование готовности к работе в режиме преобразования социально-экономических условий, воспитание у них потребности в постоянном самообразовании, готовности к поиску разных путей совершенствования содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста в условиях вариативного образования.
Следующим важным направлением, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического образования через реализацию профильных программ бакалавриата, магистратуры, и программ дополнительного образования.
Подготовка кадров для системы дошкольного образования осуществляется на кафедре дошкольного образования педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова. В связи с принятием ФГОС 3++ осуществляется переход к деятельностной парадигме подготовки педагогических кадров с приоритетом практической подготовки студентов, требует изменения в содержании учебных дисциплин, технологиях подготовки будущих педагогов, которая определяется органическим сочетанием трех составляющих -подготовки в избранной области; психолого-педагогической и методической подготовки. Это предполагает конструирование образовательных программ ориентированной на практическую подготовку студентов.
С учетом предложений работодателей нами разработаны новые модули образовательной программы бакалавриата, среди которых: базисные компоненты академического психолого-педагогического знания, которые направлены на формирование практических компетенций; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностно-ориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики.
Основная миссия магистерской программы «Менеджмент в системе дошкольного образования» заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области менеджмента дошкольного образования. Программа построена на междисциплинарном знании таких областей, как педагогика, психология, социология, культурология, политология, экономика, управление. Программа строится на компетентностном подходе в образовании. Содержательной основой ее выступают профессиональные задачи в сфере управления дошкольным образованием и предоставляют обучающимся необходимые знания и технологии для дальнейшего повышения их профессиональной и научно-методической квалификации.
Одним из ведущих установок в профстандарте является реализация стратегии профессионального обучения в течение всей жизни, предполагающей расширение возможностей, способов и форм освоения профессиональных квалификаций в рамках построения системы непрерывного профессионального обучения. Профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специальные педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения.
В материалах ЮНЕСКО говорится, что непрерывное образование в разных регионах имеет свою специфику и особенности, которые должны учитываться при его функционировании и развития. Е.И. Михайлова в стратегии СВФУ и в его программных документах отмечает специфику целей предоставления и получения непрерывного образования, обозначенных в материалах ЮНЕСКО [2, с. 234]. Современная образовательная среда характеризуется повышенной динамичностью. В связи с этим для каждого педагога становится очевидной необходимость непрерывного и системного профессионального обучения, когда принцип «образование на всю жизнь» приобретает иное звучание: «образование через всю жизнь».
Следовательно, «непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится
непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, ссузе или вузе» [4, с. 391.
В связи с реализацией стратегии многоуровневого образования в СВФУ возрастает значение программ послевузовского образования, в частности, программы дополнительного профессионального образования. При педагогическом институте создан учебно-методический центр, который, совместно со структурами университета взаимодействует с образовательными организациями РС (Я). На нашей кафедре разработаны и реализуются курсы повышения квалификации «Модульное проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации», «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». Как никогда актуальна разработка инновационных курсов «Этнокультурные технологии в современном дошкольном образовании: формирование основ толерантности», «Организация консультационно-методических центров в ДОО», «Организация образовательного процесса в кочевой группе в условиях жизни коренных малочисленных народов Севера».
Выводы. Таким образом, проблемы подготовки современных педагогов определяются усложнением профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации, так как сегодня необходим педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы своих воспитанников и свои собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Система подготовки педагогов дошкольного образования с высшим образованием вступает в новый этап развития, результаты которого можно будет оценить в ближайшие годы.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Михайлова, Е.И. Роль университета в устойчивом развитии региона / Е.И. Михайлова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 233 с.
3. Пережовская, А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С.38-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/ (дата обращения: 17.12.2018).
4. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
5. Шафранов-Куцев, Г.Ф. О современной модели подготовки педагога в структуре университетского комплекса / Г.Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. - 2014 (6). - С. 35-41.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Потапова Ирина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (г. Тюмень); старший преподаватель Фатеева Ирина Анатольевна
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова (г. Тюмень)
К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННОЙ НА ВЕДУЩЕМ КАНАЛЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация. Современные тенденции, характеризующие процесс образования и основанные на личностно-ориентированном подходе, требуют более детального подхода, индивидуализации обучения. При индивидуализации часто акцент делают на особенности восприятия окружающего мира обучающимися. Теория обучения, основанная на «каналах восприятия», на модальности восприятия информации претендует на повышение учебной успеваемости учащихся [7, с. 150]. Эта теория Фредерика Вестера (Frederic Vester) широко распространяется через публикации и пользуется значительной популярностью [12], тем временем она стала в значительной степени независимой от своего автора.
Ключевые слова: обучение, хранение, информация, логика, канал, восприятие, материал, элемент, мышление.
Annotation. Modern trends characterizing the process of education and based on a personality-oriented approach require a more detailed approach, individualization of learning. When individualization is often focused on the features of perception of the world by students. The theory of learning based on the "channels of perception", on the modality of information perception, claims to increase the academic performance of students [7, p. 150]. This theory of Frederik Vester (Frederik Vester) is widely distributed through publications and enjoys considerable popularity [12], in the meantime it has become largely independent of its author.
Keywords: learning, storage, information, logic, channel, perception, material, element, thinking.
Введение. Анализ данной теории, даже если многие считают ее ошибочной, важен в виду её эффективного влияния на процесс обучения [4, с. 9]. Популярность теории обучения по типам обучения и восприятия информации (Вестер использует термин «Lerntyp») можно объяснить тем, что некоторые авторы в своих публикациях о современной конструктивистской дидактике опираются на теорию предметно-ориентированного обучения. Становится очевидным, что требуется некая адаптация методов обучения под индивидуальные особенности восприятия информации обучающимися, чтобы добиться положительных результатов.
Четыре типа учащихся по Вестеру, описанные в 1975 году в книге «Denken, Lernen, Vergessen» [12]:
1 тип - слуховой канал является ведущим, информация воспринимается «через слушая и разговаривая»;
2 тип - информация воспринимается визуально, «через глаза, через наблюдение»;
3 тип - тактильное восприятие информации, «через прикасаясь и чувствуя»;
4 тип - информация воспринимается «через интеллект».
Таким образом, 1-3 типы обучения и восприятия информации отличаются от 4 типа. Обучающиеся четвертого типа логически не вписываются в эту категорию, посредством такого разделения типов учащихся Вестер сводит на нет интеллектуальные способности типов под номером 1-3, но сохраняет их исключительно