Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / LIFELONG LEARNING / THE VALIDATION OF RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Елена Васильевна

Данная статья посвящена актуальным вопросам в области типологизации образования. Автор анализирует понятия формального, неформального и информального образования, предложенные зарубежными учеными; проводит сравнительную характеристика образовательного процесса в ключе каждого из выше указанных видов образования; выявляет сходные черты и существующие противоречия; осуществляет противопоставление формального, неформального и информального образования по ряду признаков, а также освещает перспективы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF FORMAL, INFORMAL AND INFORMAL EDUCATION

This article is dedicated to the actual questions in the sphere education classification. The author analyses formal, non-formal and informal education definitions, made by foreign authors; carries out a comparative analysis of educational process in the context of above mentioned types of education, reveals common and different features; contrasts formal, non-formal and informal education according to the range of peculiarities, highlights the perspectives of their interaction.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Зиганшин, М.М. Административно - правовой статус ГИБДД как субъекта обеспечения безопасности дорожного движения / М.М. Зиганшин // Вестник НЦ БЖД. - 2013. - № 4 (18). - с. 20-23.

9. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.

10. Терзиогло Е.И. Управление качеством непрерывного профессионального образования // http://elar.rsvpu.ru (Дата обращения18.06.2019г.).

Педагогика

УДК: 378.046

научный сотрудник Академии психологии и педагогики Полякова Елена Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам в области типологизации образования. Автор анализирует понятия формального, неформального и информального образования, предложенные зарубежными учеными; проводит сравнительную характеристика образовательного процесса в ключе каждого из выше указанных видов образования; выявляет сходные черты и существующие противоречия; осуществляет противопоставление формального, неформального и информального образования по ряду признаков, а также освещает перспективы их взаимодействия.

Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, информальное образование, обучение на протяжении всей жизни, стандартизация, признание результатов.

Annotation. This article is dedicated to the actual questions in the sphere education classification. The author analyses formal, non-formal and informal education definitions, made by foreign authors; carries out a comparative analysis of educational process in the context of above mentioned types of education, reveals common and different features; contrasts formal, non-formal and informal education according to the range of peculiarities, highlights the perspectives of their interaction.

Keywords: formal education, informal education, non-formal education, life-long learning, the validation of results.

Введение. Тенденция многочисленных и малопредсказуемых изменений в мире обязывает как отдельно взятого человека, так и системы образования реагировать на современные вызовы, определяя задачу получения индивидом новых знаний и компетенций как первостепенную. Индивидуальная и корпоративная конкурентоспособность на рынке труда зависит уже не только от результатов деятельности традиционных образовательных учреждений, но и от возможности граждан в любой момент времени получать новые навыки или повышать уровень имеющихся, улучшать качество собственных компетентностей. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем [1]. Помимо традиционно реализуемого формального образования (formal education), всё большее значение в обучении на протяжении всей жизни придается неформальному образованию (nonformal education) и информальному образование (informal education) [4]. Наше исследование направлено на раскрытие сравнительной характеристики образовательного процесса трёх основных составляющих непрерывного образования формального, неформального и информального образования, а также установить их взаимосвязь в условиях современных образовательных системах.

Изложение основного материала статьи. В рамках обозначенной цели исследования особый интерес представляют работы таких иностранных ученых, как Филлип Х. Кумбс, Манзур Ахмед, Пол Э. Фордхэм, М. Ноулз, А. Роджерс, которые были изучены в ходе исследовательской работы. Так же был проведен анализ материалов международной организации UNESCO, Организации экономического сотрудничества и развития и Европейской комиссии по вопросам образования по данному вопросу. Изучение этих документов, закладывающих фундамент непрерывного образования, помогло определить понятия «неформального образование» и «информального образования».

Американские ученые Ф.Кумбс и М.Ахмед считают, что формальное образование представляет собой «структурированную, хронологически организованную систему образования от начальной школы до университета, включающую помимо общего курса обучения разнообразные специализированные программы и образовательные учреждения для технической и профессиональной подготовки» [7]. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в качестве основных характеристик формального образования выделяет: структурированность формального образования; наличие утвержденного учебного плана, который соответствует нормам, законам и образовательным стандартам, принятым в стране, где реализуется выбранная модель; необходимость проведения промежуточной и итоговой аттестации; получение официально признанного диплома или сертификата. При реализации формального образования, основной упор сделан на учебную деятельность и научно-исследовательскую работу, а центральной фигурой образовательного процесса является высококвалифицированный педагог.

Неформальное образование есть «любая организованная учебная деятельность вне существующей формальной системы, функционирующая как независимая единица или как важный элемент более широкой деятельности, подразумевающая оказание учебных услуг» [7]. По сути, Ф. Кумбс и М. Ахмед рассматривали неформальное образование как разнообразную образовательную деятельность, которая осуществляется за рамками системы формального образования, а также реализуется без участия органов государственного и общественного контроля и не подлежит обязательной процедуре стандартизации. Британские ученые, Марк К. Смит и Тони Джеффс рассматривали неформальное образование в связи с концептами регулярного обучения и образования на протяжении всей жизни. Они считали, что «получение неформального образования основано на принципе непрерывности и способствует обогащению новыми знаниями и навыками на протяжении всей жизни» [9]. В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что разные страны могут по-своему интерпретировать, как понятие неформального образования, так и возможности его реализации. Например, в Монголии за составление и реализацию образовательных программ,

осуществляемых вне рамок официальных учебных заведений отвечает министерство образования. В некоторых странах, например, Малайзии, под реализацией неформального образования понимается составление и выполнение образовательных программ, реализуемых различными министерствами (труда, здоровья, культуры и спорта и другие). Помимо министерств, поставщиками образовательных услуг в сфере неформального образования в разных странах являются некоммерческие и общественные организации, государственно-частные партнеры, медиа организации, общины, международные организации и фонды. Если говорить о реализации неформального образования, то стоит отметить, что оно организуется для однородных групп, формирование которых происходит на основе определенных критериев (уровень владения знаниями или/и навыками, способности и возможности, возраст и т.д.), при этом образовательный процесс должен быть спланирован с целью соответствия нуждам конкретной группы. По мнению британского учёного Пола Фордхэма, это «обуславливает необходимость использования гибкого подхода при создании учебного плана и при выборе методов оценивания» [8], что является одной из важнейших характеристик неформального образования. Среди других характеристик необходимо выделить отсутствие возрастных ограничений, самостоятельную работу его участников и их взаимодействие. Говоря о такой особенности, как практико-ориентированность образования, необходимо отметить, что «в странах Европы и Азии неформальное образование характеризуется направленностью на получение необходимых навыков и компетенций, в то время как в странах Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Африки доминирует знаниевая составляющая неформального образования» [6, с. 11]. Особый интерес вызывает такая характеристика, как заинтересованность обучающегося в образовательном процессе, так как она становится основным компонентом его мотивации [3]. Формами неформального образования выступают занятия в различных школах этнических общин, тематических клубах, центрах для детей и подростков, кружках, молодежных организациях; языковые, культурные и спортивные программы, направленные на улучшение личных достижений и другие. Рассмотрим вопросы кадрового обеспечения неформального образования. Данный вид образования не требует обязательного участия квалифицированного педагога. Ярким примером являются школы дополнительного образования, основанные языковыми и этническими общинами, в Великобритании. В них обучение могут осуществлять как дипломированные преподаватели, получающие заработную плату, так и волонтёры или даже родители, которые являются представителями данной общины. Отсутствие высокого уровня профессионализма при выборе кадров для обеспечения неформального образования может рассматриваться как его недостаток, а также отрицательно влиять на признание его результатов.

Информальное образование - это «подлинно непрерывный процесс, в рамках которого каждая личность приобретает установки, знания и навыки из ежедневного опыта» [7]. Основное отличие информального образования от формального и неформального — это наличие значительно большего пространства для реализации образовательного процесса — дома, в образовательной организации, в медиа пространстве и сети Интернет, а также использование всевозможных образовательных ресурсов, которые окружают человека. Один из способов осуществления информального образования основан на коммуникации с другими людьми, изучении и исследования их опыта, знаний и системы ценностей. По мнению, Ф. Кумбса и М. Ахмета, обучать в рамках процесса реализации информального образования способен любой человек без специального образования, но с большим опытом, чем обучающийся. В то же время, М.К. Смит и Т. Джеффс предлагали другую трактовку. Они полагали, что термин «обучение» точнее отражает суть данной деятельности и определяли её как «обучение каждый день» [5]. Они отмечали, что информальное образование - спонтанный процесс формирования знаний, который, по сути, бессистемен. Среди основных характеристик информального образования можно выделить следующие: основу информального образования составляет ежедневный опыт и обучение новым навыка; информальное образование не имеет четкой организации, расписания или учебного плана; информальное образование не структурировано по целям, содержанию или продолжительности; информальное образование как особый вид образования доступен каждому, оно бесплатно; человек способен получать информальное образование в семье, общине, интернете, и обучаться каждый день на протяжении всей жизни.

Принято считать, что формальное образование можно получить в рамках официальных образовательных учреждений, неформальное - общественных, частных, международных организациях, а информальное основано на взаимодействии с друзьями, родственниками, коллегами. Тем не менее, типологизация только по принципу административной структуры относится к числу вопросов, вызывающих разногласия. Если признать, что значительная часть образования происходит за пределами школы, простого разделения между формальным и неформальным образованием будет вполне достаточно. Однако на практике границы между формальным, неформальным и информальным образованием стираются.

Сосуществование форм формального и неформального образования можно заметить в образовательном процессе школы или вуза. Это связанно с тем фактом, что становление системы непрерывного образования опирается на принцип мобильности, что позволяет изменять сам образовательный процесс через замену его отдельных элементов на элементы неформального образования [2]. Поэтому, в этих образовательных учреждениях возможно и использование информальных методов и форм обучения, таких как просмотр фильмов или обучающих видеоматериалов, обращение к интернет-ресурсам, использование фактов из собственной биографии или личного опыта при выполнении проектной работы и д.р. Формальное образование обладает более жесткими организационными формами, что не свойственно ни неформальному, ни информальному образованию в целом. Формальное образование осуществляется только дипломированными педагогами, тогда как реализация неформального и информального образования не требует участия высококвалифицированных преподавателей. Получение знаний в рамках формального образования противопоставляется пратико-ориентированности формального и информального. Стоит отметить более высокую мотивацию обучающихся в рамках неформального образования, связанную с добровольным характером обучения. Среди важных отличительных признаков неформального и информального образования стоит упомянуть гибкий подход в выборе обучающих материалов, стратегий и методов оценивания. Всё вышеперечисленное указывает на существующее противопоставление формального и неформального образования. Однако современные течения европейского образовательного пространства говорят том, что противопоставление неформального и информального образования формальному, постепенно уменьшается. Советом Европы и Советом по правам молодежи изучаются связи между формальным и неформальным образованием, предлагаются инициативы, подразумевающие официальное

признание результатов неформального образования [9, с. 9]. Использование неформальных методов, технологий и стратегий при составлении формальных образовательных программ может существенным образом повлиять на традиционные образовательные системы. Обе инициативы безусловно потребуют обязательной стандартизации неформального образования с целью унификации и совместимости систем формального и неформального образования.

Выводы. Анализ основных характеристик формального, неформального и информального образования, позволяет утверждать, что формальное образование должно стать более открытым и гибким, для того чтобы удовлетворить широкий ряд образовательных потребностей обучающихся. Такое изменение осуществимо, благодаря возможности использования широкого набора методик и гибкого подхода неформального образования, формальные системы образования смогут в будущем адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям обществ и запросам индивидуальных учащихся. Неформальное образование является значимым механизмом мультикультурной социализации личности. Оно способно удовлетворить разнообразные образовательные потребности разных групп населения, способствует личному росту и самообразованию отдельно взятого человека. Получение неформального образования, быстро реагирующего на инновации и реализующего современные тенденции в образовании, привлекает внимание к возможности обучения и получения практических навыков вне образовательных учреждений. Информальное образование является неотъемлемой составляющей обучение в течение всей жизни и позволяет людям непрерывно развивать свои навыки и компетенции. Идея построения многогранных образовательных программ, основанных на взаимодействии формального, неформального и информального образования имеет огромный потенциал.

Литература:

1. Бирюкова И.К. Системный подход как методологическая основа анализа неформального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №1 (86). С. 12-16

2. Горюнова Л.В. Преемственность как основа построения мобильной системы непрерывного образования / Материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах». Научные редакторы: В.И. Мареев, Е.В. Бондаревская, И.Э. Куликовская. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2011. С. 372-377.

3. Скрынник И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2006.

4. Чекалева Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых // Электронный научный журнал «Письма в Эмиссия.Оффлайн». 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm

5. Якушкина М.С. Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых — Санкт-Петербург, 2014.

6. Bois-Reymond, M. Study on the links between formal and informal education. - Centre of Youth Studies, Leiden University Netherlands, 2011

7. Coombs, P. with Ahmed, M. Attacking Rural Poverty. - Baltimore: The John Hopkins University Press, 1974. URL: http://infed.org/mobi/what-is-non-formal-education/

8. Fordham, P. E. Informal, non-formal and formal education programmes. - George Williams College, 1993. URL: https://pdfs.semanticscholar.org

9. Jeffs, T. and Smith, M. K. 'What is informal education? 2011 URL: http://infed.org/mobi/what-is-informal-education/

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. На основе анализа кадровой ситуации в РС(Я) выявлены основные проблемы подготовки педагогов дошкольного образования в контексте модернизация педагогического образования. В статье представлены некоторые аспекты подготовки будущих педагогов. Рассмотрены перспективные направления деятельности вуза, выделены использование вариативных траекторий обучения на всех уровнях образования и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза.

Ключевые слова: педагог, профориентационная работа, подготовка кадров, непрерывное образование. Annotation. The article is devoted to the problem of training teachers of preschool educational organizations. Based on the analysis of the personnel situation in the Republic of Sakha (Yakutia), the main problems of training preschool teachers in the context of the modernization of teacher education have been identified. The article presents some aspects of the training of future teachers. The promising areas of the university's activity are considered, the use of variative learning paths at all levels of education and entering the pedagogical profession is highlighted; orientation of the content and technologies of vocational education to the requirements of pedagogical activity and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.