Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГО-КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГО-КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хошимзода Хомид Хасан

Прорабатывается вопрос применения синерго-кибернетического подхода к управлению региональным развитием в современном Таджикистане. Отмечается, что правительством Республики Таджикистан уделяется должное внимание развитию регионов, однако, имеются не решенные проблемы в социальной и экономической сфере, решение которых во многом зависит от эффективности системы государственного управления развитием регионов. Существующие проблемы, не решенные в течение десятилетий, доказывают неэффективность линейного подхода, применяемого в управлении развитием территорий. Проведено сравнение двух противоположных концепций (кибернетической (линейной) и синергетической). На основании анализа сделано заключение о необходимости интеграции двух концепций в государственном управлении развитием регионов. Симбиоз организации и самоорганизации позволяет нивелировать недостатки концепций и усилить их совмещенное воздействие на достижение поставленных целей в развитии регионов. На основе синерго-кибернетического подхода предложен механизм государственного управления развитием регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хошимзода Хомид Хасан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF APPLICATION OF SYNERGETIC AND CYBERNETIC APPROACH IN THE MANAGEMENT WITH REGIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the issue of application of synergetic and cybernetic approach in the management with regional development in contemporary Tajikistan. The Government of the Republic of Tajikistan pays due attention to the development of the regions, but there are still unresolved problems in social and economic spheres the solution of which largely depends on effectiveness of state management system concerned with development of regions. The existing problems that have not been resolved for decades prove ineffectiveness of a linear approach used in managing the development of territories. A comparison of two opposing concepts [cybernetic (linear) and synergetic] is carried out. Proceeding from the analysis done the author comes to the conclusion claiming a necessity of integration of two conceptions for state management with evolution of regions. Symbiosis of organization and self-organization makes it possible to level out the shortcomings of the concepts and enhance the combined impact on the achievement of the set goals targeted at the development of the regions. On the basis of a synergistic-cybernetic approach a mechanism of state regulation of the development of regions is proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГО-КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ»

УДK 332.146.2 ББK 65.04

K ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ Хошимзода Хомид Хасан, канд. экон.

СИНЕРГО-KИБЕРНЕТИЧЕСKОГО наук, доцент, директор Института

ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ экономики и торговли ТГУК

РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ (Таджикистан, Худжанд)

ОИДБА ИСТИФОДАИ УСУЛИ Хршимзода Хрмид Хасан, н.и.и.,

СИНЕРГЕТИKЙ-KИБЕРНЕТИKЙ дотсент, директори Донишкадаи

ДАР ИДОРАKУНИИ ицтисод ва савдои ДДТТ

РУШДИ МИНТАКАХО (Тоцикистон, Хуцанд)

ON THE ISSUE OF APPLICA TION OF Hoshimzoda Homid Hasan, Director of the

SYNERGETICAND CYBERNETIC TSUCIETAssociate Professor,

APPROACH IN THE MANA GEMENT WITH (Tajikistan, Khujand)

REGIONAL DEVELOPMENT E-MAIL:Homid_@mail.ru

Kлючeвыe слова: Республика Таджикистан, управление региональным развитием, кибернетический подход, синергетический подход, необходимость интеграции концепций, механизм государственного управления, развитие территорий

Прорабатывается вопрос применения синерго-кибернетического подхода к управлению региональным развитием в современном Таджикистане. Отмечается, что правительством Республики Таджикистан уделяется должное внимание развитию регионов, однако, имеются не решенные проблемы в социальной и экономической сфере, решение которых во многом зависит от эффективности системы государственного управления развитием регионов. Существующие проблемы, не решенные в течение десятилетий, доказывают неэффективность линейного подхода, применяемого в управлении развитием территорий. Проведено сравнение двух противоположных концепций (кибернетической (линейной) и синергетической). На основании анализа сделано заключение о необходимости интеграции двух концепций в государственном управлении развитием регионов. Симбиоз организации и самоорганизации позволяет нивелировать недостатки концепций и усилить их совмещенное воздействие на достижение поставленных целей в развитии регионов. На основе синерго-кибернетического подхода предложен механизм государственного управления развитием регионов.

Вожа^ои калиди: Цумуурии Тоцикистон, идораи рушди минтацави, муносибати кибернетики, муносибати синергетики, зарурати уамгироии консепсияуо, механизми идоракунии давлати, рушди уудудуо

Масъалаи истифодаи усули синергетики-кибернетики дар идоракунии рушди минтацауо дар Тоцикистони муосир мавриди барраси царор дода шудааст. Хукумати Цумуурии Тоцикистон ба рушди минтацауо таваццууи махсус зоуир менамояд, вале дар соуауои ицтимову ицтисодии мамлакат муаммоуое вуцуд доранд, ки то уол уалли худро наёфтаанд ва уалли онуо аз самаранокии низоми идоракунии давлатии рушди минтацауо вобастагии калон дорад. Муаммоуои цойдошта, ки таи чандин даусолауо уалли худро наёфтаанд,, гайри самаранок будани усули хаттиро дар идоракунии рушди уудудуо исбот менамоянд. Муцоисаи

ду консепсияи ба щм муцобил - кибернетики ва синергетики сурат гирифтааст. Дар асоси тащил хулоса карда шудааст, ки уар ду консепсия дар танзими давлатии рушди минтацауо бояд уамгиро карда шавад. Симбиози ташкил ва худташкилкунй, ки ба хунсо намудани камбудщои консепсияуо ва тацвияти таъсири уамгиро барои расидан ба мацсадуои гузошташудаи рушди минтацауо имкон медщад. Дар асоси муносибати синергетикй-кибернетикй механизми идоракунии давлатии рушди минтацауо пешнщод карда шудааст.

Key-words: Tajikistan Republic, management with regional development, cybernetic approach, synergetic approach, necessity for integration of conceptions, mechanism of state management, development of territories

The article is devoted to the issue of application of synergetic and cybernetic approach in the management with regional development in contemporary Tajikistan. The Government of the Republic of Tajikistan pays due attention to the development of the regions, but there are still unresolved problems in social and economic spheres the solution of which largely depends on effectiveness of state management system concerned with development of regions. The existing problems that have not been resolved for decades prove ineffectiveness of a linear approach used in managing the development of territories. A comparison of two opposing concepts [cybernetic (linear) and synergetic] is carried out. Proceeding from the analysis done the author comes to the conclusion claiming a necessity of integration of two conceptions for state management with evolution of regions. Symbiosis of organization and self-organization makes it possible to level out the shortcomings of the concepts and enhance the combined impact on the achievement of the set goals targeted at the development of the regions. On the basis of a synergistic-cybernetic approach a mechanism of state regulation of the development of regions is proposed.

В функционировании современной экономической системы возрастают роль и значение регионов, так как состояние и развитие их экономик в совокупности отражают уровень развития национальной экономики. Правительством Республики Таджикистан уделяется должное внимание развитию регионов, для чего используются различные инструменты государственного управления. Достигнуты определенные результаты, но при этом остались значимые нерешенные проблемы в социальной и экономической сферах, решение которых во многом зависит от эффективности системы государственного управления развитием регионов.

При этом правительством республики признается «низкая эффективность государственного управления на уровне регионов, местного самоуправления» [4, с.44] и ставится цель совершенствования системы государственного управления в интересах успешного социально-экономического развития страны.

Современный опыт многих стран показывает тенденцию к усилению государственного управления на уровне регионов и местного самоуправления путем реализации принципа самоорганизации, что позволяет повысить эффективность регулирующего воздействия местных органов власти на деятельность хозяйственных структур [1, с.107]. При этом процесс децентрализации власти связан с реформированием концепции государственного управления, пересмотром существующих и внедрением новых форм и методов управления региональным развитием.

В целях разработки новой концепции макроэкономического управления развитием регионов, соответствующей мировым тенденциям, сравним два разных подхода к управлению социально-экономическими системами регионов: кибернетический и синергетический.

Как известно, в ходе управления происходит перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия. Рассмотрим, каким образом осуществляется перевод управляемой системы (в нашем случае региональной) из одного состояния в другое с помощью названных подходов.

Кибернетический подход базируется на четырех элементах, создающих структуру системы управления: управляющих (субъект), управляемых (объект), между ними формируется прямая и обратная связь [6, с.86-90]. Воздействие субъекта на объект осуществляется при помощи различных инструментов (приказы, законы, планы, программы и т.д.), реализация которых должна привести субъект в состояние, определенное объектом управления. Такое воздействие носит относительно принудительный характер. Субъект не всегда может достичь заданного состояния, так как на него оказывает влияние внешняя среда, возникают отклонения от намеченной цели. Таким образом, процесс управления при кибернетическом подходе можно охарактеризовать как организованный, иерархичный, целенаправленный и подконтрольный.

Модель управления, основанная на синергетическом подходе, базируется на саморазвитии под воздействием естественных факторов и условий. Исследователь синергетического управления В.И. Некрасов считает: «Синергетическая теория управления -это, в первую очередь, теория несилового управления, не противоречащего естественному движению объекта» [5, с.121], т.е., объект управления развивается естественно, без воздействия субъекта управления, который при синергетическом подходе теряет свое значение, и актуализируется цель развития, связанная с решением имеющихся проблем.

Следовательно, новое состояние достигается объектом естественно, без целенаправленного внешнего воздействия. Синергетический подход основан на самоорганизации и саморазвитии, без иерархической структуры, то есть без высших органов управления [2, с.130]. Целеполагание формируется самостоятельно, и объект сам отвечает за достигнутые результаты.

Таким образом, синергетическая и кибернетическая концепции управления развитием социально-экономических систем имеют существенные различия. Основой синергетического подхода являются естественные факторы развития, единое целое структурируется согласованностью взаимодействия всех элементов. Кибернетический подход предполагает иерархическую структуру: элементы системы обмениваются информацией при помощи прямой и обратной связи и взаимодействуют с внешней средой.

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, что ограничивает их единообразное применение в процессе управления развитием регионов. Естественное развитие при синергетическом подходе связано с неопределенностью конечного результата, движение без плана может не дать ожидаемого результата. Такое ограничение в стратегическом развитии регионов нивелируется кибернетическом подходом, при котором цель развития определяется субъектом. Ограничением здесь служит постановка цели. Если цель развития задана субъектом без учета естественного потенциала объекта, то это приведет к значительным затратам ресурсов не только объекта, но и субъекта, и, в конечном итоге, заданное состояние будет достигнуто значительными усилиями или не будет достигнуто вообще.

Поэтому при организации процесса стратегического управления развитием региона необходим синерго-кибернетический подход, то есть объединение самоорганизации и организации. Это позволит государству устанавливать цель, связанную с эволюционным путем развития региона и в пределах его потенциала. Интеграция подходов меняет характер

управления: принудительное воздействие на регион для достижения нового состояния переходит в создание в нём благоприятной среды для достижения заданного состояния.

В рамках интеграции синергетического и кибернетического подходов у регионов как субъектов национальной экономики повышается самостоятельность и ответственность, так как они являются представителями собственных интересов и организаторами экономической деятельности на территориях в интересах населения. В таких условиях при формировании государственного механизма управления развитием региональной экономики актуализируется решение вопроса о соотношении организации и самоорганизации в определении приоритетов развития, что требует эффективного взаимодействия центра и регионов.

Анализ Закона Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2021 год» от 18 ноября 2020 года, № 236, Закона РТ «О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан» от 26.12.2011, № 781, и других нормативно-правовых актов показал, что в государственном региональном управлении доминирует концепция кибернетического (линейного) подхода [9]. Ведь государство, принимая законы и формальные институты, обеспечивает целенаправленное управление региональным развитием, то есть приведением региона в желаемое состояние.

Однако в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года отмечается, что, несмотря на достигнутые результаты, «реформы в системе государственного управления, развития человеческого потенциала и регионального развития предполагают новые подходы к решению» [4, с.17], и далее: «в разрезе регионального развития сохраняются существенные различия в качестве воды, используемой городским и сельским населением для хозяйственно-питьевых целей, разрыв между регионами наблюдается и в уровне развития социальной инфраструктуры. При этом относительно более высокая демографическая нагрузка в сельской местности сигнализирует об остроте проблемы занятости и доходов на селе» [4, с.18]. По мнению Ф.М. Муминовой, «в Республике Таджикистан до сих пор нет эффективной региональной экономической политики. По сути, в рамках современной экономической политики республики преобладает отраслевой подход к территориальному развитию» [3, с.19]. Следовательно, доминирование линейного подхода в системе государственного управления развитием регионов не приносит желаемых результатов и является неэффективным.

Реализация нового подхода к государственному управлению развитием регионов, основанного на оптимальном соотношении организации и самоорганизации, предполагает совершенствование или переход к новым методам управления. В настоящее время в Республике Таджикистан в управлении развитием регионов используется программно-целевой метод, состоящий из следующих элементов: цель, план, механизмы реализации, оценка. Об этом свидетельствуют Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы и другие нормативно-правовые документы.

Симбиоз синергетического и кибернетического подходов в государственном управлении требует учета и согласования интересов субнациональных субъектов, что позволит определить реальные цели, отвечающие интересам субъекта и объекта управления. По мнению А.О. Хиршмана, «интересы - одно из центральных и самых спорных понятий в экономической науке и вообще в общественных науках и истории. Это объясняется тем, что под интересами понимают фундаментальные силы, основанные на стремлении к самосохранению, которые мотивируют или должны мотивировать группы людей» [7, с.103].

По нашему мнению, интегрированные интересы населения, предпринимательского сообщества, власти формируют систему ценностей, которая определяет эволюционный путь развития социально-экономической системы. Поэтому метод управления развитием регионов должен основываться на естественной социальной среде, то есть быть ценностно ориентированным.

Таким образом, новый подход к государственному управлению развитием территорий позволяет перейти от принуждения к созданию благоприятных условий для эффективного функционирования регионов в их естественном состоянии. Регионы самостоятельно разрабатывают альтернативные цели, согласуют их с субъектом управления. Окончательное решение о цели развития принимается после выбора из согласованных вариантов. При этом объекту создаются благоприятные условия для реализации намеченной цели и предоставляется предельная самостоятельность в действиях при достижении заданного состояния.

Согласованное взаимодействие региона и государства усиливает эффект от синергии: региональная система пополняется новыми свойствами, повышается эффективность управления и устойчивость региональной системы и национальной экономики.

Несмотря на положительные характеристики предлагаемого подхода к государственному управлению развитием регионов, недостаток синерго-кибернетической концепции управления проявляется в сложности её реализации, что связано с учетом интересов региональных субъектов при выделении приоритетов развития. Однако в мировой практике имеется достаточный опыт, подтверждающий эффективность предлагаемой концепции. «Консультации и взаимные согласования становятся основными формами региональной политики: оценка результативности работы местных органов власти (британский подход), нормативное установление общих правил взаимодействия (немецкий подход), реализация «контрактного принципа» (французский подход)» [2, с.33].

Поэтому считаем, что механизм государственного управления социально-экономическим развитием региона должен формироваться поэтапно.

На первом этапе на региональном уровне фокусируются проблемы оперативного и стратегического характера, решение которых требует государственного вмешательства. Исходя из этого, далее:

- формируются цели (подцели) и задачи регионального развития;

- происходит процесс согласования целей и задач с субъектом управления, при этом проверяется соблюдение принципа преемственности с государственными программами;

- имеется возможность выбора цели из предложенных субъектом альтернатив.

На втором этапе разрабатывается концепция государственного управления региональной экономикой с учетом структурированных управленческих связей и распределения полномочий для достижения обозначенных целей.

Заключительный этап - формирование стратегии и, на ее основе, разработка программ развития, а также конкретных мер государственного воздействия по реализации намеченных целей.

Подробный управленческий цикл, состоящий из последовательности действий и конкретных мероприятий, проводимых на каждом этапе, показан на рис. 1.

Рис. 1. Механизм государственного управления развитием региона при синерго-

кибернетическом подходе

Реализация синерго-кибернетического подхода в государственном управлении развитием регионов начинается на уровне региональных субъектов, которые самостоятельно проводят анализ современного состояния экономики, выделяют условия и факторы, оказывающие стимулирующее или сдерживающее влияние на её развитие. Такой анализ позволяет выявить проблемное поле, требующее текущего или будущего решения, что служит основой для формирования целей развития на перспективу. Анализ возможностей для внешних связей выявляет конкурентные преимущества региона и возможности для выхода на внешний рынок. По результатам анализа формируется перечень целей стратегического развития. На следующем этапе выработанный перечень целей передается на согласование субъекту государственного управления, где определяется преемственность целей экономической политики и формируются альтернативные направления государственного регулирования. Выбранные приоритетные направления развития подтверждаются финансовым обеспечением, без которого достижение заданного состояния невозможно.

Далее разрабатывается стратегия достижения целей развития регионов и конкретные программы развития, которые могут включать конкретные проекты, подтверждённые финансовым обеспечением.

Для реализации целей развития государством используются правовые, финансовые, экономические инструменты, которые должны быть конкретизированы, и отрабатывается механизм их использования. Одним из перспективных инструментов в региональном развитии считается государственно-частное партнерство, которое помогает решить социальные проблемы в условиях ограниченности государственного бюджета.

В последнее время большое внимание уделяется эффективности государственного управления, поэтому реализация программ государственного управления развитием регионов находится в центре внимания гражданского общества и специалистов-экспертов, которые по разработанной методике проводят оценку эффективности государственного управления развитием регионов.

Таким образом, при применении синерго-кибернетического подхода в управлении региональным развитием усиливается согласованность взаимодействия региона и государства, региональная система пополняется новыми свойствами, повышается эффективность управления и устойчивость региональной системы и национальной экономики. Дополняя друг друга, оба процесса - организация и самоорганизация -усиливают эффект от синергии, а субъект управления грамотно контролирует и форматирует данные процессы.

Список использованной литературы:

1. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика: учебное пособие /3-е изд. - СПб.: Книжный дом, 2016. - 107с.

2. Козловская О.В. Особенности синергетического подхода в управлении пространственным развитием региона: монография / О.В. Козловская, Е.Н. Акерман; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 419 с.

3. Муминова Ф.М. Управление механизмом диспропорционального развития регионов (на материалах Республики Таджикистан): автореф. дисс... канд. экон. наук. - Душанбе, 2011.-22 с.

4. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года.

- Душанбе: ООО «Контраст», 2016. - 88 с.

5. Некрасов В.И. Синергетическое управление: теории, исследования, развитие / В.И. Некрасов. - Ижевск: Изд-во УДГУ, 2003. - 121 с.

6. Парамонова С.П., Комарова О.Ю. Использование синергетического подхода к теории регионального управления//Вестник Челяб. ГУ. 2014. № 25 (354).- С. 86-90.

7. Хиршман А.О. Интересы // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Мипгрейта, П. Ньюмена. - М.: ИНФРА, 2004. - 434 с.

8. Щербакова, А.Я. Синергетический подход к исследованию мирового порядка // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №3. - С.81.

9. www-//ncz.tj - сайт «Национальная законодательная база Республики Таджикистан»

Reference Literature:

1. Gelikh O.Ya., Knyazeva Ye.N. Management and Synergetics: textbook / The 3rd edition. -Saint Petersburg: Book House, 2016. - 107 pp.

2. Kozlovskaya O.V. The Features of Synergetic Approach in Managing Spatial Development of a Region: monograph / O.V. Kozlovskaya, Ye.N. Ackerman; Tomsk Polytechnic University. - Tomsk: Publishing-house of Tomsk Polytechnic University, 2010. - 419 pp.

3. Muminova F.M. Management with the Mechanism of Disproportionate Development of Regions (based on the materials of the Republic of Tajikistan) / Synopsis of candidate dissertation in economics. - Dushanbe. 2011. - 22 pp.

4. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the Period up to 2030 -Dushanbe: LLC "Contrast". 2016. - 88pp.

5. Nekrasov V.I. Synergetic Management: Theories, Researches, Development / V.I. Nekrasov.

- Izhevsk: Udmurt State University Publishing House, 2003. - 121 pp.

6. Paramonova S.P., Komarova O.Yu. Using of Synergistic Approach in the Theory of Regional Management / Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014, No. 25 (354). - pp. 86-90.

7. Hirschman A.O. Interests // Economic Theory / under the editorship of J. Itwell, M. Mipgraith, P. Newman. M.: INFRA, 2004. - 434 pp.

8. Shcherbakova A. Ya. Synergetic Approach to the Study of World Order // Social-Humanitarian Knowledge. - 2015 - No. 3 - p. 81.

9. www - // ncz.tj - site "National Legislative Base of the Republic of Tajikistan".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.