08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)
08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY
(REGIONAL ECONOMY)
УДК 332.146.2 ББК 65.04
ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКО ГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
РОЩОИ ТАКМИЛИ МЕХАНИЗМИ ТАНЗИМИ МАКРОИЦТИСОДИИ РУШДИ МИНТАЦАХР
Шарифзода Мумин Машокир,
ректор ТГУПБП, д.э.н., профессор кафедры маркетинга-агробизнеса;
Хошимов Хомиджон Хасанович, к. э. н., доцент, заместитель директора по учебной работе ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
Шарифзода Мумин Машокир,
ректори ДДХ,БСТ, д.и.и., профессори кафедраи маркетинг-агробизнес; Хошимов Хомидцон Хасанович, н.и.и., дотсент, муовини директор оид ба таълими ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Sharifzoda Mumin Mashokir, President of the TSULBP, Dr. of Economics, Professor of the department of marketing-agrobusiness; Hoshimov Homidjohn Hasanovich, candidate of the science of economics, Assoc. Prof. deputy director on educational work under the IET TSUC (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: совершенствование макроэкономической политики, региональная экономика, экономический механизм, макроэкономическое регулирование, социально-экономическое развитие, государственное регулирование, развитие регионов Рассмотрены теоретические и методологические основы механизма макроэкономического регулирования развития регионов и пути его совершенствования. Формирование механизма государственного регулирования экономического развития регионов, использование механизма регулирования в соответствии с требованиями объективных экономических законов представляется чрезвычайно актуальной проблемой, от решения которой зависят уровень эффективности территориального управления и достижение заявленных целей региональной экономической политики. Значение ее повышается, если учитывать проведение модернизации и децентрализации управления, а также усложнение социально-экономических процессов и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и регулирующими органами. Механизм макроэкономического регулирования развития регионов - это интегрированная система методов, с помощью которых государство осуществляет воздействие на экономику. Меняющиеся условия устойчивого развития обусловливают необходимость совершенствования методов регулирования и
WAYS OF PERFECTION OF MICROECONOMIC REGULATION MECHANISM OF REGIONAL DEVELOPMENT
государственных мер территориального развития. Исходя из этого, проанализированы теоретические определения понятия «механизм в экономике», выявлена сущность экономического механизма и отличительные особенности его функционирования. Предложены пути совершенствования механизма макроэкономического регулирования развития регионов на современном этапе.
Калидвожа^о: такмили сиёсати макроицтисодй, ицтисодиёти минтаца, механизми ицтисодй, танзими макроицтисодй, рушди ицтимоиву ицтисодй, танзими давлатй, рушди минтацауо
Дар мацола асосуои назариявй ва методологии механизми танзими макроицтисодии рушди минтацауо ва рощои такомули ощо баррасй карда шудаанд. Ташаккули механизми танзими давлатии рушди ицтисодии минтаца, истифодаи механизми тан-зим мутобици талаботи цонунуои объективии ицтисодй аз масъалауои мубрамтарин ба уисоб мераванд, ки аз уалли ощо дарацаи самарабахшии идоракунии уудудуо ва расидан ба мацсадуои сиёсати ицтисодии минтацавй вобаста аст. Бо назардошти нав-созй ва гайримарказонии идора, инчунин мураккабшавии цараёни ицтимоиву ицтисодй ва муносибати байни субъектони хоцагидорй ва мацомоти танзимкунанда ауамияти он баланд мешавад. Механизми танзими макроицтисодии рушди минтацауо низоми усул-уое мебошад, ки бо воситаи он давлат метавонад ба ицтисодиёт таъсир расонад. Шароити тагйирёбандаи рушди устувор зарурати такмили усулуои танзим ва чорауои давлатии рушди уудудро тацозо мекунад. Аз ин лиуоз, ацидауои илмй оид ба таърифи назариявии мафууми "механизм дар ицтисодиёт" таулил карда, моуияти механизми ицтисодй ва хусусиятуои хоси фаъолияти он нишон дода шудаанд. Роууои такмили механизми танзими макроицтисодии рушди минтаца дар маруилаи муосир пешниуод карда шудаанд.
Key words: macro-economic policy, perfection, regional economy, economic mechanism, macroeconomic regulation, social-economic development, state regulation, regional development
The article dwells on theoretical and methodological grounds of a mechanism of macroeconomic regulation of regional development and ways of its perfection. Formation of the mechanism of state regulation of economic development of the region, its use in accordance with the requirements of objective economic laws is an extremely topical issue, a solution of which depends on the level of territorial administration efficiency and the achievement of stated goals of regional economic policy. Its significance increases if we take into account the conducted modernization and decentralization of management, as well as the complication of socioeconomic processes and relationships between business entities and regulatory bodies. The mechanism of macroeconomic regulation of regional development is an integrated system of methods by which the state exercises its influence on economy. Changing conditions of sustainable development necessitate an improvement of regulatory methods and state measures aimed at territorial development. Proceeding from this assumption, the scientific viewpoints on a theoretical definitions of the notion "mechanism in economy" have been analyzed. The essence of economic mechanism and the distinctive features of its functioning have been revealed. The ways of perfection of the mechanism targeted at macroeconomic regulation of regional
development at the contemporary stage have been proposed.
На современном этапе макроэкономическая политика государства осуществляется непосредственно в регионах, результатом чего должно стать успешное развитие социально-экономической региональной системы. Возможность такого развития основывается на применении принципов эффективности и рациональности независимо от того, на каком уровне происходят процессы или явления: на национальном, региональном или в отдельных сферах или отраслях.
В связи с этим представляется чрезвычайно актуальной проблемой формирование и использование механизма макроэкономического регулирования развития регионов в соответствии с требованиями объективных экономических законов. От решения этой проблемы зависит уровень эффективности территориального управления и достижение поставленных приоритетных целей. Значение такого механизма повышается в связи с необходимостью проведения модернизации и децентрализации управления, что связано с усложнением регулирования социально-экономических процессов и взаимоотношений между региональными экономическими субъектами и регулирующими органами.
В экономической литературе понятие «механизм» рассматривается как «совокупность подвижно-соединённых частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения», или «внутреннее устройство, система чего-либо» [3]. В этих определениях выделены, на наш взгляд, два ключевых момента, присущих понятию "механизм". С одной стороны, прослеживается функциональное содержание механизма, а именно: совершение им заданных движений, которые механизм сам по себе выполнить не может, так как необходимо привести его в движение с помощью силы. С другой стороны, структурное содержание механизма представляет собой систему, состоящую из совокупности соединенных частей. Закономерно при этом, что выход из строя одной из частей (деталей) механизма приводит к замедлению или приостановлению движения всего механизма. Так, если термин «механизм» применяется для характеристики экономико-социальных процессов, которые осуществляются и взаимодействуют с его помощью, то составными частями такого механизма являются методы и инструменты.
В экономике термин «механизм» используется как «механизм хозяйствования» или «хозяйственный механизм». Последний обладает достаточно сложной структурой, поэтому его основные элементы и отличия зависят от действующей в обществе социально-экономической системы. Соотношение элементов во многом определяется сложившейся формой:
• организации общественного производства, включая разделение труда, специализацию и размещение производства в определенных регионах;
• хозяйственного взаимодействия - имеется в виду развитие финансово-кредитных отношений субъектов и участников производства;
• методов планирования;
• использования руководством экономических, административных, социально-психологических, распределительных способов регулирования процессов и явлений [1].
Важным элементом хозяйственного механизма выступают рычаги и стимулы, при помощи которых осуществляется влияние на деятельность участников производства, согласуются их интересы.
Теоретический анализ доступных нам экономических публикаций показал, что при исследовании процессов, связанных с регулированием развития регионов, употребляется множество терминов, в которые вкладывается определенный смысл, вытекающий из сущности самого понятия «механизм». Так, если говорить о политэкономическом толковании последнего, то сущность экономического механизма состоит в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений, которые находятся в процессе начиная от исходного явления и до завершающего [8].
Существуют различия между экономическим и хозяйственным механизмом. Последнее понятие намного шире, ибо, помимо экономического механизма, оно включает и административные методы воздействия на экономику [2]. Поэтому понятие «экономический и хозяйственный механизм» целесообразно рассматривать как часть и целое. Исходя из этого, базовым элементом хозяйственного механизма, имеющим наибольшее значение в процессе функционирования системы, выступает экономический механизм. Иными словами, основу всего хозяйственного механизма составляют экономические методы, адекватные по форме и содержанию существующей системе.
В каждой фазе развития общественно-экономической формации применяются механизмы, пробуждающие стимулы к ускорению процесса производства продукции в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей общества. Так, в период «понижательных волн» разрабатываются механизмы господдержки адаптационно-антикризисного характера, а в периоды «повышательных волн» формируются механизмы экономического роста (или «инновационно-приростного характера») [12].
Представляет интерес существующее в литературе определение хозяйственного механизма как «способа функционирования экономической системы, в основе которого лежит определенная совокупность производственных отношений» [5, с. 36]. Но здесь речь идет о хозяйственном механизме, действующем на макроэкономическом уровне, т.е. в национальной экономике. А что касается хозяйственного механизма, то он применяется на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов предпринимательской деятельности.
В современной экономической литературе существует и более упрощенный подход, когда под хозяйственным механизмом понимается «совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [11].
Право на существование имеет также определение хозяйственного механизма как явления, самодвижущегося в пространстве и времени. Основные черты хозяйственного механизма проявляются в процессе его функционирования, связанного с движением материальных, денежных и других потоков, подчиненных определенным закономерностям.
Представление о механизме как о «совокупности методов и средств воздействия на экономические явления и процессы, их регулирования» значительно меняется в условиях трансформации экономики в рыночную [13]. Его теперь рассматривают как рыночный механизм, в котором сочетаются саморегулирование и регулирующая функция государства [7].
Таким образом, из анализа основных теоретических подходов следует, что при определении понятия «механизм» и его места в экономической системе нужно исходить из того,
что, во-первых, механизм - это способ функционирования хозяйственной системы в рыночной форме, в основе которого лежит определенная совокупность производственных отношений. Во-вторых, в данном случае рыночный механизм сочетает в себе саморегулирование процесса деятельности агентами рынка и регулирующую функцию государства.
Следует отметить, что отличительная особенность функционирования экономического механизма состоит в том, что он может существовать только в процессе и является его составной частью, следовательно, механизм настраивает на выполнение процессных функций управления. Поэтому соединение механизма с управлением, по существу, означает способ соединения ресурсов в экономическом процессе. Не менее важным является наличие неразрывной связи механизма с управленческими процессами и соподчиненности с ними.
Воздействие на процессы, происходящие в социально - экономической системе, государство осуществляет с помощью экономического механизма путем совершенствования его отдельных звеньев. Это проявляется:
1. В избирательном характере воздействия, т.е. государство целенаправленно влияет на определенные количественные и качественные параметры экономической сферы. Такой подход связан с действием рыночного механизма, который сам регулирует основные пропорции рынка.
2. Объектами воздействия государства становятся не только экономика в целом, но и отдельные хозяйствующие субъекты как рыночные агенты, осуществляющие деятельность в конкурентных условиях, и конъюнктурные изменения их экономического поведения.
3. Сложная природа воздействия государства, способствующая или сдерживающая деятельность хозяйственных субъектов благодаря использованию многообразных форм и средств воздействия.
4. Ориентирующий характер воздействия государства связан с определением приоритетных направлений развития национальной и региональной экономики в соответствии с целями экономической политики и мерами её реализации, направленными на повышение эффективности деятельности экономических субъектов.
Механизм макроэкономического регулирования развития регионов выступает как интегрированная система методов, с помощью которых государство осуществляет воздействие на экономику. Меняющиеся условия устойчивого развития обусловливают необходимость совершенствования методов регулирования и государственных мер территориального развития. При этом необходимо учитывать усиливающиеся процессы глобализации и особенности становления постиндустриальной экономики, когда регион начинает выполнять качественно новые функции в национальном и мировом экономическом пространстве. В связи с этим необходимо внести новые элементы в государственный механизм, регулирующий социально- экономическое развитие регионов.
Если взять экономику отдельного региона, то она по большей части функционирует в рамках внешней, т.е. межрегиональной, среды. На этой территории осуществляется макроэкономическая политика доходов, занятости, инфляции, ценообразования и др., которая во многом определяет поведение региональных субъектов в рыночном пространстве. Поэтому основной акцент в государственном регулировании делается на развитие межфирменных и внутрифирменных отношений, в особенности связанных с
повышением эффективности внешнеэкономических связей. При этом большое значение приобретает изучение рыночных процессов и конъюнктуры как соотношения спроса и предложения и их изменения; совершенствование принципов кредитования и страхования рисков, правовых норм, а также стандартов [10].
В последнее время государственное регулирование развития регионов рассматривается с позиции институциональной теории, сущность которой состоит в представлении о том, что государство осуществляет регулирование регионального развития через систему институтов [6]. При формировании системы институционального регулирования экономики регионов необходимо учитывать следующие моменты:
• ограничение прав на использование ресурсов территории региональными органами управления;
• государственное влияние на экономику должно базироваться на нормативно-правовой базе, учитывающей региональные особенности, включая природно-климатические и экономические, и осуществляться по инициативе региональных или местных властей в пределах принятых программ, связанных с развитием территорий.
Анализ результатов государственного вмешательства в экономику регионов показывает, что меры по регулированию должны быть конкретными и адресными, направленными на поддержку депрессивных территорий и конкретных населенных пунктов [4]. Следовательно, регулирующее воздействие органов власти должно носить селективный характер и на уровне государства, и на уровне регионов [9].
Методы и инструменты воздействия органов государственной и региональной власти на экономику должны быть направлены на достижение результатов регионального развития. Функциональные изменения государственного регулирования развития на региональном уровне должны способствовать разработке системы мер, направленных на совершенствование механизма и его отдельных звеньев. К числу основных мер относятся:
> формирование территориальной общины (джамоата) как дееспособного субъекта процесса регулирования, представляющего собой низовой уровень административной единицы, а также обеспечение органов власти на районном и региональном уровнях такими институтами, как региональное сообщество, региональная собственность, региональные налоги;
^ создание условий для надлежащего материального, финансового обеспечения выполнения задач и функций регулирования и стимулирования инициатив органами региональной власти;
> создание социальной инфраструктуры регионов, и прежде всего реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое могло бы обеспечить предоставление общественных услуг на уровне европейских стандартов.
В условиях формирования рыночной экономической системы актуальной проблемой для государства становится создание эффективного макрорегулирующего механизма для управления развитием регионов. Механизм макрорегулирования экономики региона должен строиться на основе научного концептуального подхода и принципах государственного управления. При этом должны максимально учитываться отличительные особенности регионального воспроизводственного процесса, масштаб воздействия внутренних и внешних факторов на отдельные отрасли и сферы региональной экономики. Кроме того, механизм макрорегулирования развития региона должен быть сформирован
исходя из поставленных стратегических целей, выраженных в конкретных параметрах, которые будут характеризовать качественное развитие региональной системы. В процессе разработки программы развития они будут положены в основу эффективных действий всей системы региональной экономики.
Разработка концепции создания эффективного механизма макрорегулирования развития регионов требует выполнения комплекса подготовительных мероприятий:
1. Делегирование полномочий всем уровням государственной системы регулирования, с оценкой имеющейся ресурсной базы и источников финансового обеспечения.
2. Создание информационно - аналитической системы на основе анализа и выделения специфических особенностей регулируемой региональной системы. Создание условий для потока информации по принципу прямой и обратной связи.
3. Анализ и выбор инструментов для оценки качества макрорегулирования экономики региона.
4. Построение алгоритма управленческого процесса, учитывающего связи и зависимости, имеющиеся в действующей системе.
Совершенствование процесса макрорегулирования региональной экономики реализуется в два этапа. На первом этапе определяются цели и задачи концепции макрорегулирования экономики региона с определением степени вмешательства государства в деятельность субъектов регионального хозяйства. На основе последнего формируется стратегия макрорегулирования регионального развития. Второй этап связан с разработкой целевых комплексных программ и планов по практической реализации мер, направленных на переход социально-экономического развития регионов на новый уровень. Таким образом, мы считаем, что в процессе совершенствования механизма государственного регулирования регионального развития целесообразно использовать эволюционный путь, т.е. постепенное внесение экономических изменений, направленных на формирование и обеспечение функционирования институтов рыночной экономики и поддержку рыночных структур.
Список использованной литературы:
1. Абалкин Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. -2000. Экспресс-выпуск. - №1. - С. 52-53.
2. Боев В. Аграрной реформе - экономическую основу //АПК: экономика, управление.-1993.-№8.- С.21-23.
3. Большой толковый словарь русского языка/Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
4. Голикова Т.В. Институциональное обеспечение государственного управления территориальным развитием // Научные труды Донецкого национального технического университета. Вып. 103-3. - С.186.
5. Деревянко О. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур: дис. ...канд. экон. наук / 08.00.05. Деревянко Ольга Витальевна. - СПб., 2004. - 156 с.
6. Зотов В. Системные функции экономики в обществе: институциональный аспект / Введение в институциональную экономику / Под ред. Д. С. Львова. - М.: Экономика, 2005. -639 с.
7. Измалков С. Б., Сонин К. И., Юдкевич М. М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г., часть №1) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://institutiones.com/general/259--2007-l.
8. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр.; под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: Прогресс; Универс, 1993.- 92 с.
9. Лексин В.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориальногоразвития.-М.: УРСС, 2003. - 368 с.
10. Новоселов А.С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. - 2008. - №2.- С. 58.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 468 с.
12. Сёмин А.Н. Научные основы формирования экономических механизмов: формы, типы, виды /А.Н. Сёмин //Агропродовольственная политика России. - 2012.- №5. - С.5-12.
13. Столяров В.Ф. Экономический механизм социального страхования [Электронный ресурс] / В.Ф. Столяров, Л.И. Васечко /Режим доступа: http://efaculty.kiev.Ua/analytics/str/3.
Reference Literature:
1. Abalkin L.I. Property, Economic Mechanism, Productive Forces // Economic Science of Contemporary Russia. 2000. Express - Issue #1. - PP. 52-53.
2. Boyev V. Economic Basis to Agrarian Reform!// AIC: Economy, Management. -1993. -No. 8.-PP.
21-23.
3. Big Explanatory Dictionary of the Russian Language. Editor-in-chief: S.A. Kuznetsov. The First edition: Saint-Petersburg: Norint, 1998. - 1536pp.
4. Golikova T.V. Institutional Support of State Administration with Territorial Development // Scientific Works of Donetsk National Technical University. Issue 103-3. - P.186.
5. Derevyanko O. Organizational Economic Mechanism for Planning Business Processes of Business
Structures. Candidate dissertation in economics / 08. 00. 05 Derevyanko Olga Vitalyevna. Saint-Petersburg, 2004. -156pp.
6. Zotov V. Systemic Functions of Economics in Society: Institutional Aspect / Introduction into Institutional Economics / Under the editorship of D.S. Lvov. M.: Economics, 2005. - 639 pp.
7. Izmalkov S. B., Sonin K. I., Yudkevich M. M. The Theory of Economic Mechanisms (Nobel Prize in
Economics for 2007, part 1) [Electronic resource] - Access Mode: http://institutiones.com/ general / 259--2007-1.
8. Kulman A. Economic Mechanisms: Translated from French under the general editorship of N.I. Khrustalyova. M.: Progress; Univers, 1993. -92 pp.
9. Leksin V.N. State and Regions: Theory and Practice of State Regulation of Territorial Development. M.: URSS, 2003. - 368 pp.
10. Novosyolov A.S. Methodological Problems of Managing Region's Economy // Region: Economy and Sociology, 2008, №2.- P. 58.
11. Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva Ye.B. Modern Economic Dictionary. -M.: INFRA-M, 2006. - 468pp.
12. Syomin A.N. Scientific Basis for a Formation of Economy Mechanisms: Forms, Types, Kinds / A.N. Syomin // Agrofood Policy of Russia. 2012, №5. - pp. 5 - 12
13. Stolyarov V.F. Economic Mechanism of Social Insurance [Electronic resource] / V.F. Stolyarov, L.I. Vasechko. - Access mode: http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3.