Научная статья на тему 'Совершенствование механизма государственного регулирования рынка услуг частного сектора'

Совершенствование механизма государственного регулирования рынка услуг частного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК УСЛУГ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / PRIVATE SECTOR / PROBLEMS / STATE REGULATION / MARKET OF SERVICES / LOCAL BODIES / STATAL POWER / CONCEPTIONS AND DEVELOPMENT PROGRAMMES / СЕКТОРИ ХУСУСӣ / МАСОИЛ / ТАНЗИМИ ДАВЛАТЙ / БОЗОРИ ХИЗМАТРАСОНИИ СЕКТОРИ ХУСУСӣ / УМУРИ ДАВЛАТИИ ХОКИМИЯТИ МАҳАЛЛӣ / КОНСЕПСИЯ ВА БАРНОМАИ РУШД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабиров Ш.О., Раджабов К.Р., Саидова М.Х.

Изучены теоретические основы государственного регулирования рынка услуг в условиях рыночной экономики. Проведен анализ динамики объема и удельного веса платных услуг населению, оказываемых различными собственниками, а также динамик числа предприятий по формам собственности в Республике Таджикистан за 2010-2016 годы. Исследованы и выявлены проблемы развития системы оказания услуг частным сектором, изучены взаимоотношения частного сектора и местных органов государственной власти и самоуправления. Обоснованы приоритетные направления развития и совершенствования рынка услуг частного сектора: модернизация структуры услуг частного сектора, позволяющая обеспечить высококачественное обслуживание населения и экономики; увеличение сети частных предприятий и организаций, использование эффективных и прогрессивных форм оказания сервиса; подъем качества предоставляемых услуг, приумножение объема производительности и реализации услуг на основе эффективного использования имеющихся мощностей и технической оснащенности предприятий и организаций частного сектора; совершенствование режима работы малых предприятий и организаций частного сектора с учетом сезонности и потребления услуг населением. Разработаны концепция и программа перспективного развития частного сектора в сфере услуг, усовершенствован механизм государственного регулирования рынка услуг частного сектора в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабиров Ш.О., Раджабов К.Р., Саидова М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Mechanism Beset with State Regulation of Private Sector Market Dealing with Services

The article dwells on the studied theoretical foundations of state regulation of the market of services under market economy conditions. The authors conducted an analysis in regard to paid services rendered for population by diverse proprietors in the plane of dynamics of amount and proportions in Tajikistan for the period of 2010 2016. The authors examined and elicited the problems beset with the system of services rendered by private sector, they studied mutual relations between private sector, local authorities and self-management. Priority directions of private sector market of services in the plane of development and improvement have been well-grounded; among the items of this aspect there are the following ones: modernization of the structure of private sector services affording to procure high quality, increase of a network of private outfits and organizations, usage of effective forms of services rendering, multiplication of a volume of productivity and realization of services based on available powers and technical equipment of outfits and organizations of private sector, perfection of a working regime of small enterprises and organizations of private sector; hereby, seasoning and consumption of services by population being taken in account. The authors elaborated conception and programme of private sector development in the domain of services; a mechanism of state regulation of the market of services rendered by private sector in Tajikistan having been worked out better.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма государственного регулирования рынка услуг частного сектора»

08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

(REGIONAL ECONOMY)

УДК 33s ББК 65. 206-31

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА УСЛУГ ЧАСТНОГО СЕКТОРА

ТAКМИЛИ МЕXAНИЗМИ ТAНЗИМИ ДAВЛA ТИИ БОЗОРИ XmMA TPA СОНИИ БAXШИ XycyCH

IMPROVEMENT OF MECHANISM BESET WITH STATE REGULATION OF PRIVATE SECTOR MARKET DEALING WITH SERVICES

Кабиров Шералишо Олимович, д.э.н., профессор Таджикского государственного университета коммерции

Раджабов Комрон Раджабович, старший преподаватель кафедры банковского дела ТГУК Саидова Мунавара Хамидовна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента ТГУК (Таджикистан, Душанбе)

Кабиров Шералишо Олимович, д.и.и., профессори Донишгоуи давлатии тицорати Тоцикистон Рацабов Комрон Рацабович, сармуаллими кафедраи умури бонкии ДДТТ

Саидова Мунавара ^амидовна, н.и.и., дотсенти кафедраи менецменти ДДТТ(Тоцикистон, Душанбе)

Kabirov Sheralisho Olimovich, Dr. of Economy, Professor of

the Tajik State University of Commerce

Rajabov Komron Rajabovich, senior lecturer of the banking

business department under the TSUC

Saidova Munavara Khamidovna, candidate of economy

sciences, Associate Professor of the department of

management under the TSUC (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: частный сектор, проблемы, государственное регулирование, рынок услуг, местные органы, государственная власть, концепции и программы развития

Изучены теоретические основы государственного регулирования рынка услуг в условиях рыночной экономики. Проведен анализ динамики объема и удельного веса платных услуг населению, оказываемых различными собственниками, а также динамик числа предприятий по формам собственности в Республике Таджикистан за 2010-2016 годы. Исследованы и выявлены проблемы развития системы оказания услуг частным сектором, изучены взаимоотношения частного сектора и местных органов государственной власти и самоуправления. Обоснованы приоритетные направления развития и совершенствования рынка услуг частного сектора: модернизация структуры услуг частного сектора, позволяющая обеспечить высококачественное обслуживание населения и экономики; увеличение сети частных предприятий и организаций, использование

эффективных и прогрессивных форм оказания сервиса; подъем качества предоставляемых услуг, приумножение объема производительности и реализации услуг на основе эффективного использования имеющихся мощностей и технической оснащенности предприятий и организаций частного сектора; совершенствование режима работы малых предприятий и организаций частного сектора с учетом сезонности и потребления услуг населением. Разработаны концепция и программа перспективного развития частного сектора в сфере услуг, усовершенствован механизм государственного регулирования рынка услуг частного сектора в Таджикистане.

Калидвожа^о: сектори хусуси, масоил, танзими давлати, бозори хизматрасонии сектори хусуси, умури давлатии хокимияти махалли, консепсия ва барномаи рушд Дар мацола асосхои назариявии танзими давлатии бозори хизматрасони дар шароити ицтисоди бозори омухта шудааст. Тахлили динамикаи хацми хизматрасонии пулаки ва вазни циёсии он, ки сохибмулкони гуногун ба ахоли мерасонанд, инчунин динамикаи мицдори корхонахо тибци шаклхои моликият дар солуои 2010-2016 дар Тоци-кистон гузаронида шудааст. Масоили рушди низоми хизматрасонии сектори хусуси тахциц ва муайян карда шуда, муносибати сектори хусуси бо мацомоти мауаллии хокимияти давлати ва худидора арзёби гардидааст. Самтхои зерини афзалиятноки рушд ва такмили бозори хизматрасонии сектори хусуси асоснок карда шудаанд: тацдиди сохтори хизматрасонии сектори хусуси, ки хизматрасонии хушсифатро ба ахоли ва ицтисодиёт таъмин менамояд; зиёдшавии шабакаи корхонахо ва ташкилотхои хусуси, истифодаи шаклхои самарабахшу пешцадами хизматрасони; баланд бардоштани сифати хизматрасони, афзоиши хацм ва фуруши хизматрасони дар асоси истифодаи самараноки ицтидорхо ва муцаххазии техникии корхонахо ва ташкилотхои сектори хусуси; такмили корхонахои хурд ва ташкилоти сектори хусуси бо назардошти мавсимият ва талаботи ахоли ба хизматхо. Консепсия ва барномаи ояндадори рушди сектори хусуси дар сохаи хизматрасони тахия карда, механизми танзими давлатии бозори хизматрасонии сектори хусуси дар Тоцикистон такмил дода шудааст.

Key words: private sector, problems, state regulation, market of services, local bodies, statal power, conceptions and development programmes

The article dwells on the studied theoretical foundations of state regulation of the market of services under market economy conditions. The authors conducted an analysis in regard to paid services rendered for population by diverse proprietors in the plane of dynamics of amount and proportions in Tajikistan for the period of2010 - 2016.

The authors examined and elicited the problems beset with the system of services rendered by private sector, they studied mutual relations between private sector, local authorities and self-management. Priority directions ofprivate sector market of services in the plane of development and improvement have been well-grounded; among the items of this aspect there are the following ones: modernization of the structure of private sector services affording to procure high quality, increase of a network ofprivate outfits and organizations, usage of effective forms of services rendering, multiplication of a volume ofproductivity and realization of services based on available powers and technical equipment of outfits and organizations of private sector,

perfection of a working regime of small enterprises and organizations ofprivate sector; hereby, seasoning and consumption of services by population being taken in account. The authors elaborated conception and programme ofprivate sector development in the domain of services; a mechanism of state regulation of the market of services rendered by private sector in Tajikistan having been worked out better.

Развитие современного общества характеризуется ускоренным расширением сферы услуг, и особенно частного сектора, по сравнению с другими сферами национальной экономики. Сфера услуг частного сектора представляет собой весьма разнообразную, сложную, разветвленную и вместе с тем открытую социально-экономическую систему, включающую в себя различные сегменты национальной экономики, которая выполняет чрезвычайно важные функции в общественном разделении и кооперации труда.

Экономика Республики Таджикистан объективно связана с развитием рыночных отношений, эффективными преобразованиями во всех отраслях и сферах экономики, особенно в сфере услуг и в сегменте услуг частного сектора. В этих условиях выбор действенной системы формирования потребительского рынка является стабилизирующим фактором экономического роста, где важную роль играет частный сектор.

Эффективное управление рынком услуг частного сектора предусматривает разработку стратегии регулирования оказания платных услуг, использование современных методов мониторинга и учета приоритетов по использованию основных механизмов данного процесса [1, с.38]. Решение этих проблем требует проведения специальных исследований и разработку практических рекомендаций в области формирования и развития рынка услуг частного сектора.

Опыт показывает, что в характеристике расширения объема оказываемых услуг особое место отводится изучению динамики платных услуг, предоставляемых населению всеми субъектами экономики. В табл.1 приведена динамика объема платных услуг населению Республики Таджикистан за 2010-2016 гг.

Таблица 1. Динамика объема платных услуг населению Республики Таджикистан за 2010-

2016 гг.

№ пп Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016 г. к 2010 г., в %

1. Всего платных услуг, млн сомони, в том числе: 7524,1 8923,6 9949,8 10805, 5 10913, 6 10084, 1 10033, 7 133,35

1.1 Горно- Бадахшанская автономная область 31,7 46,4 61,0 61,8 65,7 64,9 67,5 2,13 раза

1.2 Согдийская область 1381,3 2035,2 2497,8 2734,1 2875,4 3001,7 3137,8 2,27 раза

1.3 Хатлонская область 819,2 985,0 1425,0 1653,9 1698,5 1569,0 1565,4 1,91 раза

1.4 г. Душанбе 2531,3 2866,6 3754,4 4129,4 4474,5 3969,2 4289,3 1,69 раза

1.5 Районы республиканско -го подчинения 611,0 840,0 923,4 979,3 985,8 1011,0 973,7 159,36

2 На душу населения, сомони (в фактических ценах) 716,6 879,6 1096,4 1180,0 1231,7 1131,3 1161,2 162,04

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе: АСПРТ, 2017.-

С.414-417.[4]

Как видно из табл.1, за анализируемый период объем платных услуг в целом возрос на 33,35 %, и на душу населения страны - на 62,04 %. При этом этот объем соответственно возрос по ГБАО, Согдийской и Хатлонской области, г. Душанбе и РРП -2,13: 2,27; 1,91 и 1,69 раза и на 59,36 %.

Другим важным показателем, характеризующим развитие частного сектора, является изучение динамики удельного веса платных услуг населению, оказываемых различными собственниками Республики Таджикистан (табл. 2).

Таблица 2. Динамика удельного веса платных услуг населению, оказываемых _различными собственниками Республики Таджикистан в 2010-2016 гг.

№ пп Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Отклонение +: - п.п.

1. Платные услуги, всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

2. государственная собственность 20,75 28,75 31,44 23,14 15,36 11,71 13,92 -6,83

3 негосударственная собственность 79,25 71,25 68,56 76,86 84,64 88,29 86,08 +6,83

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе: АСПРТ, 2017.-

С.415-417. [4]

Как видно из табл. 2, за анализируемый период доля государственной собственности сократилась на (20,75-13,92) 6,83 процентного пункта, а доля негосударственной собственности возросла (79,25-86,08) на 6,83 процентного пункта. На основе мониторинга установлено, что наибольший удельный вес в структуре негосударственной собственности составляет доля частного сектора. Это свидетельствует о росте объема услуг, оказываемых частным сектором, во всех регионах республики.

В Республике Таджикистан, как и в других странах мира, частный сектор развивается и успешно взаимодействует как с государственными, так и негосударственными секторами экономики. В Республике Таджикистан функционируют предприятия различных форм собственности (табл.3).

Как видно из табл. 3, в 2016 году количество государственных предприятий по сравнению с 2010 годом возросло в 1,69 раза, частная и коллективная собственность - в 1,495 раза. Если удельный вес частных и коллективных предприятий в 2010 году составлял 85,6%, то в 2016 году - 75,9%. Нами установлено, что в республике частный сектор

преимущественно включает малые предприятия сферы услуг, в том числе ее секторов: розничную торговлю, пассажирский транспорт, бытовое обслуживание, посредническую деятельность и др.

Таблица 3. Динамика числа предприятий по формам собственности в Республике

Таджикистан за 2010-2016 годы

№ пп Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1. Всего предприятий, ед., в том числе: 25083 29068 32684 39824 42206 42358 42347

в процентах 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

2 Государственные 2592 6868 7618 8856 9047 9161 9356

в процентах 10,3 23,6 23,4 22,2 21,4 21,6 22,1

3. Частные и коллективные 21496 21731 24463 30364 32473 32507 32137

в процентах 85,6 74,8 74,8 76,3 77,0 76,8 75,9

4. Другая собственность 995 469 603 604 686 690 854

в процентах 4,1 1,6 1,8 1,5 1,6 1,6 2,0

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе: АСПРТ, 2017.-

С.206.[4]

В настоящее время субъекты частного сектора практически вышли из-под юрисдикции государства, поэтому усложняется процесс управления ими. Местные органы исполнительной власти (хукуматы) должны управлять предприятиями частного сектора по оказанию услуг на подведомственных им территориях, стимулировать и поддерживать частных предпринимателей в данном, значительном для населения, направлении.

На наш взгляд, приоритетными направлениями развития и совершенствования рынка услуг частного сектора являются:

- модернизация структуры услуг частного сектора, позволяющая обеспечить высококачественное обслуживание населения и экономики;

- формирование стабильных условий и конкурентной среды для наибольшей близости комплекса оказываемых частным сектором услуг к месту жительства и предложению труда;

- увеличение сети частных предприятий и организаций и использование эффективных и прогрессивных форм оказания сервиса;

- повышение качества предоставляемых услуг, приумножение объема производительности и реализация услуг на основе эффективного использования имеющихся мощностей и технической оснащенности малых предприятий и организаций частного сектора;

- совершенствование режима работы малых предприятий и организаций частного сектора с учетом сезонности и потребности населения в услугах и др.

Решение проблемы регулирования рынка услуг частного сектора тесно связано с уровнем их формирования и актуально в настоящее время. Поэтому местные органы государственной власти играют недостаточную роль в обеспечении развития потре-

бительского рынка и реализации хозяйственного механизма. В этих условиях государство в основном занимается совершенствованием научной концепции регулирования потребительского рынка, развития и поддержки частного бизнеса. С другой стороны, при формировании и развитии потребительского рынка должен быть задействован специфический переход к национальной рыночной модели, учитывая традиции и условия развития Республики Таджикистан.

Прежде всего следует направить меры и использовать возможности для реализации государственной программы демонополизации экономики и формирования конкуренции на внутреннем рынке, противодействовать созданию или сохранению монопольных структур в отраслях и сферах экономики. Действенную помощь следует оказывать формированию и развитию малой семейной предпринимательской деятельности, которая традиционно занимает важные позиции в нашей республике, ее областях, городах и районах [1, с. 87, 2, с.45].

При этом развитие частного сектора в перспективе зависит от внимания к нему местных органов государственной власти и самоуправления. Здесь следует выделить роль районных и городских хукуматов в развитии системы оказания услуг частным сектором на рынке платных услуг.

Оценивая современное состояние развития частного сектора в Республике Таджикистан, мы выделили следующие проблемы развития системы оказания услуг частным сектором:

- несвоевременное и недостаточное удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг, оказываемых частным сектором, и недостаточное их предоставление на основе использования современных технологий;

- отсутствие требуемого перечня услуг, удовлетворяющих первоочередные потребности населения районов, городов, джамоатов и сельских населённых пунктов;

- нерациональное размещение малых частных предприятий и организаций на территории городов, районов и крупных населенных пунктов, особенно в горной местности;

- ценовая недоступность многих видов оказываемых частным сектором платных услуг и др.

Анализ экономической литературы [2, с.96, 6, с. 112] показывает, что вопросы регулирования сферы услуг частного сектора имеют важнейшее значение для местных хукуматов. Кроме того, требуют корректировки вопросы управления этой сферой из-за отсутствия централизованного руководства. И это требует координации решений по развитию системы оказания услуг населению прежде всего частным сектором.

В целом мы выделяем различные группы районов при совершенствовании организационной структуры управления рынком услуг частного сектора в республике. В районах страны управленческие функции сосредоточены только в местных органах государственной власти, а регулирование осуществляют соответствующие подразделения по развитию предпринимательской деятельности и потребительского рынка в городских и районных хукуматах.

Вместе с тем следует отметить, что ряд районов не имеет в своих структурах органы управления, отдельные подразделения, сосредоточенные на координации развития рынка услуг частного сектора.

Наибольшее распространение в районах страны приобрел такой метод регулирования рынка услуг частного сектора, как предоставление льгот в части обязательных платежей и уплаты налогов малым частным предприятием в местные бюджеты, а также льгот по уплате аренды за использование помещений. Имеет место применение льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию. В некоторых районах Республики Таджикистан разработаны целевые программы, сосредоточенные на развитии частного сектора по оказанию услуг населению.

Особое место уделяется лицензированию частного предпринимательства в качестве первого из допустимых методов экономико-административного регулирования развития этого сектора [3, с.44, 5, с.281]. В целом лицензирование услуг частного бизнеса мы рассматриваем в виде системы мер по формированию нужных административных условий по защите прав потребителя от появления на рынке некачественных услуг, соблюдению экономических и санитарно-гигиенических норм, а также по повышению качества сервисного обслуживания. В этих условиях лицензирование следует отнести к компетенции местных органов государственной власти. Важно заметить, что нормативно-правовая база в области лицензирования услуг частного бизнеса требует совершенствования с учетом состояния материально-технической базы малых частных предприятий и уровня профессиональной подготовки их сотрудников.

В современных условиях следует уделить особое внимание сертификации отдельных видов услуг - оформлению и выдаче документов, подтверждающих качество предоставляемых частным сектором услуг (например, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, ремонт бытовой техники, услуги по окрашиванию изделий, химической чистке, медицинских и др.). Кроме того, важное место следует выделить номенклатуре социально значимых видов услуг, в которых нуждается население сельских территорий и горной местности. Поэтому считаем целесообразным возмещение затрат малым предприятиям и организациям, оказывающим малоимущим слоям населения услуги на частично платной или бесплатной основе. Кроме данных преференций, они получают вероятность покрытия затрат и часть недополученного объема прибыли. Поэтому эффективным считаем совершенствование механизма финансирования и его реализацию в сфере частного бизнеса.

Для реализации поставленных задач приоритетным считаем обоснование и разработку концепции и программы перспективного развития частного сектора в сфере услуг [2,с.85, 6, с.116], которая предусматривает:

1. Подготовку и принятие закона о платном обслуживании населения частным сектором.

2. Пересмотр и утверждение классификатора платных услуг, оказываемых частным сектором.

3. Разработку и внедрение Положения о городском и районном заказе при обеспечении населения различными услугами малыми предприятиями частного сектора и индивидуальными предпринимателями.

4. Формирование программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для частного сектора.

5. Усиление требований по представлению статистической отчетности малыми частными предприятиями и организациями, а также предпринимательскими структурами, предоставляющими услуги населению и государству.

6. Проведение регулярных сплошных переписей малых частных предприятий и организаций и индивидуальных предпринимателей сферы по оказанию услуг населению и экономике.

7. Обоснование, разработку и утверждение норм, социальных нормативов, регламентирующих деятельность частного сектора сферы услуг в областях, районах, городах и др.

8. Пересмотр схемы размещения объектов рынка услуг частного сектора населению в городах, областях и районах страны.

9. Улучшение работы по лицензированию, сертификации и стандартизации оказываемых частным сектором и индивидуальными предпринимателями услуг.

10. Создание сети малых частных предприятий по оказанию отдельных видов услуг социально не защищенным слоям населения на всех территориальных образованиях страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Оказание содействия в создании многообразных общественных ассоциаций, организаций и других структур в частном секторе страны.

12. Обоснование и разработку стратегии комплексного государственного регулирования развития рынка услуг частного сектора в Республике Таджикистан.

В целом реализация задач, сформулированных в рекомендуемой концепции, требует использования различных источников финансирования, особенно государственно-частного партнерства.

С другой стороны, в условиях углубления рыночных отношений взаимоотношения между хукуматами и субъектами рынка должны строиться на принципиально новых подходах, то есть на основе рациональных взаимовыгодных экономических отношений. Поэтому считаем целесообразным использование экономических методов регулирования деятельности предприятий различных отраслей и сфер экономики, в том числе и рынка услуг частного сектора.

Экономические методы управления используются в качестве основных рычагов регулирования деятельности малых частных предприятий на территориально-административном уровне [2,с.86, 3, с.45]. В этих условиях местные органы государственной власти уже не вправе и не в состоянии оказывать влияние на низовые звенья административно-территориального уровня. Поэтому частным предпринимателям предоставляется свобода в осуществлении своих функций, и они должны обеспечить население страны необходимым количеством качественных услуг в соответствии с потребительскими предпочтениями.

В качестве важнейших инструментов влияния хукуматов на развитие малых частных предприятий и организаций выделяем: формирование заказа, налоговую политику, механизм ценового и кредитного регулирования, выпуск ценных бумаг, платность ресурсов и др.

В общем виде система регулирования частного сектора представлена на рис.1.

Мы считаем, что условиями, на которых малым частным предприятиям будут предоставляться вышеуказанные льготы, признаются:

- сохранение сферы деятельности, увеличение количества рабочих мест на малых частных предприятиях;

- обеспечение роста объема оказываемых услуг и расширение их ассортимента;

- сохранение уровня цен, а также бесплатный сервис незащищенных слоев населения;

- создание приемных пунктов, филиалов, мобильных пунктов по оказанию услуг частным сектором и др.

В новых условиях основной задачей местных органов государственной власти -хукуматов Республики Таджикистан - является развитие и совершенствование обслуживания населения и экономики частным сектором.

Это должно осуществляться на основе расширения сети малых частных предприятий и использования инновационных прогрессивных и эффективных форм обслуживания, а также на основе повышения качества услуг, приумножения мощности и технической оснащенности малых частных предприятий, совершенствования режима их работы с учетом сезонности, изменения спроса населения и экономики и др. Важную роль в решении этой проблемы играет формирование и совершенствование различных видов предоставления услуг, а также объединение обслуживания в частном секторе услуг.

Важно заметить, что система частного обслуживания населения в целом имеет комплексный характер, обеспечивает ценовую и территориальную доступность услуг для всех слоев населения по месту жительства, а также обеспечивает спрос потребителей на все виды оказываемых платных услуг.

Решение этих задач требует совершенствования системы управления по развитию частного сектора, индивидуального предпринимательства и потребительского рынка на основе расчета параметров создания новых, реконструкции и модернизации действующих малых частных предприятий, оказывающих платные услуги.

Другим важным направлением является решение вопроса о размере малых частных предприятий сферы платных услуг, преодолении территориальной раздробленности, неразвитости рыночной инфраструктуры и недостаточности уровня малого и среднего частного предпринимательства в областях и районах Республики Таджикистан.

Эту задачу можно решить на основе создания самостоятельных корпоративных организаций, ассоциаций и союзов. На наш взгляд, создание подобных союзов даст малым и средним частным предпринимательским структурам возможность объединить усилия по достижению общих интересов с целью улучшения качества оказываемых услуг.

В связи с этим считаем целесообразным создать в структуре хукуматов областей новую структуру с целью развития электронного правительства и государственно-частного партнерства.

Дальнейшее развитие частного сектора может осуществляться на основе развития малого предпринимательства. Поэтому для привлечения предпринимателей в сферу услуг предлагаем создать местные лизинговые компании. Использование услуг лизинговых компаний является перспективным направлением, и оно будет пользоваться значительной финансовой поддержкой государства.

Обобщая отмеченные позиции, мы выделяем следующие формы и виды поддержки предприятий частного сектора в Республике Таджикистан: правовые; экономические; ресурсные; организационные; социальные и психологические, которые позволяют не только сконцентрировать внимание на разработке и реализации основных направлений, но и

выделить место каждого из них на разных уровнях управленческой системы' в рыночных условиях.

Рисунок 1. Система рычагов государственного регулирования развития частного

сектора в Республике Таджикистан

В целом совершенствование механизма государственного регулирования рынка услуг

частного сектора способствует созданию новых рабочих мест, повышению эффективности

оказания платного обслуживания и уровня жизни населения Республики Таджикистан.

Список использованной литературы:

1. Восколович Н.А. Экономика платныхуслуг/Н.А. Восколович. - М.: ЮНИТИ, 2007. -399 с.

2. Раджабов Р.К. Региональные аспекты развития сферы платных услуг населению в условиях переходной экономики: Монография/Р.К. Раджабов.-Душанбе: Ирфон, 2013.213 с.

3. Раджабов Р.К. Развитие рынка оказания платных услуг населению в Республике Таджикистан// Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук.-Душанбе: Сино, 2014. - № 2/4 (138). -С.43-47.

4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе: АСПРТ, 2017.

5. Солиев А.А., Рахимзода Б.К. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка платных услуг// Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе: Сино, 2015. - №2/8(181). - С. 279 - 285.

6. Хаксевер К., Барри Рендер, Роберта С. Рассел, Роберт Г., Мердик. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер. - 2-е изд./ Пер. с англ. под. ред. В.В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.

Reference Literature

1. Voskolovich N.A. Economy of Paid Services //N.A. Voskolovich. - M.: UNITI, 2007. - 39 pp.

2. Rajabov R.K. Regional Aspects of a Development of the Sphere of Paid Services for Population under Transitional Economy: monograph // R.K. Rajabov. - Dushanbe: Cognition, 2013. - 213 pp.

3. Rajabov R.K. Development of the Market of Paid Services for Population in Tajikistan Republic // Bulletin of the Tajik National University. Series of Economy Sciences. -Dushanbe: Sino, 2014, #2/4 (138). - pp. 43 - 47.

4. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Statistical Agency ofTR.

5. Soliyev A.A., Rakhimzoda B.K. Perfection of the Mechanism Related to State Regulation of Paid Services Market // Bulletin of the Tajik National University. Series of Economy Sciences. - Dushanbe: Sino, 2015, #2/8(181). - pp. 279 - 285.

6. Haksever K., Render Barry, Rassel, Robert S., Robert G., Merdik. Management and Organization in the Sphere of Services // K. Haksever. - The 2-nd edition / Translation from English under the editorship ofV.V. Kulibanova. - SPb.: Piter, 2002. - 752 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.