Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования развития экономики и условия его применения в регионах Республики Таджикистан'

Зарубежный опыт регулирования развития экономики и условия его применения в регионах Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОРПОРАЦИЯ / FOREIGN EXPERIENCE / STATAL REGULATION / REGIONAL POLICY / REGIONAL TERRITORY / NATURAL ECONOMIC RESOURCES / INFRASTRUCTURE / CORPORATION / ТАЦРИБАИ ХОРИЦӣ / ТАНЗИМИ ДАВЛАТӣ / СИЁСАТИ МИНТАЦАВӣ / ИЦТИСОДИЁТИ МИНТАЦА / ҳУДУДИ МИНТАЦА / ЗАХИРАҳОИ ТАБИӣ-ИЦТИСОДӣ / ИНФРАСОХТОР / ИТТИҳОДИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хошимов Хомиджон Хасанович, Самадова Заррина Акрамджоновна

Рассмотрен зарубежный опыт регулирования развития экономики регионов. Выявлены и классифицированы проблемы региональной политики Республики Таджикистан, успешное решение которых найдено во многих странах. На основе изучения опыта зарубежных стран в применении моделей местного управления, например англосаксонской и континентальной, определены основные направления решения территориальных проблем. Считается, что использование опыта зарубежных стран по использованию таких инструментов, как создание структур инновационного развития из числа бизнес-инкубаторов, технопарков, агентств и фондов развития, могут способствовать укреплению тенденций устойчивого развития региональных субъектов государства. Исходя из практики иностранных государств по разработке и осуществлению региональной политики предложены пути повышения эффективности государственного управления развитием территорий Таджикистана, применение которых может способствовать прогрессу и сглаживанию дифференциации, имеющей место в их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF ECONOMY DEVELOPMENT REGULATION AND THE CONDITIONS OF ITS APPLICATION IN THE REGIONS OF TAJIKISTAN REPUBLIC

The article dwells on the foreign experience referring to regulation of economy development in the regions. The problems of Tajikistan Republic regional policy whose successful solution is found in many countries are elicited and classified. The basic streamlines beset with a solution of territorial problems are determined being proceeded from the study of the experiences offoreign countries which were used in reference to local management of modelling having, for example, Anglo-Saxon and continental origin. It is considered that a usage of the experience of foreign countries on utilizing such instruments as creation of innovation development structures out of the number of business-incubators, technoparks, agencies and development funds can promote a consolidation of the tendencies of sustainable development in regard to regional subjects of the state. Proceeding from the practice of foreign states related to elaboration and effectuation of regional policy, the authors suggest the ways of elevation of effectiveness targeted at state management with the development of the territories of Tajikistan whose application can promote progress and alleviated differentiation accuring throughout their evolution.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования развития экономики и условия его применения в регионах Республики Таджикистан»

УДК 332 ББК 65.04

Хошимов Хомиджон Хасанович, к.э.н., доцент кафедры товароведения и таможенного дела ИЭТ ТГУК; Самадова Заррина Акрамджоновна,

к.э.н., доцент, начальник управления науки и инноваций ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Хошимов Хомидцон Хасанович, н.и.и., дотсенти кафедраи молшиносй ва фаъолияти гумрукии ДИС ДДТТ; Самадова Заррина Акрамцоновна,

н.и.и., дотсент, сардорираёсати илм ва инноватсияи ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Khoshimov Khomidjohn Hasanovich, candidate of economical sciences, Associate Professor of the department of commodity studies and custom's business under the IET TSUC; Samadova Zarrina Akramjohnovna, candidate of economical sciences, Associate Professor, chief of the managerial office of science and innovations under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: Homid_@mail.ru

Ключевые слова: зарубежный опыт, государственное регулирование, региональная политика, региональная экономика, региональная территория, природно-экономи-ческие ресурсы, инфраструктура, корпорация

Рассмотрен зарубежный опыт регулирования развития экономики регионов. Выявлены и классифицированы проблемы региональной политики Республики Таджикистан, успешное решение которых найдено во многих странах. На основе изучения опыта зарубежных стран в применении моделей местного управления, например англосаксонской и континентальной, определены основные направления решения территориальных проблем. Считается, что использование опыта зарубежных стран по использованию таких инструментов, как создание структур инновационного развития из числа бизнес-инкубаторов, технопарков, агентств и фондов развития, могут способствовать укреплению тенденций устойчивого развития региональных субъектов государства. Исходя из практики иностранных государств по разработке и осуществлению региональной политики предложены пути повышения эффективности государственного управления развитием территорий Таджикистана, применение которых может способствовать прогрессу и сглаживанию дифференциации, имеющей место в их развитии.

Калидвожа^о: тацрибаи хорицй, танзими давлатй, сиёсати минтацавй, ицтисодиёти минтаца, уудуди минтаца, захирауои табий-ицтисодй, инфрасохтор, иттиуодия

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ТАЦРИБАИ ХОРИЦИИ ТАНЗИМИ РУШДИ ИЦТИСОДИЁТИ МИНТАЦАХО ВА ШАРТХОИ ИСТИФОДАИ ОН ДАР ЧУМХуУРИИ ТОЦИКИСТОН

FOREIGN EXPERIENCE OF ECONOMY DEVELOPMENT REGULATION AND THE CONDITIONS OF ITS APPLICATION IN THE REGIONS OF TAJIKISTAN REPUBLIC

Дар мацола тацрибаи хориции танзими рушди ицтисодиёти минтаца^о баррасй гардидааст. Муаммоуои сиёсати минтацавии Чумуурии Тоцикистон, ки ощо дар аксари кишваруо уалли бомуваффацияти худро ёфтаанд, ошкор ва гуруубандй карда шудаанд. Дар асоси омузиши тацрибаи кишваруои хорицй оид ба истифодаи амсилауои идоракунии ма^аллй, аз цумла англосаксонй ва континенталй, самт^ои асосии уалли муаммоуои маконй муайян карда шудаанд. Зикр гардидааст, ки истифодаи тацрибаи кишваруои хорицй оид ба таъсиси сохторуои рушди инноватсионй, аз цабили бизнес-инкубаторуо, технопарщо, агентиуо ва фонд^ои рушд, ба тацвияти тамоюли рушди устувори субъектони минтацавии давлат мусоидат карда метавонад. Дар асоси та^лили тацрибаи давлатуои хорицй оид ба тауия ва татбици сиёсати минтацавй, роууои баланд бардоштани самаранокии идоракунии давлатии рушди минтацауои Тоцикистон пешниуод карда шудааст, ки истифодаи роууои мазкур метавонад ба рушди минтацауо ва уалли муаммоуои тафрицабандии ощо мусоидат намояд.

Key words: foreign experience, statal regulation, regional policy, regional territory, natural

economic resources, infrastructure, corporation

The article dwells on the foreign experience referring to regulation of economy development in the regions. The problems of Tajikistan Republic regional policy whose successful solution is found in many countries are elicited and classified. The basic streamlines beset with a solution of territorial problems are determined being proceeded from the study of the experiences offoreign countries which were used in reference to local management of modelling having, for example, Anglo-Saxon and continental origin. It is considered that a usage of the experience of foreign countries on utilizing such instruments as creation of innovation development structures out of the number of business-incubators, technoparks, agencies and development funds can promote a consolidation of the tendencies of sustainable development in regard to regional subjects of the state. Proceeding from the practice of foreign states related to elaboration and effectuation of regional policy, the authors suggest the ways of elevation of effectiveness targeted at state management with the development of the territories of Tajikistan whose application can promote progress and alleviated differentiation accuring throughout their evolution.

Происходящие в современных условиях процессы глобализации обусловливают необходимость разработки эффективных механизмов государственного воздействия, направленных на развитие регионов. Поэтому в Республике Таджикистан, где происходит трансформация социально-экономических процессов, особый интерес вызывает зарубежный опыт государственного регулирования социально-экономического развития регионов и возможность его адаптации в названном аспекте.

При осуществлении региональной политики Республика Таджикистан столкнулась с задачами, решение которых было найдено во многих странах, и успешность выбранного пути доказана временем. В зарубежных странах эти проблемы умело решены. Исследование показало, что в Республике Таджикистан имеют место проблемы, которые тормозят сбалансированное развитие национальной экономики в целом, а также отдельных регионов. Выявленные проблемы целесообразно разделить на категории, так как каждая из них требует отдельного решения. К проблемам первой категории относятся: диспаритет в развитии регионов, множественность неразвитых, отсталых территорий и возрастание

потребности в освоении новых районов, труднодоступных и слаборазвитых в прежние годы, а также определение путей совершенствования территориального размещения производительных сил, организации жизнедеятельности людей. Проблемы второй категории - эколого-экономические, так как состояние окружающей среды отдельных территорий страны требует модернизации горнорудной, пищевой и легкой промышленности, развития современной строительной индустрии и транспортной инфраструктуры, ликвидации хлопковой монокультуры и развития овоще-фруктового кластера в сельскохозяйственном производстве. К третьей категории проблем можно отнести формирование малого и среднего предпринимательства как основы рыночной экономики.

Территориальная организация производства и жизнедеятельности людей является одной из функций любого государства, стремящегося сохранить единство и территориальную целостность страны. Однако выбор цели регионального развития и пути реализации её стратегических направлений каждая страна определяет индивидуально, ибо имеются различия в социально-экономическом развитии регионов, в исторических особенностях, природно-климатических условиях и т. п.

Опыт решения региональных территориальных проблем, накопленный в ряде стран, не всегда может быть полностью применён Республикой Таджикистан, но он полезен для пополнения практических знаний работников государственных структур и экономических субъектов региона и может быть учтен при разработке региональной политики и мер по ее осуществлению.

Средние и малые страны Восточной Европы и Азии имеют опыт по развитию территорий в области проведения мер по реструктуризации аграрных и старых промышленных районов, оздоровлению депрессивных территорий [2].

Необходимо отметить, что в современном государственном управлении территориями многие страны используют принцип децентрализации власти, когда часть функций центральных органов передается региональным властям. В основном это функции, связанные с социальной сферой: коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.

Еще большая децентрализация наблюдается в Великобритании, где регионам (Северной Ирландии, Шотландии, Уэльсу) предоставлена автономия. Децентрализация власти в Италии отличается делегированием местным органам более широкого спектра полномочий в управлении промышленностью, сельским хозяйством, коммунальными службами, народными промыслами, туризмом.

Опыт, накопленный в мировой практике, свидетельствует о применении двух моделей местного управления: англосаксонской и континентальной [8].

Англосаксонская модель характеризуется автономностью регионального управления в рамках делегированных функций. Иными словами, отсутствует непосредственное подчинение нижних уровней верхним. Такая модель применяется в Соединенных Штатах Америки, в Канаде, Англии, Австралии. Функцию контроля над деятельностью территориальных органов управления осуществляют министерства или суд.

Вторая, так называемая континентальная модель, широко применяется во Франции, Италии, Испания, Бельгии, Германии, Японии и др. Она основывается на сочетании прямого государственного управления и местного самоуправления. Данная схема предусматривает иерархию в управлении, то есть принцип «сверху-вниз». Директивные материалы передаются местным органам управления из центра. Выполнение директив на

местах находится под контролем представителей центра.

На современном этапе развитые страны применяют модель смешанного типа, которая характеризуется сочетанием двух первых.

Примером применения этой модели, основывающейся на участии местного самоуправления в развитии территории, является Канада. С 80-х годов прошлого столетия в этой стране активно создаются специальные организации, финансируемые из местного бюджета, деятельность которых связана с развитием регионов. В настоящее время их количество превышает 1,5 тысячи единиц.

Особый интерес в Республике Таджикистан вызывает региональная политика некоторых стран Евросоюза, применяемая в отдельных странах постсоциалистического развития. По социально-экономическому развитию эти страны находятся на ступень ниже по сравнению с западными странами, входящими в Евросоюз. Суть региональной политики в данном случае состоит из «стремления сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы» [1]. В зависимости от специфических особенностей европейских стран, уровней их социально-экономического развития, все государства, входящие в Евросоюз, можно разделить на несколько групп [9].

В первую группу входят Греция, Ирландия, Португалия и Испания, имеющие на своих территориях регионы с самым низким уровнем социально-экономического развития.

Германия и Италия образуют вторую группу, так как, несмотря на общую развитость этих стран, в них в государстве имеется диспаритет в уровне развития регионов. В Италии - это север и юг страны, в Германии - «старые» и «новые» земли.

Финляндия и Швеция относятся к третьей группе, в них на 1 км2 площади приходится наименьшее количество населения. Проблемы регионального управления в этих странах обусловлены большим расстоянием между небольшими населенными пунктами и климатическими условиями.

В то же время в таких странах, как Австрия, Дания, Франция, Бенилюкс и Великобритания, проблемами в развитии территорий являются: рост городского населения, расширение городских территорий за счет сокращения сельскохозяйственных угодий и изменения в структуре экономики.

Каждое государство идет своим путем в решении проблем территориального развития, однако присутствует схожесть, которая позволяет выделить основные направления решения этих проблем (рис.1).

По нашему мнению, особого внимания в Таджикистане заслуживает опыт проведения политики выравнивания развития территорий, накопленный в Испании. Так как оба государства прошли путь жесткого централизованного управления, завершение которого не способствовало развитию территорий, положение регионов еще более усугубилось, увеличился разрыв в уровне жизни населения.

Основным Законом Испании на государство возложена ответственность за справедливое и адекватное экономическое развитие различных территорий, создание условий для равномерного распределения доходов [5].

Создание ОЭЗ (Китай)

Создание инновационных структур (Япония)

Рисунок 1. Направления решения территориальных проблем в странах мира

Интересен опыт Германии, в которой проблема неравномерности развития старых и новых земель решается на уровне правительства с помощью проекта «Совместная задача», направленного на проведение структурной трансформации экономики на востоке страны. Примечательным в данном проекте является распределение финансов, так как на развитие восточных земель направлялось в шесть раз больше средств, чем на развитие западных территорий. Проблемные земли были разбиты на типы, что повлияло на размер софинансирования государством инвестиционных проектов.

Диспропорция в развитии регионов во Франции решалась с помощью ограничения деловой активности и концентрации промышленных предприятий в развитых регионах. Что касается стимулирующих мер, то они были направлены на повышение привлекательности и конкурентоспособности слаборазвитых территорий страны. Особое внимание уделяется проблеме создания конкурентоспособных кластеров на отсталых территориях государства, выявляя и используя их сильные стороны. В большинстве стран Евросоюза, особенно в его восточной части, как стимулирующая мера по развитию регионов используются дифференцированные налоговые ставки и налоговые преференции при условии создания дополнительных рабочих мест на неразвитых территориях.

В азиатских странах (например в Китае) региональная политика была направлена на развитие восточных провинций путём оказания им разнообразной поддержки, включая установление особого налогового, таможенного и финансового режимов, выделение крупных государственных инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов. Целью региональной политики было превращение востока страны в локомотив экономического развития остальных провинций Китая, и добиться такого результата было выдающимся экономическим успехом. Но вместе с тем Восточный Китай не стал локомотивом развития для остальной территории Китая.

Современная региональная политика Китая направлена на смягчение межрегио-

нальной дифференциации путем поддержки государством регионов Центрального, Северо-Восточного и Западного Китая. Государство инвестирует инфраструктурные проекты для этих регионов, вводит особые режимы и налоговую политику с целью привлечения иностранных инвестиционных потоков. В результате разрыв в развитии территорий начал сокращаться [7].

Япония применяет различные инструменты для сокращения разрыва в развитии территорий: региональное планирование, трансферы, налоговые преференции, развитые партнерские отношения между государством и частным бизнесом. Проведенное реформирование местного самоуправления и межбюджетных отношений способствовало росту самостоятельности территорий при определении основных отраслей в экономике регионов. Особое место в развитии территорий Японии занимают экономические кластеры [3].

США применяют гранты, которые выделяются недостаточно развитым регионам, и создают зоны развития с действующими налоговыми преференциями [4].

Многие страны доказали эффективность сочетания направлений целенаправленной общесистемной региональной программы развития регионов, включая меры по улучшению инфраструктуры территории и размещению предприятий.

Весьма интересным и полезным является опыт зарубежных стран по использованию таких инструментов, как создание структур инновационного развития: бизнес-инкубаторов, технопарков, агентств и фондов развития и т.п. Применяемые инструменты способствуют укреплению тенденций устойчивого развития региональных субъектов государства. Они способствуют устранению «провалов рынка» в сфере инноваций, упорядочению действия системы институтов при износе экономической и социальной инфраструктуры, а также сглаживанию существующего дисбаланса в развитии [6].

На постсоветском пространстве такие структуры создаются в Республике Казахстан и называются социально-предпринимательскими корпорациями. Деятельность корпораций направлена на развитие территорий Казахстана на основе частно-государственного партнёрства, формирования кластеров, реализации совместных программ и др.

По нашему мнению, для повышения эффективности государственного управления развитием территорий Таджикистана, из практики иностранных государств по разработке и осуществлению региональной политики необходимо использовать:

- создание надрегионального центра по координации реализации региональной политики;

- создание правового поля для развития местного самоуправления;

- использование государственно-частного партнерства в целях развития территорий;

- сочетание общесистемных и региональных программ, направленных на сокращение разрыва в развитии регионов;

- создание зон предпринимательского развития в слаборазвитых и депрессивных регионах.

Исследование практики государственного регулирования регионального развития, применяемой в зарубежных странах, показало, что:

^ региональная политика неотделима от хозяйственного механизма государства;

^ основное содержание региональной политики связано с развитием территорий региональных субъектов;

^ государственный механизм регулирования развития территорий является специфичным для каждой страны и зависит от стадий развития экономики, состояния

социально - экономического развития территорий, исторических, культурных и других факторов, влияющих на развитие конкретного государства. Таким образом, применение инструментов, проверенных мировым сообществом, в региональной политике Таджикистана будет способствовать развитию территорий и снижению дифференциации в развитии регионов.

Список использованной литературы:

1. Кондратьева Н.Б. Регионы России и Европейского союза на пути к строительству общего экономического пространства /Н.Б. Кондратьева. - М.: Ин-т Европы РАН; Рус. сувенир, 2008. - С.32.

2. Леонов С. Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. - Владивосток: Дальнаука, 1993. - С.54.

3. Меркушева О.А. Региональная политика Японии на общенациональном и местном уровне: 25.00.24 / Ольга Андреевна Маркушева: дис... канд. геогр. наук. - М., 2016. - С.22.

4. Мусаев Р.А., Решиев С.С. Характерные особенности региональной политики в развитых странах / Р.А. Мусаев, С. С. Решиев // Национальные приоритеты и безопасность. Зарубежный опыт.-2011.-№ 48(241). - С.54.

5. Понеделко Г. Региональная политика Испании // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 1. - С. 84.

6. Прядкина Н.Н. Зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием территорий//Вестник ОГУ. - 2012.-№8 (144). Август. - С.154.

7. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии /Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - С.107.

8. Ускова Т.В. Региональная политика территориального развития [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 136 с.

9. Юилл Д. В. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. В. Юилл. - М: Научный мир, 2011. - С.25.

Reference Literature:

1. Kondratieva N.B. Regions of Russia and the European Union on the Way to the Construction of Common Economic Space / N.B. Kondratieva. - M.: Institute of Europe, RAS; Russian souvenir, 2008.

- P. 32.

2. Leonov S.N. Regional Economic Policy in Transition Economy. Vladivostok: Far East Science, 1993. -

P. 54.

3. Merkusheva O.A. Regional Policy of Japan at National and Local Levels / O.A. Merkusheva. Diss. for

PhD in Geography. - M. 2016. - P. 22.

4. Musaev R.A., Reshiev S.S. Characteristic Features of Regional Policy in Developed Countries // National Priorities and Security. Foreign Experience,2011 No. 48 (241). - P. 54.

5. Ponedelko G. Regional Policy of Spain //World Economy and International Relations. 2009, No. 1. - P. 84.

6. Pryadkina N.N. Foreign Experience in Managing Socio-Economic Development of Territories // Bulletin

of OSU, 2012, No. 8 (144) /August. - P.154.

7. Regional Policy: Foreign Experience and Russian Realias / Under the editorship of A.V. Kuznetsova,

O.V. Kuznetsova. - M.: IMEMO RAS, 2015. - P. 107.

8. Uskova T.V. Regional Policy of Territorial Development [Text]: monograph / T.V. Uskova, N.V. Voroshilov. - Vologda: ISERTRAS, 2015. -136pp.

9. Yuill D. V. The Main Characteristics of Regional Policy: Experience of European Countries / D.V. Yuill.

- M: Scientific World, 2011. - P.25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.