Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОГНИТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВЫХ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОГНИТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВЫХ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНИМАНИЕ / ИММЕРСИВНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОФИЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Калинина Светлана Викторовна

Эпидемия COVID-19, охватившая мир в 2020 году, заставила, как никогда, задуматься о возможностях временного перевода обучения в высших учебных заведениях в дистанционный формат в чрезвычайных обстоятельствах. При этом, если в обычных условиях, обучение в профильных высших учебных заведений строится на акцентуации в сторону преподаваемых специальных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на практическую отработку навыков и умений, полученных в рамках изучения теоретического материала, то в условиях дистанционного обучения указанный формат становится достаточно проблемным в реализации. В настоящей статье авторы попробуют дать ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с проведением практических занятий и деловых игр при изучении юридических дисциплин в профильных высших учебных заведениях, а также рассмотрит возможности внедрения методики когнитивного контроля в образовательный процесс, в том числе и в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Калинина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF APPLICATION OF THE METHODS OF COGNITIVE CONTROL IN THE PROCESS OF LEARNING IN PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WHEN CONDUCTING BUSINESS GAMES AND PRACTICAL EXERCISES, INCLUDING AND IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The COVID-19 epidemic that swept the world in 2020 has made us think more than ever about the possibility of temporarily transferring higher education to a distance learning format in emergency situations. At the same time, if under normal conditions, the training of specialized higher educational institutions is based on an emphasis on the taught special disciplines, focused primarily on the practical development of skills and abilities obtained in the study of theoretical material, then in the context of distance learning, this format becomes quite problematic in implementation. In this article, the authors will try to give answers to the most relevant questions related to practical classes and business games in the study of legal disciplines in specialized higher educational institutions, as well as consider the possibility of implementing cognitive control techniques in distant educational process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОГНИТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВЫХ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 009+159.952.2; ББК 88.6 NIION: 2018-0077-3/21-021

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-122-126 MOSURED: 77/27-024-2021-03-220

© Вихляев А.А., Калинина С.В., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОГНИТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВЫХ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Александр Александрович Вихляев,

преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: vih.alexander2011@mail.ru Светлана Викторовна Калинина, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: kswik@mail.ru

Аннотация. Эпидемия COVID-19, охватившая мир в 2020 году, заставила, как никогда, задуматься о возможностях временного перевода обучения в высших учебных заведениях в дистанционный формат в чрезвычайных обстоятельствах. При этом, если в обычных условиях, обучение в профильных высших учебных заведений строится на акцентуации в сторону преподаваемых специальных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на практическую отработку навыков и умений, полученных в рамках изучения теоретического материала, то в условиях дистанционного обучения указанный формат становится достаточно проблемным в реализации. В настоящей статье авторы попробуют дать ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с проведением практических занятий и деловых игр при изучении юридических дисциплин в профильных высших учебных заведениях, а также рассмотрит возможности внедрения методики когнитивного контроля в образовательный процесс, в том числе и в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: когнитивный контроль, внимание, иммерсивное погружение, психические познавательные процессы, практикоориентированная учебная дисциплина, профильное высшее учебное заведение.

ON THE QUESTION OF APPLICATION OF THE METHODS OF COGNITIVE CONTROL IN THE PROCESS OF LEARNING IN PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WHEN CONDUCTING BUSINESS GAMES AND PRACTICAL EXERCISES, INCLUDING AND IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Aleksandr A. Vikhlyaev,

Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: vih.alexander2011@mail.ru Svetlana V. Kalinina,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs

of the Moscow University of MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: kswik@mail.ru

Abstract. The COVID-19 epidemic that swept the world in 2020 has made us think more than ever about the possibility of temporarily transferring higher education to a distance learning format in emergency situations. At the same time, if under normal conditions, the training of specialized higher educational institutions is based on an emphasis on the taught special disciplines, focused primarily on the practical development of skills and abilities obtained in the study of theoretical material, then in the context of distance learning, this format

becomes quite problematic in implementation. In this article, the authors will try to give answers to the most relevant questions related to practical classes and business games in the study of legal disciplines in specialized higher educational institutions, as well as consider the possibility of implementing cognitive control techniques in distant educational process.

Keywords: cognitive control, attention, immersive immersion, mental cognitive processes, practice-oriented academic discipline, specialized higher education institution.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вихляев А.А., Калинина С.В. К вопросу применения методики когнитивного контроля в процессе обучения в профильных высших учебных заведениях при проведении деловых игр и практических занятий, в том числе и в условиях дистанционного обучения. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 122-126.

Мировая ситуация, вызванная эпидемией ко-ронавируса в 2020 году, заставила задуматься о преобразовании образовательных форм обучения и внедрения новых возможностей в педагогический процесс.

Нельзя не заметить, какое влияние на образовательный процесс оказало экстренное внедрение в систему высших учебных заведений формата дистанционного обучения.

При этом, возможности удаленного общения преподавателей с обучающимися, в каждом учебном заведении существенно отличались друг от друга. В одних учебных заведениях процесс обучения выстраивался на подготовке обучающимися аудиовизуальных заданий, текстовых документов посредством передачи информации через мессен-джеры или электронную почту, при опосредованном доведении лекционных материалов через загружаемые на официальных сайтах видеоресурсы; в других - учебный процесс строился исходя из возможностей одновременной работы с аудиторией посредством использования мессенджеров, поддерживающих аудиовизуальный, или только аудиальный контакт, с постоянным вниманием за обучающимися или постконтролем, подразумевающим дополнительные задания для самостоятельного освоения.

Вне всякого сомнения, каждая из описанных методик в условиях неочевидности и различных возможностей, технического оснащения являлась индивидуальной, и соответствовала критериям, предъявляемым к методикам обучения в высших учебных заведениях (далее - вуз) и государственным стандартам.

При этом, подобная схема работы достаточно эффективна при преподавании естественнонаучных и общих дисциплин, но, безусловно, крайне затруднительна для внедрения в высших учебных заведениях, делающих основной акцент на практическую составляющую, ведомственных вузов.

Для подобных учебных заведений в режиме дистанционного обучения крайне сложно обеспе-

чить не только постоянное внимание аудитории, но и провести практиоориентированные занятия.

Поддержание интереса у аудитории в рамках занятия, разъяснение обучающимся специальных методик становится не только крайне затруднительным для преподавания в своей реализации, но и крайне требовательным к ресурсам и техническим возможностям, имеющимся у преподавателя и обучающихся, их усидчивости, внимании, умении включаться в учебный процесс, педагогической смекалке и прочим факторам.

Проведение занятий в ведомственных учебных заведениях юридической направленности делает основной акцент именно на практическую составляющую занятий.

В связи с этим крайне важным становится внедрение креативных и инновационных методик проведения занятий, позволяющих обучающимся в полной мере включаться в учебный процесс.

Одной из инновационных, безусловно, выступает методика, основанная на развитии когнитивного контроля при разрешении практических задач.

Указанная методика позволяет повышать уровень саморегуляции обучаемых и алгоритмировать их действия согласно представленным задачам, имеющим индивидуальный характер и различный уровень сложности.

Когнитивный контроль представляет собой набор исполнительных функций, которые сами по себе имеют вид высокоуровневых процессов, дающих возможность осуществлять планирование как текущих действий согласно представленной ситуации, так и изменять реакцию обучаемого в зависимости от определенного контекста. При задействовании исполнительных функций осуществляется иммерсивное погружение обучаемого в учебный процесс, требуя от него избирательно подходить и уделять внимание необходимым для разрешения поставленных задач стимулам и деталям.

Проработка подобного практического занятия или деловой игры, при кажущейся простоте построения первичной диспозиции, позволяет рас-

смотреть уровень индивидуальной подготовленности каждого обучаемого к исполнению профессиональных обязанностей в будущем.

Методика когнитивного контроля является актуальной обсуждаемой темой не только в отечественной1, но и зарубежной психологии и педагогической науке (прежде всего, благодаря трудам Майкла Познера)2.

Методика, отвечающая, прежде всего, за тренировку внимания и познавательных функций и иных психических познавательных процессов позволяет осуществлять селекцию информации, координировать и исполнять актуальные процессы и подавлять неактуальные в процессе научения3.

Базовые основы методики позволяют реали-зовывать ее применение в процессе практической отработки ситуаций, с которыми могут столкнуться сотрудники полиции в процессе своей оперативно-служебной деятельности.

Главными конструктами в указанном случае выступают отдельные правонарушения и личности правонарушителей, их совершающих.

Иммерсивное погружение обучающихся в предложенную им симуляцию практической деятельности образовывает совокупность индивидуально-ориентированных условий, центрированных на образы и личности отдельных правонарушителей, каждый из которых в представленных заданиях совершает отличные от другого противоправные действия.

Центрирование подобным образом задания на каждом из обучающихся позволяет обучаемым индивидуально подойти к разрешению стоящей перед ними задачи - правильной квалификации действий правонарушителя и последующему привлечению его к юридической ответственности за совершенное правонарушение.

При этом, обязательным условием, применяемым в методике, является минималистичность -личность каждого правонарушителя должна быть прописана условно, однако, при этом, включая важные для ее идентификации моменты, побуждая тем самым обучаемого вникать в представляемую ему информацию и концентрировать внимание на отдельных, характерных для конкретной ситуации, деталях личности правонарушителя. Изучение представленных сведений, внимательное отношение к ним со стороны обучаемого, дают возможность выстроить соответствующий алгоритм процессуальных действий, которые позволили бы ему принять единственно-верное решение в отношении отдельно-взятого правонарушителя.

Зачастую, правильное решение поставленной задачи по привлечению правонарушителя к юри-

дической ответственности, может, в том числе, базироваться и на незначительных фактах о личности правонарушителя, однако явных для знающего учебную дисцлипину обучающегося (например, идентификация лица, ранее привлеченного к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года, - в одном случае подобное будет рассматриваться как обстоятельство, отягчающее ответственность, в других - образовывать состав другого правонарушения).

Сам процесс изучения личности правонарушителя в рамках методики позволяет задействовать широкий спектр психических-познавательных процессов: восприятие ситуации, общее представление о рассматриваемой проблематике, воображение, мышление, память.

При использовании методики когнитивного контроля немаловажное значение в решении отдельных ситуаций уделяется вниманию обучаемого. Подготовленный обучающийся, при отработке своего ответа по представленной ситуации, используя нормативные правовые акты, а также подсказки, полученные им путем визуального изучения представленных сведений, сможет правильно сложить все «детали» воедино и, как итог, разрешить представленную ему ситуацию верно.

Другим немаловажным фактором при осуществлении взаимодействия преподавателя с обучаемым является время (тайминг). Так, с момента прочтения представленной ситуации и изучения личности правонарушителя, целесообразно давать минимальное время, не превышающее 5-10 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Выбор минимального тайминга обусловлен приближенностью условий, изложенных в конкретной ситуации, к реальным. Иными словами, обучаемый начинает чувствовать себя не на практическом занятии, а в реальных условиях осуществления оперативно-служебной деятельности, когда, общаясь с правонарушителем, он должен не проявлять признаки обеспокоенности, уметь анализировать сложные ситуации, знать требования действующего законодательства, при этом, постоянно находясь в условиях неочевидности, быть готовым к оказанию неповиновения со стороны правонарушителя, сопротивления с их стороны, или его возможному побегу от сотрудника полиции.

Знание положений действующего законодательства, вменяемых различным категориям правонарушителей, представленных в диспозиции задач, при когнитивном контроле позволяет обучающимся понимать потенциальную возможность применения к ним мер административного принуждения, включая и меры производства по

делам об административных правонарушениях, отдельных мер государственного принуждения, описанных в Федеральном законе «О полиции» или специальных прав сотрудника полиции по применению физической силы, боевых приемов борьбы или специальных средств.

Иммерсивное погружение в представленную ситуацию позволяет воздействовать также и на другую группу психических процессов, относящихся к эмоциональной сфере: эмоциям, чувствам или стрессу.

Используя эту методику, преподаватель, ведущий занятие, может, применяя дополнительные вводные в части девиаций в поведении или действиях правонарушителя, непосредственно воздействовать на обучаемого, побуждая его правильно оценивать свои действия и возможные последствия.

Таким образом, каждый обучаемый, отвечая по своей конкретной ситуации, будет способен рефлексивно оценить свои действия и дать самостоятельную оценку решению поставленной перед ним задачи.

Завершается решение задачи составлением служебно-процессуальной документации. Причем, объем и содержание документов будет отличаться по объему у каждого из обучающихся. Прежде всего, это зависит от его индивидуальной оценки конкретной ситуации и выбранных мер принуждения, которые он потенциально применил к правонарушителю.

При этом, применение методики свободно позволяет вовлекать в учебный процесс каждого обучаемого в учебной группе, что положительно оценивается при проведении практикоориентиро-ванных занятий в условиях дистанционного обучения, как при аудивизуальном контакте с обучаемыми, так и посредством преподавания в режиме удаленного обучения и самостоятельной работы (оффлайн), позволяя тем самым преподавателю, ведущему занятие, индивидуально подойти к каждому обучаемому.

При отработке методики когнитивного контроля, в целях полного погружения обучаемого в процесс, целесообразно использовать ряд «игровых» параметров и механик:

- ролевой элемент - обучаемые наиболее полно и вовлеченно в игровой процесс отыгрывают принятую на себя роль действующего сотрудника полиции, занимающегося охраной общественного порядка;

- динамичное изменение ситуации на основании неочевидного выбора - любое действие, выбранное обучаемым может иметь последствия,

ранее им не рассматриваемые, что позволит сформировать необходимые компетенции в условиях, далеких от очевидных, подстраиваться под них, вырабатывать новую линию поведения и алгоритм действий;

- элемент вовлеченного распознавания, включающий анализ документации, сведений информационно-аналитических баз, и базирующийся на знаниях и умениях, полученных обучающимися на занятиях в рамках изучения сопутствующих прак-тикоориентированных дисциплин;

- вариативность - применение методики можно экстраполировать на отдельные задачи, касающиеся вопросов административно-юрисдикци-онной, уголовно-процессуальной деятельности по различным ее направлениям (правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения против порядка управления, правонарушения, совершаемые лицами, состоящими на профилактическом учете и т.п.);

- возможность применения метода удаленного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных систем, поддерживающих, как только текстово-аудиальные возможности, так и платформ, использующих возможности видеоконференцсвязи (мессенджеры по типу Zoom, GoToMeeting, Discord).

Описанные особенности и механики проведения занятия с каждым обучаемым отдельно в составе одного структурного подразделения позволяют вовлекать в них и других обучающихся, отрабатывать ситуации при работе с напарником или в составе подразделения в процессе реализации оперативно-профилактических мероприятий; прорабатывать деятельность нескольких должностных лиц по работе с доставленными и административно-задержанными лицами и иные направления деятельности практических подразделений в условиях дистанционного обучения.

Методика возможна для применения в различных учебных заведениях правоохранительной направленности, с учетом особенностей каждого вуза (например, отработка действий прокурора на судебном процессе; участие защитника в следственных действиях и пр.).

При этом, сама методика является не только познавательной, но и интересной для обучаемых, что позволяет им более активно включаться в процесс и с энтузиазмом рассматривать и разрешать свои задания.

Структура заданий не повторяется, что позволяет охватить широкий перечень различных ситуаций. Непосредственное вовлечение обучаемых

в учебный процесс и их взаимодействие с преподавателем в процессе реализации исполнительных функций позволяет существенно поднять порог участия обучаемого в изучении практиоориенти-рованной учебной дисциплины, а преподавателю индивидуально оценить каждого из обучаемых.

Все описанные факторы и делают предлагаемую методику когнитивного контроля в обучении инновационной и целесообразной для включения не только в обычный учебный процесс ведомственных и практикоориентированных учебных заведений, но и непосредственного применения в дистанционном обучении.

Библиографический список

1. Калиниченко, И. А. Актуальные направления подготовки кадров для подразделений по вопросам миграции МВД России / И. А. Калиниченко, О. В. Зиборов, С. О. Харламов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 333-336.

2. Деулин, Д. В. Детерминированность профессиональной мотивации курсантов и слушателей образовательной организации МВД России / Д. В. Деулин, О. В. Яншина // Актуальные проблемы психологической работы и профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел и силовых структур : Сборник научных трудов межведомственной научно-практической конференции. М., 2021. С. 83-87.

3. Дорошенко, О. М. К вопросу о цифровиза-ции педагогической деятельности / О. М. Дорошенко, Л. И. Золотарева // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве : Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов: сборник статей // под ред. О. М. До-

рошенко, Н. Б. Нижниченко, Е. А. Никитской. М., 2021. С. 41-44.

Bibliographic list

1. Kalinichenko, I. A. Actual directions of personnel training for migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I. A. Kalinichenko, O. V. Zi-borov, S. O. Kharlamov // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 1. pp. 333-336.

2. Deulin, D. V. Determinism of professional motivation of cadets and students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / D. V. Deulin, O. V. Yanshina // Actual problems of psychological work and professional training of employees of internal affairs and law enforcement agencies : Collection of scientific papers of the interdepartmental scientific and practical conference. Moscow, 2021. pp.83-87.

3. Doroshenko, O. M. On the issue of digitali-zation of pedagogical activity / O. M. Doroshenko, L. I. Zolotareva // In the collection: Actual problems of personality development in the modern socio-cultural space : Collection of scientific works of teachers, listeners, students and cadets: collection of articles // edited by O. M. Doroshenko, N. B. Nizhnichenko, E. A. Nikitskaya. M., 2021. pp. 41-44.

1 Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 21-31.

2 Posner M.I. (1999) Current research in cognitive neuroscience. In I. Singh & R.Parasuraman (eds) Human Cognition: A multidisciplinary perspective. New Delhi: P. 41-54.

3 Snyder, C. R., & Lopez, S. J. (2007). Positive psychology: The scientific and practical explorations of human strengths. Thousand Oaks, CA, US: Sage Publications

I .11. PvtfUHII

МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Руза-вин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.

Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.