Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФАЙЛИНГУ И МЕДИАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФАЙЛИНГУ И МЕДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФАЙЛИНГ / МЕДИАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Футин Вячеслав Николаевич, Сокольская Мария Вячеславовна, Мусатова Оксана Алексеевна, Николаева Юлия Валерьевна

Представлен анализ широко востребованных современных направлений - профайлинг и медиация с позиции развития, обучения и использования в практической деятельности, то есть как научное направление, как учебную дисциплину и как профессиональную деятельность. На опыте внедрения данных направлений в учебный процесс подготовки сотрудников МВД показана эффективность и надежность работы как действующих сотрудников, так и учащихся на примере участия в массовых мероприятиях особой общественной значимости. Описана авторская методика обучения данным технологиям в условиях дистанционного формата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Футин Вячеслав Николаевич, Сокольская Мария Вячеславовна, Мусатова Оксана Алексеевна, Николаева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN PROFILING AND MEDIATION

The article presents an analysis of the widely popular modern trends-profiling and mediation from the point of view of development, training and use in practice, that is, as a scientific direction, as an academic discipline and as a professional activity. Based on the experience of implementing these areas in the educational process of training employees of the Ministry of Internal Affairs, the effectiveness and reliability of the work of both existing employees and students is shown by the example of participation in mass events of special social significance. The author’s method of teaching these technologies in a remote format is described.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФАЙЛИНГУ И МЕДИАЦИИ»

УДК 159 ББК 88

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-321-324 © Футин В.Н., Сокольская М.В., Мусатова О.А., Николаева Ю.В., 2021

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФАЙЛИНГУ И МЕДИАЦИИ

Вячеслав Николаевич Футин, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы, доктор психологических наук, профессор Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина (390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46) E-mail: iutinvn@mail.ru

Мария Вячеславовна Сокольская, профессор кафедры социальной работы психолого-социального факультета, доктор психологических наук, доцент

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1) E-mail: mvsokolskaya@mail.ru

Оксана Алексеевна Мусатова, доцент кафедры социальной работы психолого-социального факультета, кандидат психологических наук, доцент

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1) E-mail: muoxa@mail.ru

Юлия Валерьевна Николаева, заместитель начальника кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: ulmit@yandex.ru

Аннотация. Представлен анализ широко востребованных современных направлений — профайлинг и медиация с позиции развития, обучения и использования в практической деятельности, то есть как научное направление, как учебную дисциплину и как профессиональную деятельность. На опыте внедрения данных направлений в учебный процесс подготовки сотрудников МВД показана эффективность и надежность работы как действующих сотрудников, так и учащихся на примере участия в массовых мероприятиях особой общественной значимости. Описана авторская методика обучения данным технологиям в условиях дистанционного формата.

Ключевые слова: профайлинг, медиация, технологии, методы, обучение, профессиональная деятельность, сотрудники.

MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN PROFILING AND MEDIATION

Vyacheslav N. Futin, Leading Researcher of the Scientific and Educational Center of Practical Psychology and Psychological Service, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Ryazan State University named after S.A. Yesenin (390000, Ryazan', ul. Svobody, 46) E-mail: futinvn@mail.ru

Maria V. Sokolskaya, Professor of the Department of Social Work of the Faculty of Psychology and Social Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor

Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov of the Ministry of Health of the Russian Federation (117997, Moscow, Ostrovityanova str., 1) E-mail: mvsokolskaya@mail.ru

Oksana A. Musatova, Associate Professor of the Department of Social Work of the Faculty of Psychology and Social Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov of the Ministry of Health of the Russian Federation (117997, Moscow, Ostrovityanova str., 1) E-mail: muoxa@mail.ru

Yulia V. Nikolaeva, Deputy Head of the Department of Psychology of the Educational and Methodological Complex of the Psychology of Service Activity, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: ulmit@yandex.ru

Abstract. The article presents an analysis of the widely popular modern trends-profiling and mediation from the point of view of development, training and use in practice, that is, as a scientific direction, as an academic discipline and as a professional activity. Based on the experience of implementing these areas in the educational process of training employees of the Ministry of Internal Affairs, the effectiveness and reliability of the work of both existing employees and students is shown by the example of participation in mass events of special social significance. The author's method of teaching these technologies in a remote format is described.

Keywords: profiling, mediation, technologies, methods, training, professional activity, employees.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Футин В.Н., Сокольская М.В., Мусатова О.А., Николаева Ю.В. Современные технологии обучения профайлингу и медиации. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):321-324.

В стремительно меняющихся условиях современной жизни, в формате удаленности, разделённости людей, с одной стороны, и практически полной прозрачности всех сторон жизнедеятельности личности, с другой, психологическая наука и практика приобретает все большую востребованность в различных видах профессиональной деятельности, стимулирует поиск новых актуальных практик, таких как, переговоры медиатора, мотивационные намерения профайлера-верификатора. В связи с этим требуется разработка новых методов, методик и технологий процесса обучения этим практикам, а значит качественно иного подхода к подготовке специалистов [1].

Важно отметить также возрастающую потребность в доступности психологических знаний и навыков для различных категорий специалистов и обучающихся в связи с интенсивной трансформацией самой сферы профессионального труда. Потребность в постоянном обновлении актуального перечня профессий и специальностей, в существенном изменении как функционального, так и психологического содержания многих традиционных профессий. При этом, в качестве одной из ведущих тенденций в отмеченных трансформационных процессах можно выделить тенденцию интеграции в конкретном виде профессиональной деятельности психологического содержания, прежде представленного в отдельных, самостоятельных видах деятельности [5]. Интеграция, в свою очередь, обогащает опыт обучения как на уровне психологического просвещения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и на уровне высшей школы.

Анализ предлагаемых программ на образовательном рынке, реализуемых и государственными, и частными организациями показал, что особой популярностью пользуется обучение профайлингу и медиации как технологиям, имеющим широкий спектр применения от межличностного и профессионального общения до выявления потенциально-опасных личностей и прогноза их поведения в сложных ситуациях [2].

Профайлинг в настоящее время понимается как [6]:

1. Научно-прикладная область, основу которой составляют знания психологической науки и практики.

2. Учебная дисциплина, включенная в программу подготовки психологов, психологов служебной деятельности, юристов и в качестве программы повышения квалификации, целью которой является изучение и усвоение навыков, направленных на диагностику особенностей личности.

3. Профессиональная деятельность, которая осу-

ществляется как сопровождение или самостоятельное направление работы психологов, полиграфологов, кадровых работников, а также специалистов в области диагностики поведения и общественной безопасности.

Таким образом, в общем виде профайлинг представляет собой целый комплекс техник и приемов, с помощью которых можно осуществить экспресс диагностику психологических особенностей личности, а также прогнозирование поведения человека.

Обратимся к ещё одному актуальному прикладному направлению профессиональной деятельности — медиации. Анализ понятия «медиация» позволяет рассматривать его в качестве социально-психологической технологии разрешения конфликтных ситуаций на таких уровнях как [7]:

1. Интегративная область научно-прикладных знаний, основу которых составляют знания правовой, социальной, педагогической и психологической наук.

2. Учебная дисциплина в контексте дополнительного профессионального образования (именно эта форма подготовки дает право осуществлять медиативную деятельность), на уровне магистратуры с целью изучения и усвоения навыков по проведению медиации как технологии регулирования конфликтов.

3. Профессиональная деятельность, которая находит применение в различных сферах человеческого взаимодействия.

Анализ содержания профайлинга и медиации как видов практики позволяет констатировать, что профессионализм специалистов напрямую зависит от знания и умения применять данные технологии в своей профессиональной деятельности. Поэтому в период обучения по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации в вузах эти практические направления не только интегрированы в дисциплины психологического цикла, но и приобретают сегодня самостоятельный статус. Данная тенденция формируется в России последние несколько десятилетий, что позволило как наработать опыт обучения профайлингу и медиации, так и провести анализ эффективности применения данных технологий в условиях профессиональной деятельности [3].

Отдельного внимания заслуживает вопрос интенсивного развития медиации и профайлинга не только в психологических, но и юридических профессиях. Сегодня юристы, находящиеся «на передовой» всех социальных процессов нашего общества, постоянно актуализируют свою деятельность, находят новые стороны применения богатого психологического опыта и знаний. Именно они много лет применяли про-

файлинг при составлении психологического портрета как преступника, так и свидетеля, потерпевшего. А помимо этого, также способствовали развитию нового направления деятельности — медиации как досудебного способа разрешения конфликтов.

Эта тенденция характерна и для системы ведомственных вузов силовых министерств: МВД, ФСБ, МЧС и МО России, которые имеют возможность в максимально короткие сроки проверить уровень практических навыков по применению методов профайлинга и медиации уже не этапе обучения. Специфика подготовки сотрудников ведомственных структур требует привлечения учащихся к помощи действующим сотрудникам не только в период учебной практики, традиционной для всех студентов, но и при проведении массовых мероприятий особой общественной значимости. В свою очередь, наличие прочной взаимосвязи между учебным заведением и подразделением, в которое направляется выпускник, позволяет получить достоверную информацию об уровне его профессиональной подготовки и имеющихся навыках. Этот факт, несомненно, предоставляет ведомственным вузам приоритет в актуализации методики преподавания профайлинга и медиации.

Иллюстрацией вышесказанного может послужить опыт проведения Зимних Олимпийских игр в городе Сочи в 2014 году. Для охраны общественного порядка на Олимпийских объектах привлекались слушатели ведущих вузов МВД России (г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.), которые активно применяли знания и навыки по выявлению потенциально опасных лиц посредством психологического профилирования и ведения «переговоров» с различными категориями граждан на позиции независимой стороны, сравнимой с позицией медиатора [4]. Важно отметить, что подготовка слушателей по дисциплинам профайлинг и медиация была проведена задолго до прибытия в г. Сочи на обозначенное мероприятие. А для уже действующих сотрудников полиции, направленных из разных концов России для обеспечения правопорядка на Олимпийских играх, занятия по специально разработанным курсам, включающим в себя основы профилирования личности и медиативным техникам, проводились на месте до начала игр. Это обстоятельство, с одной стороны, несомненно затрудняло деятельность преподавателей (в качестве которых привлекались преподаватели ведомственных вузов, специально откомандированные на период проведения игр), но, вместе с тем, позволило получить им богатейший опыт. Они (преподаватели) в кратчайшие сроки в реальных условиях деятельности не только могли проверить эффективность методики обучения, но и вместе с сотрудниками имели возможность убедиться в эффективности (являясь одновременно и сотрудниками МВД, они несли службу по охране общественного порядка в период игр на Олимпийских объектах) применения навыков по профилированию личности и использова-

нию возможностей медиации в переговорах с различными категориями граждан.

Как показал этот опыт, обучение профайлингу и медиации положительно влияет не только на качество подготовки сотрудников и на отношение обучающихся к выполнению своих непосредственных служебных обязанностей, но и на взаимоотношения в коллективе. Полученные знания способствуют формированию значимых профессиональных навыков: вдумчиво наблюдать и анализировать окружающую обстановку и поведение людей; выявлять подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи; нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем; сохранять нейтралитет в сложных конфликтных ситуациях. Отдельно стоит отметить, что контингент — участники и гости Олимпийских игр, по отношению к которым проводились мероприятия по охране общественного порядка, был многонационален и максимально разнороден, так как игры посетило огромное количество людей со всего мира. Полученный опыт практико-ориентированного обучения был успешно проанализирован и интегрирован в существующую парадигму профессиональной подготовки высокопрофессиональных сотрудников различных силовых и иных структур.

Таким образом, многолетний успешный опыт применения технологии профайлинга и медиативной процедуры, полученные положительные результаты подтверждают практическую полезность включения данных методов в процесс подготовки сотрудников различных отраслей экономики.

Важно отметить, что методики обучения по этим направлениям могут применяться самые разнообразные, их диапазон варьируется от авторских тренинго-вых программ, широко представленных в программах дополнительного профессионального образования, до классической методики преподавания дисциплин в высшей школе. Безусловно, опыт прошедшего года (пандемия COVID-19) и длительный период «онлайн режима жизнедеятельности» также внес свою лепту в вариативность методов обучения, как ранее считалось, исключительно контактных дисциплин. Данные обстоятельства способствовали необходимости проведения качественного анализа тенденций обучения профайлингу и медиации, выделения эффективных технологий и психологических особенностей их реализации с целью разработки рекомендаций для обучения в условиях вузовской подготовки.

Как показал практический опыт авторов, технологии онлайн обучения позволяют достаточно эффективно и формировать, и развивать коммуникативные навыки у специалистов, находящихся достаточно удаленно территориально и не имеющих опыта общения друг с другом (не знакомых людей). Так, в рамках образовательных программ «Технология профайлинга и ее реализация для обеспечения безопасности» был разработан и апробирован метод закрепления полученных

знаний и навыков по психологическому профилиро- 5. ванию личности и проведению медиативной процедуры с использованием платформы «ЗУМ». После закрепления теоретического и практического материала в группе хорошо знакомых между собой учащихся, 6

посредством видеосвязи было предложено провести медиацию в условиях реальной конфликтной ситуации, которая имела место в другом регионе/городе. В ходе этого упражнения учебные условия максимально приближались к реальной ситуации, тем самым повышали эффективность образовательного процесса и позволяли преподавателю с помощью технологии су-первизии корректировать практические действия уча- 7. щихся. Эффективность технологии профайлинга была подтверждена в результате анкетирования самих обучающихся, преподавателей, принимающих участие в такой форме практической работы, и экспертной оценки руководителя программы. На основе этого опыта процедура проведения данной формы интерактивной 1. работы была адаптирована для студентов вузов и сегодня успешно внедряется, получая подтверждение своей результативности. Имеющийся авторский опыт осуществления образовательного процесса свидетельствует о том, что данная технология может быть интегрирована в образовательный процесс не только вузов 2 России, но и получить свое развитие в различных дисциплинах психологического цикла подготовки специалистов группы профессий социономического типа.

3.

Литература

1. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение: Коллективная моного-рафия/ отв. ред. М.Р. Арпентьева // Серия: «Актуальные проблемы практической психологии: 4. кризис, развитие, поддержка». Вып.2 Калуга: Калужский государственный университет им.

К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. 290 с.

2. Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сборник материалов Второй всерос- 5. сийской научно-практической конференции.

М.: ФИМ, 2015. 178 с.

3. Мариновская И.Д., Мусатова О.А., Николаева 6. Ю.В. Психолого-педагогические аспекты преподавания дисциплин психологического профиля для студентов юридических специализаций // Вестник Московского университета

МВД России. 2017. № 4. С. 236-239.

4. Мусатова О.А., Николаева Ю.В. Применение методов профайлинга в деятельности психологов различных организаций // Международ- 7. ный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 2. С. 69-71.

Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2015. № 5 (80). С. 501-510.

Сокольская М.В. Профайл-метод в системе психологического противодействия терроризму / Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. научных статей VI Междунар. науч.-практич. конф. 01-03 июля 2016 г. / под ред. Н.А. Кравцовой. Владивосток, Морской гос. ун-т, 2016. С. 93-101.

Стрэссер Ф., Рэндольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М.: МЦУПК, 2015. 380 с.

References

Profiling and mediation: spheres, values, technologies, training: Collective monohoraphy / ed. by M.R. Arpentieva // Series: "Actual problems of practical psychology: crisis, development, support". Issue 2 Kaluga: Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Eidos, 2016. 290 p. Mediation: theory, practice, development prospects. Collection of materials of the Second All-Russian scientific and practical conference. Moscow: FIM, 2015. 178 p. Marinovskaya I.D., Musatova O.A., Nikolaeva Yu.V. Psychological and pedagogical aspects of teaching psychological profile disciplines for students of legal specializations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 4. pp. 236-239. Musatova O.A., Nikolaeva Yu.V. Application of profiling methods in the activities of psychologists of various organizations // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2017. No. 2. pp. 69-71.

Rubtsova N.E. The main directions of classifications of professional activity // Psychology and psychotechnics. 2015. No. 5 (80). pp. 501-510. Sokolskaya M.V. Profile-method in the system of psychological counteraction to terrorism / Personality in extreme conditions and crisis situations of life: collection of scientific articles of the VI International Scientific and Practical Conference on July 01-03, 2016 / edited by N.A. Kravtsova. Vladivostok, Maritime State University, 2016. pp. 93-101. Strasser F., Randolph P. Mediation: a psychological view of conflict resolution. Moscow: ICUPK, 2015. 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.