ВЫЯВЛЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ
и расследование преступлений
Искалиев Равиль Гарифуллаевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Е-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки
Ravil' Garifullaevich Iskaliev,
Candidate of Law,
Associate Professor at the Department of Organization
of Operational Investigative Activities, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
Е-mail: [email protected]
Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences
УДК 343.9
DOI 10.24412/2072-9391-2024-371-74-84
Дата поступления статьи: 24 июля 2024 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2024 г.
К вопросу правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений
On the Issue of Legal Regulation of the Activities by Economic Security and Combating the Corruption's Unitsunits for the Prevention of Crimes
Аннотация
Актуальность исследования: действующий в настоящее время приказ МВД России от 24 августа 2023 г. № 619 «О некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений» практически не изменил подхода сотрудников органов внутренних дел к вопросам профилактики экономических преступлений. Превентивная деятельность органов внутренних дел, исследованная в настоящей статье, регламентируется на законодательном уровне более чем в 50 нормативных правовых актах, инструкциях и ведомственных предписаниях не нормативного характера. Столь масштабное регламентирование деятельности по осуществлению предупреждения и пресечения
Abstract
Relevance: the current order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated August 24, 2023 № 619 "On some organizational issues of the activities of the internal Affairs bodies of the Russian Federation for the prevention of offenses" has practically not changed the approach of law enforcement officers to the prevention of economic crimes. The preventive activities of the internal affairs bodies investigated in this article are regulated at the legislative level in more than 50 normative legal acts, instructions and departmental prescriptions of a non-normative nature. Such a large-scale regulation of activities for the prevention and suppression of crimes indicates the importance of this area of activity.
Problem statement: crime prevention through operational investigative measures is an effec-
преступлении говорит о важности данного направления деятельности.
Постановка проблемы: предупреждение преступности с помощью оперативно-розыскных мер - это эффективный и перспективный подход в работе органов внутренних дел, который позволяет достигать поставленных целей с минимальными затратами, предотвращая негативные последствия, и сокращает необходимость применения уголовного наказания. Результаты проведенного исследования подтверждают, что для дальнейшего совершенствования данного направления деятельности необходимо разработать и внедрить эффективные правовые инструменты.
Цель исследования: определить проблемы профилактики преступлений и в результате проведенного анализа нормативной основы профилактической деятельности сотрудников подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел установить реперную точку эмоционального, а точнее, мотивационного состояния обозначенной категории сотрудников для того, чтобы, опираясь на нее, определить пути оптимизации данной деятельности.
Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение) и специальные методы (контент анализ литературы и ведомственных документов по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование).
Результаты и ключевые выводы: в настоящее время система оперативно-розыскной профилактики преступлений экономической и коррупционной направленности находится в стадии стагнации. Недостатки мотивации у сотрудников заниматься превентивной деятельностью, отсутствие объективных критериев оценки деятельности, недостатки правовой регламентации предупреждения экономических преступлений требуют своего вмешательства и устранения.
На наш взгляд, обозначенные выше пробелы в правовом регулировании превентивной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел требуют внимания и своевременного решения.
tive and promising approach in the work of internal affairs agencies, which allows you to achieve your goals with minimal cost, preventing negative consequences, and reduces the need for criminal punishment. The results of the conducted research confirm that in order to further improve this area of activity, it is necessary to develop and implement effective legal instruments.
The purpose of the study: to identify the problems of crime prevention and, as a result of the analysis of the regulatory framework for the preventive activities of employees of the department of economic security and anti-corruption of internal affairs bodies, to establish a reference point for the emotional, or rather, motivational state of the designated category of employees in order, based on it, to determine ways to optimize this activity.
Research methods: general scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, analogy, comparison) and special methods (content analysis of literature and departmental documents on the research problem, questionnaires, interviews).
Results and key conclusions: currently, the system of operational investigative prevention of crimes of economic and corruption orientation is stagnating. Shortcomings in the motivation of employees to engage in preventive activities, as well as objective criteria for evaluating activities, shortcomings in the legal regulation of the prevention of economic crimes require their intervention and elimination. In our opinion, the gaps outlined above in the legal regulation of the preventive activities of employees of the economic security and anti-corruption departments of the internal affairs bodies require attention and timely solutions.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; оперативно-розыскная профилактика; предупреждение; преступление; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Keywords: operational investigative activities; operational investigative measures; operational investigative prevention; prevention; crime; economic security and anti-corruption units.
76
Федеральный закон от 12 августа 1995 г.
№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее — ФЗ об ОРД), определяя цель оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), а именно защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, корреспондирует с ней основные задачи оперативных подразделений по ее реализации. Среди основных задач, наряду с выявлением и раскрытием преступлений, законодатель выделяет в качестве приоритета предупреждение и пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих (ч. 1 ст. 2 ФЗ об ОРД). Таким образом реализуется основное требование оперативно-розыскной политики как составной части уголовной политики государства «о приоритетном значении предупредительно-профилактических мер в структуре борьбы с преступностью» [7].
Информационный и смысловой подтекст профилактической деятельности оперативных подразделений заложен не только в ч. 1 ст. 2 ФЗ об ОРД. Сложно себе представить содержательный смысл ч. 2 и ч. 3 ст. 2 ФЗ об ОРД без превентивной функции, реализация которой позволит при обнаружении преступников, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, совершить очередное преступление (ч. 2 ст. 2 ФЗ об ОРД), а также реализоваться событиям или действиям (бездействиям), создающим угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 ФЗ об ОРД).
Следует отметить, что правоотношения в области оперативно-розыскной профилактики регулируются также и другими нормативными правовыми актами, которые представляют собой правовую основу ОРД (ст. 4 ФЗ об ОРД). В частности, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) в ч. 1 ст. 2 прямо указывает, что задачей данного кодифицированного нормативного правового акта является предупреждение преступлений2. Именно поэтому в нем (ч. 1 и ч. 3 ст. 30 УК РФ) определены различные этапы осуществления преступного умысла, включая подготовку к преступному действию (приискание, изготовление или приспособление средств или орудий для совершения преступления, вовлечение соучаст-
1 Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.
1996. № 25. Ст. 2954.
ников или иное преднамеренное создание условий для его совершения) и покушение на преступление (умышленные действия или бездействие, непосредственно ориентированные на совершение преступления, если оно не было доведено до конца по обстоятельствам, не зависящим от лица).
Нормативные предписания, регламентирующие превентивную деятельность, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ), где в качестве обстоятельств, подлежащих доказыванию, определены обстоятельства, способствующие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ).
Превентивная деятельность органов внутренних дел, а применительно к настоящему исследованию — сотрудников оперативных подразделений по противодействию (далее — ЭБиПК) экономическим преступлениям и коррупции, регламентируется на законодательном уровне в рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № Э-ФЗ «О полиции»3 (далее — ФЗ о полиции), в котором определены основные ее задачи, в частности предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ о полиции). Непосредственно в подп. 4 п. 1 ст. 12 указанного закона в качестве обязанностей определена необходимость: «выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний...» и др.
Несмотря на то что оперативно-розыскная деятельность в первую очередь направлена на наступательную борьбу с преступными деяниями, при цитировании ФЗ о полиции мы сознательно включили административные правонарушения в перечень инструментов воздействия сотрудников оперативных подразделений на преступную среду. Это связано с тем, что в компетенцию подразделений ЭБиПК территориальных органов внутренних дел входит выявление и раскрытие преступлений, которые последовательно реализуются от деяния небольшой общественной опасности (административное правонарушение) до высокой общественной опасности (преступление).
3 О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЭ : принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобр. Советом Федерации 2 февр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
Ярким примером реализации преступного умысла подобным образом является преступление, ответственность за которое предусмотрено по ст. 191 УК РФ, где привлечение к уголовной ответственности виновного возможно исключительно за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка, после того как он (виновный) привлекался к ответственности по ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Еще одним нормативным правовым актом, который напрямую регламентирует превентивную деятельность, является Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»4 (далее — ФЗ о профилактике), устанавливающий правовые и организационные основы системы защиты правонарушений, общие правила ее работы, основные принципы, направления, виды профилактических мероприятий, форму профилактического воздействия, а также полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений (п. 2 ст. 1 ФЗ о профилактике).
На ведомственном уровне подготовлен приказ МВД России от 24 августа 2023 г. № 619 «О некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений», (который содержит переработанный регламент деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) по предупреждению преступлений5, устанавливает положения ФЗ о профилактике и обеспечивает функции внутренних дел по общей, а также индивидуальной профилактике).
Наряду с данным приказом функция предупреждения преступлений упоминается еще более чем в 50 нормативных правовых актах, инструкциях и ведомственных предписаниях не нормативного характера6. Столь масштабное регламентирование деятельности по осуществлению предупреждения и пресечения прес-
4 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ : принят Гос. Думой 10 июня 2016 г. : одобр. Советом Федерации 15 июня 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.
5 О некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений : приказ МВД России от 24 авг. 2023 г. № 619, утвердивший регламент деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
6 Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства
внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 16 марта 2015 г. № 340 ; О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики : приказ
МВД России от 6 нояб. 1997 г. № 730 : утратил силу.
туплении говорит о ее важности, о чем свидетельствует и отношение к ней руководителя нашего государства. Так, в ходе заседания итоговой коллегии МВД России за 2021 г. Президент России В. В. Путин обозначил профилактику преступлений как основную комплексную задачу органов внутренних дел на предстоящий период7. У данной позиции есть и экономический подтекст. Так, А. Г. Чернявский и Л. Ю. Груд-цына считают, что предупреждение экономических преступлений, как и прежде, остается главным направлением деятельности подразделений ЭБиПК, так как их раскрытие и расследование (в случае совершения) обходится государству весьма дорого [14, с. 51].
Согласно нормативным предписаниям, мы имеем в виду в первую очередь Федеральный закон от 23 июня 2017 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», профилактика правонарушений — это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Подобная формулировка имела свое воплощение и в ведомственном нормативном регламентировании превентивной деятельности органов внутренних дел, а именно в приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в котором под предупреждением преступлений органами внутренних дел подразумевается деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением8.
Приведенные выше определения являются общими для применения сил, средств и методов уполномоченных подразделений органов внутренних дел при осуществлении превентивной деятельности. Применительно же к работе сотрудников оперативных подразделений ЭБиПК они наполняются дополнительным содержанием, проявляющимся в использовании комплек-
7 Расширенное заседание коллегии МВД России от 17 февр. 2022 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67795 (дата обращения: 19.07.2024).
8 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19 : утратил силу.
78
са оперативно-розыскных мероприятий. Эти меры направлены на решение задач ОРД и достижение ее основных целей — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства от криминальных посягательств и противодействия коррупции. Как справедливо отмечал В. А. Лука-шов: «Предупреждение преступности оперативно-розыскными мерами — весьма действенное и перспективное направление деятельности органов внутренних дел. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными потерями, обеспечивает надежное предупреждение вредных последствий, сужает сферу применения мер уголовного наказания» [12, с. 7].
Мы предполагаем, что именно по этой причине оперативно-розыскная профилактика в теории ОРД считается ее самостоятельной формой. Признательность заслуживают ученые и исследователи, которые стояли у истоков разработки основных положений оперативно-розыскной профилактики преступлений: А. И. Алексеев, В. Г. Бобров, Э. И. Бордилов-ский, С. С. Галахов, А. П. Исиченко, И. П. Ка-заченко, В. А. Лукашов, В. Д. Ларичев, С. С. Ов-чинский, Г. К. Синилов и другие ученые [5]. Именно поэтому логика наших дальнейших рассуждений при рассмотрении вопроса совершенствования деятельности подразделений ЭБиПК по предупреждению экономических преступлений будет основываться на выводах и предложениях вышеприведенных ученых, преломленных сквозь призму современных реалий и наличествующей объективной действительности.
Как исследователи проблемы профилактики преступлений мы должны не только понять нормативную основу профилактической деятельности сотрудников ЭБиПК, но и определить реперную точку эмоционального, а точнее, мотивационного состояния обозначенной категории сотрудников для того, чтобы, опираясь на нее, определить пути оптимизации данной деятельности.
Реализованное нами анкетирование сотрудников ЭБиПК9, к сожалению, подтверждает ре-
9 Здесь и далее по тексту анализ анкетных данных слушателей ВАК Академии управления МВД России, проходивших обучение за период 2019-2023 гг. по дополнительным профессиональным программам: повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) и сотрудников структурных подразделений ГУЭБиПК МВД России по теме «Реализация государственной политики в сфере борьбы с преступностью экономической направленности»: повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по теме «Организация деятельности подразделений ЭБиПК»; повышения квалификации начальников (заместителей начальников) подразделений по противодействию преступлениям, совершаемым с ис-
зультаты исследований по ним, которые провели наши предшественники. Мы неслучайно использовали синтагму «к сожалению», так как эти выводы носят негативную окраску. Перечислим некоторые из них:
1. «Оперативно-розыскная профилактика в практической деятельности оперативных подразделений не получила широкого развития. Главным критерием деятельности органов внутренних дел продолжает оставаться раскрываемость преступлений, на достижение высокого показателя которой направлены основные усилия полицейских и других подразделений, в том числе призванных заниматься предупреждением преступности» (Б. В. Борин, Я. Г. Ищук) [3].
2. «Оперативно-розыскная профилактика не получила широкого распространения и не находит должного отклика в умах и сердцах практических работников» (А. П. Исиченко) [8, с. 85].
3. «Основное усилие в борьбе с преступностью уделяется выявлению и раскрытию преступлений» (В. Н. Бурлаков) [4, с. 21].
4. «Подразделения ЭБиПК в большей степени специализируются на выявлении и документировании преступлений и мало имеют возможностей, за некоторым исключением, для предупреждения преступлений. Для осуществления предупреждения им необходимо вмешиваться в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов, но, во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, это запрещено» (В. Д. Ларичев) [11, с. 152-156].
5. «Данная «идеальная модель» призвана главным образом обосновать научное обеспечение профилактики преступлений, но на практике практически не встречается» (Я. Г. Ищук) [9, с. 92].
Опрос оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК, осуществляющих практическую деятельность в подразделениях центрального аппарата и территориальных органах (репрезентативность выборки заключается в соответствии основных параметров изучаемых объектов их пропорциям в генеральной совокупности), показал, что около 5 % опрошенных уделяют оперативно-розыскной профилактике значительную часть служебного времени, не более 15 % - недостаточное внимание, при этом 80 % респондентов совсем не занимаются этим направлением деятельности, концентрируясь, как правило, на раскрытии и выявлении преступлений.
Полагаем, что и эти цифры должны быть подвержены корректировке, так как при проведении фокусированного интервьюирования специалистов (сотрудников ЭБиПК) большинство из них понимают под предупреждени-
пользованием информационно-телекоммуникационных технологий территориальных органов МВД России на региональном уровне, сотрудников органов внутренних дел, состоящих в кадровом резерве на замещение указанных должностей, и др.
ем недопущение совершения преступления лицом, которое было задержано за совершение иного экономического преступления (около 87 % опрошенных). По мнению опрошенных, вопросы индивидуальной оперативно-розыскной профилактики — это полномочия участковых уполномоченных полиции, а о соотношении причин и условий совершения экономических преступлений смогли высказаться только около 5 % интервьюируемых. Причина столь неубедительных показателей, по нашему мнению, объясняется двумя комплексами негативных обстоятельств — субъективной и объективной направленности.
К субъективным причинам мы относим существенное «омоложение» оперативного состава сотрудников ЭБиПК, произошедшее после реформы органов внутренних дел в 2011 г. Такие молодые сотрудники зачастую знакомы с положительным опытом внедрения превентивной функции в органы внутренних дел, произошедшим в 70-х гг. XX в. Наши геронтологи-ческие подсчеты свидетельствуют, что все, кто внедрял систему профилактики в органы внутренних дел, находятся на пенсии. Кроме того, омоложение личного состава влияет и на профессиональные кондиции. Так, анкетирование оперативных сотрудников ЭБиПК показало, что подготовленность их коллег к качественному осуществлению работы по предупреждению экономической и коррупционной направленности только в каждом седьмом случае соответствует предъявляемым требованиям: скорее соответствует, чем не соответствует — 33 %; скорее не соответствует, чем соответствует — 49 %, остальные опрашиваемые уклонились от ответа.
В процессе интервьюирования сотрудники ЭБиПК указали на основные причины игнорирования профилактической функции в практической деятельности. На первом месте по значимости причин указаны три неразрывных обстоятельства: большая загруженность работой — текучесть профессиональных кадров — недостаточный практический опыт. На втором указаны недостатки, связанные с обучением и дополнительной подготовкой оперативного состава: недостаточное научное и методическое обеспечение оперативно-профилактической работы; слабая теоретическая подготовка и все это, как следствие, ведет к «неразвитости криминологической культуры оперативных работников» [11, с. 152—156]. На третьем месте находятся недостатки, связанные с организацией работы: отсутствие специализированных профилактических подразделений непосредственно в оперативных службах территориальных органов МВД России, а также в отчетных пози-
циях показателей, связанных с учетом предотвращенных и пресеченных преступлений.
Всесторонний анализ вышеприведенных результатов интервьюирования указывает, что в настоящее время система оперативно-розыскной профилактики находится в стадии стагнации. По нашему мнению, исправить ситуацию могут меры правового и организационного характера. Рассмотрим их последовательно.
Контент-анализ нормативных актов, регламентирующих предупреждение противоправных деяний органами внутренних дел в целом и подразделениями ЭБиПК в частности, выявил ряд проблем, требующих скорейшего их устранения.
Во-первых, необходимо отметить, что как всякая социально полезная деятельность — использование сотрудниками подразделений ЭБиПК, предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий в целях недопущения преступлений (профилактика, предупреждение, пресечение), должна иметь четкие критерии оценки. По мнению большинства опрошенных нами сотрудников ЭБиПК (около 86 % респондентов): «Нет ничего важнее раскрытия преступления, что оценивается намного выше руководством и нормативными правовыми актами». По-нашему же мнению, до тех пор, пока оперативно-розыскное предупреждение не начнет оцениваться на одном уровне с раскрытием преступлений, нельзя будет достичь заинтересованности оперативных работников в данной деятельности.
Во-вторых, сами нормативные предписания, регламентирующие превентивную деятельность, допускают неточности и противоречия, которые не соответствуют правовым реалиям и доктринальному понимаю вопросов предупреждения преступлений в обстоятельствах объективной действительности. Достаточно сказать, что сотрудникам подразделений ЭБиПК, согласно упраздненному приказу МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», предлагалось следующее:
— принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений (п. 16.1, п. 16.3). Даже на уровне теоретических размышлений это сложно понять, как сотрудники ЭБиПК, используя исключительно оперативно-розыскной инструментарий, устранят безработицу и иные социально-экономические предпосылки экономических и коррупционных преступлений;
— осуществлять выявление, документирование преступлений и анализ состояния правопо-
80
рядка в сфере потребительского рынка, принимать участие в освещении в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей и борьбы с преступлениями на потребительском рынке (п. 16.10), несмотря на то, что ст. 200 УК РФ уже декриминализована, а формулировка п. 16.10 значительно выходит за пределы превентивной деятельности;
— обобщать наиболее характерные способы уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения (п. 16.6). Полагаем, что не требует пояснения тот факт, что обобщение способов не приводит к предупреждению преступлений.
В-третьих, несмотря на то, что перед оперативными подразделениями ЭБиПК поставлены конкретные цели и задачи по предупреждению преступлений экономической направленности, в большинстве нормативных актов отсутствуют указания на пути их достижения (то есть не указываются формы и методы влияния на криминогенные факторы, а также на лиц, способных к совершению преступлений). Так, традиционно при формировании правового механизма правоохранительного влияния на общественные отношения законодатель должен последовательно определить три элемента: цель — задачи — методы и формы их реализации. Применительно к правоохранительной службе иерархия нормативных предписаний, в которых данные элементы находят свое отражение, также имеет тройственную характеристику: Конституция Российской Федерации — закон — приказ (инструкция, детализирующая функциональные аспекты приказа).
Действительно, перед органами внутренних дел в целом и подразделениями ЭБиПК в частности стоит главная цель — защита личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечение сдерживания и сокращение преступности до социально приемлемого уровня. Несмотря на то, что указанная цель охватывает три основных составляющих (личность, общество и государство), она все же уже, чем цель ОРД, которая обеспечивает еще и защиту собственности (ст. 1 ФЗ об ОРД).
Данная цель находит свое воплощение в необходимости решения следующих задач: выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление; установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; использование результатов ОРД о ли-
цах, намеревающихся совершить преступление либо его подготавливающих, с целью недопущения его совершения; привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан; осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений.
Одновременно с точки зрения индивидуальной оперативно-розыскной профилактики воздействие на лицо на ранних этапах реализации умысла позволяет остановить развитие негативной мотивации и предотвратить ее перерождение в первоначальные стадии совершения преступления. Здесь имеется в виду приготовление к совершению преступления, покушение на преступление и реализация преступных намерений в рамках состава конкретного преступления, предусмотренного уголовным законом.
Позицию по данному вопросу мы основываем не только на внутренней убежденности в правильности своих выводов и предложений, но и ссылаемся на позицию ученых, которые занимались данной проблемой в прошлом и продолжают в настоящее время. Так, большинство специалистов в оперативно-розыскной сфере под предупреждением преступлений понимают деятельность оперативных подразделений, направленную на обнаружение лиц, замышляющих противоправное деяние, и принятие к ним необходимых мер по недопущению реализации преступного умысла [13, с. 50]. По мнению авторов учебного пособия «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел», суть индивидуальной профилактики состоит в выявлении лиц, замышляющих и подготавливающих противоправное деяние, и склонении их к отказу от преступных намерений [15, с. 12—13]. Придерживаясь той же интеллектуальной платформы, С. С. Галахов в своей монографии указывает, что при выявлении лиц, склонных к совершениям преступлений и правонарушений, следует брать их на оперативный учет, устанавливать за ними гласный и негласный контроль и своевременно воздействовать до стадии подготовки к преступлению. Именно на этой стадии, по его мнению, оперативный работник должен принимать меры по созданию препятствий исполнению преступного замысла [6, с. 37]. Подобной точки зрения придерживаются исследователи и в других публикациях [2, с. 16]. Интересно, что данная позиция не нова, еще в далеком 1927 г. советский криминалист И. Н. Якимов считал, что уголовный розыск имеет целью не только раскрытие совершенных преступлений, но и предупреждение и пресечение задуманных или начатых преступлений [16, с. 39]. И более того, ранее, до вступления в силу
Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих ОРД, указанный термин (замышляемые преступления) использовался10.
Несмотря на доминирование данной позиции среди современных ученых и специалистов, оперативно-розыскное законодательство ориентирует сотрудников оперативных подразделений осуществлять свои полномочия только в том случае, если лицо перешло границу замысла и приступило к реализации умысла на стадии приготовления. Так, ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД гласит, что основанием для осуществления ОРД являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такую позицию подтверждает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой»11 и находит свое правовое продолжение в ведомственных нормативных предписаниях, где сотрудникам подразделений ЭБиПК в целях осуществления превентивной деятельности надлежит проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления экономической и коррупционной направленности.
Исходя из вышеназванной позиции весьма проблемной становится реализация превентивной функции сотрудниками ЭБиПК на стадии вынашивания преступного умысла, при том что для государства превентивная деятельность на данной стадии может быть и с организационной, и с экономической точки зрения более эффективной. Мы согласны с мнением А. А. Бабушкина, что «неопределенность в данном вопросе создает условия для осуществления сотрудниками оперативных подразделений различного рода нарушений законодательства» [1, с. 256]. При этом понятна логика разработчиков ФЗ об ОРД, исходивших с той позиции, что уголовный закон не предусматривает какой-либо
10 Положение об основах организации и тактики профилактики преступлений органами внутренних дел : приказ МВД СССР № 0100-1979.
11 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой : Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 34. Ст. 4368.
ответственности только за формирование преступного умысла на «допреступной» стадии.
Возникает противоречие, с одной стороны, противоправная деятельность отдельных лиц может найти проявление на «допреступной» стадии совершения преступления (на стадии замысла), с другой — оснований применить меры оперативно-розыскного воздействия у сотрудников оперативных подразделений нет.
Выходом из данной ситуации может быть локальное изменение ФЗ об ОРД в части корректировки оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью реализации профилактической (превентивной) функции сотрудниками оперативных подразделений. Мы, безусловно, понимаем возможные негативные высказывания правозащитников относительно нарушения прав и свобод человека и гражданина, недопущения их ограничения на «допреступном» этапе реализации преступного умысла. Именно поэтому предлагаем сохранить правовую конструкцию использования оперативно-розыскного инструментария без ограничения базовых прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в процедуре так называемой «допускной работы», где оперативно-розыскные мероприятия применяются исключительно в целях раннего предупреждения возможных противоправных деяний лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ее осуществления (ч. 3 ст. 7 ФЗ об ОРД), а также к процедуре проверки сведений, предоставляемых определенными должностными лицами в рамках антикоррупционного законодательства при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции (ст. 7 ФЗ об ОРД).
Анализ данных правовых норм свидетельствует, что проверяемые с использованием оперативно-розыскного инструментария лица не только не высказывают намерения о совершении преступления, но и с большой вероятностью его не совершают. Отсутствие же обращений правозащитников в судебные органы о неконституционности данной нормы в ФЗ об ОРД говорит, что к предложенному формату использования оперативно-розыскного инструментария в отношении выше перечисленных граждан у правозащитников претензий нет.
82
Здесь мы наблюдаем непоследовательность законодателя, связанную с тем, что в одной ситуации проведение оперативно-розыскных мероприятий допускается на «допреступной» стадии поведения отдельных лиц (даже тех, которые не высказывали и иным образом не показывали желание совершить преступление), а в другой — полный запрет на их проведение в отношений лиц, которые уже проявили себя посредством замысла противоправного поведения, при том что «раннее распознание преступного намерения и оказание реального воздействия на обстановку и лиц (на уровнях личности, группы, сообщества) — это и есть сущность оперативно-розыскного предупреждения и пресечения» [10, с. 49].
Таким образом, анализ прикладных вопросов реализации превентивной функции сотрудниками ЭБиПК позволяет сделать вывод, что вопросы индивидуальной профилактики преступлений экономической и коррупционной направленности на «допреступных» стадиях реализации криминального умысла стали препятствием и не позволяют своевременно принять превентивные меры к потенциальным преступникам, наблюдать за развитием преступного умысла и своевременно прекратить его реализацию на стадии приготовления и покушения. Мы считаем, что проблему можно решить, если наделить сотрудников оперативных подразделений правом проводить оперативные мероприятия в отношении определенных лиц, которые склонны к совершению противоправных деяний и высказывают намерения их совершить (замышляют).
В заключение следует сказать о том, что в настоящее время в системе оперативно-ро-
Список литературы:
1. Бабушкин А. А. Правовые вопросы формирования системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности : сб. научных трудов. М., 2017. С. 267.
2. Бахта А. С. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / А. С. Бахта [и др.]; под ред. А. С. Бахты. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2013. 238 с.
3. Борин Б. В., Ищук Я. Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 381-386.
4. Бурлаков В. Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 21.
зыскной профилактики преступлений экономической и коррупционной направленности отмечается стагнация. Недостатки мотивации у сотрудников ЭБиПК заниматься превентивной деятельностью, отсутствие объективных критериев оценки данной деятельности, недостатки правовой регламентации предупреждения экономических преступлений требуют своего вмешательства и устранения.
Указанные недостатки правового регулирования превентивной деятельности подразделений ЭБиПК, по нашему мнению, требуют своевременного устранения. Однако это может вызвать существенные проблемы и трудности в связи с большим количеством нормативных источников, регулирующих данную сферу деятельности, посвященных отдельным направлениям оперативно-розыскной профилактики. В силу своей мно-госубъектности на первоначальном этапе вопросы правового регулирования оперативно-розыскной профилактики необходимо скорректировать на законодательном уровне, а именно: в федеральных законах «О полиции», «О федеральной службе безопасности», «О безопасности» и т. д. Вместе с тем совершенствование нормативно-правового регламентирования превентивной деятельности видится в создании единого нормативного акта в виде Наставления о предупреждении преступлений оперативно-розыскными органами внутренних дел с обязательным указанием целей, задач, определением субъектов и их компетенции, объектов, решением организационно-тактических вопросов, а также в установлении четких критериев оценки данной работы.
References:
1. Babushkin A. A. Pravovye voprosy formirovani-ya sistemy operativno-rozysknogo kontrolya za licami, sklonnymi k soversheniyu prestuplenij // Aktual'nye problemy teorii operativno-rozys-knoj deyatel'nosti : sb. nauchnyh trudov. M., 2017. Р.267.
2. Bakhta A. S. Federal'nyj zakon "Ob operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti": nauchno-praktich-eskij kommentarij / A. S. Bakhta [i dr.]; pod red. A. S. Bakhty. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2013. 238 s.
3. Borin B. V., Ishchuk Ya. G. The concept of operational investigative crime prevention // Gaps in Russian legislation. 2017. № 3. Р. 381-386.
4. Burlakov V. N. Kriminogennaya lichnost' i individual'noe preduprezhdenie prestuplenij : av-toref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 1998. Р. 21.
5. Galahov S. S. Osnovy preduprezhdeniya prestuplenij podrazdeleniyami kriminal'noj milicii : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2001.
5. Галахов С. С. Основы предупреждения преступлений подразделениями криминальной милиции : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
6. Галахов С. С. Теоретико-правовые проблемы оперативно-розыскной профилактики как функции криминальной милиции : моногр. М., 1997.
7. Горяинов К. К. и др. Теория оперативно-розыскной деятельности : учеб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.688 с.
8. Исиченко А. П. Профилактика преступлений методами оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскная криминология) // Бюллетень «Оперативно-розыскная работа». 2000. № 1. С. 85.
9. Ищук Я. Г. Оперативно-розыскная профилактика: проблемы законодательного регулирования. Проблемы применения уголовного закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : материалы регион. круг. стола / под ред. Е. Н. Билоуса, Г. С. Шкабина. Рязань, 2015.
10. Карнилов Г. А., Имаков Т. З. Оперативно-розыскная профилактика преступлений экстремистской и террористической направленности : моногр. М., 2015. 115 с.
11. Ларичев В. Д. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности // Общество и право. 2015. № 4 (54). С. 151—158.
12. Лукашов В. А. О некоторых морально-этических аспектах оперативно-розыскной деятельности // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс : материалы междунар. науч.-практич. конференции. СПб., 1998.
13. Синилов Г. К., Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. К. Синилова. М., 2009. 350 с.
14. Чернявский А. Г., Грудцына Л. Ю. Вопросы обеспечения экономической безопасности на примере борьбы с экономическими преступлениями в бюджетной сфере // Причины экономической преступности: выявление, обучение, противодействие : материалы межвуз. межвед. науч.-практ. круг. стола по обсуждению учеб. пособия И. М. Мацкевича. М., 2017. С. 49—59.
15. Чечетин А. Е. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие / под ред. А. Е. Чечетина. Хабаровск, 2014.263 с.
16. Якимов И. Н. Задачи и деятельность уголовного розыска в городе и деревне // Административный вестник. 1927. № 4.
6. Galahov S. S. Teoretiko-pravovye problemy operativno-rozysknoj profilaktiki kak funkcii kriminal'noj milicii : monogr. M., 1997.
7. Goryainov K. K. i dr. Teoriya operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti : ucheb. / pod red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchinskogo, G. K. Sinilova. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2012. 688 s.
8. Isichenko A. P. Profilaktika prestuplenij metoda-mi operativno-rozysknoj deyatel'nosti (opera-tivno-rozysknaya kriminologiya) // Byulleten' "Operativno-rozysknaya rabota". 2000. № 1. P. 85.
9. Ishchuk Ya. G. Operativno-rozysknaya profilaktika: problemy zakonodatel'nogo reguliro-vaniya. Problemy primeneniya ugolovnogo za-kona pri osushchestvlenii operativno-rozys-knoj deyatel'nosti : materialy region. Krug. stola / pod red. E. N. Bilousa, G. S. Shkabina. Ryazan', 2015.
10. Karnilov G. A., Imakov T. Z. Operativno-rozysk-naya profilaktika prestuplenij ekstremistskoj i terroristicheskoj napravlennosti : monogr. M., 2015. 115 s.
11. Larichev V. D. The causes and conditions conducive to the commission of crimes in the field of economic activity // Society and law. 2015. № 4 (54). P. 151-158.
12. Lukashov V. A. O nekotoryh moral'no-eti-cheskih aspektah operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Zakonnost', operativno-rozysk-naya deyatel'nost' i ugolovnyj process : materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konferencii. SPb., 1998.
13. Sinilov G. K., Dubonosov E. S. Osnovy operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti : ucheb. posobie / pod red. G. K. Sinilova. M., 2009. 350 s.
14. Chernyavskij A. G., Grudcyna L. Yu. Voprosy obe-specheniya ekonomicheskoj bezopasnosti na pri-mere bor'by s ekonomicheskimi prestupleniyami v byudzhetnoj sfere // Prichiny ekonomicheskoj prestupnosti: vyyavlenie, obuchenie, protivodejst-vie : materialy mezhvuz. mezhved. nauch.-prakt. krug. stola po obsuzhdeniyu ucheb. posobiya I. M. Mackevicha. M., 2017. P. 49-59.
15. Chechetin A. E. Osnovy operativno-ro-zysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del : ucheb. posobie / pod red. A. E. Chechetina. Khabarovsk, 2014. 263 s.
16. Yakimov I. N. Zadachi i deyatel'nost' ugolovnogo rozyska v gorode i derevne // Administra-tivnyj vestnik. 1927. № 4.
Для цитирования:
Искалиев Равиль Гарифуллаевич. К вопросу правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 3 (71). С. 74-84.
For citation:
Iskaliev RaviP Garifullayevich. On the Issue of Legal Regulation of the Activities by Economic Security and Combating the Corruption's Unitsunits for the Prevention of Crimes // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 3 (71). P. 74-84.
:|S
s
X
И <
с
H
u
UJ a С UJ S
X
<
ca
О ^
UJ <
и и
s
И
s н
a
SS
и %
UJ
s
X
И <
м к 3 оэ
84