Научная статья на тему 'К вопросу повышения уровня силовой подготовленности девушек, обучающихся в военных вузах'

К вопросу повышения уровня силовой подготовленности девушек, обучающихся в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ-ДЕВУШКИ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеев Алексей Викторович, Шукшин Иван Владимирович, Пастушков Андрей Валерьевич, Щеголев Валерий Александрович

В статье обобщены итоги исследования, направленного на повышение уровня силовой подготовленности курсантов-девушек. Проведен сравнительный анализ результатов, показанный учебными группами, занимавшимися по разным методикам. Конкретизированы выводы и предложения для внесения изменений в учебный план по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеев Алексей Викторович, Шукшин Иван Владимирович, Пастушков Андрей Валерьевич, Щеголев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of increasing the level of power readiness of the girls who are trained in military higher education institutions

The article generalized the results of the research directed on increase of the level of power readiness among the female cadets. The comparative analysis of the results shown by the educational groups, prepared under the different techniques is carried out. Conclusions and offers for modification of the curriculum in discipline "Physical culture (Physical preparation)" have been concretized.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения уровня силовой подготовленности девушек, обучающихся в военных вузах»

REFERENCES

1. Antonov, A.A. and Makhov, A.S. (2014), "The Factor structure of the requirements individuals with hearing impairments to training on the rink-bandy (hockey with ball)", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 28-30.

2. Bavelsky, A.D., Zorin, I.V. and Seselkin, A.I. (2012), "Accessible environment as a factor of development and security of barrier-free tourism", Tourism. Law and economics, No. 1 (40), pp. 2-5.

3. State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2015. (2015), available at: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (accessed: 15 October 2015).

4. Makhov, A.S. and Stepanova O.N. (2013), "The Algorithm of development and implementation of the strategy for the development of adaptive sports at the regional level", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, Vol. 4, pp. 95-100.

5. Makhov, A. S. (2012), "Assessment of efficiency of formation of motivation to engage in physical exercise and sports in people with disabilities", Sports Science Bulletin, No. 3, pp. 52-56.

6. Makhov, A.S. (2013), "The Psychological and pedagogical peculiarities of motivation for sports activities in individuals with visual impairment", Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named by 1.1. Yakovlev, Vol. 77, No.1, Part 2, pp. 120-124.

7. Mezhova, A L., Letin, A.L. and Lugovskaya, L. A. (2015), "Theory and practice of inclusive tourism in Russia and abroad", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www.science-education.ru/121-17354 (accessed: 17 November 2015).

8. The decree of the Government of the Russian Federation of02.08.2011 N 644 "On the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)" (2011), available at: http://base.garant.ru/55171986/.

9. Rassokhina, T.V. and Seselkin A.I. (2013), "The problems of evaluation system of tourism development in a tourist destination", Bulletin of University (State University of Management), No. 1, pp. 85-95.

10. Sereda, N.D. (2013), "Inclusive tourism in the Vologda region: needs and opportunities", the Development of tourism: increasing the efficiency of use of potential of territories: materials reg. scientific-practical. conf. Vologda, 12 October 2012, ISEDT RAS, Vologda, pp. 47-60.

11. Seselkin, A.I. (2014), "Sustainable development of tourism as a priority direction of activity of UNWTO: statement of the research problem", Bulletin of the RIAT, No. 1(10), pp. 9-14.

12. Seselkin, A.I. and Rassokhina, T.V. (2013), "Analysis of criteria of sustainable development of tourist destinations", Bulletin of the RIAT, No. 2 (8), pp. 28-32.

13. Sigida, E.A. and Lukyanova I. E. (2015), Disability and tourism: need and accessibility, INFRA-M, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2015

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, Андрей Валерьевич Пастушков, кандидат педагогических наук, доцент,

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург,

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обобщены итоги исследования, направленного на повышение уровня силовой подготовленности курсантов-девушек. Проведен сравнительный анализ результатов, показанный учебными группами, занимавшимися по разным методикам. Конкретизированы выводы и предложения для внесения изменений в учебный план по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)».

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты-девушки, силовая подготовка. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.246-249

TO THE QUESTION OF INCREASING THE LEVEL OF POWER READINESS OF

THE GIRLS WHO ARE TRAINED IN MILITARY HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Alexey Viktorovich Stafeev, the candidate of pedagogical sciences, Ivan Vladimirovich Shukshin, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Valerievich Pastushkov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg,

Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article generalized the results of the research directed on increase of the level of power readiness among the female cadets. The comparative analysis of the results shown by the educational groups, prepared under the different techniques is carried out. Conclusions and offers for modification of the curriculum in discipline "Physical culture (Physical preparation)" have been concretized.

Keywords: physical preparation, female cadets, power preparation.

ВВЕДЕНИЕ

С 2008 года в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского проходят обучение и девушки по программе высшего профессионального образования. Для этого в академии переработаны и подготовлены как учебно-методическая, так и материально-техническая базы по всем учебным дисциплинам, в том числе и по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)». Анализ исходных результатов проверок физической подготовленности курсантов-девушек, свидетельствует о недостаточном уровне развития у большинства из них силовых качеств. В данной статье речь пойдет о педагогическом эксперименте, в ходе которого исследовались пути и способы совершенствования силовой подготовленности у курсантов-девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Методические подходы к обучению курсантов обоего пола по дисциплине «Физическая культура имеют существенные различия. Прежде всего, это проявляется в использовании различных физических упражнений. Указанные особенности являются предметом исследования в сфере физической и спортивной подготовленности людей разного пола и возраста, различной квалификации.

Проявление силовых способностей неразрывно связано с другими физическими качествами. Так, например, быстрота характеризуется уровнем совершенствования быстрой силы - силы, проявляемой в быстрых движениях. Грубо дифференцируя, можно выделить две основные группы движений, требующих быстрой силы:

1) движения, в которых преимущественную роль играет быстрота перемещения в условиях преодоления относительно небольшого сопротивления (бег на короткие дистанции, прыжки с места, наклоны туловища на время);

2) движения, в которых рабочий эффект связан с быстротой развития двигательного усилия в условиях преодоления значительного сопротивления (приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа).

Физическое качество выносливость характеризуется уровнем развития силовой выносливости, т. е. двигательной деятельности, в которой требуется длительное проявление мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности. Выделяют динамическую и статическую силовую выносливости. Для нашего педагогического экспери-

мента, в частности, особенно значима динамическая силовая выносливость, характеризующаяся упражнениями с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также упражнениями циклического или ациклического характера, в которых нужна быстрая сила. В данном случае речь идет о специфической выносливости, имеющей основную задачу относительно долго выполнять мышечную работу скоростно-силового и взрывного характера без снижения ее эффективности. Совершенствованию вышеуказанных параметров силы присущи некоторые особенности, а, следовательно, существуют определенные методические приемы тренировки, направленные на совершенствование общей выносливости.

Целью педагогического эксперимента являлось разработка и обоснование модели повышения уровня физической подготовленности курсантов-девушек посредством целенаправленного совершенствования силы и силовой выносливости. Для решения задач педагогического эксперимента при проведении учебных занятий по всем разделам дисциплины «Физическая культура (Физическая подготовка)» для экспериментальной группы был увеличен объем силовых упражнений. Для каждой темы занятия упражнения были различными, с одной особенностью, что они носили силовой или скоростно-силовой характер. При проведении педагогического эксперимента использовались стандартные методы исследования, применяемые при решении подобных задач: анализ литературы, сбор и сравнительный анализ исходных данных, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 65 курсантов-девушек второго курса, которые были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) -33 чел. и контрольную (КГ) - 32чел. Вне учебных занятий по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)» курсанты обеих групп находились в идентичных условиях службы и быта.

Итоговые показатели тестов функциональной и физической подготовленности курсантов-девушек контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели функциональной и физической подготовленности курсантов-девушек в конце педагогического эксперимента_

Тесты Группы х±т Р

Вис на перекладине на согнутых руках (с) ЭГ 26.8±2.6 <0,05

КГ 13.0±4.4 >0,05

Проба Штанге (с) ЭГ 59.1±39.8 <0,05

КГ 44.1±1.6 >0,05

Гарвардский степ-тест, ЧСС за 10 с ЭГ 94.2±1.2 <0,05

КГ 89.6±4.3 >0,05

Прыжок в длину с места (см) ЭГ 195.8±1.8 <0,05

КГ 186.3±0.3 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) ЭГ 27.0 ±0.1 <0,05

КГ 24.0±0.1 <0,05

Наклоны туловища вперед (кол-во раз) ЭГ 53.0±1.0 <0,05

КГ 52.7±1.7 >0,05

Бег на 1 км (мин, с) ЭГ 4.1±2.8 <0,05

КГ 4.2±3.3 <0,05

Данные тестов свидетельствуют о том, что учебные занятия по стандартной и экспериментальной программам дают положительную динамику роста показателей. Разница между ними определяется значимыми изменениями показателей девушек экспериментальной группы во всех тестах, тогда как в контрольной группе только в одном (вис на согнутых руках). Также у курсантов-девушек в экспериментальной группе имеют значимый прирост результатов по упражнениям программы обучения по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)». Как видим, выдвинутое нами предположение о повышении уровня физической подготовленности курсантов-девушек через целенаправленное совершенствование силы и силовой выносливости подтверждается данными

тестов.

Отдельные результаты, представленные в таблице 1, указывают на резкий скачок показателей физической и функциональной готовности в обеих группах, но в экспериментальной группе более значимый. Данный эффект обусловлен следующим: степень тренируемости человека тем выше, чем ниже уровень его начальной тренированности (функциональной подготовленности); величина прироста в результате тренировки физических качеств находится в обратной зависимости от его исходного (предтренировочно-го) уровня, т.е. чем ниже исходное состояние, тем больше оно может увеличиваться под влиянием целенаправленных тренировок. Это обусловливает эффект высокой быстрой тренируемости - больших эффектов, которые наиболее быстро нарастают в начальном периоде систематических тренировок, а затем изменяются мало, медленно (асимптотически), приближаясь к «уровню насыщения» (максимально возможным тренировочным эффектам).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенных исследований сформулированы следующие выводы:

- изменения в уровне физической подготовленности курсантов-девушек произошли и в контрольной, и в экспериментальной группах;

- повышение уровня физической подготовленности курсантов-девушек, занимающихся по экспериментальной программе, оказались значимыми и достоверными;

- целенаправленное совершенствование силовых показателей всех групп мышц у курсантов-девушек способствует лучшему усвоению программы по физической подготовке академии;

- выбранная экспериментальная программа подтверждает наше предположение о положительном влиянии целенаправленного совершенствования силы и силовой выносливости на функциональное и физическое состояние курсантов-девушек.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, в целом подтвердили наше предположение о возможности значительного повышения физической подготовленности курсантов-девушек путем совершенствование у них силы и силовой выносливости.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.11.2015

УДК 796.011.3

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ВЕДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО УрГУПС),

Екатеринбург

Аннотация

В статье раскрыта необходимость внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузах в соответствии с новыми образовательными стандартами. Разработана структура компьютерной технологии «Ведущие физические способности» и предложено ее поэтапное внедрение. Определены мотивационные предпочтения, уровень функциональной готовности и развития физических способностей, выявлены ведущие физические качества студентов. Рассмотрена технология, способствующая индивидуализации физической нагрузки в процессе учебной деятельности. Показаны возможности индивидуализации физической нагрузки при формировании ведущих физических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.