Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в развитии ведущих физических способностей студентов'

Компьютерные технологии в развитии ведущих физических способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВЕДУЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна, Ашастин Борис Викентьевич

В статье раскрыта необходимость внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузах в соответствии с новыми образовательными стандартами. Разработана структура компьютерной технологии «Ведущие физические способности» и предложено ее поэтапное внедрение. Определены мотивационные предпочтения, уровень функциональной готовности и развития физических способностей, выявлены ведущие физические качества студентов. Рассмотрена технология, способствующая индивидуализации физической нагрузки в процессе учебной деятельности. Показаны возможности индивидуализации физической нагрузки при формировании ведущих физических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна, Ашастин Борис Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer technologies for the development of the leading physical abilities of students

The article reveals the necessity in introduction of the computer technologies into the educational process of the physical education in higher education institutions in accordance with the new educational standards. The structure of the computer technologies "Leading physical abilities" has been designed and its phased implementation has been suggested. The authors determined the motivational preferences, the level of functional preparedness and the development of physical abilities; the leading physical abilities of the students have been identified. The technology contributing to the individualization of the physical loads in the process of educational activity has been analyzed. The possibilities of individualization of physical activity during the formation of the leading physical abilities have been shown.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в развитии ведущих физических способностей студентов»

тестов.

Отдельные результаты, представленные в таблице 1, указывают на резкий скачок показателей физической и функциональной готовности в обеих группах, но в экспериментальной группе более значимый. Данный эффект обусловлен следующим: степень тренируемости человека тем выше, чем ниже уровень его начальной тренированности (функциональной подготовленности); величина прироста в результате тренировки физических качеств находится в обратной зависимости от его исходного (предтренировочно-го) уровня, т.е. чем ниже исходное состояние, тем больше оно может увеличиваться под влиянием целенаправленных тренировок. Это обусловливает эффект высокой быстрой тренируемости - больших эффектов, которые наиболее быстро нарастают в начальном периоде систематических тренировок, а затем изменяются мало, медленно (асимптотически), приближаясь к «уровню насыщения» (максимально возможным тренировочным эффектам).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенных исследований сформулированы следующие выводы:

- изменения в уровне физической подготовленности курсантов-девушек произошли и в контрольной, и в экспериментальной группах;

- повышение уровня физической подготовленности курсантов-девушек, занимающихся по экспериментальной программе, оказались значимыми и достоверными;

- целенаправленное совершенствование силовых показателей всех групп мышц у курсантов-девушек способствует лучшему усвоению программы по физической подготовке академии;

- выбранная экспериментальная программа подтверждает наше предположение о положительном влиянии целенаправленного совершенствования силы и силовой выносливости на функциональное и физическое состояние курсантов-девушек.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, в целом подтвердили наше предположение о возможности значительного повышения физической подготовленности курсантов-девушек путем совершенствование у них силы и силовой выносливости.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2015

УДК 796.011.3

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ВЕДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО УрГУПС),

Екатеринбург

Аннотация

В статье раскрыта необходимость внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузах в соответствии с новыми образовательными стандартами. Разработана структура компьютерной технологии «Ведущие физические способности» и предложено ее поэтапное внедрение. Определены мотивационные предпочтения, уровень функциональной готовности и развития физических способностей, выявлены ведущие физические качества студентов. Рассмотрена технология, способствующая индивидуализации физической нагрузки в процессе учебной деятельности. Показаны возможности индивидуализации физической нагрузки при формировании ведущих физических способностей.

Ключевые слова: компьютерные технологии, физическое воспитание, индивидуализация, ведущие физические способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p249-254

COMPUTER TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEADING PHYSICAL ABILITIES OF STUDENTS

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Ekaterinburg

Annotation

The article reveals the necessity in introduction of the computer technologies into the educational process of the physical education in higher education institutions in accordance with the new educational standards. The structure of the computer technologies "Leading physical abilities" has been designed and its phased implementation has been suggested. The authors determined the motivational preferences, the level of functional preparedness and the development of physical abilities; the leading physical abilities of the students have been identified. The technology contributing to the individualization of the physical loads in the process of educational activity has been analyzed. The possibilities of individualization of physical activity during the formation of the leading physical abilities have been shown.

Keywords: computer technology, physical education, individualization, leading physical abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Глубокое реформирование высшего образования в стране нашло отражение в новых государственных образовательных стандартах, которые направлены: на формирование и развитие умения учиться и способности к организации своей деятельности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, к активной учебно-познавательной позиции. Основу этих перемен составляют гуманизация высшего образования с уклоном на развитие практических навыков и оптимизация образовательного процесса за счет реализации компетентностного, лично-ориентированного подходов. Данные подходы включают в себя определенные требования к структурному содержанию учебно-методического процесса, где конечным результатом будут сформированные компетенции. Речь идет о новых средствах, методах и формах обучения, а все вместе - инновационные технологии, которые позволят дисциплине «Физическая культура» подняться на качественно новый уровень, где высокая мотивационная, личностно-ориентированная деятельность обеспечит необходимую самостоятельность, активность, творческую направленность студентов.

По мнению В.В. Серикова «.... технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения». [7].

Компьютерные технологии на сегодняшний день занимают одно из ведущих мест в управлении образовательной деятельностью. Являясь частью информационных технологий, компьютерные технологии позволяют сформировать современную структуру учебной деятельности, позволяющую целенаправленно развивать потребность в самореализации, самовоспитании средствами физической культуры.

По нашему мнению, компьютерные технологии позволят совершенствовать процесс подготовки, обработки и дальнейшей передачи полученной информации непосредственно субъекту обучения.

Однако при изучении данной проблемы были выявлены следующие противоречия:

- между требованиями нового государственного образовательного стандарта, предполагающего в качестве результата обучения формирование компетенций и после-

довательностью внедрения в учебно-тренировочный процесс соответствующих методов, средств и форм;

- между современными условиями, предъявляемыми к уровню физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов, которые должны учитывать их индивидуальные особенности и применением вышеперечисленных данных в содержании учебного процесса.

Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и реализации компьютерных технологий, обеспечивающих целенаправленное развитие и формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента. Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов компьютерной технологии «Ведущие физические способности», основанной на индивидуализации физических воздействий с учетом ведущих физических способностей студента.

Процесс внедрения компьютерных технологий в образовательную деятельность в целом достаточно сложный [2, 3]. Мы предполагаем, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе по физической культуре даст возможность максимально реализовать принцип индивидуализации в развитии ведущих физических способностей студентов.

По мнению В.М. Зациорского физические способности это «...вид способностей человека, его развитые врожденные задатки, базирующиеся на психологических и морфологических особенностях организма и способствующие выполнению деятельности, связанной с физическими нагрузками» [4]. Способности формируются в процессе определенной деятельности, в то числе при обучении и воспитании. Одно физическое качество может состоять из нескольких физических способностей. Неспособных людей не бывает. Любому человеку можно подобрать вид деятельности, необходимый для проявления его личных способностей. В большей степени развиваются преобладающие над другими физические способности, т.е. ведущие [4, 5, 6].

По нашему мнению, ведущие физические способности - это наиболее ярко проявляющиеся индивидуальные особенности индивида эффективно выполнять двигательную деятельность при оптимальном физическом состоянии. Под физическим состоянием мы понимаем степень готовности человека эффективно выполнять получаемую нагрузку, соответствующую его возрастному и функциональному развитию.

По данным исследований В.М. Зациорского «... о закономерностях комплексного развития физических качеств», в начале двигательной подготовки при воздействии на одно, более развитое физическое качество, мы тем самым влияем и на уровень физической подготовленности в целом [4]. Основываясь на общебиологических законах развития, аналогичные проявления будут характерны при развитии физических способностей, при условии соблюдения принципа индивидуализации.

По мнению Л.М. Куликова такой подход будет наиболее эффективен, т.к. способствует реализации генетических предпосылок каждого индивидуума: «. генетическая информация может быть полноценно реализована, только если в каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями воздействия среды, соответствующими морфологическим и функциональным особенностям организма» [5]. Данный подход в полной мере соответствует и студенческому возрасту. В этом возрастном периоде личностные особенности обучающихся проявляются наиболее ярко, т. к. появляются мотивы к самореализации и саморазвитию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время дисциплина «Физическая культура» в вузе позволяет в совокупности решать не только проблемы психофизического здоровья студентов в рамках обязательных занятий, но, и формировать у будущих выпускников компетенции, вклю-

чающие в себя самостоятельное использование средств и методов физического воспитания в профессиональной и личностной деятельности.

В нашем случае, поэтапное внедрение в образовательный процесс компьютерной технологии оказывает плодотворное влияние, как на формирование ведущих физических способностей студентов, так и на уровень физической подготовленности в целом.

Этапы внедрения технологии «Ведущие физические способности»:

I этап: разработка компьютерных программ, обеспечивающих аккумуляцию сведений в «информационном блоке данных», в содержание которого входят: уровень мотивации к занятиям по видам спорта, данные функциональной готовности, физической подготовленности, знания по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура», антропометрические показатели.

II этап: разработка компьютерных программ для эффективного внедрения лич-ностно-коррекционных методик с направленным воздействием на развитие ведущих физических способностей.

III этап:

- организация и проведение тестовых мероприятий, анализ результатов исследуемых критериев;

- формирование комплексов специальных упражнений для коррекции физического состояния студентов.

IV этап: внедрение в образовательный процесс по физической культуре комплексов специальных упражнений, обеспечивающих развитие ведущих физических способностей.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующие рекомендации.

Для исследования мотивационной составляющей при занятиях физической культурой и спортом нами была разработана анкета. Выявление мотивов студентов всегда актуально, потому что позволяет преподавателю увидеть склонности, интересы студентов и в соответствии с этим повысить мотивационный фон занятия.

Для определения уровня физической подготовленности студентов были проведены тесты на определение быстроты, ловкости, силы мышц верхнего плечевого пояса, мышц брюшного пресса и выносливости. Для оценки уровня функционального состояния занимающихся мы воспользовались методикой Р.М. Баевского [1]. К тестированию студенты допускались на основании результатов медицинского осмотра. Однако данная технология не была бы полной без должной теоретической подготовки. Полученные знания о пользе выполняемых упражнений, о том, какое влияние оказывает на организм то или иное упражнение, повышают ответственность за процесс и усиливают результат обучения.

Основным моментом в нашей работе является индивидуализация физической нагрузки в процессе занятий. Индивидуальные программы включали в себя упражнения в соответствии с программой по физической культуре, в дополнении к этому предлагались комплексы упражнений для воздействия на ведущие физические способности.

Анализ динамики основных показателей физической подготовленности в экспериментальной группе выявил, что наиболее значимые сдвиги произошли в беге 3000 м и 100 м. Между тем, зафиксировано, что положительные сдвиги по остальным наблюдаемым параметрам проходили неоднозначно, но все изменения статистически достоверны. В контрольной группе полученные результаты свидетельствуют об их удержании на исходном уровне.

Таким образом, целенаправленная тренировка, в содержание которой входят, как упражнения для комплексного развития физических способностей, так и упражнения с направленным воздействием на ведущие физические способности занимающихся, увеличивает перспективные возможности для поддержания и дальнейшего совершенствования уровня физической подготовленности в целом.

ВЫВОДЫ

1. Определен комплекс средств, позволяющий оценить: мотивационные предпочтения форм физических упражнений; физическое состояние студентов; ведущие физические способности студентов.

2. Разработана компьютерная технология, в содержание которой входят личност-но-коррекционные методики, включающие как комплексное развитие физических способностей, так и направленное развитие ведущих физических способностей.

3. Применение предложенной компьютерной технологии «Ведущие физические способности» позволило изменить внутреннее содержание занятий и создать благоприятные педагогические условия для направленного развития личности и формирования необходимых компетенций студентов.

4. Построенные с помощью компьютерной технологии «Ведущие физические способности» занятия значительно активизируют самостоятельную работу студента, т.к. целевая установка направлена на самосовершенствование, саморегуляцию и самоконтроль, возникает личностный смысл и студент ориентируется на свои личные физические достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Проблемы оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине / Р.М. Баевский // Успехи физиологических наук. - 2006. - № 3. - С. 42-57.

2. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе / В.Ю. Волков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 1997. - 142 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2008. - 192 с.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

5. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов - М. : Физкультура, образование, наука, 1995. - 395 с.

6. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Московченко Ольга Никифоровна. - М., 2008. - 59 с.

7. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград : [б. и.], 1994. - 150 с.

8. Усольцева, С. Л. Актуализация доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов : дис ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Усольцева Светлана Леонидовна. - Москва, 2006. - 154 с.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. (2006), "The problems of assessing and forecasting of functional organism and its development in space medicine", Advances in physiological Sciences, No 3, pp. 42-57.

2. Volkov, V.Yu (1997), Computer technology in educational process on physical culture in the University, Publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

3. Zakharova, I. G. (2008), Information technologies in education, Academia, Moscow.

4. Zaciorskij, V. M. (2009), Physical qualities of the athlete: basic theory and methodology of training, Soviet sport, Moscow.

5. Kulikov, L.M. (1995), The Management of sports training Consistency, adaptation, health, Physical culture, education, science, Moscow.

6. Moskovchenko, O. N. (2008), Optimization of physical activity on the basis of individual diagnostics of the adaptive state engaged in physical culture and sports (with the use of computer technology), dissertation, Moscow.

7. Serikov, V.V. (1994), "Personality approach in education: concept and technologies", Volgograd.

8. Usoltseva, S.L. (2006), Update of dominant physical qualities as means of increase of level of physical preparedness of students, dissertation, Moscow.

Контактная информация:atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2015

УДК 796.422.12

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Анатолий Владимирович Шевцов, доктор биологических наук, доцент, Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, Анастасия Игоревна Черная, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В спринтерском беге важно слаженное взаимодействие всех мышц и мышечных групп, мышечная симметрия для максимально возможного обеспечения биомеханической скоординиро-ванности беговых движений. Функциональное состояние мышечной системы легкоатлетов-паралимпийцев в период подготовки к ответственным соревнованиям при интенсификации тренировочных нагрузок зачастую подвержено перетренировкам, приводящим к перенапряжению мы-шечно-фасциальных тканей. Для максимальной спортивной производительности необходимо прицельное воздействие на перенапряженные ткани немедикаментозными средствами восстановления и в первую очередь спортивным массажем с глубокой послойной проработкой особо нагружаемых звеньев опорно-двигательного аппарата. Целью данной научной работы послужило изучение в естественных тренировочных условиях электронейромиографических характеристик тонуса мышц у спринтеров с нарушением зрения с целью оптимизации мануальных восстановительных воздействий.

Ключевые слова: мышечный тонус, электронейромиография, спринтеры, восстановление спортсменов, спортивный массаж.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p254-258

OPTIMIZATION OF REHABILITATION MEASURES IN THE PROCESS OF TRAINING THE SPRINTERS WITH VISUAL IMPAIRMENT TO THE RESPONSIBLE COMPETITIONS

Anatoliy Vladimirovich Shevtsov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Yuri Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences, Anastasia Igorevna Chernaya, the candidate of pedagogical sciences The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In sprinting the harmonious interaction of all muscles and muscle groups is of great importance, including the muscle symmetry to ensure the greatest possible coordination of cross-country biomechani-cal movements. The functional state of the musculoskeletal system of the Paralympic athletes within preparation period for the responsible competitions at the stage of intensification of the training loads are often subject to overtraining, resulting in strain of the muscle-fascial tissue. For the maximum sport performance it is needed to target and impact with non-drugs means the overstrained tissue recovery, especially applying the sports massage with deep-layered penetration to the especially loaded links of the musculoskeletal system. The aim of this research was the study under the natural training conditions of the electroneuro-myography characteristics of the muscle tone of the sprinters with the visual impairment in order to optimize the effects of the manual recovery.

Keywords: muscle tone, electroneuromyography, sprinters, recovery of athletes, sports massage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.