Научная статья на тему 'К вопросу подготовки студентов по арт-менеджменту'

К вопросу подготовки студентов по арт-менеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу подготовки студентов по арт-менеджменту»

Культура и образование № 1 (О!

культурной антропологии сохраняется в другом. Известно, что отечественную и зарубежную традиции практически в любых науках отличает также и отношение к критериям систематизации эмпирического материала и обобщению полученного знания. По этим признакам результаты исследований в зарубежных традициях всегда отличаются концентрацией на современных узкоприкладных задачах, а отечественная наука стремилась (до недавнего времени) к фундаментальным проблемам, к построению предельно широких систематизированных концепций, объединяющих подчас далеко не смежные области. Суммируя позиции отечественных исследователей, близких к культурно-антропологической проблематике, таких, как П.И. Бо-рисковский, Л.А. Файнберг, Н.В. Клягин, Г.С. Смирнов и пр., объектом культурной антропологии можно счесть целостную специфику человека как биосоциального существа, создавшего культуру, во всем многообразии аспектов. В связи с этим предметом культурной антропологии можно назвать закономерности эволюции человека - субъекта культуры, а следовательно, и целесообразной деятельности, в связи с чем отечественную традицию всегда характеризовал детерминистский приоритет, в отличие от релятивистского акцента зарубежной традиции. В связи с имевшим место в недавнем прошлом всплеском постмодернистских исследований культуры, поднявших на щит крайний релятивизм, диалектика детерминизма - релятивизма в культурной антропологии становится одной из наиболее важных

теоретических проблем данной научной области в контексте диалога отечественной и зарубежной традиции. Отечественные исследователи, преломляющие теоретико-культурную проблематику сквозь призму общественных реалий, прагматически склоняются к применению богатого теоретико-методологического багажа культурной антропологии в качестве целостного идейного фундамента к культурно-социологическим исследованиям, что особенно актуально в контексте межэтнических конфликтов на постсоветским пространстве. Объективные условия, поставившие ребром вопрос о сосуществовании разных культур, различных этносов, разных типов социального устройства, таким же точно образом актуализируют значимость культурной антропологии как научной дисциплины, способной дать пусть и абстрактные. но вполне соотносимые с практикой советы относительно перспектив взаимодействия и взаимопроникновения территориально соприкасающихся культур. Активность социальной жизни в наши дни, напряженность культурного обмена - действия кросскуль-турных факторов - не могли не вызвать к жизни интерес к проблематике культурной антропологии. Более того, можно сказать, что эта научная сфера может лечь в основу отрефлексированно взвешенной национальной политики нашего государства, чрезвычайно сильно заинтересованного в этнокультурной толерантности слагающих его национальных и культурных общностей.

К вопросу подготовки студентов по арт-менеджменту

Е.И. Жданова

кандидат педагогических наук, профессор

Современные реалии художественной жизни обусловили необходимость совершенствования деятельности творческих коллективов, фирм и отдельных исполнителей, создающих культурные блага и ценности. Взаимоотношение производителей культурных ценностей и благ и их потребителей осуществляется в рамках жесткой рыночной парадигмы «спрос-предложение»: развивается индустрия развлечений; растет значение культурных ценностей как формы вложения капитала; возникает множество частных коллекций и галерей; развиваются различные направления арт-бизнеса.

Между художником и обществом возникает посредник, влияющий так или иначе, прямо или опосредованно на сам процесс творчества и распространение

его результата. Таким посредником мог быть заказчик или гильдия в Средние века, меценаты, покровители в эпоху Возрождения, государственные или предпринимательские структуры в наши дни. Посредник часто выступает в роли идеолога и заказчика Так, в средневековой Руси подобную роль в жизни и творчестве художника чаще всего играли монахи, старцы, религиозные подвижники. Например. П.А. Флоренский полагал, что вдохновителем создания А. Рублевым «Троицы» был Сергий Радонежский. (Карпухин О., Макаревич Э. Управление и менеджмент в культуре //Диасы. 1996. №7). Особое значение во взаимоотношениях художника и общества имеют экономические связи и правовое регулирование. Чтобы заключить контракт

гл

Научный подход к образованию в сфере культуры

на выступление деятелю искусства нужны агент и юрист. Драматург имеет дело с продюсерами и владельцами театров. Художнику необходима связь с картинными галереями и музеями. Драматург, сценарист, актер должны знать свои права, уметь устанавливать и поддерживать деловые связи. Все это обусловило появление особого вида управления деятельностью творца (художника, артиста, композитора, автора и др.) - арт-менеджмента. В научной литературе сложилась определенная формулировка понятия «менеджмент» как процесса планирования, принятия решения, организации, руководства и контроля, а также формирования финансовых, физических и информационных ресурсов (П.Друкер). Многие исследователи утверждают, что менеджмент является разновидностью управления, осуществляемого в условиях неопределенной ситуации и высокой степени выбора свободы действий для руководителей и подчиненных какой-либо организации. В отличие от управления менеджмент носит более прикладной характер. О.И. Карпухин придает менеджменту междисциплинарный характер, а применительно к культуре рассматривает менеджмент как способ деятельности и как особую область организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распределения и потребления культурных благ и услуг в рыночной экономике (Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. - М.: Институт молодежи, 1998). Менеджмент как вид управления применяется преимущественно в производственной деятельности, состоит из следующих составных частей: производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент. В этом ключе можно рассматривать менеджмент в культуре, поскольку в культуре произведения искусства имеют значение товара-блага, а если результат культурной деятельности выступает непосредственно в форме живого труда, то превращается в товар-услугу. Производство и потребление культурных благ осуществляется в особых условиях, а именно: высокой степени социальной значимости культурных благ и услуг, неравномерного, неустойчивого (а иногда низкого) потребительского спроса; недоступности приобретения определенной категорией населения (в силу низкой платежеспособности или географического местожительства, т.е. отдаленности от культурных центров). В структуре культуры выделяется элитная и массовая культуры. Появлению и распространению массовой культуры способствовали индустриализация и урбанизация, развитие технических средств тиражирования и транспортирования информации. В эпоху массовой культуры становится возможным сосуществование традиционных высоких форм искусства (театр, опера, изо) и его массового потребления. Произведения и элитного, и массового искусства стали предметом серийного репродуци-

рования, количество произведений искусства всех видов резко увеличилось. Огромная масса произведений стала выпускаться с расчетом на массового потребителя (слушателя, зрителя, покупателя). В связи с этим потребовалась новая парадигма управления творческим процессом и его упорядочения в условиях рыночных отношений. Так появился арт-менеджмент как специфический вид управленческой деятельности, включающий формулировку целей деятельности творца (фирмы, организации, коллектива, исполнителя); создание специфических инструментов (методов) управления; планирование как инструмент реализации целей. Арт-менеджмент, прежде всего менеджмент исполнительских искусств, включает в орбиту своей деятельности прежде всего творцов, которые создают общественно признанные продукты и услуги. К продукции культуры особые требования: она должна быть уникальной, неповторимой, оригинальной, отличающейся высоким качеством исполнительства. В научной литературе выделены три смысла неповторимости: неповторимость переживания, неповторимость содержания и неповторимость как тема произведения[1]. Неповторимость переживания содержится в отношении субъекта к произведению искусства. Неповторимость содержания заключается в уникальности, «незаменимости». Арт-менеджмент - рациональная система управления творческим коллективом, направленная на удовлетворение потребностей не только потребителей, но и самих членов творческого коллектива. Это прерогатива внешнего и внутреннего маркетинга.

Арт-менеджмент характеризуется взаимодействием с внешней средой, приспосабливаемостью к ней. Из внешней среды он получает информацию, капитал и материалы (финансовый менеджмент) и человеческие ресурсы. Это принято называть входом. На выходе в процессе преобразования этих входов получается продукция или услуга, которые, в свою очередь, вносятся в окружающую (внешнюю) среду. Для развития основ арт-менеджмента сложились социальные, психологические, педагогические, экономические и технологические предпосылки (производственный менеджмент). Таким образом, арт-менеджмент осуществляет творческое и экономическое управление.

Основные направления арт-менеджмента: музыкальный, театральный, кино и телевидение, хореография и шоу-бизнес.

Задачи арт-менеджмента - управление организацией (исполнители), занятой производством и распространением творческой продукции или услуг. Посредничество между художником-творцом и публикой (потребителем) приобретает новые качества: им занимается менеджер, антрепренер, импресарио, промоутер.

Менеджер-администратор, управляющий жизне-

Культура и образование № 1 (08)

деятельностью реализуемого проекта (спектакля, мюзикла и др.), обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Антрепренер - это предприниматель. Импресарио как участник процесса занимается продажей готового продукта. Продюсер отличается от вышеперечисленных профессий тем, что он стоит у

истоков зарождения идеи, находит средства, подбирает исполнителей.

Таким образом, все виды арт-менеджмента осуществляются профессионалами в том или ином жанре исполнительского искусства, подготовку которого призваны осуществлять учебные заведения культуры и искусств.

1. Рябков М.К. Эстетический эффект и неповторимость // Наука о культуре - шаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции - семинары молодых ученых. М., 2001. С.207.

История, теория

и технология форм культурно-досуговой деятельности: антология

В. М. Рябков

кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор кафедры Челябинской государственной академии культуры и искусств

В Челябинской государственной академии культуры и искусств разрабатывается и издается уникальный проект "Антология форм культурно-досуговой деятельности" начиная с Древнего мира, Древней Греции и Рима, Западной Европы до начала XVII века и России с XVIII до начала XXI века. Создание многотомной антологии продиктовано необходимостью совершенствования современных технологий, форм социально-культурной, досуговой деятельности на основе выявления, изучения и анализа их исторического опыта; изучение практики их использования на различных этапах от Античности до наших дней, в различных социальных группах и социально-экономических условиях; обогащения историческим опытом в целях ее совершенствования, в стремлении к новому качеству жизни. Новизна данного проекта заключается в том, что впервые в научной практике социально-культурной деятельности создается антология, включающая многочисленные работы известных русских и зарубежных историков, педагогов, культурологов, этнографов, театроведов, раскрывающих исторический опыт многообразных форм культурно-досуговой деятельности в их развитии. Впервые в одном проекте представлены работы, освещающие в динамике педагогические и теоретические проблемы использования форм, а также технологии просветительной, праздничной и развлекательной культуры. В издан-

ных пяти томах антологии выявлено и исследовано более 300 форм культурно-досуговой деятельности и раскрыто их содержание в России за 300 лет. В работе автор в хронологическом порядке систематизировал и раскрыл практически все значимые и известные лишь узким специалистам формы культурно-досуговой деятельности античного и средневекового периодов, а также России от XVIII до начала XXI века. Создание антологии форм культурно-досуговой деятельности потребовало объемного изучения культурного слоя досуговой деятельности эпох. Из всех изданий, посвященных досугу, отобраны наиболее ценные, интересные и содержательные исследования о формах культурной досуговой деятельности и их технологии, характеризующие особенности времени специфику периода.

Со сменой культурно-исторических эпох меняются и обновляются формы и методы культурно-досуговой деятельности, их содержание, политическая и общественная направленность. Поддержание и совершенствование достигнутого уровня культурного досугового развития невозможно без изучения истории культурно-досуговой деятельности, наследия прошлых веков. История является фундаментом настоящего и будущего в культуре досуга. Прошлое и настоящее, как родственные связи, переплетаются теснейшим образом. Опираясь на исторические формы досуга, совершенствуется современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.