деятельностью реализуемого проекта (спектакля, мюзикла и др.), обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Антрепренер - это предприниматель. Импресарио как участник процесса занимается продажей готового продукта. Продюсер отличается от вышеперечисленных профессий тем, что он стоит у
истоков зарождения идеи, находит средства, подбирает исполнителей.
Таким образом, все виды арт-менеджмента осуществляются профессионалами в том или ином жанре исполнительского искусства, подготовку которого призваны осуществлять учебные заведения культуры и искусств.
1. Рябков М.К. Эстетический эффект и неповторимость // Наука о культуре - шаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции - семинары молодых ученых. М., 2001. С.207.
История, теория
и технология форм культурно-досуговой деятельности: антология
В. М. Рябков
кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор кафедры Челябинской государственной академии культуры и искусств
В Челябинской государственной академии культуры и искусств разрабатывается и издается уникальный проект "Антология форм культурно-досуговой деятельности" начиная с Древнего мира, Древней Греции и Рима, Западной Европы до начала XVII века и России с XVIII до начала XXI века. Создание многотомной антологии продиктовано необходимостью совершенствования современных технологий, форм социально-культурной, досуговой деятельности на основе выявления, изучения и анализа их исторического опыта; изучение практики их использования на различных этапах от Античности до наших дней, в различных социальных группах и социально-экономических условиях; обогащения историческим опытом в целях ее совершенствования, в стремлении к новому качеству жизни. Новизна данного проекта заключается в том, что впервые в научной практике социально-культурной деятельности создается антология, включающая многочисленные работы известных русских и зарубежных историков, педагогов, культурологов, этнографов, театроведов, раскрывающих исторический опыт многообразных форм культурно-досуговой деятельности в их развитии. Впервые в одном проекте представлены работы, освещающие в динамике педагогические и теоретические проблемы использования форм, а также технологии просветительной, праздничной и развлекательной культуры. В издан-
ных пяти томах антологии выявлено и исследовано более 300 форм культурно-досуговой деятельности и раскрыто их содержание в России за 300 лет. В работе автор в хронологическом порядке систематизировал и раскрыл практически все значимые и известные лишь узким специалистам формы культурно-досуговой деятельности античного и средневекового периодов, а также России от XVIII до начала XXI века. Создание антологии форм культурно-досуговой деятельности потребовало объемного изучения культурного слоя досуговой деятельности эпох. Из всех изданий, посвященных досугу, отобраны наиболее ценные, интересные и содержательные исследования о формах культурной досуговой деятельности и их технологии, характеризующие особенности времени специфику периода.
Со сменой культурно-исторических эпох меняются и обновляются формы и методы культурно-досуговой деятельности, их содержание, политическая и общественная направленность. Поддержание и совершенствование достигнутого уровня культурного досугового развития невозможно без изучения истории культурно-досуговой деятельности, наследия прошлых веков. История является фундаментом настоящего и будущего в культуре досуга. Прошлое и настоящее, как родственные связи, переплетаются теснейшим образом. Опираясь на исторические формы досуга, совершенствуется современ-
Научный подход к образованию в сфере культурь I
ная практика культурно-досуговой деятельности. Формы просветительной, праздничной и развлекательной культуры, включенные в антологию, это не только способы проведения свободного времени человека в конкретных исторических, социальных, экономических и культурных условиях, но и отражение того уклада социальной общности людей, в которой сложились эти определенные традиции данной эпохи, обусловленные географическими, национальными, временными, государственными и общественными рамками.
В антологии впервые дано определение понятий "праздничная культура" и "развлекательная культура". Исследователь исходит из того, что праздничная культура - это часть духовной народной культуры, включающая совокупность праздников и праздничных традиций, обычаев, обрядов, церемоний, ритуалов, отражающая труд, быт, нравы общества в его поступательном, историческом развитии, реализующаяся формами и средствами развлекательной культуры. Развлекательная культура - это часть духовной праздничной народной культуры, направленная на удовлетворение досуговых потребностей различных групп населения разнообразными средствами, формами и технологиями, типами учреждений культурно-досуговой деятельности, развивающимися, изменяющимися и трансформирующимися в их историческом развитии. Исходя из этого в исследовании раскрываются такие направления и формы, которые составляют основу досуговой культуры различных социальных групп, в тех исторических и социальных условиях, в которых они находились и использовались. Первый том антологии начинается с исследования форм культурно-досуговой деятельности Древней Греции и Древнего Рима, а также средневековой Западной Европы. Выделим их только в назывном порядке. Мужские и женские дома первобытной эпохи. Праздники, игры и развлечения Древней Греции: Апату-рий, Дионисии, Элевсинские мистерии, Фесмофо-рии, Пианопсии, Дельфинии, Фаргилии, Охсофории. Спортивные игры: Агоны, Делийские, Истмийские, Немейские, Олимпийские, Панафинейские, Пи-фийские игры, Гераиды; детские и юношеские игры; раскрыты такие формы досуга, как кулачный бой, гиацинтии, петушиные бои, гимнасий, танцы, охота, гадания, симпосии, застолье, обряды. Формы культурно-досуговой деятельности Древнего Рима представлены по следующим направлениям. Праздники - Новый год, ателланы, весталии, амбарва-лии, виналии, карнавал, канарии, либералии, луперка-лии, матроналии, палии, сатурналии, фералии, флора-лии, фонтиналии, цералии, праздник Кибелы. Игры: Акцийские, Капитолийские, Мегалезийские, Палатин-ские, Римские Великие, Секулярные, Таврские игры, ристания, азартные игры, домашние игры, термы. Выделены зрелища и развлечения: ритуальные представления, триумфы, гладиаторские бои, бои звероборцев и травля зверей, навмахии, цирковые
игры и развлечения.
Формы культурно-досуговой деятельности в Средние века в странах Западной Европы включают: формы праздничной и смеховой культуры, общественные развлечения (прядильни, бани, курорты), игры и развлечения молодежи (игры, шахматы, игры в кости, игра в бильярд, игры в мяч, детские игры, танцы). Масленичные празднества и представления, календарные праздники, риторические камеры, театрализованные представления, шутовская гильдия, праздники дураков (король шутов, епископ шутов), фарс, мистерии, карнавалы, маскарады, свадебные обряды, турниры, поединки на копьях, петушиные бои, зимние развлечения, фокусники, кукольники. Святки. Ряженые. Каждая форма во всех томах сопровождается списком литературы. Это дает возможность читателю, практику, студенту, ученому самостоятельно продолжить изучение многообразия форм и технологий культурно-досуговой деятельности. Раскрывая праздничную и развлекательную культуру России с XVIII до начала XX века и ее место в истории, автор рассматривает во втором томе такие формы культурно-досуговой деятельности, как простонародные и христианские праздники, обряды и ритуалы (Святки, Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала, Троица и др.). Свадебные обряды: царская свадьба, великокняжеская свадьба, простонародная свадьба, свадьбы карликов, шутовские свадьбы; формы развлекательного досуга в эпоху Петра I (ассамблеи и балы, фейерверки, всешутейный собор, шутовские свадьбы, маскарады, катанье по Неве и др.); досуг царей (царская охота, царские игры, эрмитажные собрания); формы праздничного пиршества: застолья, пиры, братчины. Много внимания в работе уделено крестьянскому молодежному развлекательному досугу. Представляют интерес посиделки, святочные и пасхальные игры, катальные горы, маскарады, скоморохи, кулачные бои, балаганы, раек, кукольные представления, медвежья комедия, гулянья, карусели, посиделки. В третьем томе антологии представлены многообразные формы просветительной культурно-досуговой деятельности России и их теоретические и технологические основы в первой половине XX века: становление форм культурно-досуговой деятельности в первые годы советской власти; формы информационной работы (громкие читки, устные газеты и журналы, митинги-концерты, беседы и др.); диспуты и дискуссии, политигры; формы справочной культурно-досуговой деятельности; формы клубной печати; клубные вечера; передвижные формы культурно-досуговой деятельности; формы кружковой культурно-досуговой деятельности; народные университеты и их возникновение (рабочие и колхозные университеты, народные консерватории, университеты культуры). Формы культурно-досуговой деятельности в годы Великой Отечественной войны (справочная ра-
бота, формы массово-оборонной работы, формы работы клубов, библиотек и изб-читален, «живая газета», формы обслуживания воинских частей передвижные формы). Формы художественной культурно-досуговой деятельности (художественная самодеятельность, самодеятельное творчество, смотры самодеятельного искусства). Формы праздничной и развлекательной культуры первой половины XX века представлены в четвертом томе, раскрывающем специфику и атмосферу исследуемого периода: исторические формы социализированной культурно-досуговой деятельности их истоки и становление; праздничную культуру социализма; первые советские массовые праздники трудящихся; малые формы советской праздничной культуры ("живые газеты", "живые" журналы, "Синяя блуза", агитбригады, агитсуды, единый художественный кружок, театр рабочей молодежи (ТРАМ)): развлекательная деятельность с детьми; конкурсы декады, олимпиады, спортивные праздники; формы праздничной обрядовой культуры в досуговой деятельности; формы праздничной и развлекательной культуры парков культуры и отдыха; игры и развлечения, костюмированные балы, народные гуляния и карнавалы, танцы; судьба советского праздника: формы художественной культурно-досуговой деятельности ГУЛАГа и др.
Анализ и классификация информационно-просветительных форм и методов культурно-досуговой деятельности второй половины XX века даны в пятом томе, в двух его частях, и позволяют выделить основные группы, в которые объединены агитационно-пропагандистские формы клубно-воспитательного воздействия тех лет. Исходными моментами в данном случае выступали методы внесения элементов просветительства и художественности в агитационно-пропагандистский материал и степень структурной сложности этих форм.
С каждым днем возрастающая потребность населения в информации по различным вопросам советского строительства заставляла искать новые формы идейно-воспитательной работы. Основы этих информационно-просветительных форм изложены в первой части пятого тома. В них использовался устный информационный и иллюстративный материал. Следует заметить, что это были наиболее простые средства воздействия с точки зрения их структуры. Характерной особенностью просветительной деятельности второй половины XX века было внедрение в практику клубной досуговой деятельности постоянно действующих лекториев, циклов лекций, кинолекций, кинолекториев, различного вида чтений (народные, съездовские, педагогические, литературные, воскресные, общественно-политические), народных университетов различных типов, клубных и тематических вечеров устных журналов и бесед.
Научный подход к образованию в сфере культуры
Широкое распространение получают сельскохозяйственная, производственно-техническая и научно-просветительная пропаганда, для которой использовались самые разнообразные формы культурно-досуговой деятельности. Исследуя формы информационно-просветительной культурно-досуговой деятельности 60 - 80-х годов XX века, надо особо выделить группы досуго-вых форм, направленных на клубное общение самых разнообразных социальных групп населения - этому посвящена вторая часть пятого тома. Среди них клубные объединения. Клубные объединения для детей, подростков, молодежи, молодоженов, людей старшего возраста, пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Клубы самых различных направлений - знакомств, семейные, любителей искусств, музыкальные, театральные, исторические, фольклорные, компьютерные, кинолюбителей, флористов, нумизматов, филателистов, филокартистов, филуменистов, секретарей и т.д. Анализ культурно-досуговой деятельности исследуемого периода свидетельствует о том, что продолжали развиваться и совершенствоваться формы просветительной работы клуба, известные в первой половине XX века, такие, как кружки (сельскохозяйственные, технические, прикладные (кройки и шитья, художественной вышивки, переплетные, вязания), общеобразовательные и др.), экскурсии, выставки, световые, стенные и радиогазеты. Новым направлением 80-х годов явились формы информационно-просветительных и рекламных технологий. Использование всего арсенала форм информационно-просветительной работы направлено на раскрытие содержания, усиление идейно-политического смысла и значения того или иного факта, события, вида деятельности, на акцентирование внимания на его пропагандистском значении. Задача исследователя заключалась в том, чтобы предельно объективно, бережно донести до потомков наследие педагогов социально-культурной деятельности XX века. Главная наша цель - воспитание подрастающего поколения, приобщение его к великой истории и культуре России.
Использованные в антологии научные материалы характеризуют уровень теоретической мысли тех лет. В них имеются иногда спорные, наивные и противоречивые суждения. Исследование предназначено для критически мыслящей личности, которая все ставит под сомнение и на основе достигнутого строит новое здание теории социально-культурной деятельности и ее технологии, используя накопленный исторический опыт, изложенный в антологии. Цель автора антологии заключалась и в том, чтобы раскрыть сам принцип и технологию форм культурно-досуговой деятельности прошедших эпох, чтобы их можно было с определенной трансформацией использовать в настоящей и будущей социально-культурной деятельности.
Данная работа позволила ввести в научный оборот более четырех тысяч научных работ. Это дает возможность ученым видеть проблематику исследований форм досуга в социально-культурной сфере, рассмотреть этапы их развития.