Научная статья на тему 'Путешествие на машине социально-культурного времени: Антология социально-культурной деятельности В. М. Рябкова (12 Т. Челябинск, 2006-2018)'

Путешествие на машине социально-культурного времени: Антология социально-культурной деятельности В. М. Рябкова (12 Т. Челябинск, 2006-2018) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие на машине социально-культурного времени: Антология социально-культурной деятельности В. М. Рябкова (12 Т. Челябинск, 2006-2018)»

УДК 008

В. Е. Триодин

доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург) E-mail: [email protected]

ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ

Антология социально-культурной деятельности В. М. Рябкова (12 т. Челябинск, 2006-2018)

Еще одно, последнее сказанье -И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному...

А. С. Пушкин

В. М. Рябков относится к типу людей, который можно обозначить как Ното8СЙр1;ог, т. е. Человек пишущий. Некоторые исследователи пытаются даже обосновать новое научное направление - скрипторику. Ее предмет -пишущий человек. Формула Декарта: мыслю, значит, существую обогащается новой закономерностью: пишу, следовательно, существую.

В. М. Рябков не просто пишет, он, как пушкинский Пимен, «книжному искусству вразумлен». У него сотни публикаций. Но особняком стоит многотомная «Антология социально-культурной деятельности». (Каждый том в соответствии со своей спецификой имеет свою вариацию базового названия; см.: прил.)

Открытия в гуманитарной сфере рождаются не из арифмометра или компьютера, а через озарение. Много-много лет назад В. М. Рябкову пришла в голову мысль проследить через произведения разных авторов, откуда есть пошли и как развивались формы социально-культурной деятельности. Ибо нельзя стать настоящим профессионалом, не обогатив свою память запасом тех знаний по способу организации социально-культурной жизни, которые выработаны их предшественниками. Так возникли очертания антологии, т. е. хрестоматии - собрания произведений исследователей, занимающихся изучением способов существования и выражения соци-

ально-культурной деятельности за многовековой период их бытования.

Работа затягивалась. Казалось, ей нет конца и края. Выходил том за томом, а горизонта не было видно. Но прав, видимо, был Петр I: и небывалое бывает. Читатель держит

в руках финальный. двенадцатый (!) том.

* * *

Перед тем как погрузиться в содержательную сторону двенадцатитомника, хотелось бы обратить внимание читателя на введение В. М. Рябковым в теорию социально-культурной деятельности термина биографика. Да, понятие это использовали в гуманитарных науках, в том числе в культурологии, социологии. Но теоретики социально-культурной деятельности обходились как-то без него. В. М. Рябков отдал ему целый том. И, по сути дела, открыл новую страницу теории социально-культурной деятельности, развил и обогатил ее.

Предмет биографики - не результаты человеческой деятельности и даже не личная жизнь человека. Биографика изучает влияние личной жизни исследователя на его творчество, атмосферу в обществе, помогает глубже понять ход мысли ученого. Не соединенная с жизненным путем автора, его взглядами, мировоззрением сама теория может быть истолкована комментаторами произвольно.

Вот несколько примеров того, как контекст жизни воздействует на теоретические взгляды исследователя.

125

Н. К. Крупская - драматическая фигура своей эпохи. Она впитала в себя доведенные до крайностей противоречия времени. До революции Крупская была известна как автор прогрессивных трудов «Народное образование и демократия», «К вопросу о свободной школе». После 1917 г. она свободу школы втиснула в камеру марксизма, стала фанатичным проводником большевизации отечественного образования и политико-просветительной работы, составила первые «черные списки» литературы, подлежащей запрету и изъятию из библиотек. Она оправдывала репрессии против церкви, предложила план массовой подготовки специалистов по пропаганде безбожия. Метания Крупской от демократии к тоталитаризму и обратно прослеживаются и в ее трактовке учреждений культуры. Она начинала с разъяснения сущности клуба как объединения людей, общественного домашнего очага. Потом учила относиться к нему как опоре строительства социализма. С одной стороны, ратовала за превращение клуба в коллектор (собиратель) рабочей самодеятельности. С другой -горой стояла за пропитывание всех отраслей клубной работы духом марксизма-ленинизма. Наконец, она очнулась, ужаснулась и сказала то, что к тому времени уже нельзя было говорить: барская недооценка самодеятельности - родовая черта деформированного социализма.

«Деформированного социализма» Крупской не простили. На партийной конференции было сказано, что она отстала от времени.

Вскоре она умерла при до конца невыясненных обстоятельствах.

Вот еще одна любопытная фигура -Е. Н. Медынский. До революции он был идеологом частной инициативы. Таким термином теоретики внешкольного образования обозначали свободную деятельность, инициативу и самодеятельность, свойственные внешкольному образованию. Государство, по Е. Н. Медынскому, должно меньше вмешиваться в дело организации и ведения внешкольного образования, предоставить его всецело в руки общества в лице земских и городских самоуправлений и всякого рода местных общественных организаций (кооперативов, просветительных обществ и пр.).

После Октября произошло огосударствление культуры. Из частной инициативы внешкольное образование переросло в важнейшее направление государственной политики. Старое название вступило в явное противоречие с новым содержанием. В 1920 г. новый статус внешкольного образования нашел отражение в новом названии - политико-просветительная работа.

Кто-то из видных организаторов внешкольного образования покинул Россию (С. О. Серо-полко, М. К. Тенишева), кто-то, как В. А. Зеленко, искал компромиссы. Он употреблял термин по-литпросветвнешкольное образование.

Е. Н. Медынсктй стал апологетом советской власти, пропагандировал социалистическую культуру, утверждал ее зависимость от экономики, ее антирелигиозность. С. О. Серо-полко полемизировал с ним. Он мог позволить себе не оглядываться на большевистскую цензуру, так как с 1920 г. проживал в эмиграции.

Заинтересованный читатель найдет в «Антологии» немало интересного материала о жизненном пути ведущих теоретиков просвещения XX - начала XXI в. Скорее всего, это позволит ему глубже понять и осмыслить педагогическое наследие великих учителей.

Но если идет речь о специальном томе социально-культурной биографики, то нельзя не остановиться на пути в профессию самого автора «Антологии», летописца социально-

культурной жизни В. М. Рябкова.

* * *

В Рябкове чувствуется крепость и основательность крестьянина. Он родился и вырос в деревне. Отца не помнит. Малышу не было и года, когда он погиб на войне. У матери на руках остались шесть (!) малолетних детей. И даже собственного дома не нажили, мотались по чужим углам. Так что горя хлебнули сполна. Цену копейке знали сызмальства. Всем много-чадием сообща зарабатывали на жизнь. Коса, лопата, топор - вся совокупность крестьянского труда вошла в группу крови Рябкова. А самое главное - он сохранил благодарную память о деревне и сегодня может сказать словами Есенина: Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий не, памятью деревни я ль не дорожу?

126

Гармонь в крестьянском доме - явление рядовое. Для Рябкова она стала судьбоносной. Он выучился на ней играть и сразу оказался в центре значимых для села событий. Ни свадьбы, ни юбилеи, ни праздники без него уже не обходились. Гармонь научила его улавливать настроения людей и выражать их в звуках. В его руках она стала волшебным инструментом, через который он мог разговорить селян, объединить, соединить их. Сам того не сознавая, он формировал клубные общности. Путь в профессию был открыт.

Рябков поступил в культурно-просветительное училище на отделение хореографии. Работал профессиональным клубным работником и благодарил Бога, что занятия с людьми ему не в тягость, что это способ его существования. Главную же радость доставляла открытая в себе способность из многочисленных я рождать новое качество - мы. И в этом мы появлялось нечто такое, что не сводилось к совокупности разрозненных я. Его уже не устраивали эмпирические результаты - хотелось понять закономерности превращения потока жизни в социально заряженную самодеятельность, постичь тайну возникновения соборности.

Рябков штурмом взял Ленинградский институт культуры. Ему не надо было объяснять, что научить человека чему-нибудь, скорее всего, нельзя. Можно научиться. Он проглатывал шкафы книг, писал научные доклады, апробировал их на конференциях. Курсовую работу готовил как кандидатскую диссертацию.

Талантливого выпускника заметили и пригласили в 1968 г. в Челябинск. Там только что открылся вуз культуры. И он прошел все ступени вузовской лестницы: от ассистента до первого проректора. Кажется, в российской системе вузов культуры и искусств он единственный, кто 28 (!) лет проработал первым проректором.

Власть, как правило, не в лучшую сторону формирует характер человека. Эта житейская закономерность, к счастью, не коснулась Рябко-ва. Он избежал иллюзии избранности и непогрешимости, сохранил свойственные ему взрывы щедрости и высокую плотность дружбы. Да и

груз административно-управленческой деятельности рассматривал не как службу, а служение. В фундаменте академии кирпичи, спрессованные из его энергетики, креативности, знаний и опыта. Едва ли не все, что начинается со слова «первый», связано с Рябковым. Он провел первый набор в институт, прочитал первую лекцию по истории культурно-просветительной работы. С ним связана аттестация и аккредитация вуза, внедрение государственных образовательных стандартов, структурные преобразования, модели подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики, экспериментальная разработка многоуровневой подготовки кадров, проект ассоциативного учебного заведения культуры, да много чего еще берет начало от Рябкова. Он сросся с академией, жил академией, думал академией. Он создал мощное силовое поле подготовки кадров культуры. И вдруг почувствовал, что гены ученого вытесняют в его организме гены администратора.

Конечно, В. М. Рябков и в прежние годы занимался наукой. Выходили в свет его учебные лекции, монографии. Он защитил кандидатскую диссертацию, ему было присвоено ученое звание профессора, но науке он уделял время, вырвав паузу из административно-управленческой текучки. По Божественному же замыслу он был задуман, видно, как оригинальный мыслитель, эвристичный по своей сущности тип личности. Теперь остров собственной свободы был найден, температура души поднята до отчаянной высоты. И он начал с осмысления наработанного научного хозяйства.

Еще в 1980-е гг. Рябков приступил к разработке историографии культурно-просветительной деятельности. Земную жизнь пройдя до середины, он облачил историографию в костюм антологии. Может быть, более точное название исследования Рябкова - «История государства социально-культурного» (по аналогии с «Историей государства российского» Карамзина).

Работы Рябкова закладывают начало еще одного грандиозного проекта - социально-культурной библиохроники.

Одному с такой работой не справиться. Известно, что в марте 1919 г. в Наркомпрос

127

был представлен проект создания биографического института, однако времена были трудные - оказалось не до него.

Но сегодня двенадцатитомник В. М. Ряб-кова во весь голос ставит вопрос об открытии

института социально-культурной биографики, тем более что в стране уже есть Русский биографический институт. И местом рождения нового учреждения должен стать Челябинский

институт культуры.

* * *

Читатель воспринимает 12-томник как своеобразную машину социально-культурного времени. Нильс из сказки Сельмы Лагерлёф путешествовал с дикими гусями. Современный читатель может путешествовать с двенадцати-томником В. М. Рябкова. Выбираешь том и перемещаешься в мужские и женские дома первобытной эпохи. Или в праздники, игры, развлечения Древней Греции. (В массовом сознании зафиксированы только Олимпийские игры. А там были еще Пифийские, Дельфийские, да много всего.) Ощущаешь тревожный стук сердца при чтении страниц о гладиаторских боях или аромат карнавалов, сатурналии Древнего Рима.

Средние века - это не только мистерии, но и смеховая культура, маскарады, зимние развлечения, праздник дураков, петушиные бои.

Ну и, конечно, наибольший интерес представляет исследование форм социально-культурной деятельности в России.

Форма социально-культурной деятельности у Рябкова - опознавательный знак российской истории. Ассамблеи, благородные собрания, английские клубы - это царская Россия, а вот политбои, громкие читки, агитпоезда - уже первые годы советской России. Культпоходы -начало строительства социализма. Клубное письмо на фронт, фронтовые концертные бригады - это Великая Отечественная война.

Подлинно революционная ситуация возникла в социально-культурной деятельности в период, получивший название оттепели. Истоки зарождения альтернативного сознания и поведения надо искать в неосуществленных чаяниях поколений. Особенно остро ощущал их народ-победитель («И по щеке его

катилась слеза несбывшихся надежд»). Казенно-бюрократический стиль окружал человека всюду: на производстве, в общественно-политической жизни (партийные собрания, митинги, демонстрации). Досуг не был исключением. Маяковский точно охарактеризовал ситуацию: «В клуб придешь - скука смертная, чешут языками чиновноустые. Раз - международное, два - международное, но нельзя же до бесчувствия».

Энергия протеста, усиленная изменением социально-политической обстановки после разоблачения культа Сталина, ярко проявила себя в повсеместно самовозникающих общностях -клубах по интересам, любительских (клубных) объединениях и т. д. Это была вырвавшаяся из крепких объятий партийно-государственного клубного учреждения самодеятельность, которая во весь голос сказала, что не люди существуют для учреждений культуры, а учреждения культуры для них. Поэтому надо исходить из того, что интересно им, а не государству.

Культовыми институтами того периода были клуб «Под интегралом» в Новосибирске, «Клуб молодежи - 61» в Куйбышеве, клуб «Терпсихора» в Академгородке, «Клуб молодежи Петроградской стороны» в Ленинграде. Они вносили заметный вклад в становление гражданского общества.

Наконец, в последнем томе прозвучал звонок и из сегодняшнего дня: флешмобы, корпоративные вечеринки, ночные клубы, тор-гово-развлекательные комплексы.

Какой же важный вывод может сделать для себя читатель пусть даже из самого беглого просмотра форм работы в разные исторические эпохи?

Форма - это портрет поколения, осознанно или бессознательно запечатленный в массовом сознании. «Устный журнал» или «Живая газета» - не буйная фантазия режиссера-постановщика, а отражение сложившейся ситуации в первые десятилетия советской власти. Большая часть населения читать-писать не умела. Неграмотный человек стоял вне политики. Политическое просвещение, большевизация масс была первоочередной задачей гос-

128

ударства. Вот и появились «самоговорящие» газеты, журналы.

А в целом все формы эпохи «развитого социализма» несут печать поколения-романтика, рожденного для того, чтобы сказку сделать былью, завершить строительство социального Эльдорадо (страны чудес).

В этой связи интересно взглянуть на современное поколение через культивируемые сегодня формы социально-культурной деятельности.

На верхнюю ступень рейтинг-лестницы как красная тряпка взметнулся рэп-баттл (рэп-битва) и его нынешние фавориты. Суть словесного поединка для исполнителей - при помощи специального рифмосложения оскорбить друг друга, отстоять свою позицию (современный вариант боев гладиаторов в Древнем Риме). Рэп-баттл - отражение ситуации, когда «всемирная отзывчивость» (по Достоевскому) россиян перерастает во всемирную агрессию. По стране катятся эпидемии насилия, волны жестокости. Они захватили даже школы. Повсеместно возникают противоправные движения: АУЕ (арестантско-уголовное единство), пранкеры (телефонные хулиганы), скинхеды (социальные санитары, очищающие страну от «инородцев»). Идет процесс объединения деструктивных сил, дегуманизации общества, расчеловечивания человека. Настал звездный час М. Бакунина. Это он трактовал творчество как разрушение.

Человек - это звучит гордо, - сказал когда-то М. Горький. Человек - это звучит

страшно, - ответил ему Л. Андреев.

* * *

Весь последний, 12 том посвящен формам праздничной и развлекательной культуры рубежа XX - XXI вв.

Развлечение в современной культуре выдвигается на первый план. Многие исследователи называют сегодняшнее общество цивилизацией развлечений. Социальный институт развлечений становится одним из самых востребованных и влиятельных.

В этой связи есть настоятельная необходимость разобраться в категории «развлечение».

Развлечение, конечно, не синоним праздника. В русском языке существуют близкие к нему по смыслу понятия: потеха, забава, веселье. В Древнем Риме бесшабашные кутежи, длившиеся семь дней, назывались сатурналиями.

Сегодня возникла целая индустрия развлечений. Символом ее стал торгово-развлекательный центр. Он родился на руинах массового сокращения, уничтожения учреждений культуры. Оставшиеся просветительные институты все чаще отождествляют себя с центрами досуга, оказывающими услуги населению. Директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский постоянно обращает внимание на то, что сведение учреждений культуры к досугу искажает их облик. Но самая большая беда - превращение культуры в услугу. Инфекция эта заразила и образование. И учитель сегодня не соработничает с учениками, а оказывает им услугу.

Услуга - рыночная категория. Это прежде всего продажа. Объект услуги - клиент. Миссия услуги - обслуживание клиента. Клиент всегда прав. Услуга рождает поколение сервисных людей (сервис - услуга).

Торгово-развлекательные центры формируют новый тип личности - шопоман (shop - 'магазин', man - 'человек'). Шопоман - человек, зависимый от магазина, носитель культуры консюмеризма (потребительства). При этом надо иметь в виду, что шоп - это не только магазин, но и голова, ориентированная на магазин.

Общество погружается в королевство кривых зеркал.

Профессиональных работников культуры отодвинули на второй план. Они уже не играют роль «первой скрипки», не определяют общего направления, а выполняют, скорее, функции наемного персонала.

Особую тревогу вызывает то, что коммерсанты не только удовлетворяют всевозможные запросы своих «клиентов», но и используют развлечение в целях пропаганды и политической манипуляции. Не будем забывать, что тот, кто владеет развлечениями, владеет всей массовой культурой.

129

По ком сегодня звонит колокол? По социально-культурным работникам, ослабившим (или потерявшим) рычаги управления по возвышению подлинных ценностей населения.

* * *

Праздник - торжество в честь или в память какого-либо выдающегося события, например, полета человека в космос (самая высокая мечта - высота).

Праздника вне человека не существует. Поэтому праздник - это эмоционально окрашенное состояние, праздничное мироощущение, вызванное значимым для человека событием. И рождается праздник не в государственных кабинетах, а в общественном сознании. Суть, ядро праздника составляет сакральность. Сакраль-ность означает нечто чудесное, священное; явление, исполненное благодатной иночеловеческой силы. Сакральное начало полнее всего воплощено в религиозных праздниках, но и в советских ощущается сакральность, например, в днях рождения. Рождение - всегда таинство, чудо. Сакрален всероссийский праздник День семьи, любви и верности, потому что и любовь, и семья, и верность - это все чудо.

В Германии выходные дни рассматриваются как праздничные и называются днем духовного утешения. В этот день даже магазины закрыты, чтобы покупки не отвлекали человека от высокого, возвышенного.

Праздник - антоним будней. Иногда даже его сущностное начало усматривают в защитной реакции на тяжесть труда, усталость, изношенность организма. Но было время, когда люди шли на коммунистический субботник как на праздник и искренне пели: «Трудовые будни - праздники для нас».

Современные формы праздничной культуры многообразны. Среди них едва ли не самое новомодное поветрие - флешмоб. Американский социолог Г. Рейнгольд назвал даже это явление массовой культуры новой социальной революцией.

Флешмоб (от англ. flash - 'вспышка, миг'; mob - 'толпа') - вспышка толпы, мгновенная толпа. Под флешмобом, как правило, подразумевают заранее спланированную (по социаль-

ным сетям) массовую акцию, в которой большая группа людей (моберы) внезапно появляется в общественном месте и выполняет заранее оговоренные действия. После этого толпа исчезает. Наиболее полно флешмоб реализуется в уличном пространстве, это продукт уличной культуры, уличного искусства - стрит-арта.

Специфика флешмоба - анонимность организатора. Он скрывается в виртуальных сигналах, посылаемых моберам. Поэтому флешмоб внешне выглядит как спонтанная акция, и в этом его «фишка»: в определенное время, в определенном месте как бы случайно возникает толпа. Но не нужно быть пророком, чтобы увидеть во флешмобе потенциально заложенную способность к самоорганизации, координации своих действий без предварительного сговора.

Палитра флешмоба разнообразна. Часто его посвящают праздничным датам (например, Дню Победы). Даное мероприятие может ставить задачу вызвать улыбку, хорошее настроение, эстетическое удовольствие. Или задуматься над какой-нибудь проблемой, высказать к ней свое отношение. И даже принять политический характер (в одном из городов была проведена акция «похороны демократии»).

Но все больше и больше появляется флешмобов, шокирующих зрителей.

Сегодня участники этой акции проявляют себя скорее не как умная, а покорная толпа, выполняющая действия по лекалу анонимного организатора. А если организатор несет в себе не созидательную, а разрушительную силу, если он направит движение толпы в сторону хаоса и беспорядка?

Движение это родилось и получило развитие без участия социально-культурных работников. Не пора ли им перехватить упущенную инициативу?

Человек - самый сложный продукт природы и общественных отношений. И эта сложность не может не отражаться зеркально на формах. Вот, к примеру, День Победы над фашистской Германией. Самая точная его характеристика - праздник со слезами на глазах. Всегда ли социально-культурные работники соблюдают этот баланс?

130

И всякий ли юбилей правомерно называть в себе». Его надо не просто читать, а размыш-праздником? Уместно ли говорить о дне снятия лять, соглашаться и оспаривать, конструиро-блокады как о празднике, устраивать на Дворцо- вать новые идеи. И не только студентам, но и вой площади праздничные концерты? Историк и педагогам. Тем более, что Антология реко-журналист Даниил Коцюбинский считает блока- мендована УМО по образованию в области ду трагической, скорбной, а не триумфально- народной художественной культуры, социаль-радостной датой, предлагает иную модель со- но-культурной деятельности и информацион-хранения памяти о блокаде - общегородскую ных ресурсов в качестве учебного пособия для минуту молчания со звуком метронома, который студентов вузов, обучающихся по специально-бы слышали все горожане. сти «Социально-культурная деятельность.

* * * Хочется верить, что В. М. Рябкову точку

Земную жизнь пройдя до середины, еще рано ставить. Что он не будет завидовать В. М. Рябков тем не менее успел оставить за- «другим - у которых вершина еще впереди» метный след в социально-культурной истории. (В. Высоцкий). Момент истины и для Его главный труд не должен остаться «вещью В. М. Рябкова еще впереди.

Приложение

Перечень томов Антологии социально-культурной деятельности

1. Рябков, В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир Древняя Греция и Рим. Западная Европа до начала XVII в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. - Т. 1. - 472 с.

2. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII - начало ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. - Т. 2. - 706 с.

3. Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности России (первая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. - Т. 3. - 704 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. - Т. 4. - 870 с.

5. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. - Т. 5. - 550 с

6. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. - Т. 6. - 552 с

7. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. - Т. 7. - 556 с.

8. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12. т. / В. М. Рябков; Челяб. гос акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. - Т. 8. - 556 с.

9. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. - Т. 9. - 556 с.

10. Рябков, В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих ученых социально-культурной деятельности России (конец XIX - начало XXI в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014. - Т. 10. - 306 с.

11. Рябков, В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих ученых социально-культурной деятельности России (вторая половина XX - начало XXI в.): учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014. - Т. 11. - 420 с.

12. Рябков, В. М. Антология теоретических основ и форм праздничной и развлекательной культуры России (конец ХХ - начало XXI в.) : учеб. пособие: в 12 т. / В. М. Рябков; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2018. - Т. 12. - 716 с.

Получено: 25.03.2019

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.