Научная статья на тему 'Научные направления исследования историографии социально-культурной деятельности на современном этапе'

Научные направления исследования историографии социально-культурной деятельности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / HISTORIOGRAPHY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / CULTURAL-EDUCATING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябков Владимир Михайлович

Автор формулирует определение, предмет и объект историографии социально-культурной деятельности, уточняет систему знаний и отличительные особенности данного научного направления. Выделяет ведущих исследователей, занимающихся этой молодой наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC TRENDS OF RESEARCH OF HISTORIOGRAPHY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AT THE MODERN STAGE

The author formulates the definitions, subject and object of historiography of socio-cultural activity, itemizes the system of knowledge and distinctive peculiarities of the given scientific trend. He marks the leading researchers, practicing this young science.

Текст научной работы на тему «Научные направления исследования историографии социально-культурной деятельности на современном этапе»

УДК 374

В. М. Рябков

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИОГРАФИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Автор формулирует определение, предмет и объект историографии социально-культурной деятельности, уточняет систему знаний и отличительные особенности данного научного направления. Выделяет ведущих исследователей, занимающихся этой молодой наукой.

Ключевые слова: историография, социально-культурная деятельность, культурно-просветительская работа

The author formulates the definitions, subject and object of historiography of socio-cultural activity, itemizes the system of knowledge and distinctive peculiarities of the given scientific trend. He marks the leading researchers, practicing this young science.

Keywords: historiography, socio-cultural activity, cultural-educating work

В настоящее время историография социально-культурной деятельности как отрасль педагогической науки стала самостоятельным разделом исследования наравне с историей и теорией социально-культурной деятельности.

В своем научном развитии это направление делает первые самостоятельные шаги. Число исследователей, изучавших непосредственно вопросы историографии социально-культурной деятельности, пока очень незначительно. Так, например, мы занимались вопросами историографии культурно-просветительной работы в СССР в 1961-1985 гг. [21-23], что было отражено и в девятитомной «Антологии форм культурно-досуговой деятельности» [11-19]. О. Б. Войцеховская затронула некоторые вопросы историографии культурно-просветительной работы в Сибири в первое десятилетие Советской власти [3]. На материалах Сибири проведено исследование С. М. Пудаловой [10] и Р. А. Попковой [9], они рассматривают проблемы историографии культурно-просветительной работы в довоенный и послевоенный периоды (30-50-е гг. XX в.). В работах В. П. Шокель [25] и И. Д. Эйгорна [26] были намечены пути изучения некоторых вопросов историографии культурно-просветительной работы Кузбасса 1950-х гг. Л. И. Мясников анализировал вопросы пропаганды научной организации труда в клубных учреждениях промышленных предприятий Урала в 60-70-е гг. XX в. [7].

Отдельно необходимо выделить монографию

A. Н. Ванеева, посвященную исследованию историографии библиотечного дела в СССР и библиотековедения в период с 1917 по 1980 г., пока единственную в этом направлении [2].

В работах Ю. Ю. Лукьяненко [6], В. В. Бел-ковец [1], Г. Н. Исмаилова [4], Г. А. Саксельцева [24], З. С. Панковой [8], Р. А. Попковой [9] рассмотрены отдельные вопросы историографии культурно-просветительной работы 60-70-х гг. XX в. различных регионов страны.

В начале XXI в. появились работы, посвященные историко-педагогическим исследованиям социально-культурной деятельности, Е. М. Клюско [5],

B. М. Рябкова [11-23], Н. Н. Ярошенко [27].

В 2009 г. появилось первое фундаментальное исследование В. М. Рябкова «Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX - начало XXI в.)», положившее начало дальнейшему исследованию названной проблемы [22].

Однако поскольку в литературе еще сохраняется двоякое понимание историографии, неоднозначным вынужден оставаться и термин историография социально-культурной деятельности. С одной стороны, как учебная дисциплина «Историография социально-культурной деятельности», с другой - как совокупность работ и исследований, рассматривающих проблематику истории и теории социально-культурной деятельности. В дальнейшем изложении мы будем рассматривать и употреблять этот термин, преимущественно, в последнем значении. Историография социально-культурной деятельности в широком смысле содержит не только собственно историко-педагогические труды, но и все работы этого направления: историю и теорию внешкольного образования, политико-просветительную работу, культурно-просветительную и культурно-досуговую деятельность, социально-культурную деятельность, а также их составные части: клубоведение, музееведение, паркове-дение, досуговедение, экскурсоведение и др. Включение в историографию социально-культурной деятельности в этих направлениях имеет ряд веских оснований. Во-первых, это родственные направления, составляющие структуру предмета. Во-вторых, литература, раскрывающая возникновение, становление и развитие теории и практики каждого этапа важнейших направлений - внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной, социально-культурной деятельности, фиксирует ряд общих принципов, закономерностей и функций. С этих позиций мы можем говорить об историографии социально-культурной деятельности как одной из отраслевых областей историографии.

Каждая наука всегда предполагает создание единой, логически стройной системы знаний о той или другой стороне окружающего мира. Естественно, историография социально-культурной деятельности

57

формирует эту систему знаний и свои отличительные особенности. В чем же состоят эти отличия?

Особенностью историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания является то, что она занимается исследованием литературы и источников, отражающих историю, теорию и практику социально-культурной деятельности, иначе - изучением явлений и процессов, происходивших в прошлом (дореволюционный, советский и постсоветский периоды отечественной истории) и отраженных в литературе, научных исследованиях и источниках по досуговой, парковой, музейной, библиотечной, экскурсионной и туристической деятельности.

Следующая особенность историографии социально-культурной деятельности: в отличие от других наук теоретического характера она является сугубо конкретной прикладной научной сферой знания.

Кроме того, важная особенность историографии социально-культурной деятельности в том, что она изучает деятельность социально-культурных институтов и объединений, исследует формирование социальных слоев, групп, отдельных людей, взаимодействующих на их базе, реализующих социально-культурные потребности в динамике их конкретной деятельности с учетом социальных, национальных и региональных особенностей в процессе качественных, непрерывных изменений и сдвигов, прохождения определенных этапов развития. Исследование данной сферы социально-культурной деятельности - основа историографии социально-культурной деятельности.

Следующей особенностью является то, что, опираясь на глубокое знание исследованных теоретико-методологических основ развития социально-культурных институтов (принципов, закономерностей, законов, функций), форм, методов и направлений деятельности, объективных существенных связей между ними в практической работе, выявленных объективных тенденций развития, она дает основания для предвидения перспектив их деятельности, может прогнозировать пути развития.

Однако историография социально-культурной деятельности, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет исследования: принципы, закономерности, функции, свои особые, четко очерченные задачи, познавательные особенности и обусловленные этим исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей. Каждая наука всегда предполагает создание единой логически стройной системы знаний о той или другой стороне окружающего мира; а также комплекса специфических методов, приемов и процедур исследования.

Сводя воедино определение предмета историографии социально-культурной деятельности, можно отметить следующие его элементы:

- история борьбы различных течений в теории социально-культурной деятельности, смена проблематики исследований;

- актуальность теории (внешкольного образования, политико-просветительной работы, культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности, досуговедения, клубоведения, музееведения, парковедения, экскурсоведения) социально-культурной деятельности в историческом процессе;

- формирование и развитие новых концепций социально-культурной деятельности;

- изучение процесса накопления знаний о социально-культурной деятельности и совершенствование ее на различных этапах развития;

- история введения в научный оборот историографических исследований, и ранее неизвестных источников;

- изучение системы научных культурологических институтов, эволюция их структуры; их историческая периодизация; осмысление роли и значения всех этих компонентов в процессе развития науки о социально-культурной деятельности;

- принципы, закономерности, социальные функции в историографии социально-культурной деятельности;

- отношение различных политических партий и групп к социально-культурной деятельности в ее истории;

- кадры социально-культурной деятельности, их структура, распределение по отраслям социально-культурной сферы; культурологическое образование (высшая и средняя школа); эволюция системы социально-культурного образования.

Все эти вопросы постепенно должны вводиться в круг проблем современных историографических исследований социально-культурной деятельности.

Подводя итог всему сказанному, попытаемся дать определение объекта и предмета историографии социально-культурной деятельности.

Объектом историографии социально-культурной деятельности являются социально-культурные институты и объединения, все виды клубных организаций: клубы, народные дома, избы-читальни, дома просвещения, передвижные культурные учреждения, в том числе агитпоезда, агитпароходы, агитсамоле-ты, культбазы и др.; библиотеки всех типов, музеи, парки культуры и отдыха, садово-парковые комплексы, спортивно-зрелищные сооружения, а также различные модели ассоциаций, в которых протекает взаимодействие социальных слоев, групп, отдельных людей.

Предметом историографии социально-культурной деятельности является изучение истории и теории социально-культурной деятельности, их принципов, закономерностей, структур и функций, методов, возникновение, становление и развитие социально-культурных институтов, форм их деятельности, изучаемых клубоведением, парковедением, досуговедени-ем, музееведением, экскурсоведением, туризмоведени-ем, а также в сферах внешкольного образования, поли-

58

тико-просветительной и культурно-просветительной работы на различных исторических этапах.

Можно выделить первоочередные научные направления историографии социально-культурной деятельности.

1. Историография педагогической теории по следующим направлениям и историческим этапам: клубо-ведение, досуговедение, культурно-досуговая деятельность, музееведение, парковедение, экскурсоведение.

2. Историография динамики развития педагогических форм социально-культурной деятельности

(информационно-просветительных, художественных и др.) на различных исторических этапах их развития.

3. Историография теоретических основ эффективности учреждений социально-культурной деятельности (клубных учреждений, досуговых центров; музеев; парков).

Историография социально-культурной деятельности может освещать путь вперед именно потому, что она ясно видит прошлое, открывает объективные закономерности социально-культурных процессов.

1. Белковец В. В. Историография культурного строительства на селе периода развитого социализма: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В. В. Белковец; Акад. общ. наук при ЦК КПСС. - М., 1983. - 25 с.

2. Ванеев, А. Н Развитие библиотековедческой мысли в СССР / А. Н. Ванеев. - М: Книга, 1980. - 232 с.

3. Войцеховская, О. Б. Культурно-просветительная работа в Сибири в первое десятилетие советской власти / О. Б. Войце-ховская // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 76-87.

4. Исмаилов, Г. Н. Вопросы культурно-просветительной работы в азербайджанской партийной и советской печати (19591965 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Г. Н. Исмаилов; Азерб. гос. ун-т. - Баку, 1982. - 29 с.

5. Клюско, Е. М. Досуг в контексте современных взглядов на историографию / Е. М. Клюско // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. ст. / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 22-40.

6. Лукьяненко, Ю. В. Историография идеологической работы партии на селе в период развитого социализма (19591978 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю. В. Лукьяненко; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 1979. - 19 с.

7. Мясников, Л. И. Историография истории пропаганды научной организации труда через клубные учреждения промышленных предприятий Урала (1960-1972 гг.) / Л. И. Мясников // Вспомогательные исторические дисциплины. - Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1974. - Сб. 2. - С. 71-78.

8. Панкова, 3. С. Историография деятельности КПСС по совершенствованию коммунистической пропаганды в условиях развитого социализма: автореф. дис. ... канд. ист. наук / 3. С. Панкова; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1982. - 22 с.

9. Попкова, Р. А. Историография культурно-просветительной работы Сибири в послевоенные годы / Р. А. Попкова // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск, 1978. - С. 247-270.

10. Пудалова, С. М. Культурно-просветительная работа в Сибири в годы предвоенных пятилеток (1928-1941 гг.) / С. М. Пудалова // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 88-97.

11. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - Т. 5. - 594 с.

12. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - Т. 6. - 568 с.

13. Рябков, В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Европа до начала XVII в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 1. - 472 с.

14. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII - начало XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 2. - 706 с.

15. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 4. - 870 с.

16. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 7. - 564 с.

17. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 8. - 560 с.

18. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 9. - 560 с.

19. Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 3. - 662 с.

20. Рябков, В. М. Антология: история, теория и технология форм культурно-досуговой деятельности / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 6. - С. 57-60.

21. Рябков, В. М. Историография культурно-просветительной работы в СССР в период совершенствования социализма (1961-1985 гг.): учеб. пособие / В. М. Рябков. - Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 75 с.

22. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX - начало XXI в.): моногр. / В. М. Рябков. - М., 2009. - 480 с.

59

23. Рябков, В. М. Советская историография культурно-просветительной работы в СССР (1961-1985 гг.): моногр. / В. М. Рябков; Красноярск, гос ун-т. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1991. - 200 с.

24. Саксельцев, Г. А. Современная историко-партийная литература о повышении духовной культуры тружеников села РСФСР в послевоенные годы (1946-1975 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Г. А. Саксельцев; Саратов. гос. ун-т. -Саратов, 1981. - 18 с.

25. Шокель, В. П. Историко-партийные исследования по вопросу о работе культурно-просветительных учреждений Кузбасса в период между XX и XXII съездами КПСС / В. П. Шокель // Вопр. историографии и источниковедения партийных организаций Кузбасса. - Кемерово, 1973. - Вып. 1.

26. Эйгорн, И. Д. Историография научно-атеистической пропаганды партийных организаций Кузбасса / И. Д. Эйгорн // Вопр. историографии и источниковедения истории партийных организаций Кузбасса. - Кемерово, 1973. - Вып. 1.

27. Ярошенко, Н. Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. ст. / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 8-22.

Сдано 17.02.2012

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.