Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тяжёлые нарушения речи / сенсорное развитие / коррекционно-развивающая среда / мониторинг / анкетирование.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долгополова Т.Ф., Абашина Н.Н.

Авторы статьи исследовали состояние коррекционно-развивающей среды в логопедической группе детского сада. Результаты экспериментальной части исследования позволили выявить определённые проблемы, с которыми сталкиваются специалисты дошкольного образовательного учреждения и родители воспитанников при организации среды. Особое внимание уделяется рассмотрению понятий: «тяжёлые нарушения речи», «сенсорное развитие», «коррекционно-развивающая среда». Сделаны выводы о состоянии и перспективах развития коррекционно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Долгополова Т.Ф., Абашина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 376.44

Долгополова Т.Ф., магистр Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г.Ростов-на-Дону Абашина Н.Н., канд.пед.наук Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г.Ростов-на-Дону

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Авторы статьи исследовали состояние коррекционно-развивающей среды в логопедической группе детского сада. Результаты экспериментальной части исследования позволили выявить определённые проблемы, с которыми сталкиваются специалисты дошкольного образовательного учреждения и родители воспитанников при организации среды. Особое внимание уделяется рассмотрению понятий: «тяжёлые нарушения речи», «сенсорное развитие», «коррекционно-развивающая среда». Сделаны выводы о состоянии и перспективах развития коррекционно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи, сенсорное развитие, коррекционно-развивающая среда, мониторинг, анкетирование.

Dolgopolova T.F., magistr Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don Abashina N.N., Ph.D. ped. sciences Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don

TO THE ISSUE OF CONDITION ASSESSMENT OF THE REMEDIAL DEVELOPING ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL

ORGANIZATION

Abstract. The authors of the article investigated the state of the remedial developing environment in the speech therapy group of the kindergarten. The results of the experimental part of the research revealed certain problems faced by specialists of preschool educational institutions and parents of preschool children in the organization of the studying environment. Special attention is paid to the consideration of concepts: «severe speech disorders», «sensory development», «remedial developing environment». Conclusions are drawn

about the state and prospects of improvement of the remedial developing environment in a preschool educational organization.

Keywords: severe speech disorders, sensory development, remedial developing environment, monitoring, questionnaire.

В настоящее время в педагогической среде активно обсуждается проблема увеличения количества детей с различными патологиями развития, в том числе и речевыми. Согласно данным международной статистики, расстройства речи наблюдаются у 17,5% детей в возрасте до 7 лет, и эта цифра продолжает расти [1, с.9]. Как показывают отечественные источники, в наше время у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения недостатков чтения и письма (Т.В. Лебедева) [2]. Тяжёлые нарушения речи, по мнению Л.В. Лопатиной, проявляются в расстройствах фонетико-фонематических, просодических и лексико-грамматических компонентов функциональной речевой системы [3]. Кроме того, данные нарушения влияют на формирование сенсорной, познавательной и эмоционально -волевой сторон развития (Р.Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование представлений о внешних свойствах предметах: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [4]. Многие исследователи отмечают следующие особенности сенсорного развития детей с речевыми дефектами: слуховое восприятие формируется с значительной задержкой (А.П. Воронова), наблюдается низкий уровень развития зрительного восприятия, пространственных представлений, буквенного гнозиса (Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина и др.), несформированность орального и пальцевого стереогноза.

Среда в дошкольном образовательном учреждении является важным средством коррекции речевых и сенсорных расстройств, что доказано многочисленными психолого-педагогическими теориями: о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); о «зонах ближайшего -актуального развития» (Л.С. Выготский); о спонтанном характере механизма саморазвития деятельности (А.В. Запорожец). Л.С. Маркова определяет коррекционную среду как «совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс» [5].

Как отмечено М.Н. Поляковой, коррекционно-развивающая среда представляет «естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение всех детей группы в активную познавательно-творческую деятельность» [6].

При организации среды педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения руководствуется требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО, а также учитывает положения, представленные в Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», разработанные О.А., Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой и др., Методических рекомендациях по оснащению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2021 г.), разработанные под руководством О.Н. Бершанской и др., особенное внимание уделяется соблюдению требований СапПин (СП 2.4.3648-20) к помещению и оборудованию дошкольной организации.

В рамках нашего исследования в период с 01.03.2023 г. по 28.04.2023 г. было проведено диагностическое обследование соответствия коррекционно-развивающей среды требованиям ФГОС дошкольного образования. Обследование осуществлялось в логопедической группе одного из ростовских детских садов для детей с тяжелыми нарушениями речи и с проблемами в развитии сенсорной сферы. Анализ состояния среды осуществлялся методом экспертных оценок по следующим критериям: «насыщенность», «трансформируемость», «полифункциональность», «вариативность», «доступность» и «безопасность». Экспертиза была проведена педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации, в частности, воспитателями логопедических групп (4 чел.), педагогами-психологами (2 чел.), учителями-логопедами (2 чел.), методистом (1 чел.), музыкальным руководителем (1 чел.), инструктором физического воспитания (1 чел.), родителями детей логопедической группы (30 чел.)

Анализ полученных данных показал, что при оценке критерия «насыщенность» среды, все респонденты отметили, что в детском саду в работе с детьми используют интерактивные технологии, например, игровые интерактивные комплекты, «Игры для Тигры», «Мерсибо», однако на данный момент в ДОУ возникла необходимость расширения комплекса технических средств для создания более разнообразной информационной-коммуникационной среды. По мнению большинства педагогов, в коррекционной работе применяются дидактические игры и материалы по всем направлениям работы с детьми. Серьезное внимание уделяется процессу речевого развития дошкольников, так, например, учителями-логопедами оформлена большая картотека игр по всем лексическим темам, подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики. Большинство участников опроса отметили, что в групповой

комнате представлено большое количество наглядных пособий, оборудования для организации ручного труда, конструктивной и изобразительной деятельности, детская художественная литература. Развивающие пособия соответствуют содержанию реализуемой основной и адаптированным программах. Однако в ходе анализа среды выявлено, что педагоги и специалисты лишь периодически вносят изменения в коррекционно-развивающую среду: некоторые печатные наглядные пособия из-за частого использования имеют довольно неэстетический вид, некоторые пособия вообще не используются в работе с детьми, не всегда обновляется раздаточный материал для проведения логопедических занятий, а в ряде случаев, наоборот, наблюдается перенасыщенность предметной среды большим числом однообразных материалов.

По критерию «полифункциональность» среды большинство респондентов ответили, что среда группы эстетически оформлена, с учётом психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований. В логопедических группах ДОУ присутствуют полифунциональные предметы, в том числе природные материалы, различные виды круп, игры-конструкторы. При этом большинство участников считают, что в образовательном учреждении необходимо обновить спортивный инвентарь, используемый для развития мелкой и общей моторики, дополнить материалы для экспериментирования, разнообразить коллекцию музыкальных игр и инструментов.

Оценивая среду по критерию «вариативность», большинство педагогов указали, что для сюжетно-ролевых игр в группе детского сада имеются необходимые атрибуты, соответствующие возрасту и полу детей. При этом материал в группах меняется по мере необходимости и с учётом тематического планирования.

Все респонденты по критерию «безопасность» среды отметили, что в логопедической группе создана достаточно безопасная среда, отвечающая требованиям, обеспечивающим физическое и психическое здоровья детей.

Самые низкие баллы были получены по критериям: «трансформируемость» и «доступность». По мнению педагогов, в помещениях логопедической группы недостаточно пространства выделено для реализации детских видов деятельности, отсутствуют предметы-заместители, игрушки - трансформеры. В ходе беседы с педагогами было выявлено, что в дошкольном образовательном учреждении не организованны изолированные кабинеты для проведения коррекционных занятий учителями-логопедами и педагогами-психологами. Оценивая доступность среды, педагогический коллектив сада подчеркнул, что некоторые предметы и материалы находятся в недоступном для детей месте. Анализируя среду группы, нами обнаружено, что пространство недостаточно оборудовано для детей с ограниченными возможностями

здоровья, отсутствуют специальные вспомогательные средства обучения для данной категории детей.

Следующим этапом констатирующего этапа эксперимента было проведение анкетирования родителей, позволяющее выявить их отношение к разработанной в ДОУ коррекционно-развивающей среде. В исследовании приняли участие 30 родителей воспитанников логопедической группы. При ответе на первый вопрос анкеты «Созданы ли в группе детского сада условия для коррекции и развития детей?» было выявлено, что абсолютно все респонденты (100%) считают, что в группе детского сада организованы все необходимые условия для коррекции и развития детей. При ответе на второй вопрос анкеты «Достаточно ли в группе дидактических средств, способствующих развитию детей?» родители ответили следующим образом: большинство опрошенных (70%) считают, что среда группы достаточно оснащена дидактическими средствами и оборудованием для развития детей; 20% ответили, что «недостаточно», 10% затрудняются ответить на данный вопрос. При ответе на вопрос «Достаточно ли в группе представлено спортивно-оздоровительное оборудование?» 80% респондентов ответили, что группа полностью оснащена необходимым спортивным оборудованием, 18% дали отрицательный ответ, 2% родителей затрудняются ответить на данный вопрос. Отвечая на вопрос «Используются ли в оформлении группы творческие работы детей?» 80% ответили утвердительно, 20% участников подчёркивают творческий подход воспитателей к оформлению группы детского сада. Следующий вопрос анкеты позволил выявить насколько часто родители принимают участие в оформлении коррекционно-развивающей среды. Анализ ответов показал, что подавляющее большинство родителей (90%) не принимают участия в данном процессе, лишь 10% респондентов ответили положительно. При этом половина родителей считает, что в ДОУ необходимо улучшить материально-техническую базу.

Последний вопрос анкеты позволил выявить в целом отношение родителей к оформлению помещений дошкольного образовательного учреждения. Анализ ответов показал, что 92% родителей довольны оформлением помещений сада, однако 8% характеризуют помещения сада как «традиционные, не креативные».

Результаты, полученные при анкетировании, демонстрируют общую удовлетворённость родителей дошкольников средой логопедической группы, однако педагогам и специалистам необходимо больше уделять внимания просвещению родителей. По нашему мнению, эффективными методами и приемами будут выступать наглядное просвещение (например, раздача памяток «Как организовать игровой уголок в домашних условиях», «Использование изобразительных методов и приемов в процессе развития мелкой моторики дошкольников» и др.), показ открытых занятий для родителей «Использование дидактических игр в развитии речи

дошкольников», проведение консультаций, семинаров с участием специалистов, работающих в ДОУ, организация выставки детских работ и др.

Таким образом, диагностическое обследование состояния коррекционно-развивающей среды в ДОУ показало, что среда частично соответствует критерием, выделенным в ФГОС ДО, однако существует ряд проблем: доминирование традиционного подхода к организации пространства и выбору игровых материалов; необходимость расширения информационно-коммуникационной среды ДОУ; недостаточность пространства для реализации детских видов деятельности.

В качестве рекомендаций к пополнению коррекционно-развивающей среды группы выскажем следующее: в игровое пространство необходимо внести материалы, способствующие развитию фонематического слуха, восприятия дошкольников (например, музыкальные инструменты, интерактивные игры, звуковые игрушки и др.), психических процессов (материалы для экспериментирования, дидактические игры и др.), общей и мелкой моторики (спортивный инвентарь, игры на шнуровку, вкладыши и др.).

Данные диагностического обследования соответствия коррекционно-развивающей среды требованиям ФГОС ДО в логопедической группе одного из ростовских детских садов позволило нам сформулировать цель формирующего этапа эксперимента: разработать и апробировать модель коррекционно-развивающей среды, способствующей коррекции речевых и сенсорных нарушений у детей.

Использованные источники:

1. Никитина, Ю.А. Артемова С.А. Актуальные аспекты развития технологии формирования навыков слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи / Ю.А. Никитина, С.А. Артемова// Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». - 2022. - № 1. - С. 9-12.

2. Лебедева, Т.В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием: автореф... дис. канд. психол. наук. - М.:2020. - 24 с.

3. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. Пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб., 2000 - 192 с.

4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

5. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: метод. пособие / Л. С. Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 155 с.

6. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: метод, рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008.- 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.