№ 8 (38)
A UNI
МЖХ пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
август, 2017 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Зимина Елена Федоровна
педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад «Белый медвежонок», 629350, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Газ-Сале, улица Геологоразведчиков, 7
E-mail: [email protected]
Литвинова Ирина Юрьевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Белый медвежонок», 629350, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Газ-Сале, улица Геологоразведчиков, 7
INTERACTION OF THE EDUCATION PSYCHOLOGIST AND THE TEACHER-LOGOPEDIST IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION USING AN EVENT-DRIVEN APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOLERS
Elena Zimina
education psychologist, MBPEI Kindergarten "Belyi medvezhonok", 629350, Russia, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Tazovsky District, Gaz-Sale, Geological Prospectors str., 7
Irina Litvinova
teacher-logopedist, MBPEI Kindergarten "Belyi medvezhonok", 629350, Russia, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Tazovsky District, Gaz-Sale, Geological Prospectors str., 7
АННОТАЦИЯ
Благодаря комплексному психолого-педагогическому подходу к детям через организацию запоминающегося события мы имеем возможность осуществлять индивидуальную помощь как ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты, поведенческие нарушения (что часто взаимосвязано): отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста.
ABSTRACT
Rendering of comprehensive psychological and pedagogical help to children through the organization of a memorable event, we have the opportunity to provide individual assistance to the child and a group of children with speech and behavioral disorders (which is often interrelated): to monitor the development process; to engage in profound and comprehensive preventive, corrective and development work with children of preschool age.
Ключевые слова: событийный подход, взаимодействие, развитие, наглядность, прочность, доступность.
Keywords: event-driven approach; interaction; development; visibility; stability; availability.
Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный
отклик в сознании воспитанников. Основная цель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога - через применение событийного подхода в ДОУ способствовать полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению психического и нравственного здоровья.
Библиографическое описание: Зимина Е.Ф., Литвинова И.Ю. Взаимодействие педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ через применение событийного подхода в развитии старших дошкольников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 8(38). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5042
№ 8 (38)
А им!
пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит личносгно развивающаяся, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие). В нашем учреждении событийный подход рассматривается как эффективная технология организации и осуществления значимых событий в жизни как детского коллектива, так и отдельной личности. Благодаря такому подходу педагог-психолог и учитель-логопед с помощью практических действий имеют возможность оказывать воздействие на воспитанника, в результате чего изменяются его представления и ценности. Специалисты МБДОУ «Детский сад «Белый медвежонок», разрабатывая дополнительные образовательные маршруты, акцентируют свое внимание на важные календарные даты, события, происходящие в детском саду, в городе и стране.
Сегодня применение в ДОУ событийного подхода позволяет специалистам спроектировать и воплотить в жизнь реальные педагогические события всех уровней, сформировать детско-взрослые событийные общности, учитывая национальную принадлежность, культуру и традиции семей воспитанников.
Благодаря комплексному психолого-педагогическому подходу к детям через организацию запоминающегося события мы имеем возможность осуществлять индивидуальную помощь как ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты, поведенческие нарушения (что часто взаимосвязано): отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста. При применении событийного подхода появляется возможность донести до родителей важность их участия в развитии воспитанников через совместно организованную игровую деятельность, превращенную в яркое и запоминающееся событие.
Наша деятельность ориентирована на создание необходимых условий для стремления воспитанника к познанию нового, дошкольнику объясняются не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке - через систему череды событий в жизни дошкольников.
В первую очередь применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда ориентировано на детей с проблемами речевого развития, поведенческими нарушениями.
Важная задача речевого развития - воспитание простейших видов фонематического анализа и синтеза. К семи годам у детей должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Воспитанникам сложно еще контролировать свое поведение и осознавать необходимость выполнения заданий. Применение событийного подхода позволяет включать в образовательную деятельность игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие, не навязывая правила игры, а вовлекая в процесс обучения; учить детей делать звуковой ана-
август, 2017 г.
лиз: определять в словах наличие данного звука, в игровой форме выделять в словах первый и последний звук; вызывать желание самостоятельно преодолеть трудности в выполнении задания; решать проблемные ситуации, взаимодействуя со сверстниками. Например, в помощь процессу образования родственных слов мы с детьми в игре «Сундучок для родственных слов» (а сундучок находится в приемной группы, и каждый день воспитанники находят в нем что-то новое - это может быть письмо Смурфика, тыква с загадками, сладкие счетные палочки и т. д.) используем метод наглядного моделирования через событие, поскольку у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. На сегодня благодаря «Сундучку для родственных слов» дети сделали уже много открытий в мире русского языка, математики и конструирования. Если кому-то из детей придуманное слово не известно, то вместе уточняем его значение, а также когда и где данное слово можно употреблять. При этом дети учатся СЛЫШАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, помня, что такое «родственные слова», последовательные действия и взаимовыручка:
«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть -
Они об одном говорят»
И.Ю. Литвинова.
Включение момента соревнования тоже является неотъемлемой частью события и помогает повышению детской активности, инициативности, интереса и развития у детей «языкового чутья», стремления говорить, помогать друг другу, «болеть» за свою команду.
Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ позволяет:
• изучать уровень речевых, познавательных, социально-личностных особенностей детей, определить основные направления и содержание работы с каждым из них;
• формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к логопедической, психологической работе, оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды;
• повышать психологическую культуру родителей и педагогов;
• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедических занятиях;
• координировать усилия педагогов и родителей, контролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
Событийный подход позволяет учитывать общие дидактические принципы: наглядности, прочности, доступности, конкретности, принципа индивидуального подхода и учета возрастных особенностей дошкольников. Игровые технологии следуют принципу событийного подхода, соответствуют ведущей форме деятельности возраста, повышают эффективность деятельности, способствуют организации и управлению коррекционной, развивающей и образовательной деятельностью в работе с дошкольниками.
№ 8 (38)
A UNI
МЖХ пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
август, 2017 г.
Список литературы:
1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2007. 2010. - 200 с.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. - 154 с.
3. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. - 119 с.