Научная статья на тему 'Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи'

Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / информационно-коммуникативные технологии / дети с ОВЗ / патология речи / модульное планирование / коррекционно-развивающая работа / индивидуальный подход

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавренюк Наталья Владимировна, Приходько Марина Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос значимости создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавренюк Наталья Владимировна, Приходько Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи»

Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи Лавренюк Н. В. , Приходько М. Е.

2Лавренюк Наталья Владимировна /Lavrenyuk Natalia Vladimirovna - учитель-логопед;

2Приходько Марина Евгеньевна /Prikhodko Marina Evgenievna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

Киселевский городской округ,

детский сад № 13 комбинированного вида, г. Киселевск, Кемеровская область

Аннотация: в статье рассматривается вопрос значимости создания целостной коррекционноразвивающей системы для детей с особенностями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Ключевые слова: ФГОС, информационно-коммуникативные технологии, дети с ОВЗ, патология речи, модульное планирование, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный подход.

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В процессе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии -сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

В группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении).

Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии -звукопроизношение.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционноразвивающего обучения детей 6-7 лет с ОНР-III уровня состоит из трех модулей:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5. Формирование коммуникативных навыков и умений.

Логопед учитывает специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и

воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективнотематические планы, ведется «Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений», в которой планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика,

упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по лексико-грамматическому строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов: речевая студия «Говоруша», ведется выпуск еженедельного листка информации «Речедом», фильмов; индивидуальных тетрадей.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микрогрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Литература

1. Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // Логопед. - 2010. - № 5. - С. 46.

2. Гаркуши Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М., Сфера, 2007.

3. Громова О. Е. Инновации - в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка - Пресс, 2008.

4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - С. 4-10.

6. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.