Научная статья на тему 'К вопросу Об ужесточении государственной политики в области оборота оружия в России'

К вопросу Об ужесточении государственной политики в области оборота оружия в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРУЖИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умаркулов Жамшид Кудратович

В статье рассматриваются проблемы, связанные с ужесточением государственной политики в области оборота оружия в России, которая выражается как в ужесточении лицензионно-разрешительных правил, так и в области ответственности за незаконный оборот оружия. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта автор высказывает определенные соображения о векторах развития этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об ужесточении государственной политики в области оборота оружия в России»

статистическими данными, можно будет рационально распределять финансовые и материальные ресурсы и полномочия между государственными структурами и общественными формированиями, отвечающими за ту или иную сферу ветеранской политики. Именно по этой причине сложно сформировать и реализовать комплексную политику поддержки ветеранов боевых действий и отследить результаты действия такой политики.

На основании приведённого сравнения, предлагается создание единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что позволит повысить эффективность взаимодействия различных ведомств и организаций по обеспечению социальной защищённости ветеранов боевых действий.

Анализ системы социальной поддержки ветеранов боевых действий, действующей в развитых странах, даёт возможность выявить слабые стороны отечественной государственной политики в отношении рассматриваемой категории граждан и выработать необходимые мероприятия, которые всецело были бы направлены на её дальнейшее совершенствование и развитие. Сегодня нам необходимо учитывать зарубежный опыт, с целью внедрения в практическую деятельность его положительных идей и достижений.

Список литературы

1. О ветеранах: федер. закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016 № 444-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995. № 3. Ст. 168.

2. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017 № 64-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1998. № 22. Ст. 2331.

3. Министерство обороны Великобритании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mod.uk/defenceinternet/defencefor/veterans/ (дата обращения: 07.05.2017).

4. Официальный сайт Департамента по делам ветеранов Франции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cheminsdememoire.gouv.fr/ (дата обращения: 10.05.2017).

5. Официальный сайт Департамента по делам ветеранов США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.va.gov/ (дата обращения: 12.05.2017).

К ВОПРОСУ ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИИ Умаркулов Ж.К.

Умаркулов Жамшид Кудратович — магистрант, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с ужесточением государственной политики в области оборота оружия в России, которая выражается как в ужесточении лицензионно-разрешительных правил, так и в области ответственности за незаконный оборот оружия. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта автор высказывает определенные соображения о векторах развития этого процесса. Ключевые слова: законодательство, лицензирование, незаконный оборот, оружие, ответственность.

УДК 343.3/. 7

Незаконный оборот оружия занимает особую нишу в структуре преступности России и поэтому является одним из факторов, в значительной мере осложняющих современную криминогенную обстановку. Общественная опасность данной категории преступлений продолжает оставаться одной из актуальных проблем нашего общества.

Во многих случаях насильственным и корыстным преступлениям предшествует незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и хищение оружия и боеприпасов, которые затем используются в преступных целях. Как следствие - вопросы противодействия незаконному обороту оружия постоянно находятся в фокусе внимания правоохранительных органов.

Согласно действующему законодательству, оборот оружия, может быть как законным -находящимся в пределах правового поля Российской Федерации, так и соответственно, незаконным.

Традиционно под «законным» понимается движение конкретных видов и типов оружия, боеприпасов и патронов к нему внутри страны (конкретного региона), включающее совершение на основании соответствующих правил и ограничений, содержащихся в действующем законодательстве, всех необходимых организационных и технических операций с момента его создания (производства, ремонта, реставрации) или поступления из вне (ввоз с территории других государств) до продажи, отправки, передачи по каналам сбыта, получения потребителем или экспорта. «Законный оборот оружия является предметом контроля органов внутренних дел» [1, с. 96].

Незаконный оборот оружия за рубежом составляет высокий уровень вооруженного насилия. Особенно актуальным усиление контроля в этой сфере стало в последние годы.

Однако, как свидетельствует международная практика, легальное владение огнестрельным оружием не является фактором, способствующим росту преступности, а наоборот - нередко ведет к ее снижению, в то время как недостаток объективной информации нагнетает страхи, связанные с оружием. Но практика разных стран, в этом вопросе, сильно отличается друг от друга [4].

В США право граждан на приобретение оружия закреплено конституционно. Но с увеличением количества единиц оружия, находящегося в гражданском пользовании, увеличилось и количество вооруженных преступлений. Особенно ситуация усугубилась в 1990-е годы. Законодательство в сфере оборота оружия требовало пересмотра. В результате появился закон «О контроле за оружием». Здесь были выделены категории граждан, для которых устанавливались ограничения на выдачу оружия. Сегодня свод законов США устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного, биологического и химического оружия.

В Люксембурге процедура выдачи лицензии на оружие гражданам длится не меньше 3-х месяцев. Большая часть времени посвящена изучению личности заявителя полицией. Лицо, обратившееся с заявлением, должно представить убедительные мотивирующие факторы для приобретения оружия. Некоторые граждане получают разрешение только на хранение оружия, ношение при этом запрещено.

Финское законодательство в сфере оборота оружия существенно ужесточилось в 2001 году. Кандидат на приобретение оружия подвергается длительной полицейской проверке. Сотрудники охранных структур в Финляндии могут применять только газовое оружие. Короткоствольное оружие разрешается носить только сотрудникам полиции, спецслужб и инкассаторам. Граждане, добровольно сдавшие незаконно хранящееся оружие не подлежат уголовной ответственности.

По законодательству Германии граждане, не достигшие 25 лет, должны представлять медицинское заключение о пригодности для приобретения оружия по складу характера.

Японское законодательство вовсе не признает владение огнестрельным оружием в целях самообороны и вводит на него полный запрет. Даже получение разрешения на охотничье оружие настолько сложная процедура, что большинству японцев недоступна.

В России, постепенно складывается схожий вариант регулирования этого вопроса.

На протяжении существования Российского государства отношение законодателя к огнестрельному оружию и правовая оценка действий с ним претерпели значительные изменения: от обычного предмета быта и элемента статуса (как в Российской империи) до предмета повышенной опасности (как в СССР и России) [2].

При этом если говорить о послереволюционном периоде, общие тенденции относительно установления ответственности за опасные деяния с оружием остались неизменными. Проводилось последовательное ограничение оборота оружия с целью оградить государство и общество как от умышленного его использования при совершении преступлений, так и от причинения вреда от неосторожного обращения с оружием. Ношение оружия было дозволено лишь лицам в силу их служебных обязанностей, а также охотникам.

В настоящее время легальный оборот оружия, в настоящее время регламентируется Федеральным Законом «Об оружии» [3], Постановлениями Правительства РФ, Инструкциями и приказами МВД и другими.

Согласно действующему законодательству, приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями, спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными организациями и образовательными учреждениями.

92

Отдельно акцентируем внимание на том факте, что законодатель идет по пути дальнейшего ограничения оборота оружия в России, о чем свидетельствуют последние законодательные новации. Однако оправданно ли это - открытый вопрос.

С одной стороны, осознавая опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, государство на законодательном уровне стремится к ограничению доступа населения к огнестрельному оружию, в том числе и к возможности его незаконного приобретения - и это правильно и очень важно.

В то же время, этот процесс не должен быть абсолютным - население России, при соблюдении законодательных правил и условий лицензирования, имеет потребность, как во владении, так и в использовании оружия. Причем это может касаться не только людей, которые носят оружие по долгу службы и охотников, но и спортсменов, туристов, просто любителей оружия.

Мы согласны с теми специалистами, которые считают, что меры по ограничению оборота оружия необходимы, но они должны исходить из реальных потребностей общества в оружии.

С целью легализации этого процесса, а также для создания условий повышения культуры владения оружием, необходима общественная инициатива по созданию стрелковых клубов и объединений, ассоциаций граждан, законно владеющих оружием. Нужна сеть доступных тиров, полигонов, стрельбищ, где граждане смогут реализовать свою потребность в обучении и использовании оружия.

Список литературы

1. Дикаев С. У. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Уфа: ВЭГУ, 2014. 301 с.

2. Долинова Т.В. Совершенствование уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/artide/10699/ (дата обращения: 02.06.2017).

3. Об оружии. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.

4. Подборка фактов о гражданском оружии в разных странах. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://guner.ru/podborka-faktov-o-grazhdanskom-oruzhii/ (дата обращения: 02.06.2017).

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Прейскурантова Т.Ю.

Прейскурантова Татьяна Юрьевна — бакалавр, направление: юриспруденция, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, старший администратор, EcoStandard Group, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается суть понятия Ювенальная Юстиция. Обозначаются суть и цели данного понятия. Раскрываются задачи, которые поставлены для достижения максимальной эффективности воздействия Ювенальной Юстиции. Также описываются специфические признаки, которые характерны для данного понятия. Ключевые слова: социальный, юстиция, несовершеннолетний.

Исторически определение «ювенальная юстиция» относилось к отдельной системе правосудия, специальным судам для несовершеннолетних, которые в конце XIX - начале XX веков появились как в Европе, Штатах, так и в России. Предполагалось, что совершивших преступление несовершеннолетних можно направить на путь исправления без применения к ним наказания, передавая их под присмотр органов опеки и попечительства.

Международными специалистами по инициативе ЮНИСЕФ (детского фонда ООН) было подготовлено «Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних», которым определено 15 показателей, характеризующих рамки правосудия в отношении детей. Основные из них:

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.