Научная статья на тему 'Возможные пути ограничения незаконного оборота оружия'

Возможные пути ограничения незаконного оборота оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРУЖИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умаркулов Жамшид Кудратович

Настоящая статья посвящена анализу возможных путей ограничения незаконного оборота оружия в России. Автором рассматриваются примеры из зарубежного опыта, а также оцениваются новации, содержащиеся в обсуждаемых в настоящее время проектах федеральных законов, формулируются авторские предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Умаркулов Жамшид Кудратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные пути ограничения незаконного оборота оружия»

следователь может провести выемку только той корреспонденции, которая поступает из определенных населенных пунктов (места жительства или работы обвиняемых либо их преступных связей)1.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены правовые основы выемки почтово-телеграфной корреспонденции, некоторые спорные аспекты столкновение уголовно-процессуального права и конституционных прав граждан. Очевидно, что если в отношении конкретного лица необходимо осуществить процессуальные действия в виде выемки почтово-телеграфной корреспонденции, имеющих значение для уголовного дела, то права граждан могут быть подвергнуты ограничению для наилучшего расследования и гарантии раскрытия преступления, в соответствии с законодательством.

Список литературы

1. Мальцев Д.И. Особенности проведения выемки // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1. С. 23.

2. Комментарий к УПК РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М. Юристъ, 2011. С. 359.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

ОРУЖИЯ Умаркулов Ж.К.

Умаркулов Жамшид Кудратович — магистрант, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу возможных путей ограничения незаконного оборота оружия в России. Автором рассматриваются примеры из зарубежного опыта, а также оцениваются новации, содержащиеся в обсуждаемых в настоящее время проектах федеральных законов, формулируются авторские предложения.

Ключевые слова: законодательство, лицензирование, незаконный оборот, оружие, ответственность.

УДК 343.3/. 7

Незаконный оборот оружия является острой проблемой, ее интенсивность и масштабы угрожают национальной безопасности страны, интересам российского государства и граждан Российской Федерации.

Применение мер ответственности за незаконный оборот оружия осложнено целым рядом объективных трудностей, которые свидетельствуют о том, что простым повышением ответственности за незаконный оборот оружия эта проблема не решается.

Настоящая статья посвящена анализу возможных путей ограничения незаконного оборота оружия в России.

Исходя из анализа соответствующей литературы, в которой раскрываются причины и условия, способствующие совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть, направлены на [1, с. 21 -22]:

- осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения;

- исключение возможности его незаконного удовлетворения;

- перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот;

- изъятие оружия из незаконного оборота.

Также, стоит отметить и тот факт, что весомая доля преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, могла бы быть предотвращена с помощью эффективного исполнения контрольных функций органами внутренних дел. Так, согласно статистическим данным, весомая доля оружия в незаконном обороте, была похищена у легальных владельцев, имеющих соответствующие лицензии, в том числе и из-за халатного отношения к хранению и

1 Комментарий к УПК РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М. Юристъ, 2011. С. 359.

87

транспортировке оружия [3]. Представляется, что контрольные полномочия органов внутренних дел, в данных случаях были использованы, также, не должным образом.

Интересное видение создания условий, обеспечивающих государственный контроль в сфере оборота оружия, и предупреждение правонарушений было предложено в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» [3].

Согласно сведениям приводимых авторами проекта, в настоящее время на территории России зарегистрировано свыше тысячи юридических лиц, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием.

Почти 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тысяч единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения, находятся в пользовании более 5 млн граждан [6].

Также обратим внимание и на тот факт, что, несмотря на снижение общего количества преступлений, с применением зарегистрированного в органах внутренних дел оружия, удельный вес преступлений связанных с использованием в хулиганских целях и для совершения тяжких преступлений, в том числе убийств возрастает - в 2014 году отмечен рост на 70 процентов.

Настораживающей продолжает оставаться статистика преступлений, совершенных с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, особенно в крупных городах и регионах.

Другой аспект проблемы, требующий решения, - причинение вреда здоровью, наносимого с использованием оружия. В 2015 году в результате преступных посягательств погибли свыше 40 тысяч человек (показатель возрос на 4,5 процента), тяжкий вред здоровью причинен почти 50 тысячам человек (увеличение на 2,8 процента) [6].

Законопроектом предлагается дополнить статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ квалифицирующим признаком - «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Предлагаемое изменение повысит ответственность за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью.

Отдавая должное указанному законопроекту, тем не менее, отметим, что он в основном сосредоточен на карающей составляющей и практически не рассматривает внедрение мер направленных на совершенствование лицензионно-разрешительной и контрольной деятельности органов внутренних дел.

Однако неэффективность именно этой деятельности, согласно данным статистики и способствует незаконному обороту оружия [7, с. 56].

В связи с этим, считаем, что необходимо усилить административную ответственность за некоторые общественно опасные деяния в сфере лицензионно - разрешительной деятельности органов внутренних дел.

Для этого п. 1. ст. 20.1. КоАП РФ [2] изложить в следующей редакции «Нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, с конфискацией оружия или без таковой»

Кроме того, необходимо более четкое распределение полномочий между различными органами внутренних дел, осуществляющими лицензионно - разрешительную деятельность.

Для данной цели, в приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. № 646 [4], ввести п. 2.1. «Общее руководство взаимодействием должностных лиц указанных в п.2. настоящего регламента осуществляется Управлением реализации государственной политики в области оборота оружия».

Также считаем, что необходимо совершенствование организации взаимодействия различных служб и подразделений по вопросам лицензирования и осуществления контроля за лицензируемыми видами деятельности, а также с государственными органами и общественностью. Для этой цели необходимо учредить «Координационный Совет по реализации государственной политики в области оборота оружия при органах внутренних дел» куда необходимо привлечь представителей заинтересованных государственных органов и общественности.

Обратим внимание еще на один аспект. Повышение эффективности контрольно - надзорной деятельности вызывает необходимость дальнейшего совершенствования порядка

использования компьютерно-технологических систем для контроля за всеми объектами лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел.

Для этой цели в Приказ МВД от 27 апреля 2012 г. № 373 [5] в п.25.8 изложить в следующей редакции Принятое заявление сотрудник регистрирует в книге регистрации заявлений и выдачи лицензий и разрешений и вносит сведения о заявлении в АИПС «Оружие-МВД» для регистрации данных об оружии, находящемся в обороте МВД России, и передачи данной информации от низовых подразделений в региональные информационные центры, в центральный ссылочный массив, в главные управления и департаменты МВД России».

Список литературы

1. Абызов Р.М. Предупреждение незаконного оборота оружия: Монография. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2012. С. 294.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия. Законопроект № 171032-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://guns.arsenalnoe.ru/m/8669/zakonoproekt 17103 2-6_o_wnesenii_izmeneniy_w_otdelynye_.html/ (дата обращения: 02.06.2017).

4. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 // Российская газета. № 236. 12.10.2012.

5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: приказ МВД России от 27.04.2012 № 373 Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24668 (ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. № 209. 12.09.2012.

6. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа. www.mvd.ru/stat/ (дата обращения: 02.06.2017).

7. Терещенко А.К. Вопросы лицензирования в законодательстве и судебно-арбитражной практике // Юридический мир, 2014. № 7. С. 56-61.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Орлов С.О.

Орлов Сергей Олегович — магистрант, Юридический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США).

Ключевые слова: Россия, зарубежные страны, государственная политика, социальное обеспечение, ветераны боевых действий.

В современной России одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, в том числе особое

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.