следователь может провести выемку только той корреспонденции, которая поступает из определенных населенных пунктов (места жительства или работы обвиняемых либо их преступных связей)1.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены правовые основы выемки почтово-телеграфной корреспонденции, некоторые спорные аспекты столкновение уголовно-процессуального права и конституционных прав граждан. Очевидно, что если в отношении конкретного лица необходимо осуществить процессуальные действия в виде выемки почтово-телеграфной корреспонденции, имеющих значение для уголовного дела, то права граждан могут быть подвергнуты ограничению для наилучшего расследования и гарантии раскрытия преступления, в соответствии с законодательством.
Список литературы
1. Мальцев Д.И. Особенности проведения выемки // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1. С. 23.
2. Комментарий к УПК РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М. Юристъ, 2011. С. 359.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА
ОРУЖИЯ Умаркулов Ж.К.
Умаркулов Жамшид Кудратович — магистрант, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: настоящая статья посвящена анализу возможных путей ограничения незаконного оборота оружия в России. Автором рассматриваются примеры из зарубежного опыта, а также оцениваются новации, содержащиеся в обсуждаемых в настоящее время проектах федеральных законов, формулируются авторские предложения.
Ключевые слова: законодательство, лицензирование, незаконный оборот, оружие, ответственность.
УДК 343.3/. 7
Незаконный оборот оружия является острой проблемой, ее интенсивность и масштабы угрожают национальной безопасности страны, интересам российского государства и граждан Российской Федерации.
Применение мер ответственности за незаконный оборот оружия осложнено целым рядом объективных трудностей, которые свидетельствуют о том, что простым повышением ответственности за незаконный оборот оружия эта проблема не решается.
Настоящая статья посвящена анализу возможных путей ограничения незаконного оборота оружия в России.
Исходя из анализа соответствующей литературы, в которой раскрываются причины и условия, способствующие совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть, направлены на [1, с. 21 -22]:
- осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения;
- исключение возможности его незаконного удовлетворения;
- перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот;
- изъятие оружия из незаконного оборота.
Также, стоит отметить и тот факт, что весомая доля преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, могла бы быть предотвращена с помощью эффективного исполнения контрольных функций органами внутренних дел. Так, согласно статистическим данным, весомая доля оружия в незаконном обороте, была похищена у легальных владельцев, имеющих соответствующие лицензии, в том числе и из-за халатного отношения к хранению и
1 Комментарий к УПК РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М. Юристъ, 2011. С. 359.
87
транспортировке оружия [3]. Представляется, что контрольные полномочия органов внутренних дел, в данных случаях были использованы, также, не должным образом.
Интересное видение создания условий, обеспечивающих государственный контроль в сфере оборота оружия, и предупреждение правонарушений было предложено в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» [3].
Согласно сведениям приводимых авторами проекта, в настоящее время на территории России зарегистрировано свыше тысячи юридических лиц, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием.
Почти 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тысяч единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения, находятся в пользовании более 5 млн граждан [6].
Также обратим внимание и на тот факт, что, несмотря на снижение общего количества преступлений, с применением зарегистрированного в органах внутренних дел оружия, удельный вес преступлений связанных с использованием в хулиганских целях и для совершения тяжких преступлений, в том числе убийств возрастает - в 2014 году отмечен рост на 70 процентов.
Настораживающей продолжает оставаться статистика преступлений, совершенных с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, особенно в крупных городах и регионах.
Другой аспект проблемы, требующий решения, - причинение вреда здоровью, наносимого с использованием оружия. В 2015 году в результате преступных посягательств погибли свыше 40 тысяч человек (показатель возрос на 4,5 процента), тяжкий вред здоровью причинен почти 50 тысячам человек (увеличение на 2,8 процента) [6].
Законопроектом предлагается дополнить статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ квалифицирующим признаком - «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Предлагаемое изменение повысит ответственность за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью.
Отдавая должное указанному законопроекту, тем не менее, отметим, что он в основном сосредоточен на карающей составляющей и практически не рассматривает внедрение мер направленных на совершенствование лицензионно-разрешительной и контрольной деятельности органов внутренних дел.
Однако неэффективность именно этой деятельности, согласно данным статистики и способствует незаконному обороту оружия [7, с. 56].
В связи с этим, считаем, что необходимо усилить административную ответственность за некоторые общественно опасные деяния в сфере лицензионно - разрешительной деятельности органов внутренних дел.
Для этого п. 1. ст. 20.1. КоАП РФ [2] изложить в следующей редакции «Нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, с конфискацией оружия или без таковой»
Кроме того, необходимо более четкое распределение полномочий между различными органами внутренних дел, осуществляющими лицензионно - разрешительную деятельность.
Для данной цели, в приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. № 646 [4], ввести п. 2.1. «Общее руководство взаимодействием должностных лиц указанных в п.2. настоящего регламента осуществляется Управлением реализации государственной политики в области оборота оружия».
Также считаем, что необходимо совершенствование организации взаимодействия различных служб и подразделений по вопросам лицензирования и осуществления контроля за лицензируемыми видами деятельности, а также с государственными органами и общественностью. Для этой цели необходимо учредить «Координационный Совет по реализации государственной политики в области оборота оружия при органах внутренних дел» куда необходимо привлечь представителей заинтересованных государственных органов и общественности.
Обратим внимание еще на один аспект. Повышение эффективности контрольно - надзорной деятельности вызывает необходимость дальнейшего совершенствования порядка
использования компьютерно-технологических систем для контроля за всеми объектами лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел.
Для этой цели в Приказ МВД от 27 апреля 2012 г. № 373 [5] в п.25.8 изложить в следующей редакции Принятое заявление сотрудник регистрирует в книге регистрации заявлений и выдачи лицензий и разрешений и вносит сведения о заявлении в АИПС «Оружие-МВД» для регистрации данных об оружии, находящемся в обороте МВД России, и передачи данной информации от низовых подразделений в региональные информационные центры, в центральный ссылочный массив, в главные управления и департаменты МВД России».
Список литературы
1. Абызов Р.М. Предупреждение незаконного оборота оружия: Монография. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2012. С. 294.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия. Законопроект № 171032-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://guns.arsenalnoe.ru/m/8669/zakonoproekt 17103 2-6_o_wnesenii_izmeneniy_w_otdelynye_.html/ (дата обращения: 02.06.2017).
4. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 // Российская газета. № 236. 12.10.2012.
5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: приказ МВД России от 27.04.2012 № 373 Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24668 (ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. № 209. 12.09.2012.
6. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа. www.mvd.ru/stat/ (дата обращения: 02.06.2017).
7. Терещенко А.К. Вопросы лицензирования в законодательстве и судебно-арбитражной практике // Юридический мир, 2014. № 7. С. 56-61.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Орлов С.О.
Орлов Сергей Олегович — магистрант, Юридический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США).
Ключевые слова: Россия, зарубежные страны, государственная политика, социальное обеспечение, ветераны боевых действий.
В современной России одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, в том числе особое
89