Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
УДК 342.9
Павел Евгеньевич ШИШКИН,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
pavel_shishkin83@mail.ru
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
ON SOME ISSUES OF ADMINISTRATIVE LIABILITY IN THE SPHERE OF TRAFFICKING CIVILIAN PNEUMATIC WEAPON
В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие в сфере оборота гражданского пневматического оружия, в частности недостаточность административно-правовых средств контроля за оборотом оружия данного вида, а также необходимость существенных изменений в ст. 20.10 и ст. 20.13 КоАП РФ, а именно дифференцирования составов данных административных правонарушений исходя из предмета административного правонарушения, изменения подходов со стороны федеральных органов исполнительной власти к учету, в том числе при помощи автоматизированных информационно-поисковых систем рассматриваемого вида оружия.
The article considers administrative and legal issues emerged in the sphere of control for trafficking civilian pneumatic weapon, particularly, lack of administrative and legal means of control for trafficking this type of weapon and also necessity of substantial changes to Articles 20.10 and 20.13 of the Code on Administrative Offences of the RF, i.e. differentiation of elements of these administrative offences on the basis of the object of an administrative offence; changing approaches of the federal executive authorities to accounting of this type of weapon with the help of automated data-search system.
Ключевые слова: пневматическое оружие, контроль за оборотом гражданского оружия, административная ответственность за стрельбу из оружия в неустановленных местах, ст. 20.13 КоАП РФ, ст. 20.10 КоАП РФ.
Keywords: pneumatic weapon, control for trafficking civilian weapon, administrative liability for shooting in unidentified locations, Article 20.13 of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation, Article 20.10 of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation.
Сегодня государство прилагает серьезные усилия по совершенствованию как нормативно-правовой базы, так и правоприменительной практики в сфере оборота гражданского оружия. Несмотря на это, ряд проблем, связанных с оборотом гражданского оружия, продолжает оставаться нерешенным. В частности, анализ статистических данных, результатов интервьюирования представителей торговых предприятий, опроса сотрудников подразделений центра лицензионно-разрешительной работы управления Росгвардии по Красноярскому краю
позволяет сформулировать ряд проблем правового и организационного характера в сфере оборота гражданского пневматического оружия.
Помимо других видов гражданского оружия, достаточно распространенным на территории России является гражданское пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и изделия, конструктивно схожие с оружием. В ходе интервьюирования владельцев 5 крупных торговых организаций г. Красноярска установлено, что данные торговые организации в период с 2012 г.
по 2016 г. реализовали 13954 единицы гражданского пневматического оружия (с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж) и 2200 изделий, конструктивно схожих с оружием, что почти в 3 раза превышает количество пневмати-
ческого оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибром 4,5 мм, находящегося в обороте у граждан в 2013 г. на всей территории России (табл.).
Таблица
КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И КОНСТРУКТИВНО СХОДНЫХ С ОРУЖИЕМ ИЗДЕЛИЙ, РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОРГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В Г. КРАСНОЯРСКЕ В 2012-2016 ГОДАХ
Год Короткоствольное пневматическое оружие (с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж) Длинноствольное пневматическое оружие (с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж) Конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия
ООО Оружейный магазин «Тигр»
2012 1002 573 -
2013 490 1138 -
2014 327 715 -
2015 211 414 -
2016 278 446 -
ООО Торговая фирма «Охотничье оружие»
2012 340 290 -
2013 420 431 -
2014 64 436 -
2015 12 163 -
2016 0 146 -
ООО «Сивил-Красноярск»
2012 498 294 -
2013 529 307 -
2014 463 282 -
2015 313 204 -
2016 215 191 -
ООО «Солидарность»
2012 130 113
2013 90 148
2014 107 116
2015 64 73
2016 69 53
ООО «Охотничий клуб»
2012 0 444 694
2013 0 410 569
2014 0 268 435
2015 10 306 271
2016 1 371 231
Дискуссионная трибуна соискателей ЩШ ученых степеней и званий а-йй*
Согласно п.п. 2 и 3 ст. Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому оружию относится спортивное пневматическое оружие с дульной энергией, превышающей 3 Дж, а также охотничье пневматическое оружие с дульной энергией, не превышающей 25 Дж. Помимо этого ст. 9 Федерального закона «Об оружии» предусматривает приобретение в порядке, не подлежащем лицензированию, спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит дальнейшей регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными организациями и образовательными организациями.
Приведенные выше статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно в гражданский оборот только в г. Красноярске переходит несколько тысяч единиц пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием.
Первой выявленной нами проблемой является отсутствие контроля за оборотом данного вида оружия со стороны подразделений полиции или лицензионно-разрешительной системы подразделений Росгвардии.
Исходя из норм действующего законодательства, регламентирующего оборот гражданского оружия на территории Российской Федерации, полностью отсутствует система контроля за оборотом гражданского пневматического оружия, за исключением охотничьего пневматического оружия калибром свыше 4,5 мм и дульной энергией свыше 7,5 Дж, которое является объектом лицен-зионно-разрешительной системы подразделений Росгвардии, в таких ведомственных автоматизированных информационно-поисковых системах федеральных органов исполнительной власти, как Росгвардия и МВД России. Например, в случае совершения преступления или административного правонарушения с использованием гражданского пневматического оружия оперативно устано-
вить принадлежность и источник получения данного оружия не представляется возможным ввиду отсутствия автоматизированного учета данного оружия. Кроме того, при учете в информационных центрах МВД России предметов совершения преступлений или административных правонарушений не учитывается применение в качестве предмета общественно опасных деяний пневматического оружия, что не позволяет должным образом оценить степень угрозы данных предметов для личности, общества и государства.
Вместе с тем гражданское пневматическое оружие (с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж), равно как и изделия, конструктивно схожие с оружием, часто оказываются в руках несовершеннолетних, которые совершают с использованием данного вида оружия административные правонарушения, а в некоторых случаях и преступления. Например, в школе № 129 г. Красноярска в ходе ссоры 16-летний десятиклассник выстрелил из пневматического пистолета в сторону другого ученика школы, который в результате этого получил легкое ранение груди. Пневматический пистолет, по словам старшеклассника, он приобрел через Интернет у неустановленного лица (официальный сайт ГУ МВД России по Красноярскому краю. URL: Ьйрз://24.мвд. рф/пвшз/И:ет/823586). На наш взгляд, это является последствием отсутствия контроля за оборотом вышеуказанных предметов повышенной опасности и пробелов в законодательстве об административных правонарушениях в данной сфере.
Второй проблемой в рассматриваемой сфере является то, что некоторые образцы пневматического оружия и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия - пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией от 0,5 до 3 Дж независимо от калибра - внешне практически неотличимы от боевого или служебного оружия; например, пневматический пистолет МР-654 калибра 4,5 мм внешне неотличим от боевого пистолета Макарова или служебного ИЖ-71. Данный факт представляет определенную опасность и для самого лица, обладающего таким оружием, в том числе несовершеннолетнего, т.к. окружающие лица, в
том числе и сотрудники полиции, могут воспринять данное оружие как огнестрельное и действовать в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», которая определяет, что «вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть». В действующем законодательстве также отсутствует административная ответственность за хранение, ношение, перевозку и применение пневматического оружия несовершеннолетними.
Кроме этого отсутствует единая система учета реализации рассматриваемого вида оружия. При интервьюировании владельцев торговых организаций, осуществляющих реализацию оружия данного вида выявлено, что журналы учета реализации пневматического оружия (с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж) и отчетные документы ведутся не единообразно. Дело в том, что сегодня не только в специализированных магазинах по продаже оружия, но и в сувенирных магазинах продаются пневматические пистолеты и винтовки, в руководстве по эксплуатации (паспортах) которых написано, что это изделие «относится к конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям и не является оружием». При этом на упаковках, например отечественной модели МР-654К, имеется надпись: «Пистолет пневматический газобаллонный, калибр 4,5 мм, дульная энергия не более 3,0 Дж». Указанная информация основана на Федеральном законе «Об оружии» и определена в ГОСТ Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний». При реализации вышеуказанной модели оружия и иных с аналогичными характеристиками сведения о виде, модели, номере и о гражданине, приобретающем данное оружие, не фиксируются в журналы реализации в торговой организации. Из указанного можно сделать вывод: учет и контроль за оборотом данного вида
оружия не ведутся, в первую очередь ввиду отсутствия нормативно-правового регулирования в данной сфере. Также в настоящее время пневматическое оружие стало активно реализовываться через интернет-магазины, деятельность которых проконтролировать гораздо сложнее, чем стационарные торговые предприятия, осуществляющие реализацию вышеуказанного вида оружия.
В ходе анализа действующего законодательства, устанавливающего административную ответственность в сфере оборота гражданского оружия, были выявлены следующие проблемы.
Во-первых, несмотря на существенные изменения законодательства, выявляются пробелы норм материального права, в частности нерешенность вопроса о безусловной необходимости реагирования полицией на каждый факт административного правонарушения, связанного с оборотом оружия. [см. подр.: 2]. Статья 20.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм без разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или ее территориального органа. Количество единиц оружия данного вида является несущественным. По данным, приведенным Е.А. Смирновой, по состоянию на 2013 г. на всей территории Российской Федерации в обороте у граждан находилось всего 4704 единицы (при этом в обороте находилось охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - 4235552 единицы, газовых пистолетов и револьверов - 685496 единиц). [1].
Во-вторых, продолжая анализ проблем административной ответственности за нарушения, совершаемые в сфере оборота гражданского пневматического оружия, необходимо рассмотреть административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах». В действующей редакции статья имеет 3 части: ч. 1 предусматривает ответственность за стрель-
Дискуссионная трибуна соискателей ЩШ ученых степеней и званий а-йй*
бу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил; ч. 2 -за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах; ч. 3 - за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения. В отличие от ст. 159 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, утвержденного Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 г., устанавливающей ответственность за стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, а также в отведенных местах с нарушением установленного порядка, ст. 20.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за стрельбу из любых видов оружия, в том числе и гражданского пневматического оружия. Данная особенность приводит к различным проблемам при квалификации административных правонарушений, что более подробно рассмотрено в статье Е.А. Смирновой. [1]
При квалификации стрельбы из пневматического оружия по ч. 1 и 2 ст. 20.13 КоАП РФ необходимо учитывать специальный нормативный правовой акт, регламентирующий проведение спортивной стрельбы из пневматического оружия - приказ Минспортту-ризма России от 27 апреля 2012 г. № 403 «Об утверждении требований к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы из пневматического оружия».
Несомненно, степень общественной опасности стрельбы из различных видов гражданского оружия в населенном пункте или в других не отведенных местах будет существенно различаться. Например, степень общественной опасности стрельбы в населенном пункте из охотничьего длинноствольного оружия с нарезным стволом или охотничьего длинноствольного гладкоствольного оружия будет существенно выше, чем стрельба в этом же месте из сигнального, газового или пневматического оружия.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.13 КоАП РФ, является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Между тем зачастую пневматиче-
ское оружие от 3 до 7,5 Дж или изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием, оказывается у несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности. Так, в г. Сыктывкаре 15-летний подросток по неосторожности во время стрельбы из пневматического ружья причинил ранение в область бедра своей сестре, которая каталась на велосипеде, а брат в это время перезаряжал оружие и случайно нажал на спусковой крючок (официальный сайт УМВД России по г. Сыктывкару. URL: ЬйрзУ/умвд.П.мвд.рф/пешэ/ item/8376102). Часто отсутствие со стороны законных представителей контроля за пневматическим оружием, находящимся у несовершеннолетних, приводит к совершению преступлений, которые становятся резонансными и активно освещаются средствами массовой информации; например, в апреле 2016 г. в г. Москве подросток обстреливал прохожих из пневматической винтовки (официальный сайт Первого канала. URL: https:// www.1tv.ru/news/2013-04-09/72667-v_ moskve_podrostok_obstrelyal_prohozhih_iz_ pnevmaticheskoy_vintovki).
Данные факты, на наш взгляд, требуют введения в ст. 20.13 КоАП РФ специальной нормы, устанавливающей ответственность за указанные деяния.
Рассмотренные выше проблемы в сфере оборота гражданского пневматического оружия послужили причиной для разработки Росгвардией законопроекта, ограничивающего оборот гражданского пневматического оружия (официальный сайт Российской Газеты. URL: https://rg.ru/2017/02/06/ pnevmaticheskoe-oruzhie-predlozhili-prodavat-tolko-po-pasportu.html).
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, необходимо предпринять меры по решению правовых и организационных вопросов.
Во-первых, необходимо дополнить ст. 20.10 КоАП РФ:
частью 2: «Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж или изделий, конструктивно сходных с пнев-
матическим оружием, несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет влечет наложение административного штрафа в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием, или без таковой»;
частью 3: «Незаконные применение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж или изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием, несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет, влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием, или без таковой».
Во-вторых, модернизировать законодательство в области гражданского пневматического оружия и практику его применения путем принятия подзаконных актов, устанавливающих единообразную систему учета реализуемого пневматического оружия и предметов, конструктивно сходных с оружием, в торговых организациях независимо от форм собственности. В рамках реализации данной меры необходимо принять подзаконный акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия (Росгвардии), регламентирующий порядок формирования и ведения реестра гражданского пневматического оружия независимо от калибра и дульной энергии на территории России.
В-третьих, необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты для изменения административно-правового режима оборота гражданского пневматического оружия путем корректировки дозволительного метода правового регулирования, а именно регистрации оружия в подразделениях лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, что позволит вносить сведения о приобретенном гражданами оружии в ав-
томатизированные информационно-поисковые системы и использовать данные сведения в дальнейшем при пресечении и раскрытии преступлений и административных правонарушений. При этом обеспечивается соблюдение баланса частного и публичного интересов, т.к. при учете вышеуказанного оружия путем регистрации, в отличие от разрешительного метода, не требуется проверок условий хранения оружия, оплаты государственных пошлин за оказание государственных услуг, продления сроков действия разрешений или лицензий и т.п.
В-четвертых, необходимо дополнить ст. 20.13 КоАП РФ:
частью 1.1: «Стрельба из пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием, в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил влечет наложение административного штрафа в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием, или без таковой»;
частью 2.1: «Стрельба из пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием, в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием»;
частью 3.1: «Действие, предусмотренное частью 2.1 настоящей статьи, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием»;
частью 4: «Стрельба из пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и изделий, конструктивно сходных с пневматическим оружием, в населенных пунктах или
Дискуссионная трибуна соискателей ЩШ ученых степеней и званий айй*
в других не отведенных для этого местах, совершенная несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет, влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или изделия, конструктивно сходного с пневматическим оружием».
Предложенные выше изменения в нормы действующего законодательства, в первую очередь в материальные нормы ст. 20.10 и 20.13 КоАП РФ, позволят усилить контроль за соблюдением норм действующего законодательства в данной сфере и положительно повлияют на состояние общественного порядка и общественной безопасности на всей территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. Смирнова, Е.А. Практика применения органами внутренних дел (полицией) и судом правовых норм, содержащихся в статье 20.13 КоАП РФ / Е.А. Смирнова // Научный портал МВД России. - 2014. - № 4. - С. 83-91.
2. Цуканов, Н.Н. О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2008. - № 4. -
3. Шишкин, П.Е. К вопросу о путях совершенствования административно-правового режима оборота гражданского пневматического оружия / П.Е. Шишкин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-1. - С. 169-171.
С. 7-10.