Научная статья на тему 'К вопросу об уточнении понятий «Компетентность» и «Компетенция»'

К вопросу об уточнении понятий «Компетентность» и «Компетенция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садуллоева М. Б.

В данной статье рассматриваются соотношения понятий «компетенция» и «компетентность» и уточняется содержание этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уточнении понятий «Компетентность» и «Компетенция»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

3. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов//Н.Д.Стрекалова, В.Г.Беляков.-СПб.: НИУ ВШЭ, 2013.-80с.

4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989.-560с.

© Ромасева Ю.А., Абрамов В.И., 2016

УДК 37.01+378.016

М.Б. Садуллоева

магистрант ЮУрГГПУ

г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

И «КОМПЕТЕНЦИЯ»

Аннотация

В данной статье рассматриваются соотношения понятий «компетенция» и «компетентность» и уточняется содержание этих понятий.

Ключевые слова

Компетенция, компетентность, содержание компетенции, содержание компетентность.

Стремительные обновления во всех сферах жизнедеятельности современного общества, укрепление позиций России в мире связано с расширением и углублением экономических, культурных и социальных связей с зарубежными государствами. Расширяются и возможности, которые перерастают в необходимость общения с носителями иностранных языков. Реальным требованием современности является не только знание, но и умение общаться на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности. И, как следствие, особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием и развитием иноязычной компетенции. Таким современным исследователям как В.В. Сафонова, Ю.А. Артемьева, Т.Н. Астафурова, В.П. Фурманова удалось заложить основу в области структуры и содержания рассматриваемой компетенции для ее описания в рамках профессиональной подготовки специалистов разного профиля.

Актуальность дальнейшего исследования указанной проблемы обусловлена, с одной стороны, разработкой педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих педагогов и, с другой стороны, необходимостью поиска путей интенсификации процессов восприятия, обработки и интерпретации информации для профессиональных целей.

Анализ исследований в области педагогики и методики показал неоднозначность трактовки таких научных понятий, как «компетенция» и «компетентность». Разброс мнений частично можно объяснить иноязычным происхождением терминов, поскольку английское существительное «competence» на русский язык может переводиться и как «компетентность», и как «компетенция».

В русском языке понятие «компетенция» отождествляется с совокупностью юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников внесло изменение в его значение: «компетенция - область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» [2].

Российские ученые достаточно широко трактуют понятие компетентности: с одной стороны, это степень сформированности опыта субъекта, а также правильность реализации соответствующих должностных требований, а с другой стороны, это уровень обучаемости специальным формам профессиональной активности. Неоднозначность определения рассматриваемого понятия обусловлены,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

прежде всего, огромным количеством теоретических подходов исследователей, а также особенностями структуры профессиональной деятельности специалистов разных областей [1].

Тем не менее, необходимо четко представлять, что содержание понятия «компетентность» значительно шире таких понятий, как «знания» или «умения», или «навыки». Кроме того, важно различать и понятия «компетентность» и «компетенция».

Таким образом, в российских реалиях термином «компетенция» обозначают умение использовать все знания, умения, а также персональные качества для успешной профессиональной деятельности, а компетентность связана с уже состоявшимися личностными качествами специалиста. На наш взгляд, наиболее полно сущность понятия «компетентность» отражено в научных трудах А.П. Тряпицыной [3], которая под компетентностью понимает интегральную характеристику личности, характеризующую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта. Другими словами, компетентность - это явная компетенция человека, т. е. заданная форма, наполненная сформированными персональными качествами. Очевиден факт взаимосвязи понятий «компетенция» и «компетентность»: несомненно, компетентность является выраженностью какой-либо компетенции, степень овладения которой и рассматривается в качестве основы для дальнейшего развития компетентности [4].

Исходя из того, что компетентность является совокупностью компетенций и включает в себя знания, умения, навыки и опыт, а также ценностные отношения и определенный уровень образования, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, мы считаем, что целесообразно использовать термин иноязычная компетентность в контексте нашего исследования. Список использованной литературы:

1. Большакова, З.М. Компетенции и компетентность / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24(157). - С. 13-19.

2. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: монография / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 243 с.

3. Радионова, Н.Ф. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина. - СПб., 2005. - С. 130.

4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212htm.

© Садуллоева М.Б.. 2016

УДК 37.01

М.Б. Садуллоева

магистрант ЮУрГГПУ

г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

Рассматриваются современные образовательные технологии и их вклад в формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.