МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
3. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов//Н.Д.Стрекалова, В.Г.Беляков.-СПб.: НИУ ВШЭ, 2013.-80с.
4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989.-560с.
© Ромасева Ю.А., Абрамов В.И., 2016
УДК 37.01+378.016
М.Б. Садуллоева
магистрант ЮУрГГПУ
г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
Аннотация
В данной статье рассматриваются соотношения понятий «компетенция» и «компетентность» и уточняется содержание этих понятий.
Ключевые слова
Компетенция, компетентность, содержание компетенции, содержание компетентность.
Стремительные обновления во всех сферах жизнедеятельности современного общества, укрепление позиций России в мире связано с расширением и углублением экономических, культурных и социальных связей с зарубежными государствами. Расширяются и возможности, которые перерастают в необходимость общения с носителями иностранных языков. Реальным требованием современности является не только знание, но и умение общаться на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности. И, как следствие, особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием и развитием иноязычной компетенции. Таким современным исследователям как В.В. Сафонова, Ю.А. Артемьева, Т.Н. Астафурова, В.П. Фурманова удалось заложить основу в области структуры и содержания рассматриваемой компетенции для ее описания в рамках профессиональной подготовки специалистов разного профиля.
Актуальность дальнейшего исследования указанной проблемы обусловлена, с одной стороны, разработкой педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих педагогов и, с другой стороны, необходимостью поиска путей интенсификации процессов восприятия, обработки и интерпретации информации для профессиональных целей.
Анализ исследований в области педагогики и методики показал неоднозначность трактовки таких научных понятий, как «компетенция» и «компетентность». Разброс мнений частично можно объяснить иноязычным происхождением терминов, поскольку английское существительное «competence» на русский язык может переводиться и как «компетентность», и как «компетенция».
В русском языке понятие «компетенция» отождествляется с совокупностью юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников внесло изменение в его значение: «компетенция - область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» [2].
Российские ученые достаточно широко трактуют понятие компетентности: с одной стороны, это степень сформированности опыта субъекта, а также правильность реализации соответствующих должностных требований, а с другой стороны, это уровень обучаемости специальным формам профессиональной активности. Неоднозначность определения рассматриваемого понятия обусловлены,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
прежде всего, огромным количеством теоретических подходов исследователей, а также особенностями структуры профессиональной деятельности специалистов разных областей [1].
Тем не менее, необходимо четко представлять, что содержание понятия «компетентность» значительно шире таких понятий, как «знания» или «умения», или «навыки». Кроме того, важно различать и понятия «компетентность» и «компетенция».
Таким образом, в российских реалиях термином «компетенция» обозначают умение использовать все знания, умения, а также персональные качества для успешной профессиональной деятельности, а компетентность связана с уже состоявшимися личностными качествами специалиста. На наш взгляд, наиболее полно сущность понятия «компетентность» отражено в научных трудах А.П. Тряпицыной [3], которая под компетентностью понимает интегральную характеристику личности, характеризующую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта. Другими словами, компетентность - это явная компетенция человека, т. е. заданная форма, наполненная сформированными персональными качествами. Очевиден факт взаимосвязи понятий «компетенция» и «компетентность»: несомненно, компетентность является выраженностью какой-либо компетенции, степень овладения которой и рассматривается в качестве основы для дальнейшего развития компетентности [4].
Исходя из того, что компетентность является совокупностью компетенций и включает в себя знания, умения, навыки и опыт, а также ценностные отношения и определенный уровень образования, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, мы считаем, что целесообразно использовать термин иноязычная компетентность в контексте нашего исследования. Список использованной литературы:
1. Большакова, З.М. Компетенции и компетентность / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24(157). - С. 13-19.
2. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: монография / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 243 с.
3. Радионова, Н.Ф. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина. - СПб., 2005. - С. 130.
4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212htm.
© Садуллоева М.Б.. 2016
УДК 37.01
М.Б. Садуллоева
магистрант ЮУрГГПУ
г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Рассматриваются современные образовательные технологии и их вклад в формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.