прежде всего, огромным количеством теоретических подходов исследователей, а также особенностями структуры профессиональной деятельности специалистов разных областей [1].
Тем не менее, необходимо четко представлять, что содержание понятия «компетентность» значительно шире таких понятий, как «знания» или «умения», или «навыки». Кроме того, важно различать и понятия «компетентность» и «компетенция».
Таким образом, в российских реалиях термином «компетенция» обозначают умение использовать все знания, умения, а также персональные качества для успешной профессиональной деятельности, а компетентность связана с уже состоявшимися личностными качествами специалиста. На наш взгляд, наиболее полно сущность понятия «компетентность» отражено в научных трудах А.П. Тряпицыной [3], которая под компетентностью понимает интегральную характеристику личности, характеризующую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта. Другими словами, компетентность - это явная компетенция человека, т. е. заданная форма, наполненная сформированными персональными качествами. Очевиден факт взаимосвязи понятий «компетенция» и «компетентность»: несомненно, компетентность является выраженностью какой-либо компетенции, степень овладения которой и рассматривается в качестве основы для дальнейшего развития компетентности [4].
Исходя из того, что компетентность является совокупностью компетенций и включает в себя знания, умения, навыки и опыт, а также ценностные отношения и определенный уровень образования, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, мы считаем, что целесообразно использовать термин иноязычная компетентность в контексте нашего исследования. Список использованной литературы:
1. Большакова, З.М. Компетенции и компетентность / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24(157). - С. 13-19.
2. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: монография / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 243 с.
3. Радионова, Н.Ф. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина. - СПб., 2005. - С. 130.
4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212htm.
© Садуллоева М.Б.. 2016
УДК 37.01
М.Б. Садуллоева
магистрант ЮУрГГПУ
г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Рассматриваются современные образовательные технологии и их вклад в формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Рассматривается применение информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в вузе.
Ключевые слова:
метод, образовательная технология, информационные и коммуникативные технологии, игровые технологии, иноязычная коммуникативная компетентность.
Сегодня во всех сферах жизни общества наблюдается процесс усиления интеграции. Поскольку Россия стремится войти в европейское образовательное пространство, то и повышается требования к качеству подготовки студентов всех типов вузов, а педагогических, так как будущие учителя призваны обеспечивать реализацию нового образовательного проекта. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом» [1].
Обязательным условием компетентности специалиста, обеспечивающим его конкурентоспособность, является на сегодняшний день его способность вести профессиональную коммуникацию на иностранном языке. Анализ многочисленных работ ведущих педагогов и психологов позволяет сделать вывод о том, что в основе процесса формирования и развития коммуникативной иноязычной компетенции лежат и традиционные, и инновационные методы и технологии обучения иностранным языкам. Исследования современной российской и зарубежной методической литературы показали, что превалирует применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам, поскольку они, как нельзя лучше, способствуют формированию у студентов коммуникативной компетенции.
С целью формирования коммуникативной компетентности успешно применяется как метод проектов, так и знаково-контекстный метод, известный как форма активного обучения, реализуется через системное использование профессионального контекста, а также постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. В основе данного метода лежит сфера повседневного общения или, иными словами, межкультурная коммуникация в ситуациях повседневного общения.
Широко применение на практических занятиях кейс-метода, который предполагает сначала самостоятельное, а затем совместное ознакомление и обсуждение подготовленного в письменном виде примера кейса. Материалы кейса обеспечивают активизацию всех аспектов речевой деятельности. В основе кейса лежат ситуации из реальной педагогической практики, задача студентов в процессе обсуждения данной проблемы найти альтернативы для ее решения, а затем сравнить с эталонным вариантом.
Модернизация системы высшего образования сделала обучение иностранному языку невозможно без информационно-коммуникационных технологий, создающих благоприятные условия для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков у студентов.
Также на практических занятиях по иностранному языку целесообразно использовать медиа технологии. Например, большое практического значение в развитие коммуникативной компетенции студента имеет организация и проведение виртуальных экскурсий.
Наконец, нельзя забывать об огромном образовательном потенциале Интернета, который создаёт уникальную возможность пользоваться аутентичным материалом и общаться с носителями языка, т. е. он создаёт естественную языковую среду, придавая процессу изучения иностранного языка коммуникативную направленность. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, именно это и является основой сети Интернет. «Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками» [2]. Поскольку на занятиях по иностранному языку в вузе не всегда имеется возможность выхода в Интернет, то в самостоятельной работе студента он имеет большое практическое применение и для подготовки к практическим занятиям, и для общения с носителями языка.
Обучающие возможности игровых технологий велики, поскольку они основываются на моделировании естественной ситуации общения, в том числе и профессионального. Кроме того, наряду с
развитием логического мышления, развиваются коммуникативные и творческие способности студентов, а также они способствуют снятию психологического барьера у большинства студентов.
Таким образом, современные образовательные технологии, включающие в себя информационно -коммуникативные технологии, а также интерактивные методы и формы обучения, позволяют повысить эффективность обучения иностранному языку, а также способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогических вузов. Список использованной литературы:
1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М., 2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под ред. Е.С. Полат. - М., 2003.
© Садуллоева М.Б., 2016
УДК37
Семёнова С. А.
Зам директора по учебной работе Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж. Я. Котина
Белоненко И.В.
Педагог-психолог
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №121 Калининского района Санкт-Петербурга
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Введение
Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по субъектам Российской Федерации, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Деятельность среднего профессионального образования соответствует основным требованиям современного рынка труда - требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.
Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных