МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК-378
Ю.А.Ромасева,
студентка «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск В.И.Абрамов,
студент «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск
СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Аннотация
В данной статье рассматривается пример создания учебного кейса для студентов педагогических вузов. Задания, предложенные в кейсе, направлены на достижение определенных целей. В задании предлагается конкретная ситуация и поставлен вопрос, ответ на который студент должен предложить.
Ключевые слова кейс, кейс-метод, ситуация, педагогическая психология.
Кейс (от англ. Case- случай) представляет собой подробное описание реальных событий, которые происходили в прошлом, и конкретной ситуации, сложившейся в определенных условиях. [3]
Кейс всегда разрабатывается и используется для достижения определенных целей (обучения, исследования). И в этом отличие кейса от обычной истории, которая является простым описанием того, что произошло, без постановки каких-либо целей. [3]
Рассмотрим такое понятие как кейс-метод. Кейс-метод- это метод проведения детального анализа одной конкретной ситуации, который используется для достижения какой-либо цели. [3] В данной статье мы привели пример учебного кейса по педагогической психологии по теме «Способы составления программ индивидуального развития ребенка». Кейс содержит 4 задачи. Каждая задача содержит какую-либо ситуацию. Детально проанализировав предложенную ситуацию, студентам предлагается найти ответ (решение) на поставленный вопрос. Для задачи №1 мы привели пример решения ситуации.
Задача №1
Часть 1: Подросток 15 лет, юноша. Увлекается спортом. Отношения с одноклассниками доброжелательные. Учится неплохо, но на уроках ведет себя шумно. Не слушает преподавателя, отвлекается на различные мелочи. Свое будущее хочет связать с технической специальностью.
Часть 2: Николай учится в 9 классе. Семья полная, обеспеченная. С родителями отношения напряженные. О том какую профессию выбрать, Коля не задумывался. Хочет стать металлургом. В то же время халатно относится к предметам, которые ему нужны для специальности - математика, физика. Считает, что уроки проходят скучно и неинтересно.
Вопрос: как построить программу обучения для ученика, чтобы заинтересовать его предметом, замотивировать?
Решение: Так как Николай, хочет для себя выбрать техническую специальность, нужно провести с ним беседу, по поводу выбранной им профессии. Для начала побеседовать о том, что требует профессия с техническим уклоном, к чему готовиться, чего ждать, что нужно знать и т.д. Далее предложить пройти тест на выявление у него технических способностей (задания в тесте не связаны со школьной программой). Оказывается у Николая очень хорошие технические способности, хорошо развито пространственное мышление, ребенок любит заниматься моделированием. Конечно же, учитель должен его похвалить, дать одобрительную оценку. Для него это будет плюсом, он поверит в себя и в свои способности. Можно пригласить его на кружок по физике, где будет происходить изучение физики чуть шире. Это его
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
заинтересует. На самих уроках можно давать ученику задания связанные не только со школьной программой, например с моделированием. Он будет понимать, что учителю интересно то, чем он увлекается. Также можно провести несколько экскурсий, чтобы разнообразить учебный процесс. Таким образом, учитель заинтересует ученика изучать предмет, который он выбрал для своей будущей профессии и поможет ему понять, что данный предмет для него важен. Сделать урок физики для него интересным и занимательным, не только по школьной программе, но и чуть шире, захватывая его интересы.
Также предстоит провести работу с родителями. Объяснить им, что своего ребенка нужно хвалить, поддерживать, чтобы он верил в себя. Всячески помогать ему в его развитии, в его начинаниях. Поддерживать и одобрять его выбор.
Задача №2
Часть 1: Татьяна одаренная девочка. Интересуется предметами естественно - научного цикла. В будущем хочет стать инженером. К урокам подходит ответственно. Отношения с классом напряженные.
Часть 2: Девочке 14 лет. Очень одаренный ребенок в области физико - математических наук. Ей поддаются задачки повышенной сложности, которые не могут решать ее одноклассники. На любой вопрос у нее всегда есть ответ. В связи с чем, напряженные отношения с классом. Девочку дразнят «выскочкой». Родители считают, что их ребенку скучно учится по той же программе, что и все (что касается предмета -физика). Ей очень легко дается школьная программа по данному предмету. Если не принять определенные меры, то девочка перестанет развиваться, достигать чего-то большего, а будет оставаться на одном уровне, считают родители. К тому же недоброжелательное отношение одноклассников к Татьяне может помешать ей в развитии. Ребенок начнет стесняться своей одаренности.
Вопрос: каким образом учителю составить индивидуальную программу развития одаренного ученика, чтобы не навредить и сохранить дар ребенка, а также улучшить отношения с одноклассниками?
Задача №3
Часть 1: Елена ученица 7 класса. Очень способная девочка, схватывает все налету. На уроках ведет себя спокойно. Слушается учителей. Отношения с одноклассниками напряженные, в связи с тем, что девочка заикается. Соответственно она стесняется выходить к доске, задавать вопросы учителю. Исходя из этого, низкая успеваемость.
Часть 2: До 4 класса развитие девочки протекало нормально. Она была очень общительная, всегда находила общий язык с ребятами. В какой-то момент, у Елены появились проблемы с речью. Девочка начала заикаться. Ее особенность стала сказываться на обучении. Ребенок очень способный и в будущем хочет стать врачом. Лена любит петь. Когда она поет, она не испытывает дискомфорта в речи.
Вопрос: как учителю построить программу обучения девочки так, чтобы она чувствовала себя в классе полноценным ребенком, ну и конечно же, наладить взаимоотношения с классом?
Задача №4
Часть 1: Девочка подросток, 12 лет. Любит учиться, сообразительна, дружелюбна и общительна. Мечта девочки связать свою будущую профессию с естественно - научными предметами. Хочет поступить в ВУЗ с физическим уклоном. Ребенок с ограниченными возможностями развития, девочка плохо ходит. В связи с этим напряженные отношения с одноклассниками.
Часть 2: Олеся воспитывается в полной семье. Родители у нее любящие и заботливые. В силу особенностей развития посещение школы в полной мере невозможно. Но на момент посещения происходят инциденты. На этой почве ребенок начинает замыкаться в себе и считает себя неполноценным.
Вопрос: как учителю построить программу обучения ребенка с ограниченными возможностями, чтобы наладить взаимоотношения с классом?
Список использованной литературы
1. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М.: Педагогика, 1972.-352с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
3. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов//Н.Д.Стрекалова, В.Г.Беляков.-СПб.: НИУ ВШЭ, 2013.-80с.
4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989.-560с.
© Ромасева Ю.А., Абрамов В.И., 2016
УДК 37.01+378.016
М.Б. Садуллоева
магистрант ЮУрГГПУ
г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
Аннотация
В данной статье рассматриваются соотношения понятий «компетенция» и «компетентность» и уточняется содержание этих понятий.
Ключевые слова
Компетенция, компетентность, содержание компетенции, содержание компетентность.
Стремительные обновления во всех сферах жизнедеятельности современного общества, укрепление позиций России в мире связано с расширением и углублением экономических, культурных и социальных связей с зарубежными государствами. Расширяются и возможности, которые перерастают в необходимость общения с носителями иностранных языков. Реальным требованием современности является не только знание, но и умение общаться на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности. И, как следствие, особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием и развитием иноязычной компетенции. Таким современным исследователям как В.В. Сафонова, Ю.А. Артемьева, Т.Н. Астафурова, В.П. Фурманова удалось заложить основу в области структуры и содержания рассматриваемой компетенции для ее описания в рамках профессиональной подготовки специалистов разного профиля.
Актуальность дальнейшего исследования указанной проблемы обусловлена, с одной стороны, разработкой педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих педагогов и, с другой стороны, необходимостью поиска путей интенсификации процессов восприятия, обработки и интерпретации информации для профессиональных целей.
Анализ исследований в области педагогики и методики показал неоднозначность трактовки таких научных понятий, как «компетенция» и «компетентность». Разброс мнений частично можно объяснить иноязычным происхождением терминов, поскольку английское существительное «competence» на русский язык может переводиться и как «компетентность», и как «компетенция».
В русском языке понятие «компетенция» отождествляется с совокупностью юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников внесло изменение в его значение: «компетенция - область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» [2].
Российские ученые достаточно широко трактуют понятие компетентности: с одной стороны, это степень сформированности опыта субъекта, а также правильность реализации соответствующих должностных требований, а с другой стороны, это уровень обучаемости специальным формам профессиональной активности. Неоднозначность определения рассматриваемого понятия обусловлены,