ЧИППКРО
УДК 378.091.398
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Горовая О.А.
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования активных методов обучения в системе повышения квалификации в условиях реализации ФГОС. Особое внимание уделено разработке и использованию кейс-метода в ходе профессиональной подготовки.
The article is devoted to the problem of using active methods in the system of improvement of professional skill in the conditions of realization of FSES. The special attention is given to working out and use of a case-method in the process of professional training.
Ключевые слова: активные методы обучения, кейс, кейс-метод, профессиональные умения и навыки, практическая ситуация, проблемная ситуация, решение, анализ, дискуссия.
Active methods of training, case, case-method, professional skills, practical situation, problem situation, the decision, the analysis, discussion.
Универсализация содержания общего образования на современном этапе позволяет достичь его основных целей: общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечить развитие ключевой компетенции - «умение учиться». В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Насколько успешно будет проходить вхождение работников образования в систему ценностей, принятие ими идеологии стандарта, осмысление его сущности, структуры, содержания, играет система повышения квалификации. На современном этапе развития Российского образования в определении целей и содержании нашел свое отражение компетентностный, системно-деятельностный подход. Основными
задачами системы профессионального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта следует назвать те, которые напрямую выходят на идею целостного саморазвития личности профессионала, ее творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей обучающихся как субъектов культуры, исторического процесса, жизненного опыта, жизнетворчества. В связи с этим необходимо откорректировать в своем содержании современные учебные программы и планы курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-практиков, вводить современные образовательные технологии, средства, активные формы и методы организации образовательного процесса. Как отмечает С.Н. Юревич, «использование разнообразных организационных форм и методов при подготовке учителя к профессиональному творчеству обеспечивает его творческую активность в профессиональной деятельности, возможность самореализации, способствует развитию творческих способностей» [4, с. 65].
В качестве основных неоспоримых достоинств активных форм и методов выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сфор-мированность умения перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во мно -гом обусловлена позицией преподавателя, его направленностью на создание личностноориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия со слуша -телями, знанием их реальных возможностей.
В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
I этап.
— Мотивационный, на котором заявляется общий замысел, создается положительный мотивационный настрой.
— Планово-подготовительный: определя-
ются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
II этап.
— Информационно-оперативный: слуша-
тели собирают материал, работают с литературой и другими источниками; преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
III этап.
— Рефлексивно-оценочный, на котором представляются проекты, слушатели участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, в этот момент педагог выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения.
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности слушателей являются:
1) нетрадиционное начало (эпиграф, видеофрагмент);
2) постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
3) использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.;
4) использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей»;
5) элементы-«изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, эпиграммы);
6) реализация индивидуально-дифференцированного подхода к слушателям, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава);
7) игры;
8) выполнение слушателями заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, сюжет видеофильма);
9) контроль знаний и умений в форме теста;
10) использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов.
В последнее время в системе повышения квалификации особенно актуальной становится кейс-метод. Использование кейс-метода в профессиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень развития профессиональных компетентностей педагогов. Необ -ходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность слушатели легко подключают новые знания к уже имеющимся.
На данный момент этому понятию предлагаются разные определения. Анализ научнопедагогической литературы дает основание трактовать кейс как конкретную практическую ситуацию, специально разработанную на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях и актуальную для принятия решения.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода слушатели имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неод -нозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом
- теоретиком, но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин психолого-педагогичес-кого цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения слушателей к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности педагогам приходится сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями, которые возможны в работе с детьми, с их родителями, с сотрудниками и коллегами. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно, однако, кейс-метод дает возможность более успешно решать различные проблемы, встречающиеся в профессиональной деятель -ности.
Таким образом, работа с кейсом дает возможность развивать следующие профессиональные умения и навыки:
1. Аналитические (классифицировать, выделять главное и второстепенное, анализировать, мыслить логично и т.п.).
2. Практические (умение теоретически решать проблемные ситуации необходимые для практической профессиональной деятельности).
3. Творческие умения_(одной логикой, как правило, кейс не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, нельзя найти логическим путем).
4. Коммуникативные умения (умения убеждать, вести дискуссию; использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения).
5. Социальные умения (в ходе обсуждения кейса вырабатываются социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль и т.д.).
6. Самоанализ (имея свое мнение необходимо учитывать и анализировать мнение других членов дискуссии).
В системе повышения квалификации преподаватель грамотно направляя дискуссию, может вывести на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.
Разработка и преподавание кейсов - довольно сложная задача, выдвигающая требования вы-
сокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции. Для формирования кейса необходимо учесть следующие условия:
— наличие актуальной, интересной проблемной управленческой и / или педагогической ситуации, требующей разрешения;
— наличие в контексте ситуации загадки, вопроса, противоречия;
— наличие определенной хронологии развития ситуации, фиксирующей ее временные рамки;
— наличие в описании ситуации определенных «живых» элементов: истории, интервью и т. п.;
— описание ситуации неформальным языком [1, 2].
Кейсы могут быть представлены в печатном виде, мультимедийном, либо слушателям может быть предложен видео кейс.
Объем кейса может быть различным — от нескольких предложений на одной странице («западно-европейские» кейсы) до множества страниц («американские» кейсы). Однако, следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у слушателей по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Сценарий организации учебных занятий при использовании кейсов может быть следующим:
1. Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место занятия в системе предмета, соотносит содержание кейса с целями и задачами занятия.
2. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит вовлечение слушателей в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
— Введение в ситуацию.
— Описание ситуации.
— Информационный материал.
— Глоссарий.
3. Основной (аналитический) этап.
— Вступительное слово преподавателя.
— Распределение слушателей по группам (4-5 человек в каждой).
— Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
— Первый раунд дискуссии — обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
— Второй раунд дискуссии — представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений. К признакам хорошего обсуждения кейса можно отнести следующие:
— Чем меньше говорит преподаватель, тем лучше.
— Активность участников.
— Количество вопросов, заданных участниками.
— Энергичность ведущего.
— Активность дискуссии.
— Позитивная атмосфера.
— Обоснованность вывода по кейсу.
4. Итоговый этап.
— Заключительная презентация результатов аналитической работы (у слушателей появляется возможность узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).
— Обобщающее выступление преподавателя — анализ ситуации.
— Оценивание. При оценке необходимо учитывать: органичность решения проблемы, способ подачи материала, доступность презен-
тации, оригинальность решения и представления результатов.
Таким образом, особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей, и исследовательской. Деятель -ность преподавателя предполагает, во-первых, сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Во-вторых, включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и слушатель постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей развития ключевых компетентностей в системе повышения квалификации.
В заключение статьи предлагаются варианты кейсов, которые могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (таблицы 1-2).
Таблица 1
Образовательный кейс № 1
1. Название кейса Организация групповой работы на уроке в начальной школе.
2. Тип кейса Учебный, структурированный мини-кейс, прикладное упражнение (ситуативная задача), сюжетный.
3. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями.
4. Введение Наиболее эффективным средством формирования коммуникативных УУД является учебное сотрудничество, одна из форм которого — групповая работа. От того, как она будет организована, зависит достижение планируемых результатов.
5. Основная часть На уроке открытия нового способа действия, учителю необходимо было организовать учебную деятельность обучающихся в форме групповой работы. Учащимся должны были разделиться на несколько групп. Одна
ученица стала выражать недовольство, сказав, что она не будет пересаживаться за другую парту и работать со своими одноклассниками. Объясняя это тем, что она поссорилась с ними на перемене. Учитель в резкой форме сделала ей замечание, обвинила в том, что девочка срывает урок, и сама присоединила ее к группе учащихся.
6. Заключение Девочка не стала сопротивляться, но при этом демонстративно отвернулась от других детей и со слезами на глазах просидела до конца урока, не принимая участия в обсуждении проблемы.
7. Задания группам Какие коммуникативные УУД учитель планировал формировать, используя групповую форму организации учебной деятельности детей? Какими коммуникативными компетенциями не владеет сам учитель? Какой альтернативный вариант решения проблемы можете предложить Вы? Перечислите основные принципы организации групповой работы на уроке в начальной школе.
Таблица 2
Образовательный кейс № 2
1. Название кейса Формирование регулятивных УУД на начальной ступени образования
2. Тип кейса Учебный, структурированный мини-кейс, прикладное упражнение (ситуативная задача), сюжетный
3. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями
4. Введение УМК «Гармония» Учебный предмет «Русский язык» Тема урока «Работа ь» Этап урока «Постановка учебной задачи»
5. Основная часть Слова на доске и на карточках у детей. П...льто, в...р...бьи, к...ньки, с...л...вьи, м...рковь, м...двежьи, пом...щь. У. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм. У. Выпишите слова в два столбика. Проверка. У. По каким признакам распределили слова? Д. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком У. Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова) У. Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова) У. О чем задумались во время работы? С какой проблемой столкнулись? Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. Д. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
У. Мы видим, что мнения ваши разошлись. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока.
6. Задания группам Проанализируйте предложенный фрагмент урока. Какие регулятивные УУД формирует учитель у обучающихся? Какие для этого он использует методы, приемы, формы организации учебной деятельности младших школьников? Какие еще УУД могут формироваться у учащихся на данном этапе урока ?
Литература
1. Андриади, И.П. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя / И.П. Андриада, С.Ю. Темина // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3. - С. 2-4.
2. Качалина, Е.Б. Использование кейс метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа / Е.Б. Качалина // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. -С. 110 - 117.
3. Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса / Е.А. Михайлова // Маркетинг. - 1999. - № 5. - С.113-120; № 6. -С. 117-123.
4. Юревич, С.Н. Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации [Текст] / С.Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Прон-то», 2011. - № 1(6). - С. 64.