УДК 81
Ю. В. МАССАЛЬСКАЯ, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (г. Уфа)
J. V. MASSALSKAYA, docent of Foreign and Russian languages Department of Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Ufa)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
USING OF CASE METHOD IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE
COMPETENCE
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования кейс-технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. В работе рассмотрена суть кейс-метода и основные этапы работы с ним.
Ключевые слова: кейс-метод, проблемная ситуация, интерактивный метод обучения.
Annotation. The article deals with the use of case-based technologies in the formation of foreign language communicative competence. The article considers the essence of case-method and the main stages of working with it.
Keywords: case method, problem situation, an interactive method of teaching.
Кейс-метод - это метод направленный, не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала.
Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес обучении во всем мире и продолжает завоевывать новых сторонников [1].
Кейс-технология основана на решении конкретных проблем, задач. Она относится к интерактивным методам обучения, что позволяет взаимодействовать всем обучающимся и педагогам. Кейс-метод или кейс-технологии -обучение на примере конкретных слу-
чаев - традиционно считается одним из эффективных развивающих способов обучения навыкам решения типичных проблем.
Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
- первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями;
- второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут воздействовать на решение проблемы той или иной ситуации;
- третий этап - предложение концепций или тем для «мозговой атаки». Термин «мозговая атака» был предложен в конце 30-х гг. А. Осборном как групповой метод решения проблем. К концу ХХ ст. она приобрела особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как некоторое вкрапление в процесс деятельности с целью усиления ее продуктивности [3].
>
<ч а а
о о
о «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1 £
а «
S
В кейс-методе мозговая атака применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучаемых [4]. В этом смысле она представляется не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая ее роль не исключена, а как своеобразный запал к познавательной активности.
- четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения;
- пятый этап - решение кейса -предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Принцип кейс-метода заключается в инициировании самостоятельного изучения ситуаций обучаемыми, формировании их собственного видения проблем и их решения, выработке умения обсуждать ситуацию со своими коллегами. Для всего этого
^ необходимо наличие у курсантов навы-^ ков самостоятельной работы и доста-> точно высокий уровень знаний и уме-^ ний.
Л Кейсы на занятиях иностранного
У языка могут быть использованы при завершении работы над изучением темы, § предоставляя курсантам возможность ^ использовать лексико-грамматический I материал в своей речи. При проведении § кейс-метода обучаемые должны делать § аннотации материалов на иностранном Ц языке, уметь реферировать тексты, вы-§ ступать с презентациями своих предло-| жений, должны уметь защищать свое ^ мнение и находить варианты решения ^ проблемы, применяя иностранный язык. ¡1 Таким образом, при использова-
^ нии кейс-метода в изучении иностран-^ ного языка у обучаемых: ^ - повышается уровень знания
^ иностранного языка в целом (использование терминов, фразеологизмов, идиом ^ и т. д. и их понимание более эффектив-
но, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать);
- развивается творческое мышление, заставляя думать на языке;
- развиваются навыки проведения презентаций (умение публично представить свою работу на иностранном языке; умение вести дискуссию, формировать вопросы, аргументировать ответы, что способствует развитию речи);
- совершенствуются навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
- развиваются навыки работы в команде.
Необходимо отметить, что метод кейсов предоставляет обучаемым отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучаемых, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию курсантов, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
1. описание реальной проблемной ситуации;
2. альтернативность решения проблемной ситуации;
3. единая цель и коллективная работа по выработке решения;
4. функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
5. эмоциональное напряжение обучаемых.
Сложной задачей для преподавателя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т. е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы аудитории под руководством педагога. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Курсанты (слушатели) должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и преподавателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучаемым рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Курсанты должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. При этом дискуссия занимает центральное
место в кейс-методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития обучаемых.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведе- в| ния занятия. Для этого необходимо еще ^ подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы уча- а щихся, так и для проведения предстоя- ® щего занятия. ^
Вторая фаза включает в себя дея- ^ тельность преподавателя в аудитории, ¡^ где он выступает со вступительным и | заключительным словом, организует ц малые группы и дискуссию, поддержи- а вает деловой настрой на уроке, оцени- и вает вклад учеников в анализ ® ситуации [2]. §
При открытии дискуссии нужно ^ помнить, что каждое занятие имеет свое а начало и свой конец. Начало дискуссии а
- это, возможно, единственный момент,
> <ч
и
£ о
когда ситуация полностью находится в ^ руках преподавателя. И поэтому этим нужно воспользоваться наилучшим об- ^ разом. Ведь от того, как начнется обсу- ^ ждение, в большой мере будет зависеть а общий тон, интерес и направленность | всех занятий. ^
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспе-
чивать соблюдение личностных прав обучаемого.
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и курсант здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
* * * ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадуллина Э. Ф. Кейс-метод на уроках английского языка // Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования: материалы международной научно-практической конференции: 1-30 июня 2010 г. е8ри.ги>НЬ/еНЬ/Ва1а/Соп1еп1/129219456245212524/.
2. Смелкова О. Н. Мастер-класс «Использование кейс-метода на уроках иностранного языка». Интерактивный научно-методический журнал // www.tea4er.ru/home/vulume6.
3. Храмович Ю. Н., Грекова Н. В. Применение кейс-технологий в обучении иностранным языкам. elib.bsu.by>handle/123456789/25923.
4. Щетинина Н. Ю. Использование кейс-технологии на уроках английского языка // www.insportal.ru/.
© Массальская Ю. В.
>
<ч а а
и и
8'
а §
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
и