Научная статья на тему 'Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода'

Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна

В статье обосновываются возможности кейс-метода в активизации познавательной деятельности слушателей в рамках курсов повышения квалификации. Представлены содержательная, структурная и функциональная характеристики учебных кейсов, рекомендуемых для использования преподавателями в системе дополнительного профессионального образования. Аргументировано влияние использования кейс-метода на развитие аналитических, практических, творческих и социальных компетентностей. В статье показаны преимущества метода кейсов в развитии способностей слушателей проводить самоанализ своей деятельности: формировать критерии оценивания, разбираться в проблемных вопросах, проявлять оригинальность и творческий подход к решению проблем, применять знания для решения задач во вновь возникших ситуациях. Представлена система работы по использованию кейс-метода на примере учебного занятия «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося», в осуществлении совместной деятельности которой выделены и охарактеризованы функции преподавателя и слушателей в рамках профессионального дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of students'' activity in training sessions in the system of additional professional education using the case-method

The article substantiates the possibilities of the case-method in activation of cognitive activity of students within the framework of advanced training courses. A substantial, structural and functional characteristics of the training cases are presented, recommended for use by teachers in the system of additional professional education. The influence of using the case-method on the development of analytical, practical, creative and social competencies is argued. The article shows the advantages of the case method in developing the abilities of students to conduct self-analysis of their activities: to formulate evaluation criteria, to understand problematic issues, to show originality and creativity in solving problems, to apply knowledge for solve problems in newly emerged situations. The work system of use of the case-method is exemplified by the example of the training session "Values" of the Spiritual and Moral Development of the Learner". In this training session activity the functions of the teacher and students in the framework of professional additional education were singled out and characterized.

Текст научной работы на тему «Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода»

содшсл.

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода

О. Б. Пяткова

Activation of students' activity in training sessions in the system of additional professional education using the case-method

O. B. Pyatkova

Аннотация. В статье обосновываются возможности кейс-метода в активизации познавательной деятельности слушателей в рамках курсов повышения квалификации. Представлены содержательная, структурная и функциональная характеристики учебных кейсов, рекомендуемых для использования преподавателями в системе дополнительного профессионального образования. Аргументировано влияние использования кейс-метода на развитие аналитических, практических, творческих и социальных компетентностей.

В статье показаны преимущества метода кейсов в развитии способностей слушателей проводить самоанализ своей деятельности: формировать критерии оценивания, разбираться в проблемных вопросах, проявлять оригинальность и творческий подход к решению проблем, применять знания для решения задач во вновь возникших ситуациях. Представлена система работы по использованию кейс-метода на примере учебного занятия «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося», в осуществлении совместной деятельности которой выделены и охарактеризованы функции преподавателя и слушателей в рамках профессионального дополнительного образования.

Abstract. Activation of students' activity in training sessions in the system of additional professional education using the case-method.

Ключевые слова: педагог, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, профессиональная компетентность, мотивация, метод активного

обучения, кейс-метод, профессиональные умения и навыки.

Keywords: teacher, advanced training, additional professional education, professional competence, motivation, active teaching method, case-method, professional skills.

Высокого профессионализма в сфере образовательной деятельности может достичь только компетентный педагог. В научной литературе под определением «профессиональная компетентность» понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений [1]. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников, являющаяся обязательным условием профессиональной деятельности педагога, предоставляет необходимые условия для оказания поддержки и помощи педагогам образовательных организаций в освоении ими современных продуктивных способов достижения качества образования «посредством роста уровня профессионализма педагогов, готовности педагогов к постоянному профессиональному росту» [2]. Разнообразие форм повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования увеличивает спектр предоставляемых образовательных услуг, что дает возможность педагогическим работникам разработать собственную образовательную траекторию, в основе которой лежит саморазвитие, реализуемое на уровнях: инди-

видуальном (развитие личной профессиональной психолого-педагогической компетентности); групповом (партнерские отношения и сотрудничество); организационном (повышение квалификации).

Федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональный стандарт педагогических работников требуют от педагогов грамотного умения организовать активную познавательную деятельность учащихся, осуществлять поиск, усвоение и переработку информации. Следовательно, современные учителя, повышая свою квалификацию, должны быть готовы к освоению новых образовательных технологий посредством инструмента реализации стратегии образования и повышения качества. Педагогический инструментарий представляет собой совокупность форм, методов и приемов активного обучения, средств педагогического взаимодействия участников образовательных отношений. Практика показывает, что именно совокупность педагогических инструментов развивают компетентности и коммуникативные навыки педагогов, создают предпосылки для готовности внедрять их в профессиональную деятельность с помощью результативных форм, методов, приемов и средств обучения являются актуальность, новизна, результативность.

Актуальность определяется важностью, значимостью форм, методов, приемов и средств обучения для решения имеющихся проблем, возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей. Чем более широкий круг насущных проблем он помогает устранить, тем выше актуальность для пользователей.

Новизна всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обуславливается известностью, распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение с уже имеющимися образцами.

Результативность означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании [3].

Внедрение современных форм обучения в образовательный процесс возможно только у

замотивированных педагогов. Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Несмотря на то, что проблема формирования у педагогов мотивации к их образовательной деятельности исследуется давно, многие вопросы остаются нерешенными. Данная проблема актуальна, ее решение открывает неограниченный простор для творческих поисков оптимальных методов и приемов обучения с целью формирования мотивации. Низкий уровень мотивации и недостаточная заинтересованность в результатах работы педагогов делают неэффективным использование активных методов обучения, что приводит к снижению качества образования. Освоение теоретического материала чаще всего не подкрепляется самостоятельной учебно-познавательной деятельностью слушателей, следовательно снижается мотивация и происходит поверхностное усвоение учебного материала. Компетентность слушателя напрямую связана и зависит от компетентности преподавателя системы повышения квалификации, следовательно, качество образования при этом во многом зависит от уровня компетентности педагогических кадров образовательных организаций. Поэтому одна из задач курсовой подготовки слушателей - показать, что для достижения эффективности усвоения учебного материала требуется глубоко продуманный дидактический подход к организации обучения, а также использование наиболее результативных форм, методов, приемов и средств обучения. Это будет способствовать кардинальной методической подготовке учителя в постоянно меняющейся системе образования.

У слушателей важно сформировать восприятие того, что по окончании курсовой подготовки им предстоит в дальнейшем расширять и обогащать свои знания самостоятельно в познавательной деятельности, используя все возможности, которые преподаватель демонстрирует в процессе деятельностного обучения. В таком обучении важен его «культурный аспект», главной целью которого идет развитие способностей к изменениям. В рамках дополнительного профессионального образования деятельностное обучение осуществляется через практические занятия, которые соответствуют особенностям личности и специфики обучения

слушателей, позволяют качественно сформировать профессиональные умения. Заданием таких занятий становится определение соответствия активных методов обучения для преобразования профессиональных знаний и навыков слушателей. Максимально приблизить обучение к реальным профессиональным ситуациям и актуализировать опыт через активизацию слушателей возможно с помощью метода проблемно-ситуационного анализа - кейс-метода, представляющего собой экспериментальную проверку новых знаний и их самостоятельное применение на практике. Являясь прообразом широко известного метода решения педагогических задач и ситуаций, внедрение кейс-метода актуально тем, что помимо формирования профессиональной компетентности большое внимание уделяется смене типа мышления, а также умению преобразовывать обширные объемы информации.

Данный метод обучения рассчитан на улучшение навыков и получение опыта в процессах выявления, отбора и решения проблем; понимания значения деталей, представленных в ситуации; анализ и синтез информации; предположений и заключений; оценки альтернативных решений; умения работать в команде. Главным действующим лицом в методе кейсов будет обучаемый.

Целью кейс-метода является разбор практической ситуации, в основе которой лежит прецедент или случай, преднамеренно разработанный по определенным правилам на основе фактов, и принятие практического решения совместными усилиями участниками процесса взаимодействия.

Выбор лучшего решения осуществляется в контексте обозначенной проблемы посредством анализа ситуации и оценки сформированных альтернатив. Способность выработать оптимальное поведение в различных ситуациях, а также системность и эффективность действий -одно из требований к участнику обучения. Когнитивная компетентность педагога будет совершенствоваться в формировании ключевых компетенций, способности синтезировать имеющиеся знания, а также в умении применять их в различных жизненных ситуациях.

По А. Долгорукову, метод кейсов является «продвинутым» активным методом обучения. Он имеет такие преимущества, как:

- возможность работы в группах на едином проблемном поле;

- использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

- использование принципов проблемного обучения;

- возможность получения слушателями не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций;

- возможность создания новых моделей деятельности;

- выработка навыков простейшего обобщения информации [4].

Реализация кейс-метода позволяет оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным в условиях реализации деятельностного подхода к обучению слушателей. В образовательной деятельности применение кейс-метода способствует «осмыслению учителем свою профессиональную деятельность в контексте различных связей» [5], что в конечном итоге приводит к качественным изменениям в профессиональных компетенциях слушателей курсов повышения квалификации. При обучении через действие кейс-задания позволяют слушателям усовершенствовать необходимые профессиональные умения и навыки, помогают научиться активно применять свой воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные педагогические знания, закреплять навыки и элементы творческого подхода к выполнению профессиональных функций.

Преподаватель грамотно и четко структурирует материал, сочетает его с фактическим. Понимание слушателей побуждают проблемные вопросы и задания, а также учебные ситуации, вызывающие необходимость разобраться в неизвестном. Постановкой проблемы в кейсах преподаватель включает слушателей в проблемную ситуацию, которую необходимо рассмотреть с разных сторон и точек зрения. Осмыслив ее, участники процесса взаимодействия ищут оптимальные пути ее решения, что в значительной степени активизирует их познавательную деятельность. Работа с кейсом имеет свои особенности и различные технологические подходы. О значимости и важности такой работы учителя рассмотрено в статье Е. Г. Колико-вой [6]. Поддержанию интереса способствует

постановка вопросов, дающих слушателям возможность проявить свою осведомленность, соотнести теоретические сведения с собственным опытом. Участники процесса взаимодействия активно включаются в поисковую деятельность, усиливающую их внутреннюю мотивацию. В ходе анализа ситуации кейса обучающиеся учатся работать в команде, осуществлять многоаспектный анализ, принимать решения, прогнозировать оценку последствий всевозможных вариантов решений, строить предположения о возможном последующем развитии ситуаций. Также немаловажно слушателям подготовиться к формулировке своих выводов и заключений перед межгрупповой дискуссией. Дополнительным средством для эффективного усвоения способствует раздаточный материал, предлагаемый преподавателем в виде графических таблиц, диаграмм, схем.

Рассмотрим модель учебного кейса на примере изучения раздела «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» темы учебного занятия «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося». Эпиграфом к данному занятию послужат слова Теодора Рузвельта «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». В содержании информационного кейса отображается педагогическая ситуация в форме повествования. Материалы, содержащиеся в кейсе, представляют собой ресурсную базу для решения ситуации в разных аспектах: педагогическом, психологическом и нравственном. Слушатели знакомятся с концепцией духовно-нравственного развития обучающегося, изучают аспекты, содержащие базовые национальные ценности, знакомятся с определением национального воспитательного идеала, рассматривают духовные ориентиры личности. В кейсе раскрывается нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все, что имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Понятие «Воспитание» рассматривается как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося. В информационном кейсе дается классифика-

ция современных и авторских концепций воспитания в свете современной государственной образовательной политики. На этом этапе происходит формирование основных сюжетных линий кейс-задания.

После самостоятельного изучения учебного материала слушатели выявляют основные проблемы, требующие решения. На этом этапе участникам процесса взаимодействия важно понять, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не представляет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

На следующем этапе после изучения информационного кейса слушателям предлагается обсудить вопросы в группах посредством стратегического кейса, содержащего примерные вопросы для обсуждения:

1. Объясните, на основе чего складываются базовые ценности духовно-нравственного развития личности.

2. Охарактеризуйте содержание понятия «воспитание».

3. Докажите взаимосвязь обучения и воспитания в целостном образовательном процессе.

Для подтверждения правильности суждений слушатели разбиваются на группы для работы с исследовательским кейсом.

Участники процесса взаимодействия определяются с концепциями воспитания для решения проблемы. Им необходимо сравнить предложенные современные и авторские концепции воспитания по следующим критериям: понятие «воспитание», цель, основополагающие идеи, содержание воспитательного процесса, механизм воспитания, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Группам дается время для поиска оптимального решения. Заключительным этапом работы с кейсом является межгрупповая дискуссия, в которой обучающиеся представляют свою точку зрения. В процессе обсуждения вырабатывается общее решение.

Кейс-задание можно считать выполненным, «если обучающиеся сумели перейти от идей и общих рассуждений к конкретным инструментам решения обозначенных ранее проблем, понимают, как созданные инструменты могут быть использованы в их практике педагогической деятельности».

Преподаватель на этом занятии выполняет роль и организатора активной познавательной деятельности слушателей, и менеджера образовательного процесса, позволяющего обучающимся самостоятельно осуществлять поиск решения.

Кейс-метод является не только методом активного обучения, но и интерактивным, т. е. направлен на сотрудничество и деловое партнерство.

Он позволяет развивать у слушателей такие компетентности, как:

1. Аналитические: умение выделять необходимую существенную информацию от общей, классифицировать, анализировать, представлять ее; выражать мысли ясно и лаконично.

2. Практические: использование для оптимального решения теории, методов и принципов.

3. Творческие: генерация альтернативных путей решений, не представляющих возможным найти логическим путем. «Личность творческого человека должна характеризоваться стремлением выйти за пределы заданной проблемы и найти оптимальное решение поставленных задач» [7].

4. Коммуникативные: умение грамотно вести дискуссию с использованием наглядного материала и других средств, консолидироваться в группы, защищать и отстаивать точку зрения, убеждать оппонентов.

5. Социальные: умение слушать, а не слышать, оценивать поведение участников ситуаций, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.

6. Самоанализ: осознание и анализ мнения других и своего собственного в процессе несогласия в дискуссии, формирование социальных навыков решения возникающих моральных и этических проблем.

К преимуществам кейс-метода относятся демонстрация теоретической концепции с точки зрения реальных событий, мотивация слушателей на изучение учебного материала, формирование стратегического мышления, активное усвоение знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.

Мы рассмотрели в данной статье эффективность использования на практических занятиях кейс-метода как метода активного обучения,

ориентированного на сотрудничество и деловое партнерство.

Результатом применения кейс-метода кроме знаний является приобретение навыков профессиональной педагогической деятельности, в частности, умения формировать критерии, разбираться в проблемных вопросах, выявлять ошибки, принимать решение, проявлять оригинальность и творческий подход к решению данной проблемы, анализировать, применять знания для решения задач во вновь возникших ситуациях.

Библиографический список:

1. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск : Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. -174 с.

2. Хафизова Н. Ю. Рост уровня профессионализма педагога посредством неформального повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды / Н. Ю. Хафизова, Н. В. Екимова, И. Б. Быкова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - 324 с.

3. Бегашева И. С. Освоение педагогического опыта победителей ПНПО как условие результативности деятельности педагога / И. С. Бегашева // Библиотека журнала «Методист». - 2012. - № 5. -50 с.

4. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Электронный ресурс] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - Т.2. - С. 155-157. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 08.12.2017).

5. Уткина Т. В. Учебные модули - средство повышения качества естественно-научного образования при реализации ФГОС / Т. В. Уткина // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 64-75.

6. Коликова Е. Г. Использование метода фокальных объектов в проектировании моделей одежды / Е. Г. Коликова // Школа и производство. - 2015. - № 7. - 29 с.

7. Шайкина В. Н. Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «творчество» / В. Н. Шайкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2011. - № 13. - 22 с.

References:

1. General and professional pedagogy: a textbook for students studying in the specialty "Professional training" [Obshhaja i professional'naja pedagogika: uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti "Professional'noe obuchenie"], under the editorship of V. D. Simo-nenko, M. V. Retivih. Bryansk: Publishing House of Bryansk State University, 2003, Vol. 1, 174 p.

2. Khafizova N. Yu., Ekimova N. V., Bykova I. B. Increase in the level of professionalism of the teacher through informal professional development in conditions of information and educational environment [Rost urovnja professional-izma pedagoga posredstvom neformal'nogo pov-yshenija kvalifikacii v uslovijah informacionno-obrazovatel'noj sredy], Modern problems of science and education, 2017, No. 5, 324 p.

3. Begasheva I. S. Development of the pedagogical experience of the winners of the PNPO as a condition for the effectiveness of the teacher's activity [Oosvoenie pedagogicheskogo opyta pobeditelej PNPO kak uslovie rezul'tativnosti deja-tel'nosti pedagoga], Library of the journalist "Methodist', 2012, No. 5, 50 p.

4. Pokushalova L. V. Case-study method as a modern technology of professionally-oriented training of students [Metod case-study kak sov-remennaja tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija studentov], Young Scientist, 2011, No. 5, Vol. 2, pp. 155-157 [Web resource], access mode: https://moluch.ru/archive/ 28/3073/ (accessed date: 12/08/2017).

5. Utkina T.V. Educational modules - a means of improving the quality of science education in the implementation of FSES [Uchebnye moduli -sredstvo povyshenija kachestva estestvenno-nauchnogo obrazovanija pri realizacii FGOS], 2013, No. 10, pp. 64-75.

6. Kolikova E. G. Use of the method of focal objects in the design of clothing models [Ispol'zovanie metoda fokal'nyh ob'ektov v proek-tirovanii modelej odezhdy], 2015, No. 7, 29 p.

7. Shaikina V. N. Application of the generalized method of qualitative structures to clarify the concept of "creativity" [Primenenie obobshhennogo metoda kachestvennyh struktur dlja utochnenija ponjatija "tvorchestvo"], Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences, 2011, No. 13. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.