Научная статья на тему 'Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя'

Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / СИТУАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриади Ирина Петровна, Темина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются различные кейс-технологии и важнейшие пути их реализации в педагогическом образовании. Особое внимание уделяется методу конкретных ситуаций и ситуационно-моделирующим играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриади Ирина Петровна, Темина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя»

В статье рассматриваются различные кейс-технологии и важнейшие пути их реализации в педагогическом образовании. Особое внимание уделяется методу конкретных ситуаций и ситуационно-моделирующим играм.

Андриади Ирина Петровна

докт. пед. наук, проф. кафедры теории и истории педагогики МГПУ,

Темина Светлана Юрьевна

канд. пед. наук, доц. кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя

Какие существуют потенциалы и направления реализации кейс-технологий в современном педагогическом образовании?

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, ситуационно-мо-делирующая игра, принятие решений, профессиональная проблема, дискуссия

А Летод конкретных ситуаций (или кейс-метод) на-V Аправлен на развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в какой-либо профессиональной сфере деятельности. Этот метод был разработан преподавателями Гарвардского университета в США в начале XX века, а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в бизнес-образовании.

В педагогике и психологии кейс-метод относят к методам активного обучения. Одним из ярких выразителей идеи активного обучения в XX веке являлся Дж. Дьюи. В соответствии с данной идеей необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие [2]. Наиболее обстоятельно свое воплощение она нашла в Гарвардской школе бизнеса в конце 60-х гг. прошлого столетия. В образовательном процессе была поставлена задача интеграции знаний и практики, для решения которой специально разрабатывались программы обучения преподавателей применению кейс-метода (метода конкретных ситуаций).

В результате проведенных исследований организаторы обучения преподавателей кейс-методу выработали три принципа подготовки педагогов к применению данного метода:

1) преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;

2) ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя ис-

пользовать детали, содержащиеся в описании ситуации;

3) преподавателей необходимо и можно обучить технологии ведения обсуждения [1].

Применение кейс-метода базируется на организации учебных дискуссий, в ходе которых с разных позиций анализируется данная конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации.

В связи с активным взаимодействием преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций кейс-метод можно также причислить к интерактивным методам обучения.

В отечественных вузах и учреждениях системы повышения квалификации кейс-метод применяется приблизительно с конца 80-х гг. XX века. В основном в те годы этот метод использовался при подготовке и переподготовке специалистов экономического профиля, представителей управленческой сферы, юристов. Ключевой задачей применения данного метода являлось обучение студентов принятию профессиональных решений в той или иной области практической деятельности.

В 90-е гг. этот процесс продолжился в практике вузовского и послевузовского образования в основном в преподавании менеджмента, маркетинга, социологии, политологии, юридических дисциплин.

К концу XX - началу XXI столетия кейс-технологии все больше находят свое обоснование и широко внедряются в практику подготовки преподавателей экономических, юридических, психолого-социальных курсов, а также учителей средней школы (преимущественно информатики, естественно-математических дисциплин, экономики). В этот же период начинается более интенсивная разработка отечественных кейсов для обсуждений на семинарских занятиях в ходе учебных дискуссий и в качестве заданий для учащихся дистанционных образовательных курсов.

Следует отметить, что к кейс-технологиям, кроме кейс-метода, относят также ситуационно-моделирую-щие игры, метод дискуссии, ситуационные задачи.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме применения кейс-технологии в образовании, отмечаются такие потенциальные возможности этого метода, как развитие исследовательской активности, воображения, творческих способностей обучающихся, рассматриваются возможности использования метода конкретных ситуаций в дистанционном образовании [3,4,5].

Одним из важнейших дидактических преимуществ кейс-метода является реализация принципа индивидуализации обучения в процессе групповой дискуссии. Студенты в ходе обсуждения кейса выска-

зывают собственное мнение, дают оценку предпринятым по решению проблемы действиям, прогнозируют в соответствии со сложившимися у них теоретическими представлениями дальнейший ход развития ситуации. Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу. Обсуждение кейсов в разных студенческих аудиториях позволяет педагогу по-новому взглянуть на ранее рассматриваемые проблемы, непосредственно связывает его с реальностью, профессиональной практикой.

Однако внедрение кейс-метода в образовательную практику не лишено определенных трудностей и проблем, связанных с отсутствием четких критериев и опыта разработки кейсов, явно недостаточным числом готовых кейсов по педагогической тематике, отсутствием специальной подготовки к применению кейс-технологий.

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых особое значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. Несомненно, что к такого рода деятельности относится профессия учителя, однако, до настоящего времени в России крайне мало использовались кейс-технологии в педагогическом образовании.

Суть кейс-метода состоит в анализе на практических занятиях специально разработанных профессиональных ситуаций, поиска путей и способов их разрешения, оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель, при групповой форме работы руководство процессом делегируется лидеру группы.

В процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют всю имеющуюся у них информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них психолого-педагогических знаний предлагают возможные пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта.

Таким образом, в процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения и навыки, они учатся работать с информацией, принимать профессиональные решения. Следует также заметить, что одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов.

Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагогов могут быть реализованы в образовательном процессе в следующих направлениях:

Применение специально разработанных педагогических кейсов (учебных кейсов) для обсуждения на практических занятиях с целью развития у будущих учителей сензитивности (чувствительности) к профессиональным проблемам, способностей к их идентификации, выявлению причин возникновения и принятию обоснованных, конструктивных решений.

Использование учебного кейса как средства связи теории с практикой, дающего возможность актуализировать психолого-педагогические знания, объяснить на их основе решения и действия учителей, учащихся, обосновать собственные предложения по разрешению проблемы.

Использование описаний конкретных проблемных ситуаций, данных студентами-практикантами (кей-сов-самоописаний) для анализа и оценки уровня их подготовки к принятию решений в педагогической деятельности.

Применение кейса-самоописания как средства выражения студентом актуальных для него проблем, возникших в ходе педагогической практики, проработка этих проблем с ним в целях оказания ему педагогической поддержки.

Применение разработанных студентами кейсов для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения аналогичных проблем у других практикантов, развитие у них педагогического мышления.

Разработка на основе кейсов имитационно-моде-лирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений в данной ситуации, осуществление тренинга по формированию необходимых умений и навыков.

Реализация первого направления способствует осознанию учителями возникающих в их практической деятельности проблем, формированию у них умений анализировать данные проблемы и принимать осознанные решения. Наибольшую трудность представляет сама разработка педагогических кейсов на основе реальных описаний учителями или другими участниками проблемных ситуаций. Различного рода описания произошедших в педагогической практике случаев можно сегодня найти в Интернет-форумах учителей, на образовательных сайтах. Данные примеры возникших конфликтов и проблем в педагогической сфере иногда называют кейсами, однако, к кейсам в их исходном значении, они имеют весьма отдаленное отношение. Кейс должен представлять собой подробное изложение событий, с перечислением различных деталей произошедшего, характеристиками субъектов ситуации, сложившихся между ними отношений до возникновения инцидента. При обсуждении учебных кейсов необходимо рассматривать

различные варианты развития события, не должно быть единственно верного решения, поэтому в самом его содержании должны быть заложены неоднозначность, неопределенность, сомнения, риски.

Учебные кейсы можно использовать в качестве примеров, иллюстраций действия педагогических закономерностей, той или иной степени реализации принципов, идей, использования определенных приемов, методов в профессиональной деятельности, совершения учителем тех или иных ошибок и т.д. В этом случае кейсы позволяют осуществить столь необходимую и далеко не всегда реальную связь между теорией и практикой.

Кейсы-самоописания также должны удовлетворять определенным условиям: по возможности подробно характеризовать возникшие проблемы, участников, сложившуюся ситуацию, содержать анализ причин возникновения проблем и конфликтов, описания предпринятых действий, их оценку. Очевидно, что составление подобных кейсов представляет собой сложность для студентов педагогических вузов, поэтому, их необходимо к этому готовить в течение достаточно продолжительного времени. Кейсы-самоописания студентов позволяют преподавателю педагогических дисциплин оценить уровень их подготовленности к решению профессиональных проблем, а также выявить наиболее актуальные для них проблемы и помочь в поиске эффективных решений. Т.к. многие проблемы начинающих учителей являются типичными, то их обсуждение в группе позволяет предупредить возникновение аналогичных проблем у других студентов.

На основе кейсов могут быть разработаны ситуа-ционно-моделирующие игры (ситуационно-ролевые игры). Сценарий и характеристики участников разрабатываются на основе изложения реальной проблемной ситуации, возникшей в педагогической практике. Причем, возможны два варианта проведения ситуационной игры: 1) игра в точности соответствует разработанному сценарию (в этом случае имеет смысл провести 1-2 репетиции игры); 2) используется идея незавершенной ситуации□ Во втором случае первый этап игры реализуется по готовому сценарию, а второй этап студенты реализуют экспромтом и в их задачу входит принятие решения по представленной на первом этапе проблеме. Этот вариант в контексте обучения студентов решению проблем представляется наиболее эффективным.

Ситуационно-моделирующая игра обычно рассчитана на 60-80 мин, количество участников может

варьироваться от 15 до 25 студентов. После проведения игры проводится дискуссия, в ходе которой анализируются действия учителей по разрешению конфликтных педагогических ситуаций, оценивается их эффективность, рассматриваются возможные альтернативы, предпринимаются попытки составления прогнозов развития ситуации. По ходу игры рекомендуется снимать видеосюжеты для проведения более детального и обоснованного последующего обсуждения, тем более, если оно запланировано на следующее занятие. Ситуационно-моделирующие игры являются одним из возможных вариантов применения кейс-технологий в педагогическом образовании.

Таким образом, реализация различных направлений применения кейс-технологий в педагогическом образовании позволяет решить следующие задачи: обеспечить конструктивное взаимодействие педагогической теории и практики;

осуществить подготовку будущих учителей к решению профессиональных проблем и оценить уровень ее эффективности;

содействовать развитию их интеллектуального и творческого потенциала, педагогического мышления.

Представленные потенциалы кейс-технологий не ограничивают их возможности в образовательном процессе. Применение данных технологий стимулирует развитие креативных возможностей как обучающихся, так и самих преподавателей.

Литература

1. Барнс, Л.Б., Кристенсен, К.Р., Хансен, Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): Пер. с англ.СПод ред. А.И.Наумова 0)1.Б. Барнс, К.Р. Кристенсен, Э.Дж. Хансен. - М.: Гардарики, 2000. - С. Ш

2. ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) СДж.Дьюи. - М.: Издательство СЛабиринтЦ 1999.- 192 с.

3. Яковенко Т.В. Кейс-метод в образовательном процессе □ Т.В. Яковенко ^Образование и саморазвитие. - 2008. -№2 (8). - С. 105.

4. Подгребелъная, Н.И., Халилова, Л.А. Кейс-метод как условие формирования исследовательских способностей студентов вуза ПН.И.Подгребельная, Л.А.Халилова. -Наука и школа. -№1. 2008. - С. СВ-Сб.

5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений СЕ.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. К.С. Полат. - М. : Издательский цент САкаде-мияЦ 2006. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.