УДК 378
С.Ю. Темина
ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМНОГО И СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается проблема применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя. Характеризуются различные виды кейс-технологий, обосновывается продуктивность их реализации на основе интеграции системного и ситуационного подходов. Особое внимание уделяется построению интегрированной модели применения кейс-технологий в подготовке будущих учителей.
Ключевые слова: системный подход, ситуационный подход, кейс-метод, кейс-технологии, профессиональная подготовка учителя, интеграция
В соответствии с системным подходом профессиональная подготовка учителя рассматривается как целостный комплекс учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности студентов. Системный подход предусматривает также целостное восприятие субъектов и объектов проблемной ситуации, реализацию комплекса взаимосвязанных научно обоснованных действий по ее разрешению. Соответственно профессиональная подготовка учителя в контексте данного подхода должна осуществляться в процессе преподавания содержательно и организационно взаимосвязанных психолого-педагогических курсов, проведения практическо-творческих занятий и педагогической практики.
Ситуационный подход основывается на учете конкретных условий сложившейся педагогической ситуации в процессе принятия профессиональных решений. Поэтому, базируясь на данном подходе, необходимо обучить студентов анализу педагогических ситуаций, их типологии и рассмотреть проблему выбора наиболее эффективных решений в конкретных условиях. Профессиональная подготовка учителя на основе данного подхода может осуществляться в процессе проведения тренингов по разрешению проблемных педагогических ситуаций, реализации кейс-технологий в учебной аудитории, а также при проведении педагогической практики.
Системный подход позволяет разработать структуру и содержание профессиональной подготовки в целом, а применение ситуационного подхода дает возможность уточнить, конкретизировать их в данных условиях. Интеграция названных подходов направлена на рассмотрение профессиональной подготовки как системы, задан-
ной в данных конкретных условиях. Особое значение интеграция системного и ситуационного подходов имеет в процессе подготовки будущих учителей к принятию решений в проблемных педагогических ситуациях.
Интеграция системного и ситуационного подходов в подготовке учителя к разрешению профессиональных проблем может успешно осуществляться в процессе применения кейс-технологий. В данной статье особое внимание будет уделено данному направлению интеграции рассматриваемых подходов. К кейс-технологиям относят: ситуационно-ролевые игры; решение ситуационных задач; кейс-метод; метод дискуссии и некоторые другие1.
Ситуационно-ролевые игры позволяют моделировать проблемные педагогические ситуации и поиск путей их разрешения будущими учителями. При подготовке сценария игры за основу могут быть взяты реальные проблемные ситуации, взятые из практики работы школьного учителя, а также кейсы, составленные самими студентами. Сам смысл игры способствует тому, что каждый участник стремится к «выигрышу», т.е. выбору наиболее оптимального пути решения проблемы. Перед проведением игры ведущий должен сообщить участникам о правилах ее проведения, дать определенные инструкции. Сценарий должен содержать характеристики участников, конкретных условий, ход игры.
Ситуационно-ролевые игра дает возможность в упрощенной форме создать модель реальной проблемной ситуации и в условиях учебной аудитории рассмотреть различные варианты ее разрешения, провести анализ эффективности принятых решений, проиллюстрировать сложность и многообразие взаимоотношений, в которые
оказываются вовлечены участники. Наблюдения за участниками игры могут дать информацию о свойственным участникам специфическим особенностям в ситуации принятия решения (компетентности, излишней поспешности или напротив, медлительности, нерешительности, склонности к риску и др.). По ходу игры рекомендуется снимать видеосюжеты для проведения более детального и обоснованного последующего обсуждения, тем более, если оно запланировано на следующее занятие. Ситуационно-моделирующие игры являются одним из возможных вариантов применения кейс-технологий в педагогическом образовании.
Метод конкретных ситуаций (или кейс-метод) базируется на ситуационном подходе; его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности. Кейс-метод был разработан в Гарвардском университете (США) в 20-30-х гг. XX века, а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в сфере бизнес-образования. В данный период в области образования известными педагогами-реформаторами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения2. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в ХХ веке являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие. В Гарвардской школе бизнеса к середине прошлого столетия была поставлена задача интеграции знаний и практики, для решения которой и был разработан и использовался кейс-метод. Здесь также разрабатывались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций.
В отечественной системе профессионального образования кейс-метод используется с конца 80-х гг. ХХ века в основном при подготовке и переподготовке специалистов экономического профиля, представителей управленческой сферы. Важнейшей целью применения данного метода являлось обучение студентов принятию профессиональных решений. Данная проблема поднималась в исследованиях в области социологии, менеджмента, психологии управления, к примеру, в работах Ю.Ю. Екатеринославского, Ю.Д. Красовского, Д.А. Поспелова и др.3
В 90-е гг. в практике вузовского и послевузовского образования получили распространение
кейс-технологии, применявшиеся в основном в преподавании менеджмента, маркетинга, социологии, политологии, юридических дисциплин. К концу ХХ - началу XXI столетия кейс-метод внедряется в практику подготовки преподавателей экономических, юридических, психоло-го-социальных курсов, а также учителей средней школы (преимущественно информатики, естественно-математических дисциплин, экономи-ки)4. В этот же период начинается более интенсивная разработка отечественных кейсов для проведения дискуссий на семинарских занятиях и в качестве заданий для учащихся дистанционных образовательных курсов.
Однако в области профессионального педагогического образования кейс-метод до настоящего времени используется явно недостаточно. Поэтому в ходе исследовательской работы была поставлена задача разработать интегрированную модель применения кейс-технологий на основе системного и ситуационного подходов. В данную модель были включены следующие компоненты: составление литературных кейсов, решение кратких ситуационных задач, работа с первичными кейсами, интегрированная кейс-технология.
Составление «литературных кейсов». На семинарских занятиях студенты должны подобрать, изложить и провести анализ конкретных педагогических ситуаций, заимствованных ими из художественной и психолого-педагогической литературы. Эти ситуации не являются в строгом смысле кейсами, однако, они могут подготовить студентов к работе с кейсами, являются пропедевтической деятельностью по составлению и анализу кейсов. На первых занятиях преподаватель обсуждает и приводит примеры ситуаций, описанных в художественной и специальной литературе по педагогической проблематике, затем студенты должны подбирать их самостоятельно. Студентам также дается задание заранее представить преподавателю и членам группы текст-описание педагогической проблемы, а также подготовить вопросы по тексту для проведения дискуссии на учебном занятии. В ходе обсуждения данных ситуаций, проходящего под руководством преподавателя, студенты называют проблемы, которые содержатся в данном тексте, действия, предпринятые учителями, воспитателями, родителями или другими лицами, осуществляющими педагогические функции, по их разрешению, оценивают их эффективность, учатся прогнози-
ровать дальнейший ход развития ситуации, искать альтернативы. Работа с проблемными ситуациями, описанными в художественной или педагогической литературе, повышает интерес и, соответственно, мотивацию к изучению педагогики, развивает интеллектуальные и творческие способности, способности к эмпатии и рефлексии, способствует формированию педагогического мышления, установлению обратной связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Следует также отметить, что при обсуждении «литературных кейсов» поднимаются непосредственно связанные с педагогическими этические проблемы, что способствует развитию аксиологических представлений будущих учителей.
Решение кратких ситуационных задач (мини-кейсы). Мини-кейсы представляют собой краткое описание проблемной ситуации в данной профессиональной сфере, которую предлагается разрешить будущему специалисту. Эти задачи обычно являются достаточно распространенными, типичными для данной профессиональной деятельности, их решение помогает сформировать, во-первых, представления о возможных проблемах, которые могут встретиться в дальнейшем, а, во-вторых, умения и навыки их разрешения. Следует заметить, что такого рода ситуационные задачи отличаются от распространенных в системе профессиональной подготовке учителя учебных педагогических ситуаций5. Приведенные в литературе примеры педагогических ситуаций используются как упражнения, направленные на развитие педагогического мышления, творческих способностей студентов. Обычно они описывают какую-либо нестандартную конфликтную ситуацию, в которую оказался вовлеченным учитель, и задаются вопросом, что должен он предпринять, чтобы выйти из затруднительного положения. Эти ситуации лишены каких-либо подробностей, кратко характеризуют проблему и предполагают оперативное нахождение верного ее решения. Они требуют обычно немедленного, безотлагательного принятия решения, не оставляют времени для размышлений, решение одномоментно, представляет собой перечень первоочередных действий педагога. В отличие от учебных педагогических ситуаций мини-кейсы содержат типичные для современного школьного учителя проблемы, более общие и в то же время основанные на реальных педагогических фактах, требующие размышления, моделирования
своей дальнейшей деятельности по ее разрешению, причем, приветствуется предложение нескольких альтернативных вариантов, с анализом и оценкой каждого из них. У мини-кейсов и учебных педагогических ситуации разные задачи: первые ориентированы на выработку профессиональных умений и навыков по разрешению наиболее часто встречающихся в практике проблем, а вторые - на развитие нестандартного педагогического мышления, креативности учителя.
Работа с «первичными кейсами». Студенты, проходящие впервые педагогическую практику, по предложенным критериям учатся составлять кейсы-самоописания - «первичные кейсы». В ходе практики они фиксируют все актуальные для себя проблемы, предпринимают попытки по их разрешению, а затем описывают одну из них, представляющуюся наиболее значимой. В процессе анализа представленных студентами «первичных кейсов» преподаватель не только комментирует и анализирует выявленные студентами проблемы и способы их разрешения, но и дает советы и рекомендации по совершенствованию структуры и содержания кейсов.
Интегрированная кейс-технология. Интегрированная кейс-технология включает в себя разработку кейсов-самоописаний студентами-прак-тикантами старших курсов, анализ и обсуждение рассмотренных в кейсах проблемных ситуаций в ходе групповой дискуссии, решение и инсценировку кратких ситуационных задач, работу на аудиторных занятиях с готовыми учебными кейсами, проведение ситуационно-моделирующих игр по учебным кейсам.
Студенты составляют кейсы-самоописания в период педагогической практики. Они должны подробно описать ситуацию, в которой возникла значимая, актуальная и неоднозначная проблема. Эта проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т.д. В описании ситуации желательно указывать примерные диалоги с учащимися, действия учителя и реакцию на них учащихся, высказать мнение об эффективности предпринятых действий.
Изложение проблемной ситуации может быть дано в свободной литературной форме, рекомендуется отразить в нем следующие вопросы:
- описание возникшей проблемы (подробная характеристика участников, место возникновения ситуации, действия участников и т.д.);
- что предшествовало возникновению ситуации (события, имеющие отношения к ситуации, инциденты, поводы);
- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в ситуации;
- ситуация глазами ученика и учителя;
- личностная позиция учителя в возникшей ситуации, его реальные цели при взаимодействии с учеником;
- что нового узнал учитель об учениках из ситуации;
- причины возникновения данной проблемы;
- какие задачи ставились учителем для разрешения проблемы;
- какие действия предпринял учитель;
- оценка их успешности;
- какие остались сомнения, вопросы по поводу разрешения данной проблемы;
- прогноз дальнейшего хода развития ситуации;
- другие возможные варианты разрешения ситуации;
- выводы.
Объем кейса - 2-3 печатных листа (формата А4).
При описании проблемной ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.
Работа над кейсом в аудитории предполагает домашнюю подготовку, в процессе которой студенты подробно изучают, анализируют по определенной схеме содержание кейса, отвечают на поставленные в конце описания ситуации вопросы.
В ходе анализа кейсов, проведения дискуссий у студентов происходит актуализация психологопедагогических знаний, они стремятся обосновать принимаемые ими решений, базируясь на педагогических закономерностях и принципах, представлениях о возрастных и личностных особенностях школьников, осуществляют наиболее оптимальный в их понимании выбор из известных им методов и средств учебно-воспитательной деятельности. Студенты используют на практике знания, усвоенные ими из теоретических курсов, тем самым воплощается в жизнь идея Дж. Дьюи соединения знаний и действия. В процессе реализации различных методов работы с кейсами осуществляется уточнение и корректировка полученных студентами из психолого-пе-
дагогических курсов знаний, они становятся более осознанными, студенты глубже понимают сущность как педагогической деятельности в целом, т.к. и содержащихся в ней проблем. В ходе применения теоретических знаний в конкретных условиях данной проблемной ситуации осуществляется интеграция системного и ситуационного подходов, позволяющая достичь существенно более высокого уровня профессиональной педагогической подготовки.
Таким образом, рассмотренные в данной статье кейс-технологии позволяют интегрировать системный и ситуационный подходы в подготовке учителя к профессиональной деятельности.
Примечания
1 Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.; Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании. - СПб.; М.: ВПО, 2000; Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002; Соломин В.П., Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., АбчукВ.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. В.П. Соломина. -СПб.: Питер, 2004. - 240 с.
2 См.: Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) / Пер. с англ. Н.М. Никольской; редакция Ю.С. Рассказова. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 192 с.; Дроздова Н.П. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие / Н.П. Дроздова, Е.Г Ефимова, М.Ф. Колесникова; ред.: Ф.-Й. Кайзер, Г.Г. Богомазов, З.А. Сабаева. - СПб.: Изд-во СПбГУ 2002. - 296 с.
3 Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М.: «Экономика», 1988. - 191 с.; КрасовскийЮ.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 472 с.; Поспелов Д.А. Ситуационное управление: Теория и практика. - М.: Наука, 1986. - 284 с.
4 Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.; Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. - 2001. - J№6. - С. 60-63; Изменения в образо-
вательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии / Под ред. Г.Н. Прозументо-вой. - Томск, 2003; Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Про-зументовой. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 482 с.
5 Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.;
Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М.: Просвещение, 1987. - 142 с.; Педагогические задачи и их решение / Под ред. В. А. Слас-тенина. - Кострома: КГПИ, 1991. - 56 с.; Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания: Учебно-методические материалы / Р.Г. Амосова, Е.А. Леванова, А.И. Мищенко и др. - М.: Прометей, 1991. - 86 с. и др.