Научная статья на тему 'Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза'

Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС / ПРОФЕССИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPREHENSIVE CASE TECHNOLOGY / CASE / PROFESSION / EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Наталья Валерьевна

В статье описывается методика применения комплексной кейс-технологии в курсе физики технического вуза, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the case in the implementation of the integrated case-technologies in teaching physics in technical universities

The article describes the method of use of complex technology case in the course of physics of the technical University is aimed at the formation of professional competence of future engineers of production.

Текст научной работы на тему «Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза»

cation - the new direction of development of the pedagogical theory and practice]// Lichnostno orientirovan-noe obrazovanie: fenomen, koncepciya, tekhnologii [Personally focused education: phenomenon, concept, technologies]: monograph. Volgograd: Peremena. 2000; Sukhorukova L. N. Teoreticheskie osnovy kul'turno is-toricheskogo podhoda k shkol'nomu biologicheskomu obrazovaniyu: avtoref. Diss. Dokt ped. nauk. [Theoretical bases of cultural historical approach to school biological education: Dr Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2001.

6. Bordovskaya N. V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teoriya i me-todologiya proektirovaniya [Humanitarian technologies in high school educational practice: theory and design methodology]: tutorial. Saint-Petersburg: OOO Knizhny dom. 2007. P. 256.

7. Andreyeva N. D. Sovremennye problemy biologicheskogo obrazovaniya v obshcheobrazovatel'noj shkole [Modern problems of biological education at comprehensive school//Methodology and the theory of biological and ecological education in higher education institution and school]: Metodologiya i teoriya biologicheskogo i ehkologicheskogo obrazovaniya v vuze i shkole: sb. materialov IX Vseros. metodolog. seminara 7-10 dekabrya [IX All-Russia omethodologist. seminar on December 7-10, 2009]. Iss. 8, Sanit Petersburg. SPb. : "TESSA" Publ, 2009. P. 10.

УДК 378.147.53

Н. В. Зубова

Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза

В статье описывается методика применения комплексной кейс-технологии в курсе физики технического вуза, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров производства.

The article describes the method of use of complex technology case in the course of physics of the technical University is aimed at the formation of professional competence of future engineers of production.

Ключевые слова: комплексная кейс-технология, кейс, профессия, обучение, компетенция.

Keywords: comprehensive case technology, case, profession, education, competence.

Методика обучения будущих бакалавров инженерного производства опирается на использование комплексной кейс-технологии в образовательном процессе. В его основе лежит создание кейса. Под кейсом мы понимаем педагогический инструмент, который можно рассматривать как сложное событие, интегрирующее в себе комплекс простых событий. Ядром кейс-метода являются описание ситуации и комплекс заданий к нему. В научной литературе такое дидактическое сопровождение метода тоже называют кейсом. Но в данном случае смысл уже не совпадает с переводом термина кейс («case» - случай, событие), применяемого непосредственно к описанию ситуации. Мы в своей работе тоже будем придерживаться данной широкой трактовки термина, рассматривая кейс и как описание ситуации, и как комплекс заданий к нему.

По нашему мнению, процесс создания кейса, обучающего студентов общей физике и способствующего формированию профессиональных компетенций, представляет собой сложную деятельностную систему, осуществляемую в несколько этапов:

1. Анализ содержания специальных дисциплин технических вузов, включающих в себя знания из курса общей физики.

2. Формирование профессионально ориентированной проблемы из курсов специальных дисциплин, определяющей дидактические цели кейса.

3. На основе сформулированной профессионально ориентированной проблемы создание ситуационной задачи или нескольких однотипных задач.

© Зубова Н. В., 2014

4. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте кейса.

5. Сбор учебной и научно-технической информации, относящейся к тезисам программной карты кейса.

6. Разработка наполнения кейса, включающего в себя:

1) описание профессионально ориентированной проблемы и формулировку ситуационной задачи;

2) необходимую для анализа ситуационной задачи информацию;

3) формулировку заданий для организации поэтапной работы студентов по подготовке к решению основной ситуационной задачи;

4) структурирование собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса.

1. Написание текста кейса.

2. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение на протяжении изучения раздела физики в целом.

Методика обучения будущих бакалавров инженерного производства опирается на использование комплексной кейс-технологии в образовательном процессе. Разработанную нами кейс-технологию мы считаем комплексной, так как она обладает сложной структурой. Технология применима при изучении не отдельных вопросов курса физики, а ее тем (разделов) в целом. На отдельных этапах их изучения используются отдельные части кейса, образующие целостную структуру.

Важным условием успешной реализации комплексной кейс-технологии в учебно-познавательной деятельности студентов является этапность в ее организации. Мы предлагаем организовать практические занятия в соответствии с тремя этапами технологии: подготовительным, основным и заключительным.

Подготовительный этап включает в себя работу по осмыслению и созданию кейса. На основном этапе при работе с кейсом реализуются репродуктивный, продуктивный, поисковый и творческий уровни обучения. Данный этап имеет сложную структуру и делится на четыре стадии: информационно-познавательную, расчетно-моделирующую, исследовательскую и творческую. Заключительный этап служит для подведения итогов выполненной исследовательской деятельности и решение основной ситуационной задачи.

Последовательность действий преподавателя и студентов, отображающая ход событий при организации образовательного процесса на различных этапах комплексной кейс-технологии, описывается с помощью технологической карты, представленной в табл. 1.

I этап - подготовительный. Целью этого этапа является определение цели и задач предложенной ситуационной задачи, основанной на профессионально ориентированной проблеме исследования.

Задачи подготовительного этапа:

1. Поиск и ознакомление с учебной и научно-технической литературой.

2. Первичный анализ проблемы исследования.

II этап - основной. Целью этого этапа является определение и корректировка уровня знаний и умений студентов в области исследования физических закономерностей с помощью ситуационной задачи.

Дальнейшая реализация комплексной кейс-технологии сводится к пошаговой работе над ситуацией для разрешения профессионально ориентированной проблемы.

Таблица 1

Технологическая карта

№ этапа/ стадия

Виды деятельности на практических занятиях _на этапе/стадии_

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

2

и н

а д

о п а т о

ю

а

н

л

л е т и

со

о т о г ч о

с

и и я

а у

т и с

2

и н

1. Создание текста кейса и подготовка заданий для его синтеза и анализа.

2. Разработка системы оценивания с учетом формируемых профессиональных компетенций:

а)разработка методического обеспечения для организации самостоятельной работы студентов;

б) определение сроков выполнения задания;

в) выдача студентам домашнего задания;

г) ознакомление студентов с системой оценивания решения заданий кейса;

д) консультация учащихся.

3. Обсуждение основных вопросов ситуационной задачи. Организация группового обсуждения результатов поставленных частных проблем и вопросов ситуационной задачи. Дискуссия

1. Самостоятельное ознакомление студентов с ситуационной задачей, выполнение домашнего задания:

а) внимательное прочтение текста задачи;

б) обращение к материалу лекций и научно-технических учебников, методических пособий;

в) самостоятельный поиск в литературе недостающей информации;

г) анализ и объяснение поставленных проблем.

2. Осмысления ситуационной задачи.

3. Формулировка вопросов и ответов на них. Обсуждение хода мыслей других студентов

1. Ознакомление с текстом ситуационной задачи.

Формулирование вопросов и ответов для понимания сути ситуационной задачи (проблемы).

Изучение научно-технической и учебной литературы для ответа на поставленные вопросы (ПК-2).

2. Осознание сути представленной ситуационной задачи (профессионально-ориентированной проблемы) (ПК-2).

3. Анализ профессионально ориентированной проблемы (ПК-2).

4. Первичная оценка значимости решения ситуационной задачи. Выявление круга неразрешенных вопросов ситуационной задачи и предстоящих разрешению в поэтапной последовательной деятельности при дальнейшем изучении курса физики (ПК-2)

и ц

а у

т и

с д

а н а т о б

а р

я а

а ш о п

I

о н

СО

о н

я а н

л

л е т а

со

а н

т

о

с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н н о и Я а

е

р

о

н и

я и ч а т

и

. к иа

ли ак

ле с

О ч

ое т н

г £ 5 а

щ Ч

ее сч ел

са с ия

ии а

ч И

2 ®

й н

^ о

1. Актуализация (активизация) полученных в результате самостоятельной работы знаний и умений. Организация группового обсуждения результатов поставленных частных проблем и вопросов по решению задач курса физики. Дискуссия. Организация оценки самостоятельной (домашней) работы студентов по определенным критериям. Организация индивидуальной и групповой работы студентов по решению практических задач по теме с целью формирования профессиональных компетенций. Организация групповой работы студентов, заслушивание докладчиков, представляющих собственные решения задач курса физики; анализ представленных решений задач

Участие в общей дискуссии по решению задач курса физики: вопросы, замечания, дополнения, выступления с мест. Обсуждение результатов полученных данных и оценка вклада, внесенного в дискуссию каждым студентом в отдельности по решению задач курса физики.

Индивидуальная и групповая работа студентов, формирование своего трудового вклада в решение поставленных задач, выполнение заданий по требованию преподавателя. Осмысление полученных решений; подготовка докладчиков к представлению собственного решения поставленных задач курса физики, выступление и ответы на вопросы студентов

1.Умение выбирать информацию из различных источников, анализировать и применять ее к решению поставленных задач ( ПК-2).

2. Умение решать логические задачи изучаемого курса физики, анализировать полученные результаты (ПК-1).

3. Умение анализировать частные вопросы ситуационной задачи. Искать на них ответы в литературных источниках (ПК-2)___

1. Умение создавать «физические образы» представленных задач курса (ПК-1).

2. Умение создавать математическую модель решения задач курса физики, осуществлять математические операции и выполнять расчеты имеющихся данных (ПК-1).

3. Умение создавать математические модели объектов, представленных в профессионально-ориентированных проблемах, проводить вычисления величин (ПК-2, ПК-1)_

1. Умение выполнять и анализировать результаты экспериментальной деятельности (ПК-26).

2. Умение формулировать и решать задачи курса физики (ПК-1).

3. Умение планировать и осуществлять исследовательскую деятельность по разрешению частных вопросов ситуационной задачи (ПК-26)

Окончание табл. 1

и

и

ц

а

у

т к

и «

с а

й и

е <и

и V

ц а

а о

з со

и н

л

а '

е «

р

д ч:

а «

н н

а и

т

о

б

а

Р

Реализация метода проектов в малых группах (34 человека) по решению ситуационной задачи. Организация презентаций полученных решений в малых группах (например, деловая игра). Организация общей дискуссии.

Экспертная оценка. Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации

Осмысление темы проекта; поэтапное нахождение теоретических, практических данных, а также выполнение экспериментальных наблюдений для выполнения проекта. Создание презентаций; выступление участников презентаций; задание вопросов по теме. Участие в общей дискуссии: вопросы, выступления с мест; слушание преподавателя, его анализа ситуации; получение оценки и ее осмысление. Осмысление результатов оценки выступления; заслушивание замечаний экспертной комиссии.

Осмысление ситуационной задачи, ее анализ; вопросы преподавателю

1. Умение самостоятельно находить источники информации для поиска ответов на вопросы для решения ситуационной задачи (ПК-2).

2. Умение выбирать необходимую научно-техническую и учебную информацию для разрешения профессионально-ориентированной проблемы (ПК-2).

3. Умение строить математические модели решения ситуационной задачи, выполнять расчеты физических данных (ПК-1).

4. Приобретение навыков работы с имеющимся оборудованием (ПК-26).

5. Умение выполнять прямые и косвенные измерения физических величин и вычислять их погрешности (ПК-26).

6. Умение осуществлять проектную деятельность на основе профессионально-ориентированной проблемы исследования (ПК-26).

7. Приобретение навыков в изготовлении оборудования для выполнения проектной деятельности (ПК-26).

8. Умение оформлять отчеты по проектной деятельности, делать анализ полученных данных исследовательской работы (ПК-26).

9. Умение представлять результаты проектной деятельности на научно-практических конференциях (ПК-2, ПК-1, ПК-26).

10. Умение самостоятельно выполнять проект (ПК-2, ПК-1,ПК-26)_

I? 1

2 1

с?

§ ®

« ¡5

« 3

И Н

Дебрифинг.

Оценивание студентов преподавателем

Извлечение и систематизация знаний (чему научились, какие профессиональные компетенции сформированы). Получение итоговой оценки, выраженной в балльно-рейтин-говой системе, и ее осмысление

1. Умение давать оценку своей выполненной деятельности, объяснять достоинства и недостатки результатов проектной работы (ПК-2, ПК-26).

2. Умение оценивать значимость результатов исследования для профессиональной деятельности инженера производства (ПК-2, ПК-1, ПК-26)_

Задачи основного этапа комплексной кейс-технологии:

1. Определить уровень владения студентами знаниями о технических объектах.

2. Дать студентам базовые знания в области физики.

3. Научить выполнять основные этапы решения разноуровневых задач по физике.

4. Систематизация и обобщение знаний по физике.

5. Развитие умения работать в группах и умения выступать перед аудиторией.

6. Развитие умения реализовывать проектную деятельность, основанную на разрешении профессионально ориентированной проблемы исследования.

Дальнейшая организация обучения, основанная на использовании кейса, предполагает активную работу учащихся, которые получают задания, рассчитанные на индивидуальное и групповое выполнение. В них содержатся задачи вузовского курса физики, тесно связанные с исследуемой проблемой, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров. Здесь происходит поэтапное решение различного вида задач, формирующих отдельные умения, необходимые для решения ситуационной задачи. Каждый вид задач входит в отдельную часть кейса. Разбор различного вида задач способствует разрешению отдельных составляющих проблем (см. табл. 2).

Таблица 2

Виды задач, включенных в отдельные части кейса_

Виды задач Какие формирует умения Части кейса Дидактические результаты решения задач

по способу решения по содержанию задачной ситуации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи-проблемы (качественные задачи) Познаватель-но-практи-ческие Устанавливать при-чинно-следственные связи между явлениями Практический а) Умение анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт; б) усвоение основных теоретических понятий; б) грамотное выражение своих мыслей; в) умение давать качественную оценку в ходе обсуждения особенностей поставленной проблемы; г) умение проводить анализ технического задания и задач на основе изучения технической литературы и патентных источников; д) умение принимать участие в разработке обобщенных вариантов решения проблем, выбирать на основе анализа вариантов оптимальный, прогнозировать последствия решения

Вычислительные Учебно-практические Строить математические модели Обучающий а) Умение отбирать методы математического моделирования; б) умение проводить математический расчет деталей, узлов и модулей средств в соответствии с техническим заданием; в) умение проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе исследований; г) умение количественно оценивать полученные результаты

Экспериментальные Экспериментальные Экспериментальные Научно-ис-следовательский а) Умение проводить мысленный эксперимент; б) умение проводить полный анализ и синтез поставленной проблемы; в) умение проводить наблюдения, составлять описания проводимых исследований

Этот этап мы разделили на отдельные стадии, на каждой из которых происходит последовательное выполнение заданий практического, обучающего и научно-исследовательского частей кейса. Каждая часть кейса способствует разрешению обозначенной профессионально ориентированной проблемы путем решения задач курса физики.

Информационно-познавательная стадия обучения. На начальной стадии, для разрешения проблемной ситуации кейса, мы приступаем к отработке навыка решения познавательно-практических (логических) задач. В их основе лежит частная проблема, сформулированная по материалу, содержащему техническую информацию учебного предмета, и носящая межпредметный характер.

На этой стадии процесс обучения студентов сопровождается использованием практических заданий, отображающих реальность жизненной ситуации и имеющих проблемный характер. Таким образом, решение логических задач продвигает студентов в поиске путей решения ситуационной задачи.

Расчетно-моделирующая стадия обучения. Вычисления в физической теории связаны с постановкой и численным решением задач для различных физических систем. Теория математических моделей физических явлений занимает особое положение и в математике, и в физике, находясь на стыке этих наук.

На этой стадии мы предлагаем включить в образовательный процесс три группы вычислительных задач:

1) задачи с техническим содержанием;

2) задачи с идеализированными объектами, основанные на изучении физических явлений и процессов;

3) задания по составлению задач различных типов, содержащие как идеализированные, так и реальные объекты, требующие для своего решения грамотно построенной математической модели.

На данной стадии студенты приобретают профессионально значимые умения (см. табл. 2) и продвигаются дальше в решении ситуационной задачи.

Исследовательская стадия обучения. На данной стадии мы предлагаем студентам использовать на практике экспериментальные задачи. Этот выбор обусловлен тем, что, согласно федеральным образовательным стандартам, выпускники технических вузов в процессе обучения готовятся к научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности. Этот вид деятельности способствует формированию умений решать профессиональные задачи, связанные с «проведением экспериментов по заданной методике и анализом результатов; проведением измерений и наблюдений, составлением описания проводимых исследований...» [1].

Виды экспериментальных задач на данной стадии нами разделены следующем образом:

1) вычислительные задачи с иллюстрированными изображенными демонстрационными установками или техническими объектами, имитирующими эксперимент (задачи-практикумы);

2) практические задачи с наглядно представленными демонстрационными видеороликами, описывающими физические явления и процессы (исследовательские задачи).

3) учебный физический эксперимент является неотъемлемой, органической частью решения ситуационной задачи (см. табл. 2) и обучения курсу общей физики в вузе.

Творческая стадия обучения. На завершающей стадии применяется научно-исследовательская часть кейса, ориентированная на формирование умений осуществлять исследовательскую деятельность по проекту, выполнение которого подводит студента к решению ситуационной задачи и разрешению профессионально ориентированной проблемы.

В результате организации работы по выполнению исследовательского проекта в составе кейса у студентов формируется умение разрешать профессионально ориентированные проблемы следующих видов:

1) проведение эксперимента по заданной методике и анализ результатов;

2) составление описаний проводимых исследований, сбор данных для составления отчетов;

3) выполнение новых разработок на основании изучения современной научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований;

4) участие в разработке функциональных и структурных схем приборов с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы.

На этой стадии студенты приобретают знания и умения, необходимые для осуществления проектной деятельности, а также навыки исследовательской работы, необходимые для получения качественной и количественной оценки решения ситуационной задачи.

Таким образом, основной этап комплексной кейс-технологии реализует пошаговое прохождение отдельных частей кейса, способствующих развитию умения разрешать профессионально ориентированные проблемы.

III этап - заключительный. Целью заключительного этапа служит подведение итогов творческой проектной работы учащихся.

Дебрифинг - процесс, обратный инструктажу. Его цель - извлечь информацию из анализа занятия, участники должны определить, чему же они научились. Достоинством дебри-финга является установление связи между первоначальными целями и окончательными результатами [2].

Этот этап позволяет студентам оценить значимость полученных результатов исследования, обобщить знания, полученные при решении ситуационной задачи, для возможного дальнейшего решения других подобных профессионально значимых задач в курсе общей физики технического вуза. Такие студенты могут участвовать в тьюторском сопровождении других учащихся вузов и школ с целью осуществления проектной деятельности, основанной на разрешении схожих профессионально ориентированных проблем.

Методика реализации комплексной кейс-технологии при обучении будущих бакалавров производства представлена в виде структурной модели.

Социальные факторы среды: требования работодателей к выпускнику технического вуза, умеющему самостоятельно принимать решения в производственной деятельности

а в т св до

к и н с

е ж

о в з и

ор ру

пк ие им ш ад ра л м в о

с р

у

к

йх ех

ли

еш тр

аа вт

ас д си

ои пм еа рт пн е

ие ед иу

вт тс с

сй ит део тсон

ми ьл

ае зт в тя )е 1д

з °

Я ж § ^

е

~ о

Ср

с

ш щ

— к я

* а

о

_ ю

I— о £ &

£ 8 С к

с р

о т ю ь т

Подходы: компетентностный, технологический

Принципы формирования содержания: научности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности, профессиональной ориентации, проблемности. Принципы структурирования содержания: восхождения от простого к сложному, единство фундаментального и прикладного.

Идея: организовать процесс обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии, реализующей преемственные междисциплинарные связи со специальными курсами

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОИ КОМПОНЕНТ

Цель: формирование профессиональных компетенций учащихся при обучении физике в техническом вузе.

Мотивы: познавательные (самостоятельных поиск различных способов решения ситуационной задачи; обращение к преподавателям специальных дисциплин для получения дополнительных сведений; самостоятельное принятие решений при выполнении задания), социальные (стремление к контактам со студентами и школьниками; поступки, свидетельствующие о понимании студентами долга и ответственности профессиональной деятельности)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ компонент

Содержание кейса

Формируемое преподавателем

Профессионально-ориентированная проблема ^ Ситуационная задача

зе

Части кейса

:

Виды физических заданий

Практическая

Задачи-проблемы (логические)

Обучающая

Научно-исследовательская

Вычислительные (построение модели)

N у

Экспериментальные задачи

Проект, представляющий решение ситуационной задачи

Формируемое студентами

Отчет о проектной деятельности:

- оформление решения задачи исследования (решение ситуационной задачи);

- описание технических объектов, физических процессов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Подготовительный этап

Основной этап включает стадии

Ж

1. Информационно-познавательную

2. Расчетно-моделирующую

3. Исследовательскую

4. Творческую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительный этап

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

1.Уровни сформированно-сти компетенций.

2. Средства диагностики сформированности компетенций.

3. Критерии и показатели сформированности компетенций.

4. Критериально-оценочная шкала

Результаты

1. Изменение отношения к физике и осознание ее роли в будущей профессиональной деятельности.

2. Сформированность отдельных компонентов компетенций, распределение студентов по уровням сформированности компетенций

Структурная модель методики реализации комплексной кейс-технологии при обучении физике студентов технических вузов

Главная задача студента - приобрести умения логически мыслить, строить математические модели, овладевать экспериментальными умениями и знаниями по общему курсу физики по изучаемой теме, добиться осознанности в принятии решений при разрешении профессионально направленных проблем и научиться решать профессионально ориентированные ситуационные задачи, что, в свою очередь, приводит к сформированности профессиональных компетенций.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.

2. Смолянинова О. Г. Информационные технологии и методика CaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000 г. Красноярск, 2000.

Notes

1. The federal state educational standard of higher education/Ministy od science and education of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2010.

2. Smolyaninova O. G. O. G. Informacionnye tekhnologii i metodika SaseStudy v professional'nom obuchenii studentov pedagogicheskogo vuza [Information technologies and CaseStudy technique in a vocational education of students of pedagogical higher education institution]//Works II of the All-Russian scientifically methodical conference "Formation of the XXI century: innovative technologies, diagnostics and management for informatization and a humanization", Krasnoyarsk, May, 2000 Krasnoyarsk, 2000.

УДК 37

Т. Ю. Трефилова

Балльно-рейтинговая система как способ реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании

Важнейшим направлением реформирования среднего профессионального образования является повышение качества образования. В статье рассматривается балльно-рейтинговая система как способ реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании в свете требований новых образовательных стандартов и возможность использования балльно-рейтинговой системы, которая нацелена на качество образования с учетом требований потребителей. Проверка и оценивание «качества образования» - необходимое условие оптимизации процесса обучения, поэтому необходим иной подход к оценке достижений учащихся. Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка, и акцентирует внимание студента по наиболее важным видам деятельности.

The major direction of the reform of vocational education is to improve the quality of education. The article discusses the score-rating system as a way to implement the competency approach in secondary vocational education in the light of the requirements of new educational standards and the use of points-rating system that focuses on quality education to meet the requirements of consumers. Testing and evaluation of the "quality of education" - a necessary condition for optimizing the learning process, therefore, requires a different approach to the assessment of student achievement. Introduction score-rating system makes a more objective assessment of the performance of students in general. It allows us to estimate the total student academic success and give a deeper analysis of learning outcomes, evaluate student performance areas that can not cover the academic assessment and focuses students on the most important activities.

© Трефилова Т. Ю., 2014 144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.