ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES
УДК 340.13
https://doi.Org/10.37493/2409-1030.2023.1.14
А. А. Волков Н. А. Ряснянская
к вопросу об условиях формирования правовой культуры и правосознания современного молодого поколения в российской федерации
В статье проведен анализ условий формирования правовой культуры и правосознания современного молодого поколения. Показаны особенности реализации программ правового просвещения в России. Раскрыты причины нигилизма в российском обществе. Дан анализ правительственных программ. Предложен вариант разработки национальных программ по повышению правовой культуры современного молодого поколения. Обоснована актуальность вопроса о национальном правосознании, определении социально-правовых ценностей в обществе. Показана неразрывная связь с правовым воспитанием личности и вместе с тем - правовым формированием гражданина, что представляет собой непосредственно правоприменительную деятельность. Под правовым воспитанием понимается совместная деятельность государства и общества по передаче накопленных правовых знаний, либерально-демократических идеалов, национальной правовой культуры от одного поколения к другому. Процесс воспитания национального правосознания показано как многогранное явление, определяющее особенности развития правовой культуры в обществе. Правовое воспитание рассмотрено с такими этическими нормами поведения, как внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим Немаловажное значение уделяется так-
же роли правовой пропаганды посредством рекламы, социальных роликов, средств массовой информации. В качестве причин, препятствующих гражданам защищать свои права и свободы, был выделен как низкий уровень правовой культуры общества, так и недоверие властным структурам. При этом особый акцент был сделан на отсутствие знаний у граждан о существующих правозащитных механизмах, и как следствие - неумение отстаивать свои права на законных основаниях. Дано определение процессу воспитания национального правосознания как многогранному явлению, определяющему особенности развития правовой культуры в обществе. Особое внимание уделено процессу глобализации и цифровизации, охвативших все стороны жизни общества и оказывающих непосредственное влияние на мировоззрение социума.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, национальное правосознание, личность, общество, молодежь, ценности, право, гражданин, государство, глобализация, цифровизация.
Для цитирования: Волков А. А., Ряснянская Н. А. К вопросу об условиях формирования правовой культуры и правосознания современного молодого поколения в Российской Федерации // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (1). С. 116-122. DOI: 10.37493/2409-1030.2023.1.14
Alexander A. Volkov Natalia A. Ryasnyanskaya
on the conditions for the formation of legal culture and legal awareness of the modern young generation in the russian federation
In the paper the analysis of the conditions for the formation of legal culture and legal awareness of the modern young generation is carried out. The features of the implementation of legal education programs in Russia are shown. The causes of nihilism in Russian society are revealed. The analysis of government programs is given. A variant of the development of national programs to improve the legal culture of the modern young generation is proposed. The relevance of the issue of national legal consciousness, the definition of socio-legal values in
society is substantiated. The inextricable connection with the legal education of the individual and at the same time - the legal formation of the citizen, which is directly law enforcement activity, is shown. Legal education is understood as the joint activity of the state and society to transfer accumulated legal knowledge, liberal democratic ideals, and national legal culture from one generation to another. The process of education of national legal consciousness is shown as a multifaceted phenomenon that determines the peculiarities of the development of
legal culture in society. Legal education is considered with such ethical standards of behavior as attention to people, willingness to cooperate and friendship, assistance to those in need, respect for others, the role of legal propaganda through advertising, social videos, and mass media is also given great importance. As the reasons preventing citizens from defending their rights and freedoms, both the low level of legal culture of society and distrust of power structures were singled out. At the same time, special emphasis was placed on the lack of knowledge among citizens about the existing human rights mechanisms, and as a result - the inability to defend their rights legally. The definition of the process of education of national legal consciousness is
Правовая культура современного общества в целом и каждого человека в частности формируется под влиянием сложившейся системы исто-рико-правовых ценностей социума, выстраданных веками в ходе войн, революций, гражданских противостояний и достижений населения страны [1]. Поэтому задача старшего поколения заключается в передаче молодежи «целостного национального наследия», а не осколков, полученных в ходе смены политических режимов.
Реальность постсоветского периода развития страны выдвинула на первый план личные интересы индивида, семьи, определив последнее место правосознанию общества. Вместе с тем исследователи Центра социального прогнозирования обратили внимание, что несмотря на выявленные признаки деформации правосознания граждан, во время опроса были выявлены критерии, которые по мнению респондентов, характеризуют правовое государство. В частности - это законопослушность граждан, правовое обеспечение реализации гражданских прав и свобод, доверие населения независимой судебной власти [6].
Очередной социальный опрос, проводимый Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации осенью 2004 г. на предмет соблюдения прав человека в стране, показал, что мнение респондентов начало постепенно изменяться. Официальная статистика показала, что больше половины опрашиваемых заявили о частичном соблюдении прав человека и гражданина в России [7, л.45-58].
В качестве причин, препятствующих гражданам защищать свои права и свободы, был выделен как низкий уровень правовой культуры общества, так и недоверие властным структурам. При этом особый акцент был сделан на отсутствие знаний у граждан о существующих правозащитных механизмах, и как следствие - неумение отстаивать свои права на законных основаниях. Проведенный опрос показал также, что недоверие к государству ассоциировалось у респондентов с низким уровнем правовой культуры самих государственных служащих.
Полученные в ходе проведения социологических опросов данные, позволили правительству не только дать оценку социально-политической
given - as a multifaceted phenomenon that determines the peculiarities of the development of legal culture in society. Special attention is paid to the process of globalization and digitalization, which have covered all aspects of society, and have a direct impact on the worldview of society.
Key words: legal consciousness, legal culture, national legal consciousness, personality, society, youth, values, law, citizen, state, globalization, digitalization.
For citation: Volkov A. A., Ryasnyanskaya N. A. On the conditions for the formation of legal culture and legal awareness of the modern young generation in the Russian Federation // Humanities and law research. 2023. V. 10 (1). P. 116-122 (In Russian). DOI: 10.37493/2409-1030.2023.1.14
обстановке в стране, но и наметить курс на дальнейшие преобразования. Поиск российским государством своей «ниши» на международной арене среди развитых европейских государств в условиях глобализации, идет наряду с определением само идентичности России. Во многом этот процесс определяется кризисом духовности российского общества, переоценкой ценностей, определением новых правовых ориентиров, возрождением утраченного культурно-исторического наследия нации.
Исторически у России сложился свой путь государственного и общественного развития. Важным отличием стало отношение к правам человека больше, как к нравственной категории, а не юридической. Вместе с тем, российский путь развития представлений о правах человека во многом далек от западного подхода индивидуализма. Однако в настоящее время для обеспечения стабильности в обществе и демократического пути развития государства, необходимо выявить факторы, препятствующие процессу формирования в Российской Федерации правовой культуры общества и повышению уровня правосознания [3, л. 228-233]. Вместе с тем перед правительством стоит задача выработать актуальные направления дальнейшей деятельности.
Важным шагом на пути к этому, стала разработка и официальное опубликование в 2011 г «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Соответственно, программный документ ставил ряд задач, а именно:
• поддержать на государственном уровне традиции уважения к закону;
• обеспечить правопорядок в судебной системе;
• преодолеть правовой нигилизм в обществе.
Особое внимание в нем уделялось факторам,
влияющим на формирование правовой культуры населения. В частности, важными факторами в этом процессе определялись характер воспитания и моральный климат в семье, и соответственно, законопослушное поведение родителей. Наряду с воспитанием, законодатель уделили внимание качеству уровня обучения в сфере образования, как фактору, регулирующему уровень правосознания в обществе [2].
Учитывая результаты социологических опросов прошлых лет, в качестве фактора, влияющего на правопонимание граждан, определена понятность, доступность и эффективность законодательства.
Правовое воспитание должно быть неразрывно связано с такими этическими нормами поведения, как внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим и т. д. Особое внимание в документе уделялось обучению подрастающего поколения основам права в образовательных учреждениях [2].
Разработчики данного документа учитывали начавшийся процесс глобализации и цифрови-зации. Поэтому в качестве долгосрочной задачи определялась разработка мер по развитию системы правового просвещения населения. Наряду с этими мерами предусматривалось проведение адвокатами и нотариусами дней бесплатной юридической помощи населению. Соответственно, выработка мер по преодолению недоверия населения властным структурам, начиналась с повышения уровня правовой культуры чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
Рассмотрим подробно «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (2011 г.). В главе I п.1 прописано, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление основ межнационального согласия, может обеспечить только высокий уровень правовой культуры граждан [2]. Вместе с тем она является базисом действующего законодательства и реализации прав и свобод человека и гражданина. Разработанная программа определяла основные направления, принципы и цели внутри политического курса российского правительства в определении пути развития правового просвещения населения страны.
Особое внимание в ней уделялось формированию уровня правовой культуры, путем воспитания чувства уважения к закону, доверия суду, поддержанию правопорядка, что по мнению законодателя, позволило бы преодолеть правовой нигилизм в обществе. Весьма примечателен тот факт, что в документе предусматривалась реализация данной программы с учетом многонационального состава населения, различных социальных групп, и самое главное - подрастающего поколения [5, л. 45-58].
Для реализации данного направления во внутриполитическом курсе правительства, планировалось привлечь все ветви власти, в том числе различные юридические сообщества. При этом оговаривалось, что государственная политика будет проводиться в тесном сотрудничестве со структурами гражданского общества. Со своей стороны, на государственном уровне правительство обещало поддержку, в виде социального партнерства, негосударственным организациям.
Следует отметить признание на правительственном уровне наличие условий, способствующих распространению правового нигилизма. Среди них выделяется:
• несовершенство действующего российского законодательства;
• недоработки в практике применения законодательных норм;
• избирательность в применении определенных норм права;
• слабо развитые институциональные механизмы;
• господство правового нигилизма, подрывающего духовно-нравственные ценности общества;
• неустойчивость социальной сферы, что выражается в проявлении таких негативных социальных явлений, как аморальное поведение граждан различных социальных групп, рост преступности, в том числе на бытой почве, игнорирование действующей правовой системы.
На втором месте законодателем было определено качество воспитания и обучения в образовательных организациях (от дошкольных до ВУЗа), на которое возлагалась обязанность сформировать правосознание у молодого поколения на общественном уровне.
Особую актуальность в последнее время приобретает вопрос о национальном правосознании, определении социально-правовых ценностей в обществе. Этот процесс неразрывно связан с правовым воспитанием личности и вместе с тем -правовым формированием гражданина, что представляет собой непосредственно правоприменительную деятельность.
Итак, под правовым воспитанием понимается совместная деятельность государства и общества по передаче накопленных правовых знаний, либерально-демократических идеалов, национальной правовой культуры от одного поколения к другому. При этом не существует социальных и возрастных ограничений в повышении уровня правовой культуры и правосознания населения. Процесс воспитания национального правосознания - это многогранное явление, определяющее особенности развития правовой культуры в обществе.
Опыт западноевропейских государств показал, что воспитание национального правосознания во многом зависит от правового воспитания личности с учетом социально-экономической и политической обстановки в стране, уровню исторического самосознания личности, отношения к религиозному и традиционно-культурному наследию своей родины, готовности принять новое, сохранив при этом свое национальное самосознание. Следует отметить, что в процессе правового воспитания населения, важную роль играет степень доверия властно-государствен-
ным структурам, уровень правовой защиты человека и гражданина, эффективное функционирование правозащитных механизмов. Именно это позволит стимулировать правовую активность населения, подразумевающую инициативность индивида, его заинтересованность, способность юридически грамотно обосновывать свою позицию по тому или иному вопросу, имеющему общественно важное значение.
Если рассматривать цель правового воспитания в широком смысле, то в этом случае акцент будет сделан на процесс социализации человека, включающий в себя восприятие личностью политико-правовой ситуации в стране и функционирование правозащитного механизма на государственном уровне. В отличие от него, в узком смысле подразумевается программа по целенаправленному повышению правовой культуры общества, определения социально-правовых ценностей социума.
В идеале, главной целью правового воспитания, независимо от широкого или узкого смыслового значения, является акцентирование таких качеств личности, как честность, справедливость, законопослушность, сформированность правосознания. При этом сам процесс правового воспитания, выполняет функцию транслирования определенного объема требуемых правовых знаний для полноценного функционирования общественных процессов.
В настоящее время вопросам сохранения и воспитания уважительного отношения к культурно-историческим ценностям в Российской Федерации уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на общественном. Это подразумевает знание культурно-исторического наследия родины, принятие и следование социально-правовым и морально-нравственным ценностям общества, что приобретает все большую актуальность в условиях глобального процесса цифровизации.
Однако, на сегодняшний день российское общество стало «мало читающим». За последние 20 лет библиотеки значительно опустели, так как книгу заменила социальные сети, Internet, ауди-окниги. Но если для старшего поколения аудиок-нига - это вполне допустимый вариант из-за плотного графика работы и состояния здоровья, тем более что свою «языковую подготовку» они уже прошли, то для молодого поколения - это катастрофично [5, л. 45-58].
К сожалению, современную молодежь вполне устраивает краткая информация из Internet. Вместе с тем независимые социальные опросы показали, что более 50 % вчерашних выпускников школ плохо владеют даже школьной программой по литературе, не говоря уже о зарубежной и отечественной классике. В обычном разговоре им тяжело выразить свои мысли, построить
предложение, использовав научную терминологию, а речь многих вообще состоит практически из одних «слов-паразитов». Страшнее всего то, что именно они становятся наиболее «доступной категорией» для экстремистских и террористических организаций, для оппозиционных и радикальных течений. Такому поколению проще «навязать» несуществующие идеалы и «разбить» в их глазах национальное достояние.
Поэтому, как ни парадоксально, но одной из задач XXI в. является возвращение в руки молодого поколения простой книги. Следует отметить, что в этом направлении работают и сами библиотеки, когда устраивают мероприятия, к примеру «Ночь в библиотеке». Конечно же, работы одних библиотек в этом направлении на сегодняшний день недостаточно. Это проблема должна решаться на уровне правительства, так как она касается нации в целом, развития национального правосознания, а также «национального достоинства» молодого поколения.
Одновременно из этой проблемы вытекает следующая, а именно коммуникативная функция законодательных текстов. На практике она регулирует общественные отношения, так как правомерное и неправомерное поведение констатируется благодаря национальному языку. Поднимая вопрос о качественной, отвечающей запросам современного общества, правотворческой и правоприменительной деятельности, необходимо рассмотреть грамотное использование социумом средств национального языка.
Решение данного вопроса будет неразрывно связано с дальнейшим усовершенствованием действующего российского законодательства. Не секрет, что в современном законодательстве имеют место быть формулировки с достаточно сложной и не всегда верной логической связью. Это приводит к нарушению лексической сочетаемости текстов правовых норм. К тому же специального лингвистического толкования требуют юридические термины, которые встречаются в российских кодексах.
Данная проблема актуальна как для практикующих юристов, так и для самих граждан, которые сталкиваются с проблемами при толковании и подготовки обращений по тому или иному вопросу. Это также приводит к недоверию со стороны граждан к действующему законодательству, а у юристов вызывает затруднения при работе с ним, что приводит порой к судебным ошибкам.
Поэтому в вопросе формирования основных компонентов и форм механизма гарантий воспитания национального правосознания, следует рассматривать не только возможности и готовность общества возродить социально-правовые, морально-нравственные и духовные ценности как основу современной правовой культуры, но и признать существующие недоработки в законодательстве, в правозащитных, правоприменительных
и правоохранительных механизмах. При этом следует помнить, что владение национальным языком является гарантом ценностей национального правосознания, эффективности практического применения действующего законодательства, повышением уровня правовой культуры социума.
Проведенное исследование показало, что современное российское общество нуждается в проведении мероприятий в целях повышения уровня национального правосознания и правовой культуры населения. Однако разработка программ должна проходить поэтапно и предусматривать:
• выявление и определение степени влияния противоречий в социальной, политической, культурной среде на мировоззрение социума;
• разработку национального проекта по повышению уровня правовой культуры общества;
• определение финансовых затрат на реализацию национального проекта по повышению уровня национального правосознания российского общества.
Планируя работу в этом направлении следует учесть ряд факторов, повлиявших на деформацию общественного правосознания и появление правового нигилизма в России. На основе этих данных следует проводить разработку программ по преодолению сложившейся ситуации, рассчитанной на разные возрастные и социальные категории населения. Особое внимание следует уделить методики проведения правовой воспитательной работе, начиная с семьи и заканчивая учебными заведениями и предприятиями.
Для получения эффективных результатов при внедрении национального проекта по повышению уровня национального правосознания, следует определить роль государства и степень готовности общества для создания механизма гарантий по определению и защите социально-правовых и духовно-нравственных ценностей на национальном уровне.
В методиках и национальной программе, следует уделить внимание ключевым моментам в работе с определенной социальной группой, а именно:
• выявление категории, склонной к противоправным деяниям и аморальному поведению;
• разработать программу для работы с подобной категорией, с учетом личностных психологических особенностей индивида и причин отклонений от установленной нормы поведения;
• подготовить планы педагогическо-правовой коррекции взглядов личности с учетом причин правовой и морально-нравственной деформации индивида;
• привлечение различных социальных групп к общественно-значимым мероприятиям, позволяющим индивиду почувствовать свою значимость для социума;
• разработка программ по правовому воспитанию и сопровождению семей.
Многочисленные социальные опросы показали, что в группе риска как правило оказываются дети и подростки из неблагополучных семей. К тому же достаточно четкие, а порой непреодолимые «социальные границы» в семьях, детских садах, школах, техникумах, колледжах, вузах, и в самом обществе создают благоприятные условия для антагонизма в социальной среде, порождают деформированное восприятие современных морально-нравственных, духовных и правовых ценностей, и как следствие - правовой нигилизм.
Разрушить эти «социальные границы» на сегодняшний день будет очень сложно, так как с экранов телевизоров, Internet, социальных сетей идет широкая пропаганда и «воспевание» богемной жизни узкого круга «элиты» российского общества, причем нередко далеко не самых их лучших человеческих качеств. К подобной информации каждый отнесется по-разному: один проигнорирует, другой посмеется, а третий «вдохновится на подвиги» противоправного характера ради быстрого достижения «всех земных благ».
Именно поэтому, прежде чем реализовывать какие-либо программы по повышению уровня правовой культуры общества, следует обратить внимание на качество информации, которая находится во всеобщем доступе в обществе. Мировая историческая практика показала, что невозможно говорить о значимости духовно-нравственных и правовых ценностей, тем более добиться их признания обществом как социально-необходимых, если параллельно транслировать во всеобщем доступе «низкопробную» информацию о «национальном смысле жизни» [2].
Важной проблемой на сегодняшний день является также вопрос занятости подрастающего поколения. Чтобы «оторвать» молодежь от современных гаджетов, необходимо им предложить достойную и увлекательную замену. При этом конечно же следует учитывать, что многочисленные кружки и спортивные секции далеко доступны не всем семьям по их оплате. Подобные учреждения нуждаются, прежде всего, в достойной регулярной государственной финансовой поддержке. В дальнейшем, это позволит молодому поколению найти свое место в жизни, научиться доверять властным структурам и уважать действующую государственно-правовую систему.
В качестве элементов правового воспитания можно выделить субъекты, на которые возложена миссия осуществлять данный процесс. К ним можно отнести ученых-теоретиков, преподавателей, органы власти, общественные организации, средства массовой информации. Соответственно объектами правового воспитания выступает индивид, социальные группы (с учетом ряда критериев, к примеру, возрастных) и само общество.
Элементы правового воспитания неразрывно связаны с методами, позволяющими осуществлять данный процесс и формами, раскрывающими внешние особенности данного процесса. Большей мобильностью будет обладать современная система правовых норм, которая во многом определяет специфику национального правового воспитания граждан. Как правило, она предусматривает в определенных случаях использование возможных мер государственного принуждения, определенных средств и методов. В этом случае методы рассматриваются в более широком диапазоне и предусматривают применение психолого-педагогических приемов для продуктивного воздействия на граждан. В том числе используются и более распространенные методы, такие как убеждение и наказание, поощрение и принуждение.
Как правило, система методов правового воспитания неразрывно связана с внешним анализом протекания данного процесса, и в частности -с правовым обучением, включающим процесс накопления, актуализации и трансляции правовых знаний в обществе. Особое внимание в этом случае уделяется роли системы образования, начиная с дошкольных заведений и заканчивая высшими учебными заведениями.
Немаловажное значение уделяется также роли правовой пропаганды посредством рекламы, социальных роликов, средств массовой информации. Большой популярностью пользуются в настоящее время публичные лекции на правовую тематику, консультационные центры бесплатной юридической помощи, телепередачи по типу правового всеобуча и правового ликбеза. Но ключевое значение, безусловно, играет семья, где ребенок впервые получает представления о правилах жизни в обществе, что в дальнейшем ему позволяет самостоятельно осваивать особенности действующей правовой системы в государстве.
В жизни современного общества правовое образование и воспитание представляет собой единый взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс. Но вместе с тем, можно обозначить различие по сфере взаимодействия. Воспитание оказывает непосредственное влияние на морально-нравственную составляющую сознания человека, а обучение - на информационно-аналитические способности. Вместе воспитание и обучение формируют социально-правовые ценности, определяющие содержание национального правосознания.
В эпоху глобализации и цифровизации практически всех сфер жизни общества, в качестве доступной формы правового воспитания, следует рассматривать распространение правовой информации в социальных сетях, в Internet, в поисковых системах. Учитывая различные категории населения, продуктивными безусловно являются встречи, беседы, консультации с юристами, в том числе издание правовой литературы для различных возрастных категорий, баннерная рекламная пропаганда. При этом, конечно же, главный акцент должен быть сделан на Конституцию Российской Федерации - как основополагающий документ, закрепляющий на государственном уровне права и свободы человека и гражданина. Поэтому для получения планируемых результатов в области правового воспитания предусмотрено использование соответствующих методов правового воспитания психолого-педагогического, аксиологического, историко-юридического направления.
Таким образом, ключевые составляющие в правовом воспитании и образовании, являются правовым базисом демократического государства и гражданского общества. Они определяют уровень правосознания и правовой культуры общества, способствуют дальнейшему формированию социально-правовых ценностей с учетом процессов, происходящих в мире.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальной интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2021.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г. // Российская газета. 2011. 14 июля.
3. Пензина Е. В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. №8. С. 228-233.
4. Ряснянская Н. А. Проблемы массового информационного потока в условиях глобализации// Личность, общество, государство в условиях цифровизации: сборник материалов международной научно-практической конференции. -Ставрополь: Параграф, 2020. С. 235-239.
5. Ряснянская Н. А. Формирование правосознания молодежи в современном информационном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Т. 1. Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. С. 177-181.
6. Троян (Фадеева) Н. А. Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 77-85. DOI: 10.21681/2412-8163-2017-3
7. Тарасова С. Ю. Ценности современного российского общества в условиях глобализации // Век глобализации. 2016. Вып. №4(20). С. 45-58.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) (The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Ofitsial'noy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2021. (In Russian).
2. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan: utv. Prezidentom RF 4 maya 2011 g. (Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of development of legal literacy and legal awareness of citizens: approved. By the President of the Russian Federation on May 4, 2011) // Rossiyskaya gazeta. 2011. July 14. (In Russian).
3. Penzina E. V. Fenomen globalizatsii: globalizatsiya i vesternizatsiya (The phenomenon of globalization: globalization and Westernization) // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. No. 8. P. 228-233. (In Russian).
4. Ryasnyanskaya N. A. Problemy massovogo informatsionnogo potoka v usloviyakh globalizatsii (Problems of mass information flow in the conditions of globalization) // Lichnost', obshchestvo, gosudarstvo v usloviyakh tsifrovizatsii: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Stavropol': Paragraf, 2020. P. 235-239. (In Russian).
5. Ryasnyanskaya N. A. Formirovanie pravosoznaniya molodezhi v sovremennom informatsionnom obshchestve (Formation of legal awareness of youth in the modern information society) // Pravosoznanie obuchayushchikhsya v yuridicheskom vuze v usloviyakh informatizatsii rossiyskogo obshchestva: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vol. 1. Stavropol': IP Svetlichnaya S. G., 2020. P. 177-181. (In Russian).
6. Troyan (Fadeeva) N. A. Sovremennyy podkhod i perspektivy razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (Modern approach and prospects for the development of legal literacy and legal awareness of citizens) // Monitoring pravoprimeneniya. 2017. No. 3 (24). P. 77-85. DOI: 10.21681/2412-8163-2017-3 (In Russian).
7. Tarasova S. Yu. Tsennosti sovremennogo rossiyskogo obshchestva v usloviyakh globalizatsii (Values of modern Russian society in the context of globalization) // Vek globalizatsii. 2016. Issue. No. 4(20). P. 45-58. (In Russian).
Сведения об авторах
Волков Александр Александрович - доктор психологических наук, профессор кафедры правовой культуры и защиты прав человека юридического института Северо-Кавказского федерального университета / [email protected] Адрес: д. 1, ул. Пушкина, 355017, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Ряснянская Наталья Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека юридического института Северо-Кавказского федерального университета / [email protected] Адрес: д. 1, ул. Пушкина, 355017, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Information about authors
Alexander A. Volkov - Doctor of Psychology, Professor, Chair of Legal Culture and Human Rights Protection, Law Institute of the North-Caucasus Federal University / [email protected] The address: 1, Pushkin st, 355017, Stavropol, Russian Federation.
Natalia A. Ryasnyanskaya - PhD in History, Associate Professor, Chair of Legal Culture and Human Rights Protection, Law Institute, North-Caucasus Federal University / [email protected] The address: 1, Pushkin st., 355017, Stavropol, Russian Federation.