Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 86-91. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 8. P. 86-91.
Научная статья УДК 34.01
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8.12
Правосознание и правовая культура: сущностные характеристики и проблемы формирования
Дарья Валерьевна Мантузова1, Светлана Иннокентьевна Торохова2, Виктория Владимировна Артамонова3
123Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5695-3199
Аннотация. В статье рассматриваются дефиниции правосознания и правовой культуры, их структура, функции правовой культуры. Правосознание рассматривается как элемент правовой культуры, особая форма сознания и важнейшая характеристика правовой жизни человека и общества. Исследуется влияние правовой культуры и правосознания на различные сферы общественной жизни общества и отдельные социальные группы. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим из-за недостаточного уровня правосознания, существованию его в виде правового нигилизма и правового идеализма. Проводится сопоставление понятий «правовая культура» и «правосознание», анализируются подходы к видам и формам правовой культуры. Акцентируется внимание на видах деформации правосознания: правовой нигилизм и правовой идеализм. Авторы подробно рассматривают формы правового нигилизма молодежи и факторы, препятствующие повышению уровня правовой культуры и правосознания молодого поколения. Проведено исследование, направленное на систематизацию проблем, с которыми сталкивается молодежь при поиске правовой информации среди студентов Института юстиции ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск). Исследование было реализовано с помощью количественного подхода методом анкетирования. Авторами предлагаются рекомендации, которые могут способствовать повышению и поддержанию высокого уровня правосознания населения.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, право, закон, законодательство, правовой нигилизм молодежи, правовой идеализм, государство, политика, молодежь
Для цитирования: Мантузова Д.В., Торохова С.И., Артамонова В.В. Правосознание и правовая культура: сущностные характеристики и проблемы формирования // Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 86-91. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8.12.
Original article
Legal Consciousness and Legal Culture: Essential Characteristics and Problems of Formation
Daria V. Mantuzova1, Svetlana I. Torokhova2, Viktoriia V. Artamonova3
123Baikal State University, Irkutsk, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5695-3199
Abstract. The authors deal with the definitions of legal consciousness and legal culture, their structure and functions of legal culture. Legal consciousness is considered as an element of legal culture, a special form of consciousness and the most important characteristic of the legal life of a person and society. The authors examine the influence of legal culture and legal consciousness on various spheres of public life of society and individual social groups. Particular attention is paid to the problems arising from the insufficient level of legal consciousness, its existence in the form of legal nihilism and legal idealism. The concepts of «legal culture» and «legal consciousness» are compared, approaches to the types and forms of legal culture are analyzed. The attention is focused on the types of legal consciousness deformation: legal nihilism and legal idealism. The authors consider in detail such aspects as the forms of legal nihilism of young people and the factors hindering the increase in the level of legal culture and legal awareness of the younger generation. The study was aimed at systematizing the problems that young people face when searching for legal information. It was conducted among students of the Institute of Justice of Baikal State University (Irkutsk). The study was implemented by means of a quantitative approach using the questionnaire method. The authors offer recommendations that can help increase and maintain a high level of legal consciousness of the population.
© Мантузова Д.В., Торохова С.И., Артамонова В.В., 2022
Keywords: legal consciousness, legal culture, law, legislation, legal nihilism of youth, legal idealism, state, politics, youth
For citation: Mantuzova, D.V., Torokhova, S.I. & Artamonova, V.V. (2022) Legal Consciousness and Legal Culture: Essential Characteristics and Problems of Formation. Theory and Practice of Social Development. (8), 86-91. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.8.12. (In Russian)
В настоящее время очень большое внимание уделяется проблематике правовой культуры и правосознания населения России. Безусловно, данная сфера общественной жизни должна быть исследована, поскольку от уровня правовой культуры напрямую зависит не только уровень безопасности как самого государства и общества в целом, но и будущее страны.
Как человек относится к праву, опирается ли он в своих действиях на нормы права, зависит от его правосознания и правовой культуры. Так как право относится к социальным феноменам, у людей, живущих в одном обществе, складываются определенные представления о нем. Именно они формируют отношение населения к праву, что неизбежно приводит к развитию правосознания.
Л.А. Морозова считает, что правосознание определяется как «совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере»1. Правосознание - одна из важнейших форм общественного сознания. Автор выделяет ряд специфических характеристик правосознания, которые позволяют рассматривать его как самостоятельное явление2:
1) в правосознании находит свое отражение законодательство, юридическая практика, то есть государственно-правовые явления, которые составляют в свою очередь правовую сферу жизни общества;
2) государственно-правовая действительность отражается при помощи различных юридических средств: через правовые обычаи и традиции, правовые категории и концепции, правовые конструкции и пр.;
3) правосознание отражает тенденции развития общественных отношений, что подтверждает способность правосознания прогнозировать изменения правовой действительности;
4) правосознание близко связано с другими формами общественного сознания, особенно с нравственным сознанием. В содержание правовых идей и взглядов входят нравственные ориентиры: принципы гуманизма, справедливости, равенства всех людей и пр.;
5) правосознание оказывает влияние на реформы, социальные процессы, преобразования: оно может как ускорить, так и замедлить эти процессы. Это проявляется в том, что если правосознание населения отстает от социальных потребностей, то большие социальные группы могут не понимать и не поддерживать прогрессивные правовые реформы и преобразования; правосознание определяет, какими должны быть нормы права, соответствует ли действующее законодательство необходимым требованиям.
А.Б. Венгеров рассматривает в своих трудах правосознание как «объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой си-стемы»3.
Если опираться на мнение П. П. Баранова, то правосознание - «система правовых представлений и установок, эмоций и чувств, оценок и идей, в которых отражается отношение граждан как к действующему, так и к желаемому праву»4.
Теория права выделяет структуру правосознания, состоящую из правовой идеологии и правовой психологии. Так, правовая идеология - совокупность правовых идей, концепций, принципов, оценок, выражающих осознанное отношение людей к праву посредством аргументированной критики или одобрения правовой действительности. Правовая идеология является высшим уровнем правосознания, так как она способна активно воздействовать на право и его реализацию, определять, каким должно быть совершенное право и какими средствами и методами обеспечивается его эффективность. Правовая психология состоит из эмоций, ощущений, настроения, требовательности, выражающих личное отношение человека или общественной группы людей в целом к праву, законодательной базе государства и правовой действительности.
По субъективному составу выделяют индивидуальное правосознание, характеризующее отношение к праву отдельного человека, групповое правосознание, то есть представления о
1 Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 344.
2 Там же.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 560.
4 Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 475-494.
праве и законах, формирующиеся в отдельных социальных группах, а также общественное правосознание, которое характерно для того или иного общества в целом.
Особое значение имеет правосознание молодежи. Так, Г. В. Осипов и Л. Н. Москвичев характеризуют молодежь как «социально-демографическую группу, имеющую специфические социальные и психологические черты и характеризующуюся особенностями социального положения»1. Перемены, прогресс, будущее, как правило, ассоциируются именно с молодежью. Быть молодым -значит сталкиваться с трудностями, создавать или изменять пространство для будущего развития; это значит превращать проблемы в возможности, находить всевозможные решения проблем и быть движущей силой общества. В переходном возрасте происходит нравственное становление личности, приобретение опыта - как положительного, так и отрицательного. Дети и молодежь играют важную роль в качестве целевой группы для повышения осведомленности, а образование является одним из самых важных средств развития правосознания. Именно поэтому от роли и места молодежи в обществе зависит развитие страны. Знание права, его уважение и умение пользоваться им при совершении поступков характеризует правовую культуру личности.
В научном сообществе не сложилось единой точки зрения в отношении понятия «правовая культура». Правовая культура очень тесно связана с правосознанием, однако эти два термина не следует отождествлять. Принято считать, что термин «правовая культура» шире термина «правосознание», правосознание в этом аспекте является частью, элементом правовой культуры. Также стоит отметить, что единого определения для понятия «правовая культура» не существует. Различные авторы предлагают свои трактовки, вкладывая в них определенный сущностный аспект.
Например, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов понимают под правовой культурой «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и обществом свобод и прав человека»2.
А.Ф. Черданцев раскрывает данное понятие в широком и узком смысле. Под «правовой культурой» в широком смысле понимается «все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика». В узком смысле правовая культура - это «уровень знания права членами общества и уважительное отношение к нему, высокий престиж права в обществе»3.
Мы считаем, что все рассмотренные определения можно считать правильными. В рамках данной статьи под «правовой культурой» мы будем придерживаться дефиниции, предложенной М.А. Морозовой, так как данное определение, на наш взгляд, более других отражает сущность правовой культуры. Так, следует считать, что правовая культура - это «определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также сознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Также это качественное состояние правовой жизни общества. Оно отличается многоплановостью, многоаспектностью и сложным характером»4.
Важно подчеркнуть, что несмотря на различные мнения, встречающиеся в юридической литературе, правовая культура всегда:
- включает в себя ценностную оценку правовых институтов и отраслей, форм деятельности общества;
- отражает качественное состояние правового уровня жизни страны в целом, поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;
- является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, поэтому право представляет собой социальную ценность, своего рода «юридическое богатство» (как отмечает проф. С.С. Алексеев);
- во многом зависит от нравственности самого общества;
- является и условием, и предпосылкой для формирования правового государства и общества с высоким уровнем правовой культуры.
Многогранность данного понятия находит свое отражение и в существовании различных подходов к видам и формам правовой культуры. Однако в юридической литературе обычно принято выделять такие основные формы как правовая культура личности и правовая культура отдельных социальных групп и общества в целом.
1 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь. М., 2008. С. 265.
2 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. М., 2000. С. 333.
3 Черданцев А.Ф. Теория государства и права : учеб. для вузов. М., 2001. 429 с.
4 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 349.
Правовая культура личности - это «такое свойство личности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения»1. Из этого следует, что лицо, обладающее высоким уровнем правовой культуры, характеризуется определенным уровнем знаний правовых норм и законов, позитивным правосознанием (уважительным отношением к праву), а также своим правомерным поведением. Источниками правовых знаний отдельного лица служат в первую очередь источники массовой информации, собственный опыт и окружающая среда.
Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь зависит от правосознания определенной группы и испытывает прямое влияние принятых в обществе правовых норм и ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений2.
Самостоятельную и одну из важнейших частей групповой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая в свою очередь складывается преимущественно в учебных заведениях.
Данная классификация форм правовой культуры, как нам кажется, прямо отражает ее пластичность в объеме предмета, который она рассматривает. Низкий уровень правовой культуры и правосознания ведет к возникновению многих проблем, которые в дальнейшем могут стать настоящей угрозой как для государства, так и общества в целом. Одной из них является нарушение гражданами закона непосредственно из-за незнания или непонимания уровня ответственности. Знание нормативно-правовых актов позволяет человеку защитить себя и удостовериться в том, что он всегда действует в рамках закона. Законы служат ориентиром, позволяющим распознавать законное и незаконное в сфере права, устанавливают определенные обязанности, невыполнение которых влечет за собой ответственность. Незнание действующего закона не освобождает лицо от наступления ответственности в ситуации с нарушением установленных в нем правил. Поэтому каждый человек должен обладать знанием основополагающих прав и свобод.
Отступление от закона одними лицами из-за плохой осведомленности в области законодательства ставит под угрозу права и свободы других (Бурдоносова, 2018; Шопина и др., 2019). Закон признает всех людей равными, каждому предоставляются равные юридические возможности, что является важнейшим принципом демократии. Нормы права должны одинаково пониматься и исполняться всеми и повсеместно, они направлены на то, чтобы интересы одного лица не противоречили интересам другого. Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом и должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка».
Недостаточный уровень правосознания приводит к тому, что оно существует в деформированном виде. Основными видами подобной деформации является правовой нигилизм, то есть отрицательное, скептическое, неуважительное отношение к праву, закону, убежденность в их бесполезности, восприятие права как наименее эффективного регулятора общественных отношений, и правовой идеализм, выражающийся в переоценке роли и возможностей права в жизни общества.
В нашей стране проблема правового нигилизма приобретает особенно острый характер, что связано с кризисным состоянием российского общества, отсутствием должной правовой культуры (Скрипченко и др., 2014; Корнакова, Корягина, 2016). Нежелание знать нормы права, незаинтересованность граждан в будущем своей страны впоследствии приводят к преднамеренным нарушениям действующих законов, массовому несоблюдению нормативно-правовых предписаний не только гражданами страны, но и государственными органами, ведомственными и должностными лицами.
Особую проблему представляет правовой нигилизм молодежи, вызванный отсутствием должного правового воспитания в семье, школе и других учебных заведениях. Такое некачественное правовое образование приводит к тому, что молодые граждане начинают неуважительно относиться к праву, закону, у них формируется отрицание общественных норм и их игнорирование. Наиболее часто встречающимися формами правового нигилизма молодого поколения является употребление спиртных напитков, наркотических средств, табакокурение, подростковая проституция, вандализм, экстремизм. Так, по данным МВД Российской Федерации, в январе-мае 2022 г. каждое тридцать восьмое (2,6 %) расследованное преступление совершено с
1 Морозова Л.А. Указ. соч.
2 Там же. С. 351.
участием несовершеннолетних лиц1. Юные правонарушители в будущем могут стать опасными преступниками, поэтому решению проблемы правового нигилизма молодежи необходимо уделять особое внимание2 (Корягина, Корнакова, 2016). Базовое понимание законов дает подросткам гораздо больше, чем просто набор правовых знаний: оно предоставляет инструмент для самозащиты и защиту от различных злоупотреблений со стороны других членов общества, может помочь предотвратить совершение многих преступлений.
Молодое поколение постоянно сталкивается со множеством различных проблем при поиске нужной им правовой информации, из-за чего могут возникать препятствия для повышения уровня правосознания и правовой культуры.
В декабре 2021 г. нами было проведено исследование, направленное на систематизацию проблем, с которыми сталкивается молодежь при поиске правовой информации (см. табл. 1). Исследование было реализовано с помощью количественного подхода методом анкетирования. Всего в анкетировании приняло участие 86 испытуемых - студенты очной формы обучения Института юстиции ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск).
Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «С какими проблемами
при поиске правовой информации Вы сталкивались?», в % от числа опрошенных
Варианты ответов Количество ответов, %
Недоступность информации (полный текст НПА не всегда находится в свободном доступе, непонятно, где его искать) 33,0
Большая разветвленность системы права (большое количество законов, подзаконных актов, непонятно, где искать нужную информацию) 42,0
Специфический, сложный для понимания язык 11,0
Противоречия одних законов другим 9,0
Большое количество поправок и изменений 5,0
Всего 100,0
Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно увидеть, что больше всего трудностей студенты испытывают из-за большой разветвленности правовой системы, в которой порой очень сложно ориентироваться и найти нужный правовой документ (42 %). Также большую проблему представляет ограниченный доступ к полным текстам нормативно-правовых актов (33 %), так как даже в интернете не всегда можно найти бесплатный доступ к тому или иному правовому документу.
Меньшие проблемы с поиском правовой информации связаны с пониманием текста нормативно-правовых актов, который написан юридическим языком (11 %), а он в свою очередь является специфическим. Понять текст нормативных документов правильно могут только специалисты, имеющие юридическое образование, но даже у них часто возникают затруднения при трактовке юридических текстов.
Меньше всего проблем возникает с вопросами, связанными с противоречием одних законов другим (9 %) и большим количеством поправок и изменений (5 %). Хоть и в меньшем объеме, но данные проблемы имеют место быть.
Для профилактики правового нигилизма как молодежи, так и всего общества в целом нужно, как нам кажется, проводить различные мероприятия, которые позволят повысить правовую культуру общества. Так, для достижения высокого уровня правосознания общества рекомендовано:
- введение тщательно продуманной правовой пропаганды в СМИ;
- создание свободного общего доступа к нормативно-правовой базе для всех граждан, с помощью единых центров правовой информации, которыми можно будет воспользоваться удалённо через сеть интернет;
- активное вовлечение населения в правотворческую и правоохранительную деятельность;
- правовое воспитание детей и молодежи в учебных заведениях всех уровней;
- определение «правового минимума» - обязательной аттестации на необходимый уровень знания права, которым должен обладать каждый совершеннолетний гражданин независимо от его сферы деятельности;
- проведение различных мероприятий, повышающих интерес граждан к праву, таких как: олимпиады, форумы, фестивали, слеты. В центральной части России такие мероприятия достаточно популярны, но в более отдаленных регионах их количество, к сожалению, небольшое.
1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-май 2022 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской федерации. Ш1_: https://xn--b1aew.xn--р1а^геро1^/Кет/30967346 (дата обращения: 03.08.2022).
2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. 298 с.
Высокий уровень правовой культуры и правосознания общества - это важнейший фактор развития государства, его законодательной основы и уровня жизни граждан. При правильном развитии правосознания людей постепенно начнет снижаться уровень преступности, повышаться материальное благополучие граждан за счет их знаний в правовой сфере, ведь зная о своих правах, люди будут ими активней пользоваться. Молодое поколение нуждается в этом больше всего, ведь оно будет строить будущее страны.
Список источников:
Бурдоносова М.А. Способы снижения уровня деформации правового сознания как элементы профилактики правонарушений // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 2. С. 237-246. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(2).237-246.
Корнакова С.В., Корягина С.А. Современные тенденции насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10, № 1. С. 148-155. https://doi.org/10.17150/1996-7756.2016.10(1).148-155.
Корягина С.А., Корнакова С.В. Современные тенденции и причины корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 2. C. 21. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(2).21.
Скрипченко Н.Ю., Симонова Н.Н., Корнеева Я.А. Проблемы правосознания несовершеннолетнего преступника: психолого-криминологические аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 3. С. 18-25.
Шопина И.М., Мулявка Д.Г., Гречанюк С.К., Федчишина В.В. Совершенствование социального контроля как направления предупреждения преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 3. С. 447-454. https://doi. org/10.17150/2500-4255.2019.13(3).447-454.
References:
Burdonosova, M.A. (2018) Ways of Reducing the Level of Legal Consciousness' Deformation as Elements of Crime Prevention. Russian Journal of Criminology. (2), 237-246. Available from: doi:10.17150/2500-4255.2018.12(2).237-246. (In Russian)
Kornakova, S.V., Koryagina, S.A. (2016) Modern Trends of Violent Crimes Committed by Minors. Russian Journal of Criminology. (1), 148-155. Available from: doi:10.17150/1996-7756.2016.10(1).148-155. (In Russian)
Kornakova, S.V., Koryagina, S.A. (2016) Current Trends and Causes of Mercenary and Mercenary-Violent Crimes Committed by Juveniles. Baikal Research Journal. (2), 21. Available from: doi:10.17150/2411-6262.2016.7(2).21. (In Russian)
Shopina, I.N., Mulyavka, D.G., Grechanyuk, S.K., Fedchishina, V.V. (2019) Improvement of Social Control as a Direction of Crime Prevention. Russian Journal of Criminology. (3), 447-454. Available from: doi:10.17150/2500-4255.2019.13(3).447-454 (In Russian)
Skripchenko, N.Yu., Simonova, N.N., Korneeva, Ya.A. (2014). Issues of Juvenile Legal Conscience: Psychological and Criminological Aspects. Russian Journal of Criminology. (3), 18-25. (In Russian)
Информация об авторах
Д.В. Мантузова - студент, кафедра гражданского права и процесса, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия.
C.И. Торохова - студент, кафедра гражданского права и процесса, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия.
В.В. Артамонова - старший преподаватель кафедры социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1030802.
Information about the authors
D.V. Mantuzova - Student, Civil Law and Process Department, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
S.I. Torokhova - Student, Civil Law and Process Department, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
V.V. Artamonova - Senior Lecturer, Sociology and Psychology Department, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1030802.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 09.08.2022.