DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_23 УДК 340
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА TO THE QUESTION OF THE ROLE OF THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE YOUNG GENERATION FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY
СОРОКУН Павел Владимирович,
кандидат исторических наук, доцент,
заведующий кафедрой правовых и социально-экономических дисциплин,
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал.
662155, Россия, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Тарутинская, 4.
E-mail: [email protected];
SOROKUN Pavel Vladimirovich,
candidate of historical sciences, associate professor,
Head of the Department of Legal and Socio-Economic Disciplines,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk Branch.
4, st. Tarutinskaya, Achinsk, Krasnoyarsk territory, 662155, Russia.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам понимания сущности правосознания граждан с позиции концептуальных подходов. Развитие российского правового государства требует определенно высокого уровня правового воспитания молодежи. Именно от уровня правосознания молодого поколения будет зависеть будущее управление обществом и государством. Формирование правового сознания российской молодежи на современном этапе развития имеет весьма важный процесс, который подвержен определенным рискам. В исследовании, автором сделана попытка определить роль правосознания, формируемого у молодого поколения для развития гражданского общества на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено правовому воспитанию, как ведущему процессу формирования правосознания у молодежи и развитию правовой культуры общества, что необходимо для построения демократического государства и развития гражданского общества в современной России. Важное значение имеет также прогнозирование возможных препятствий в процессе формирования правосознания молодежи и поиск эффективных решений возникающих проблем.
Abstract: The article is devoted to the issues of understanding the essence of legal consciousness of citizens from the standpoint of conceptual approaches. The development of the Russian legal state requires a definitely high level of legal education of young people. It is on the level of legal consciousness of the younger generation that the future management of society and the state will depend. The formation of the legal consciousness of Russian youth at the present stage of development is a very important process that is subject to certain risks. In the study, the author made an attempt to determine the role of legal consciousness formed among the younger generation for the development of civil society in the Russian Federation. Particular attention is paid to legal education as a leading process in the formation of legal consciousness among young people and the development of the legal culture of society, which is necessary for building a democratic state and developing civil society in modern Russia. It is also important to predict possible obstacles in the process of forming the legal consciousness of young people and to search for effective solutions to emerging problems.
Ключевые слова: Гоажданское общество, государство, правосознание, правовая культура, право, система права.
Keywords: Civil society, state, legal consciousness, legal culture, law, system of law.
Для цитирования: Сорокун П.В. К вопросу о роли правового сознания молодого поколения для развития российского общества // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 23-26. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_23.
For citation: Sorokun P. V. To the question of the role of the legal consciousness of the young generation for the development of Russian society //Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 23-26. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_23.
Статья поступила в редакцию: 13.12.2021
Вопросам правового сознания в юридической литературе уделено немало внимания, но исследованию функциональной роли правосознания как самостоятельного явления представлено недостаточно. Нужно отметить,
что комплексное исследование структуры и функций правосознания может позволить раскрыть его сущностные черты, его места и роль в правовой системе общества. По мимо этого, выполняемая функциональная роль правового сознания молодежи существенно влияет на деятельность органов государственной власти, их отдельных звеньев, деятельность коллективов и организаций, а также повышает уровень развития всего общества в государстве.
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране продолжают происходить существенные перемены в экономической, политико-правовой и социальной сферах. Эти перемены связаны в большей степени с изменением сознания людей, появляются новые ценности, а именно свобода и равенство возможностей. На фоне этих перемен весьма правомерен интерес к правосознанию личности, которое в научной литературе принято понимать как одно из форм общественного сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей, так же это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни, общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. [1].
В рамках формирования цивилизованного, демократического, правового государства на первое место ставится задача становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Главными составляющими элементами становления развитого гражданского общества в современной России являются правосознание и правовая культура поколения, определяющего будущее нашей страны [2;3;4].
Молодежь выступает одной из крупнейших социально-демографических групп общества. Ее процентное соотношение колеблется в рамках 25-35% от общего количества человеческого сообщества. Отличительной чертой формирования правового сознания молодого поколения является то, что этот процесс происходит в условиях общей и политической социализации и наиболее эффективно осуществляется в форме политического участия [4].
Правосознание как правовая категория, по мнению советского и российского учёного - правоведа М.Н. Марченко означает «совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Знание о своих гражданских правах и обязанностях, представления о справедливости закона - всё это оказывает влияние на дальнейшее поведение многих людей во всех сферах жизни общества. В целом правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества» [5].
Право, как и другие соционормативные системы регулирования, является институтом культуры, определяющиеся ее уровнем и характером развития. Влияния культуры на правосознания их взаимосвязь отображены в сущностном проявлении правовой культуры. Важным показателем в формировании правовой культуры является усвоение различных юридических знаний. Следует признать, что правовые знания современной молодежи находятся не на должном уровне, а это значит, что молодой человек, какое бы он не имел образование, не может считаться в правовом смысле культурным.
В рамках формирования правосознания у молодого поколения важное значение имеет правовое воспитание, в сфере права. По мнению автора, подрастающее поколение должно получать знания в области правоотношений и право в целом с дошкольного возраста. Так, например, с помощью проведения различных игр, чтения специальной литературы, соответствующей возрасту индивида. Что касается же общеобразовательных организаций, то здесь следует начинать целенаправленно организуемый, преднамеренный педагогический процесс влияния на человеческое сознание посредством системы специально созданных правообразовательных средств и методов, с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры в целом не в старших классах школы, а
с начальной ступени образования. В данном случае требуется серьезная работа органов государственной власти различного уровня. Например, правоохранительные органы могут проводить мероприятия, направленные на правовое воспитание школьников, которое заключается в развитии внутренней потребности личности следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости от обстоятельств [6]. Важное место в правовом воспитании молодого поколения занимают проекты, конкурсы и олимпиады, проводимые на федеральном, региональном и местных уровнях. Одним из таковых примеров может послужить Международный конкурс научно-творческих работ «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества», реализуемый некоммерческой организацией «Фондом поддержки и развития образования, творчества и культуры» совместно с Ассоциацией юристов России.
По мнению экспертов, Международный конкурс является эффективным практическим ресурсом, обеспечивающим реализацию стратегических и тактических задач образования силами профессионалов для достижения главных целей просвещения: формирование гармоничной социокультурной среды для воспитания человека и гражданина, обладающего возможностями для системного приумножения знаний, развития способностей, получения профессиональных навыков и практических умений, применения своих талантов во благо общества и во имя защиты своих прав и интересов. Кроме этого ежегодно возрастает количество молодежных форумов, участие в которых принимают первые лица государства, что содействует правовому воспитанию и просвещению молодежи, формированию эффективных навыков правовой культуры, развитию добровольческой деятельности. Например, на территории Сахалинской области завершил свою работу пятый молодежный форум «Правовые университеты». Своей целью организаторы данного проекта ставят в первую очередь правовое просвещение школьников, студентов их знакомство с правоохранительной и судебной системой, силовыми структурами в целом, формирование доверия и солидарности к их работе, а также профилактика преступности среди молодежи.
Также существуют все возможные общественные движения, а именно объединение «За права молодежи», взаимодействующее с образовательными организациями в сфере правового просвещения, что способствует формированию у молодого поколения ответственного отношения к себе, семье и окружающим, наполняя деятельность каждого новым содержанием. Участники движения приобретают навыки необходимые в повседневной жизни, умение диагностировать ситуацию с правовой точки зрения и выбирать наиболее эффективные способы реализации права, развитие организаторских и лидерских способностей.
Молодое поколение выступает наиболее социально активной частью населения. Оно формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности. Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными. Именно избирательная компания, с одной стороны, показывает правовую зрелость молодежи, а с другой воспитывает молодежь и заставляет задуматься о будущем своего государства. В результате взаимодействия педагогов и студентов ВУЗов с Территориальной избирательной комиссией реализуются совместные проекты по развитию правовой и политической культуры молодежи. На базе учебных заведений создаются Центры правовой культуры, в структуре которого находятся клубы молодого избирателя. В систематической работе, которого развивается политическое и гражданское сознание молодежи, ее электоральная активность, ценностная ориентация, углубляются их знания в области действующего законодательства Российской Федерации, формируется ответственность за совершаемые действия и поступки [6;7;8].
Таким образом, проблема формирования правосознания у молодежи является сейчас одной из актуальных проблем, как в практическом, так и в теоретическом отношении [8;9;10;11]. Установление правового сознания у современного российского молодого поколения происходит посредством неформальных и формальных факторов. В последнее двадцатилетие можно заметить смену баланса в пользу неформальных факторов, к ним
можно отнести развитие информационно-компьютерных технологий и интернета в целом. Посредством работы в сети интернет большое количество молодых людей подвергается рискам, которые возникают вследствие трансляции непроверенной, а иногда и целенаправленно искаженной информации о праве. Так, например, усиление влияния непрофессиональных интернет-комментаторов может способствовать превалированию обыденного, а не рационального в структуре правосознания молодежи. В конечном итоге имеет место деформация правосознания у молодежи, что находит отражение в их правовом поведении [12; 13].
Первоочередной задачей каждого современного государства является воспитание положительного взгляда на право среди молодого поколения, так как именно молодежь считается интеллектуальной и духовной элитой будущего российского общества. Правовое воспитание занимает длительный период времени в жизни.
Библиография:
1. Бочарникова Е.Ю. Формирование правового сознания как основное направление преодоления правового нигилизма // Вопросы политологии. 2015. № 2 (18). С. 29-37.
2. Сорокун П.В., Барышников К.В. Гражданское общество в России: становление и перспективы развития // Эпоха науки. 2017. № 11. С. 87-90.
3. Снопова А.Н., Бакулина Д.Д., Сорокун П.В. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. сборник научных статей по итогам работы круглого стола со Всероссийским и международным участием. УКК «Актуальные знания» Ассоциация; «Союз образовательных учреждений». Шахты, 2021. С. 133-136.
4. Рахматулин З.Р. К вопросу об отдельных аспектах правосознания студентов-юристов // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам всероссийской (национальной) научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Г. Миронова. Красноярск, 2020. С. 255-257.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко // Зерцало - М.: - 2004. - 800с.
6. Карпова С.Е. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути ее повышения / С.Е. Карпова // Молодой ученый. -2018. - С.173-175.
7. Тимохина Д.А. Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства / Д.А. Тимо-хина // Молодой ученый. - 2021.- С. 302-304.
8. Миронова М.Т. Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи / М.Т. Миронова // Молодой ученый. - 2021. - С. 324-326.
9. Жигулин А.А. Особенности правосознания молодежи // В сборнике: Проблемы современной науки. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 66-69.
10. Ферапонтова Д.И. Правовое воспитание молодежи как способ преодоления деформации правосознания молодежи // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 4 (43). С. 66-69.
11. Карнаушенко Л.В. Формальные и неформальные факторы формирования правосознания современной российской молодежи: проблемные аспекты //Общество и право. 2020. № 2 (72). С. 113-117.
12. Юрова К.И. Формирование правосознания молодежи // В сборнике: Наука, образование и инновации. сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 200.
References:
1. Bocharnikova E.Y. Formation of legal consciousness as the main direction of overcoming legal nihilism // Questions of political science. 2015. No. 2 (18). pp. 29-37.
2. Sorokun P.V., Baryshnikov K.V. Civil society in Russia: formation and prospects of development // The age of science. 2017. No. 11. pp. 87-90.
3. Snopova A.N., Bakulina D.D., Sorokun P.V. Problems of formation of civil society in the Russian Federation // In the collection: Legal science in the XXI century: current problems and prospects for their solutions. collection of scientific articles based on the results of the round table with All-Russian and international participation. UKK "Actual knowledge" Association; "Union of Educational Institutions". Mines, 2021. pp. 133-136.
4. Rakhmatulin Z.R. On the issue of certain aspects of the legal consciousness of law students // In the collection: Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects. Collection of articles based on the materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference. Under the general editorship of A.G. Mironov. Krasnoyarsk, 2020. pp. 255-257.
5. Marchenko M.N. Theory of state and law / M.N. Marchenko // Zertsalo - M.: - 2004. - 800s.
6. Karpova S.E. Legal culture of modern youth: the current state and ways of its improvement / S.E. Karpova // Young scientist. -2018. - p.173-175.
7. Timokhina D.A. Legal culture as one of the factors of formation and development of the rule of law / D.A. Timokhina // Young scientist. - 2021.- pp. 302-304.
8. Mironova M.T. Formation of legal awareness and legal culture of students / M.T. Mironova // Young scientist. - 2021. - pp. 324-326.
9. Zhigulin A.A. Features of the legal consciousness of youth // In the collection: Problems of modern science. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. 2016. pp. 66-69.
10. Ferapontova D.I. Legal education of youth as a way to overcome the deformation of the legal consciousness of youth // Alley of Science. 2020. Vol. 2. No. 4 (43). pp. 66-69.
11. Karnaushenko L.V. Formal and informal factors of formation of legal consciousness of modern Russian youth: problematic aspects //Society and law. 2020. No. 2 (72). pp. 113-117.
12. Yurova K.I. Formation of the legal consciousness of youth // In the collection: Science, education and innovation. collection of articles of the international scientific and practical conference. 2016. p. 200.