Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кох Иван Адамович, Шабаршин Никита Алексеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния и формирования правового сознания российской студенческой молодежи. Проблемы исследования и формирования правосознания студенческой молодежи является одной из острых и ключевых проблем современного российского общества. Исследование правосознания, его генезиса и развития, драматических трансформаций является одним из наиболее актуальных направлений в современной отечественной социологии права. Задача состоит в том, чтобы изучать особенности правовой социализации различных социально-демографических групп в российском обществе. Важнейшей социальной группой является молодежь, поскольку от её правового сознания зависит успех утверждения обновленной правовой системы российского общества, формирование действительно правового государства в условиях становления новой институциональной системы государства. Закрепление институциональных преобразований требуют радикальную трансформацию правосознания всех членов общества, утверждение соответствующего правосознания большинства российских граждан, новых правовых ценностей, правовых ценностей и установок, устойчивых ориентаций на соблюдение закона и правомерное поведение. Методологической основой нашего исследования стали теории советских и российских правоведов. Для исследования состояния правосознания студенческой молодежи нами в октябре 2022 года был проведен массовый социологический опрос. В качестве объекта исследования выступают студенты города Екатеринбурга в возрасте от 18 до 25 лет. Выборка пропорциональна полу и возрасту. В статье анализируются теоретические исследования правосознания российских социологов и философов, представлены результаты авторского социологического исследования состояния и содержания правосознания студенческой молодежи на основе высших учебных заведений города Екатеринбурга. Отмечается необходимость преодоления правового нигилизма и повышения правовой грамотности молодежи. Это особенно важно в период трансформации российского общества, которая характеризуется не только позитивными процессами, преобразованиями всех сфер социально-экономического и политического устройства, но и распространением таких явлений, как правового цинизма, нигилизма и аномии, изменением ценностных ориентаций и социально-психологических установок молодежи, в том числе и студентов. Сформулированы выводы, определены пути и возможности совершенствования правовой культуры студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кох Иван Адамович, Шабаршин Никита Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL AWARENESS OF STUDENTS

The article deals with topical issues of the state and formation of legal consciousness of the Russian student youth. The problems of research and formation of the legal consciousness of students is one of the acute and key problems of modern Russian society. The study of legal consciousness, its genesis and development, dramatic transformations is one of the most relevant areas in the modern Russian sociology of law. The task is to study the peculiarities of legal socialization of various socio-demographic groups in Russian society. The most important social group is the youth, since the success of the approval of the updated legal system of Russian society, the formation of a truly legal state in the conditions of the formation of a new institutional system of the state depends on the legal consciousness of the youth. The consolidation of institutional transformations requires a radical transformation of the legal consciousness of all members of society, the approval of the corresponding legal consciousness of the majority of Russian citizens, new legal values, legal values and attitudes, stable orientations to compliance with the law and lawful behavior. The methodological basis of our research is the theories of Soviet and Russian jurists. To study the state of legal awareness of students, we conducted a mass sociological survey in October 2022. The object of the study is students of the city of Yekaterinburg aged from 18 to 25 years. The sample is proportional by gender and age. The article analyzes theoretical studies of the legal consciousness of Russian sociologists and philosophers, presents the results of the author's sociological study of the state and content of the legal consciousness of students based on higher educational institutions of the city of Yekaterinburg. The need to overcome legal nihilism and increase legal literacy of young people is noted. This is especially important during the transformation of Russian society, which is characterized not only by positive processes, transformations of all spheres of socio-economic and political structure, but also by the spread of such phenomena as legal cynicism, nihilism and anomie, changes in value orientations and socio-psychological attitudes of young people, including students. Conclusions are formulated and ways and opportunities of improving the legal culture of students are identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2023-1-68-75 ВАК: 5.4.7

EDN: WNJPCQ УДК: 316.334.4-053.81

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Кох И. А.1, Шабаршин Н. А.1

1 Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66)

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кох И. А., Шабаршин Н. А. Формирование правосознания студенческой молодежи // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. №1. С. 68-75. EDN WNJPCQ.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния и формирования правового сознания российской студенческой молодежи. Проблемы исследования и формирования правосознания студенческой молодежи является одной из острых и ключевых проблем современного российского общества. Исследование правосознания, его генезиса и развития, драматических трансформаций является одним из наиболее актуальных направлений в современной отечественной социологии права. Задача состоит в том, чтобы изучать особенности правовой социализации различных социально-демографических групп в российском обществе. Важнейшей социальной группой является молодежь, поскольку от её правового сознания зависит успех утверждения обновленной правовой системы российского общества, формирование действительно правового государства в условиях становления новой институциональной системы государства. Закрепление институциональных преобразований требуют радикальную трансформацию правосознания всех членов общества, утверждение соответствующего правосознания большинства российских граждан, новых правовых ценностей, правовых ценностей и установок, устойчивых ориентаций на соблюдение закона и правомерное поведение.

Методологической основой нашего исследования стали теории советских и российских правоведов. Для исследования состояния правосознания студенческой молодежи нами в октябре 2022 года был проведен массовый социологический опрос. В качестве объекта исследования выступают студенты города Екатеринбурга в возрасте от 18 до 25 лет. Выборка пропорциональна полу и возрасту.

В статье анализируются теоретические исследования правосознания российских социологов и философов, представлены результаты авторского социологического исследования состояния и содержания правосознания студенческой молодежи на основе высших учебных заведений города Екатеринбурга. Отмечается необходимость преодоления правового нигилизма и повышения правовой грамотности молодежи. Это особенно важно в период трансформации российского общества, которая характеризуется не только позитивными процессами, преобразованиями всех сфер социально-экономического и политического устройства, но и распространением таких явлений, как правового цинизма, нигилизма и аномии, изменением ценностных ориентаций и социально-психологических установок молодежи, в том числе и студентов. Сформулированы выводы, определены пути и возможности совершенствования правовой культуры студенческой молодежи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: право, правосознание, молодежь, правовая культура, правовое просвещение, правовая социализация.

Введение

Правосознание определяется как форма общественного сознания, которая отражает понимание и восприятие населением действующих правовых норм, их назначения в обществе, а также отношение человека к законам. Правосознание отражает динамику изменений правовых норм в обществе или исторического периода, в свою очередь, определяет поведение субъектов права. Так, в частности,

советский и российский правовед Н. Н. Вопленко утверждает, что «правосознание есть форма идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности через систему нормативно-оценочных представлений и суждений людей о природе и закономерностях правовых явлений» [1, 13].

В зависимости от уровня правосознания общества, социальных групп, слоев или каждого человека обуславливается эффективность правового

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

регулирования механизмов действия права. Взаимосвязь права и правосознания проявляет себя в правовых традициях народа, формирующихся на протяжении всей исторической жизни общества, протекающей по определенным нормативным предписаниям, имеющим всеобщий для той или иной социальной общности характер.

Целью исследования является изучение представлений молодежи в области прав и свобод человека, оценка уровня правосознания студенческой молодежи, а также особенностей отношения студентов к праву.

Правосознание молодежи в научной литературе

Вопросы правосознания нашли отражение в работах российских и советских исследователей. Заметный вклад в данную область внесли такие исследователи как И. А. Ильин, Э. Ю. Соловьев, В. Н. Кудрявцев, С. С. Алексеев и многие другие. Так, философ И. А. Ильин охарактеризовал правосознание как особого рода инстинктивное правовое чувство, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. В его рассуждениях раскрываются особенности правосознания человека в условиях общества, в котором каждый - осознанно или нет -обязан считаться с правами других людей, определять свое поведение исходя из их интересов. Исходя из этого, Ильиным выделяются основные аксиомы правосознания, которые закладывают человеку знания о самостоятельности, свободе, совместимости, взаимности и солидарности, духовной воле: чувстве духовного достоинства, способности к самообязыванию и самоуправлению, взаимном уважении и доверие людей друг к другу [2]. Другой авторитетный русский философ Э. Ю. Соловьев определял правосознание как «ориентацию на идеал правового государства», которая имеет этически безусловный характер и определяет практическое поведение человека как гражданина. Соловьев сопоставляет правовое сознание с моральным сознанием, которое также стремится к идеальным эталонам нравственного поведения [3]. В своих работах С. С. Алексеев писал, что правосознание (правовая идеология) является субъективным явлением, состоящим из представлений индивидов о праве, о самом феномене права. По сути, правосознание определяется правовой системой государства, в рамках которой человек выстраивает понимание права, его отношение к нему [4]. Советский ученый В. Н. Кудрявцев писал, что «правосознание» состоит из негативного или позитивного представлений о социальных группах, с помощью которых государство в известной мере способно влиять на поведение гражданина, его симпатии и антипатии [5].

Из исследований последних лет, относящиеся к данной теме, стоит назвать работы В. А. Александрова, Е. А. Белканова, В. Б. Гончарова, В. Н. Де-

мидова, В. В. Кожевникова, М. И. Марченко, Н. И. Матузова, А. П. Семитко, В. А. Туманова и др. В них содержится обстоятельный анализ актуальных проблем правосознания, отмечаются недостатки и содержатся рекомендации по совершенствованию правового образования и воспитания молодежи. Хотя в них анализ правосознания проведен объективно и свободен от идеологических подходов, однако предлагаемые меры часто дискуссионны и не могут быть безоговорочно приняты.

Особое внимание в исследованиях правового сознания уделяется молодежи. Следует принимать во внимание, что студенчество - большая специфическая социально-демографическая группа. В российских вузах на начало 2021/2022 учебного года обучалось порядка 4,22 млн. студентов (по данным РИА Новости со ссылкой на вице-премьера Д. Чернышенко от 8 авг. 2022 г.). Студенчество рассматривается как резерв повышения качества специалистов для всех сфер жизнедеятельности общества, однако обладает как конструктивным, так и разрушительным потенциалом в зависимости от уровня своего правосознания.

Молодежь как демографическая группа общества является самостоятельным, но не сформировавшимся субъектом правовых отношений, эмоции и чувства которого принимают непосредственное участие в их развитии и совершенствовании [6]. Ключевое значение в формировании правосознания играет воспитание в семьях, образовательных организациях и других социальных институтах, которые закладывают основополагающие компоненты правового сознания. Не стоит забывать и о влиянии результатов деятельности государственных и муниципальных органов власти и управления, активных общественно-политических организаций и иных общественных объединений и движений. Молодое поколение в процессе правовой социализации усваивает основные нормы, правила правового поведения и в силу своего демографического положения стремится адаптироваться к ним для удовлетворения своих потребностей. Специфика молодежного сознания формируется под влиянием разрыва между теоретическими понятиями и практическим опытом. Этим объясняется противоречивость правовых взглядов и представлений молодежи, их общественных действий и форм восприятия окружающей действительности.

С ускоренным развитием современных общественных процессов молодежь становится более активным субъектом общественных отношений. В сознании молодежи отражаются как общие теоретические положения, идеи, взгляды и представления, а так и реальные процессы, происходящие в социально-правовой сфере. Динамика социальных изменений и потребность в мобильной модификации социальных нормативов не соответствует консервативной природе ценностей сознания, при этом позволяя молодежи использовать

провозглашенные принципы свободы человека для удовлетворения личных интересов [7].

При рассмотрении российской исторической реальности можно говорить о коренных изменениях всей системы ценностей в условиях ускорения ритма жизни. Демократизация политической системы в нашей стране в 90-ые годы выявили новые проблемные стороны в области воспитания и формирования нового правосознания, что остается актуальным и в современном российском обществе [8]. Заимствование западных общественно-политических институтов и воспитательно-образовательных форм привели к конфликту между официально устоявшимися политическими нормами и западными ценностями в лице сформированного противоречивого молодежного правового сознания. В течение последних лет заметно усиливаются меры воспитательного воздействия на молодежное сознание через образовательные системы, государственные учреждения и общественные движения по формированию правовых знаний. Однако иногда наблюдаются противоречивые результаты этих усилий, что не позволяет молодежи сформировать необходимые правовые установки и поведение [9].

Особенностями правового сознания студенческой молодежи являются комплексное воздействие информационных, оценочных, когнитивных и регулятивных факторов формирования правосознания. Воздействие этих факторов в настоящее время носит зачастую хаотичный характер, что приводит к формированию деформированного правосознания у молодежи. Это положение усугубляется отсутствием обязательных специализированных правовых образовательных программ в учебных заведениях и в средствах массовой информации, программ правового просвещения в информационной среде посредством интернета, с использованием социальных сетей. Устранение недостатков системы формирования правового сознания молодежи и усиление правового просвещения связано с усовершенствованием существующей системы правового воспитания студентов как юридических, так и не юридических специальностей. Правовому образованию и воспитанию необходимо придать содержательный, конкретный и целенаправленный характер. Кроме того, формирование правосознания студентов не будет эффективным без вовлечения их в различные виды общественной деятельности. Последовательное и постоянное участие студентов в общественной работе является важнейшим условием формирования правосознания студентов, развития их гражданственности и общественной активности.

В этом плане можно полностью согласиться с П. С. Самыгиным, который утверждает: «В идеале, правовое просвещение должно осуществляться таким образом, чтобы абсолютное большинство студенческой молодежи было ориентировано на

Таблица 1 — Результаты опроса «Какой документ, по Вашему мнению, является основополагающим источником прав человека и гражданина?»

Варианты ответа Доля, в %

Конституция РФ 80,0

Гражданский Кодекс 17,0

Уголовный Кодекс 1,5

Федеральные законы 1,0

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 0,5

Указы Президента 0,0

Всего: 100,0

социально-активное поведение, основанное на глубоком осознании обоснованности, справедливости, целесообразности норм права, и предполагающее активную деятельность лица по обеспечению правопорядка и пресечения правонарушений» [10, с. 475].

Е. А. Певцова подчеркивает, что в российском обществе важнейшим направлением правового образования должно быть преодоление правового нигилизма, формирование уважительного отношения молодежи к праву, закону, ответственность за свои поступки [11]. Поэтому «приоритетная задача, стоящая перед высшими учебными заведениями на сегодняшний день, - считает, - сформировать высокий уровень правовой культуры студенческой молодежи» [12, с. 5].

Исследование правосознания студенческой молодежи

Л ля исследования состояния правосознания студенческой молодежи нами в октябре 2022 года был проведен массовый социологический опрос студентов города Екатеринбурга в возрасте от 18 до 25 лет.

Прежде всего, нас интересовало знание Конституции РФ. На вопрос: «По вашему мнению, какой документ является основополагающим источником прав человека и гражданина?» - подавляющее большинство студентов (80 % опрошенных) указали «Конституцию РФ», 17 % выбрали «Гражданский Кодекс», остальные 3 % отметили «Федеральные законы», «Уголовный Кодекс» и «Всеобщую декларацию прав человека 1948 года» (таблица 1). Это показывает довольно высокий уровень осведомленности студентов о высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации, необходимость восприятия которого закладывается в обучающих программах в школах и других образовательных учреждений России.

Для формирования правосознания человека большое значение имеет знание законодательства. Представление об этом дают ответы студентов на вопрос о знаниях в области Уголовного кодекса Российской Федерации (рис. 1).

Как показало исследование, большинство студентов верно рассматривают «распространение наркотиков», «подделку документов», «вымога-

Таблица 2 — Результаты опроса «Как Вы считаете, какие законы надо выполнять?»

тельство» как уголовно наказуемые деяния. Мы может это объяснить тем, что данные виды нарушения часто встречаются в новостях различных источников СМИ, в том числе государственных каналов вещания и газет. Примечательно, что «хулиганство» (24,5 %) в меньшей мере рассматривается как уголовно наказуемое деяние среди респондентов, а объект административного правонарушения - «употребление наркотиков» (56,5 %) -больше половины студентов относят к уголовному наказанию, что иллюстрирует недостаточную степень осведомленности молодежи в ответственности за хулиганство, при этом, возможно, соотнося его с областью административного правонарушения, и излишне завышенные представления об употреблении наркотических средств, соотнося данное нарушение с Уголовным кодексом.

Показателем уровня правосознания молодежи является правовая культура. О правовой культуре красноречиво свидетельствуют мнения студенческой молодежи об отношении к законодательству, необходимости выполнять законы (таблица 2).

Полученные данные в целом демонстрируют относительно высокую правовую культуру молодежного правосознания по отношению к законо-

97,0

i i i i i ШШШШШШШ 90,0 i i i i i ШШШй^Щ;:] 68,0 ;

11111111156,5 ; ; Щ^Ш 44,0 ¡ ¡

_i iiii

Д| 27,0 ; ; ¡

ШШ 27,0 ; ; ;

Ш|24,5 ; ; ; i i i i i

Ш 8,5 ! ! ! ! .....

I 5,5¡ ! ! ! !

] 2,0 ¡ ¡ ¡ ¡ ¡

20 40 60 80 100

Рис. 1. Результаты опроса «Какие из перечисленных правонарушений уголовно наказуемы?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

дательству, что является необходимым условием для устойчивого функционирования государственно-правовой системы. Тем не менее заметим, что десятая часть опрошенных (11,5 %) считает необходимым выполнение только справедливых законов. Это выражает противоречивое состояние отношения к нормативно-правовым актам, при котором молодое поколение, исходя из субъективных представлений о справедливости с возможной опорой на мнения общественно-политических движений или иные общественные организации, не признают безусловную значимость норм права. Что же следует предпринять для повышения правовой культуры молодежи? Мнения по этому вопросу представлены на рисунке 2.

Как показывают вышеприведенные результаты, наибольшее количество студентов считают необходимым публиковать больше материалов о правовых вопросах в средствах массовой информации для повышения правовой культуры среди молодежи (77,5 %). Это может быть объяснено тем, что в условиях современного общества цифровой способ передачи информации включает в себя быструю и простую форму, которая доносится до широких масс населения, особенно до молодежи, большая часть которой предпочитает цифровые средства общения. Также стоит упомянуть «службу юридической консультации для студентов» (54 %), что показывает возможное стремление респондентов к приобретению информации напрямую или информационно (современные технологические условия позволяют открыть специализированную службу на основе онлайн-платформы) у человека, непосредственно работающего в юридическом секторе и способного разрешить жизненную ситуацию, при этом не требующего оплаты своего труда. При этом важно, какие именно знания хотели бы получить молодые люди. Данные на рисунке 3 показывают большое стремление молодежи к широкому спектру правовых знаний.

Согласно результатам, представленным на рисунке 3, больше половины респондентов желают получить знания из области гражданского права (74,5 %), уголовного права (69,5 %), защиты прав потребителей (66 %) и административного права (58 %). Возможной причиной столь высоких поБольше материалов об этом в СМИ

Создать службу бесплатной юр. консультации для студентов

Читать лекции на правовые темы

Другое

20 40 60 80

Рис. 2. Результаты опроса «Что Вы считаете необходимым для повышения правовой культуры молодежи?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Варианты ответа Доля, в %

Надо безусловно исполнять все законы 82,0

Только те, которые справедливы 11,5

Только те, которые способствуют реализации моих интересов 3,0

Только те, которые признаются большинством 2,0

Другие 1,5

Всего: 100,0

Распространение наркотиков Подделка документов Вымогательство Употребление наркотиков

Проституция

Оскорбление чести и достоинства личности

Участие в драке

Хулиганство

Появление в нетрезвом состоянии в обществ. местах

Курение в обществ. местах Другое

ШШШЩЩШШШЦ775

-1-1-1-,

_i_i i i

ШШШШЩ 54,0 ¡

iii

ЩЩЩЦ 34,0 i i -1- , i i

14,5 Í Í Í Í

Таблица 3 — Результаты опроса «Как Вы думаете, почему люди нарушают законы?»

Таблица 4 — Результаты опроса «Удовлетворены ли Вы существующим законодательством?»

Варианты ответа Доля, в % Варианты ответа Доля, в %

Желают реализовывать себя любыми сред- 49,5 Скорее удовлетворен, чем нет 48,0

ствами и способами Да, удовлетворен 16,5

Нарушают законы, патамушта их не знают 28,5 Нет, не удовлетворен 14,0

По случайному стечению обстоятельств 13,0 Скорее не удовлетворен, чем да 11,0

Все варианты ответов верны 5,0 Затрудняюсь ответить 10,5

Другие 4,0 Всего: 100,0

Всего: 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

требностей в разносторонних разделах нормативно-правовой базы может быть недостаток в фундаментальных правовых знаниях в условиях противоречивости социально-политических и идеологических процессов в России с начала 90-ых годов. Вместе с тем эти данные свидетельствуют о выраженной высокой потребности студенческой молодежи в правовых знаниях. Одним из актуальных направлений повышения правовой грамотности молодежи является повышение знания конституционных обязанностей граждан Российской Федерации, а также основ демократического государственного устройства.

Данные таблицы 3 показывают, что около половины опрошенных студентов рассматривают в качестве причины нарушения закона желание правонарушителя «реализовывать себя любыми средствами и способами» (49,5 %). Это напрямую иллюстрирует значительную часть правовой культуры, в которой заложены представления о нарушениях законодательства посредством скорости реализации своего творческого, экономического (предпринимательского) или иного потенциала. В качестве конкретики можно отметить, что быстрое достижение высоких результатов, особенно экономических, ассоциируется у молодежи с использованием обхода законодательной базы, то есть непосредственного теневого нарушения, например, скрытие части имущества от налогообложения, использование возможностей экономических и/или политических связей и многое другое.

Полученные данные (таблица 4) в целом демонстрируют сравнительную удовлетворенность мо-

Гражданское право Уголовное право Защита прав потребителей Административное право Хозяйственное право Другое

74,5

69,5

66,0

58,0

30,0

1,5

20

40

60

80

Рис. 3. Результаты опроса «В каких областях права Вы хотели бы получить дополнительные знания?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

лодого поколения в существующем законодательстве. Это может иллюстрировать противоречивость восприятия молодежью нормативно-правовой базы: мы можем рассмотреть это как с точки зрения адекватного понимания и относительного поддержания государственно-правовых основ, так и с точки зрения низкого или среднего уровня правовых знаний, основанных на безоговорочном или частичном доверии органам государственной власти, государственным СМИ и/или общесемейным политическим воззрениям, установкам.

Исходя из результатов исследования (рисунок 4), мы видим, что для защиты своих прав больше половины опрошенных студентов предпочитают обратиться в полицию (66,5 %), к адвокату (57 %) и в суд (52,5 %). Это показывает высокую степень доверия молодежи к системе правоохранительных органов как к системе, напрямую связанной с исполнением и обеспечением функционирования закона. Особенно стоит, что студенты в меньшей степени голосовали за вариант обращения «в криминальные структуры» (2,5 %), что говорит о фактическом отсутствии в сознании молодежи авторитета противозаконных организаций, которые активно действовали в условиях 90-х годов в России.

В полицию К адвокату В суд

В администрацию Президента В СМИ

В органы исполнительной власти

В криминальные структуры Некуда обратиться К депутату К близким людям Другое

66,5

57,0

52,5

22,0

15,5

ш 10,0

32,5 | 32,5 | 32,5 !

1,5 ; 1,0

20

40

60

Рис. 4. Результаты опроса «Что необходимо сделать для защиты своих прав?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Таблица 5 — Результаты опроса «Что необходимо сделать, чтобы повысить уровень правовой культуры?»

Результаты опроса показали (таблица 5), что большинство соотносят высокий уровень правовой культуры с высокой социальной защищенностью (69,5 %). Возможное объяснение подобного выбора заключаются в распространении низкого уровня правовой грамотности, которая позволяет индивидам использовать отсутствие правовых знаний широких масс населения, социальных групп или отдельных людей для личных целей.

Выводы и заключение

Подводя итог результатам исследовательской работы, мы можем сделать несколько выводов о состоянии правового сознания российской студенческой молодежи вузов города Екатеринбурга. Вопреки распространенному мнению, что правосознание населения находится на таком низком уровне, что оно слабо выполняет свои функции - познавательную (уровень правовых знаний), оценочную (отношение к праву) и регулятивную (правовое поведение), - можно констатировать, что молодежь обладает относительно хорошими знаниями в области российского законодательства.

Прежде всего, стоит отметить, что молодые люди, в целом, знакомы с основополагающими принципами функционирования органов государственной власти и высшим нормативно-правовым документом, определяющим их права и свободы как граждан Российской Федерации. Более того, статистика показывает сравнительную удовлетворенность молодежи существующим законодательством. Большинство из них готово опираться на ключевые правоохранительные органы, такие как полиция и суд, для обеспечения своих прав и свобод. Это иллюстрирует слабовыраженный характер присутствия образа криминальных структур в современном обществе, что присутствовало в характере правовой культуры у поколения 90-х годов. Однако у современной молодежи мы можем заметить зарождающееся состояние аномии правового сознания, при котором распространены субъективные точки зрения на категории справедливости настоящего законодательства. В то же время мы можем заметить, что молодежь не имеет должных фундаментальных правовых знаний. Незнание законодательства приводит к тому, что нынешнее поколение может быть неспособно к правильному соотнесению вида правонарушения с соответствующим уровнем правонарушения. Однако вместе с тем, молодежь стремится расширить свои знания для адекватного восприятия законодательства Российской Федерации, что при систематическом развитии государственных воспитательных стандартов с основой на образовательные учреждения и массово-коммуникативное воздействие через СМИ и интернет может способствовать своевременному преодолению существующих аномичных явлений в обществе. ■

Варианты ответа Доля, в %

Увеличить свою социальную защищенность 69,5

Расширить свой кругозор 11,5

Пригодиться в будущей жизни 10,5

Научиться обходить законы, препятствующие реализации моих интересов 6,0

Другое 2,5

Всего: 100,0

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2000. 52 с. ЕйЫ SUPDAN.

[2] ИльинИ.А. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.

[3] Соловьев Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // [со^епМ=23009023]Квинтэссенция: Философский альманах[/со^епШ]: сборник статей / под ред. В. И. Мудра-гея, В. И. Усанова. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 162-235. EDN TSLDXP.

[4] Алексеев С.С. Теория права: учебник. М.: Издательство «БЕК», 1995. 320 с. EDN RLSTNL.

[5] Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология: монография. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1982. 267 с. EDNZGVXKT.

[6] Жигулин А. А. Правовое сознание молодежи // Территория науки. 2016. № 1. С. 31-35. EDN VSZMLR.

[7] Ковалев И. А. Противоречия в правовом сознании эпохи глобализации: социально-философский аспект // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-3. С. 653-657. EDN SCDPXX.

[8] Маздогова З. З., Машекуашева М. Х., Шхагапсоева М. Х. Антитезисы экстремистской морали // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 150-152. EDN SNWQLT.

[9] Жидяева Е. С., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 69-73. EDN TQLFJJ.

[10] Самыгин П. С., Самыгина Л. В. Просветительская деятельность в области права как фактор формирования правовой культуры студенчества в современной России // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. № 4. С. 14. EDN VQFUMA.

[11] Певцова Е. А. Академия правовой культуры детей и молодежи -инновационное звено формирования правовой России // Вестник Академии правовой культуры детей и молодежи. 2012. №3. С. 5.

[12] Лохонова Г. М. Формирование правосознания и правовое воспитание студенческой молодежи (региональный аспект) // Правовая культура. 2015. № 1 (20). С. 59-65. EDN TLIUSD.

[13] Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самыгин С. И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16, № 2. С. 295303. EDN YHQLDN.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Кох Иван Адамович - доктор социологических наук, профессор; Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66); kia4@mail.ru. АиЛогГО РИНЦ: 532417, ОЯСГО: 0000-0002-7291-3015, ScopusID: 57215963572.

Шабаршин Никита Алексеевич - Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66); lifreauirsacrif365@gmail.com.

FORMATION OF LEGAL AWARENESS OF STUDENTS

Kokh I. A.1, Shabarshin N. A.1

1 Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia)

FOR CITATION:

Kokh, I. A., & Shabarshin, N. A. (2023). Formation of legal awareness of students. Municipality: Economics and Management, (1), 68-75. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-1-68-75.

ABSTRACT:

The article deals with topical issues of the state and formation of legal consciousness of the Russian student youth. The problems of research and formation of the legal consciousness of students is one of the acute and key problems of modern Russian society. The study of legal consciousness, its genesis and development, dramatic transformations is one of the most relevant areas in the modern Russian sociology of law. The task is to study the peculiarities of legal socialization of various socio-demographic groups in Russian society. The most important social group is the youth, since the success of the approval of the updated legal system of Russian society, the formation of a truly legal state in the conditions of the formation of a new institutional system of the state depends on the legal consciousness of the youth. The consolidation of institutional transformations requires a radical transformation of the legal consciousness of all members of society, the approval of the corresponding legal consciousness of the majority of Russian citizens, new legal values, legal values and attitudes, stable orientations to compliance with the law and lawful behavior.

The methodological basis of our research is the theories of Soviet and Russian jurists. To study the state of legal awareness of students, we conducted a mass sociological survey in October 2022. The object of the study is students of the city of Yekaterinburg aged from 18 to 25 years. The sample is proportional by gender and age.

The article analyzes theoretical studies of the legal consciousness of Russian sociologists and philosophers, presents the results of the author's sociological study of the state and content of the legal consciousness of students based on higher educational institutions of the city of Yekaterinburg. The need to overcome legal nihilism and increase legal literacy of young people is noted. This is especially important during the transformation of Russian society, which is characterized not only by positive processes, transformations of all spheres of socio-economic and political structure, but also by the spread of such phenomena as legal cynicism, nihilism and anomie, changes in value orientations and socio-psychological attitudes of young people, including students. Conclusions are formulated and ways and opportunities of improving the legal culture of students are identified.

KEYWORDS: law, legal awareness, youth, legal culture, legal education, legal socialization.

REFERENCES

[1] Voplenko, N. N. (2000). Legal consciousness and legal culture. https://elibrary.ru/supdan.

[2] Ilin, I. A. (1993). On the essence of legal consciousness. Rarog.

[3] Solovev, E. Yu. (1990). Legal nihilism and the humanistic meaning of law. In V. I. Mudragey, & V. I. Usanov (Eds.), Quintessence: Philosophical Almanac (pp. 162-235). Publishing house of political literature. https://elibrary.ru/tsldxp.

[4] Alekseev, S.S. (1995). Theory of law. "BEK" Publishing House. https://elibrary.ru/rlstnl.

[5] Kudryavtsev, V. N. (1982). Legal behavior: norm and pathology. MAIK «Nauka/Interperiodika». https://elibrary.ru/zgvxkt.

[6] Zhigulin, A. A. (2016). Legal consciousness of youth. Territory of Science, (1), pp. 31-35. https://elibrary.ru/vszmlr.

[7] Kovalev, I. A. (2014). Contradictions in legal consciousness in the

age of globalization: social and philosophical aspects. Fundamental Research, (5-3), pp. 653-657. https://elibrary.ru/scdpxx.

[8] Mazdogova, Z. Z., Mashekuasheva, M. Kh., & Shkhagapsoeva, M. Kh.

(2014). Antitheses of extremist morality. Theory andPractive of Social Development, (12), pp. 150-152. https://elibrary.ru/snwqlt.

[9] Zhidyaeva, E. S., Samygin, P. S., & Samygin, S. I. (2015). Features of the formation of the legal consciousness of young students in modern Russian society. Humanitarian, Social, and Economic Sciences, (3-1), pp. 69-73. https://elibrary.ru/tqlfjj.

[10] Samygin, P. S., & Samygina, L. V. (2018). Educational activities in the law sphere as the factor of formation of legal culture of modern Russian students. A-factor: Research and Development (Humanities), (4), Article 14. https://elibrary.ru/vqfuma.

[11] Pevtsova, E. A. (2012). The Academy of Legal Culture of Children and Youth is an innovative link in the formation of legal Russia. Bulletin of the Academy of Legal Culture of Children and Youth, (3), Article 5.

[12] Lokhonova, G. M. (2015). Formation of sense of justice and legal education of students (regional aspect). The Legal Culture, (1), pp. 59-65. https://elibrary.ru/tliusd.

[13] Samygin, P. S., Popov, M. Yu., & Samygin, S. I. (2016). Legal socialization of the youth under the crisis conditions of the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, 76(2), pp. 295-303. https://elibrary.ru/yhqldn.

AUTHORS' INFORMATION:

Ivan A. Kokh - Advanced Doctor in Sociological Sciences, Full Professor; Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia); kia4@mail.ru. RSCI AuthorlD: 532417, ORCID: 0000-0002-7291-3015, ScopusID: 57215963572.

Nikita A. Shabarshin - Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia); lifreauirsacrif365@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.