УДК 340
Сущенко Сергей Анатольевич
кандидат психологических наук, профессор.
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт; кафедра психологии и педагогики [email protected]
Жидяева Елена Сергеевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры технологий сервиса и деловых
коммуникаций Академии маркетинга и -
технологий - ИМСИТ (г. Краснодар) [email protected]
Sergey A. Soutchenko
candidate of psychological Sciences, full professor.
Nevinnomyssk state humanitory and technical institute Chair of Pedagogy and psychology [email protected]
Elena S. Zhidyaeva
candidate of sociological Sciences, associate professor of technologies of service and business communications; The Academy of marketing and social information technology- IMSIT (the city of Krasnodar) [email protected]
Правовое образование
российской студенческой молодежи как фактор формирования ее правосознания
Legal education of
russian student's youth as the factor of formation of her sense of justice
Аннотация. Ракурс данной статьи связан с социологическим анализом проблем формирования правового сознания студенческой моло-дежипосредством института правового образования. В статье показана важность влияния правового образования на процесс формирования молодежного правосознания. Эффективность процесса правовой социализации и образования рассматривается как основная задача в системе предупреждения деформации правового сознания молодежи.
Ключевые слова: правовое образование, правовое воспитание,российская студенческая молодежь, правосознание, правовая социализация молодежи, российское общество.
Annotation. Perspective of this article is associated with the sociological analysis of problems of formation of legal consciousness of students by the Institute of legal education. The article shows the importance of the impact of legal education in the process of formation of legal consciousness of youthsense of justice. The effectiveness of the process of legal socialization and education is seen as the main task in the deformation preventing youth system of legal consciousness.
Keywords: legal education, legal education, Russian student's youth, sense of justice, legal socialization of youth, Russian society.
Успешное функционированием развитие российского социума, современного молодежного сообщества и каждого молодого человека, формирование конкурентоспособной личности,способной к построению карьерных стратегий и достижению успеха на современном рынке
труда не представляется возможным в условиях ,
образования и культуры, без понимания норм права и способов их реализации. При этом, становление мощного российского общества и государства должно базироваться на активной деятельности новых поколений молодежи. Немаловажное значение для превращения российского общества в сильное, стабильное и конкуренто-способноегосударство имеет эффективная система правового образования и воспитания сту-, -
мент ее правосознания.
Поэтому проблема формирования правосознания студенческой молодежи в правовом образовательном пространстве, безусловно, является приоритетным, актуальным направлением в рамках построения правового государства и сильного граж-,
правосознания молодых поколений россиян зависит успех реализации стратегического реформирования правовой системы нашего общества. Как
показал опыт российского реформирования , -
дарства и развитого гражданского общества необходимы значительные изменения в области социального правового сознания, «предусматривающие формирование устойчивых установок правомерного поведения» [1, с. 69].
С целью развития правовой образованности, грамотности и формирования правосознания
молодых поколений россиян в последнее десятилетие 21 века стали разрабатываться федеральные и региональные программы: Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., «Основы государственной политики РФ в сфере
развития правовой грамотности и правосознания
», «
развития образования на 2016-2020 гг.» и др.
Важным институтом формирования правосознания студенческой молодежи является институт образования, существование и развитие которого сопряжено со многими социальными сферами, в том числе и со сферой правовой социализации и правового образования. Последнему зачастую не под силу справиться с задачей наделения студенческой молодежи основами достоверных правовых знаний и представлений, поскольку, по утверждению П.С. Самыгина, реальный характер функционирования института образования может значительно отличаться от «идеальной модели» его функционирования, которая презентируется образовательными стандартами [2]. В этой связи теоретическое,
правовое и практическое разрешение проблем , -
са между образовательными стандартами и реальным характером функционированияобразо-вательных институтов позволит поднять престиж
права и воспитать уважение к закону у молоде-
,
,
формированию ее правосознания.
В современной науке уже достаточно широко разработаны основы общей теории правового образования и правосознания молодежи, среди которых стоит выделить работы ПЛ. Баранова, Д.А. Кери-мова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.М. Лохоновой, Н.И. Матузова, A.B. Мицкевича, ЕЛ. Певцовой, Т.Н. Радько, . . , . . , . . , . . .
По мнению Зубовой, правовое образование молодежи является важным компонентом механизма правовой социализации личности, подразумевающей процесс усвоения, принятия и реализации молодыми людьми правовых идей и , ,
эмоций, а также правовых правил, норм, оценок,
и моделей поведения [3].
, -
гами как социально обусловленный процесс фактического формирования права, складывающийся под воздействием объективных и субъективных детерминант [4]. Этот правообразовательный процесс включает формирование общих критериев,
правил, стандартов и образцов «нормальности» и « » -
ношений и взаимосвязей в молодежной среде, обеспечивает должный порядок регулирования социальной жизнедеятельности студенческой молодежи, и в конечном итоге кристаллизует в молодежном сознании соответствующие нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений. Ины-
ми словами, правовое образование представляет собой процесс прохождения правовой социализации личности молодого человека и становления
его правосознания.
, -
жилась определенная система правового обра,
средних учебныхзаведений с преподаванием основ государства и права, правовых дисциплин. Система мероприятий правового образования включает в себяработу правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами. В част,
культуры и правосознания молодежи была учреждена Детская правовая школа под руководством ЕЛ. Певцовой, доказавшей высокую важность и заинтересованность молодых людей в приобретении правовых знаний, умений и навыков. Как отмечает в своей статье вышеупомянутая ЕЛ. Певцова, российское правовое образование должно быть направленона преодоление правового молодежного нигилизма, формирование уважительного отношения современной молодежи к праву, закону, вызывать гордость за успешное развитие своегогосударства [5]. Поэтому продолжением деятельности Детской правовой школы явилось созданиев 2011 г. Академии правовой культуры детей и молодежи
(проект включил студенческую молодежь, име-
,
профессиональногообразования).И в качестве
,
учебными заведениями на сегодняшний день, -стоит задача способствовать формированиюи развитию высокогоуровня правовой грамотности и правосознания студенческой молодежи [6].
Стоит обратить внимание, что современные социологи часто говорят о проблемах молодежного
сознания, указывая на феномен его амбивалет-( - ).
И менно эта двойственность молодежного сознания обуславливает противоречивые поведенческие и жизненно-стилевые факторы, способствуя формированиюнеоднозначного восприятия семейных ценностей в сознании молодежи [7] и развитиюспецифического социального самочувствия и социальных настроений [8].
- -
рования молодежного правосознания, АЛ. Коник
определяет правосознание как некую совокупность , -
флексии сущности правовой деятельности, а также правовых отношений между индивидами, подчеркивая при этом, что правосознание выражает и
, -
. -ния молодых людей выступает социальная коммуникация, перцепция и интеракция [9], формирующиеся в процессе получения образования вообще, , .
Определяя и оценивая уровень развития правосознания студенческой молодежи, можно прибегать к таким эмпирическим индикаторам, как: социальная и правовая активность, степень вли-
яния ближнего и дальнего социального окружения на выбор различных вариантов правового поведения, степень применения в повседневности источников правовой информации в обществен но-полезных целях и пр. [10].
, ,
формируемое правообразовательными программами, имеет свои специфические социальные и психологические черты, связанные с воз, ,
социокультурным, общественно-экономическим - ,
, -
странство молодежного сознания маргинально, так как пребывает в состоянии своего формирования и становления. Бесспорно, что в таких условиях правосознание молодежи не лишено риска и опасности деформации. Зачастую, как пишет в своей статье К. И. Руденко, деформация правового сознания молодежи проявляется при складывании определенных взглядов и идей, представлений и знаний, эмоций и чувств, настроений и переживаний, порождающихся процессом получения образования «которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к , ,
что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания» [11, с. 68].
Поэтому, начиная со студенческой скамьи, когда формируются личностные установки молодого человека,отражающие повседневные социальные практики процесса ее идентификации, необходимо закладывать правовые основы образования для становления социализирующейся личности [12], уважающей и соблюдающей за.
образования должны быть связаны с формиро-Литература:
1. Жидяева Е.С. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе / Е.С. Жидяева,
П.С. Самыгин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, -
науки. 2015. № 3-1. С. 69-73.
2. . .
и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д, 2007. С. 142.
3. . . -тии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: автореферат д-ра социол.наук. Майкоп, 2010.
4. Степанов О.В. Образовательное право и проблемы формирования правосознания российской учащейся молодежи / ОБ. Степанов,
С.И. Самыгин, П.С. Самыгин // Гуманитарные, -
науки. 2015. № 3-1. С. 256-260.
5. . .
детей и молодежи - инновационное звено фор-
ванием адекватного правосознания, подразумевающего формирование правопослушной позиции личности в повседневных правоотношениях,
с пониманием личностных правовых и морально, -
ности за те или иные действия.
Эффективность формирования социально здорового непротиворечивого правосознания зависит от уровня и качества правовой образованности студенческой и учащейся молодежи [13] посредством правовых дисциплин, что, в свою очередь, утверждает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности, на наш взгляд, необходимы:
- во-первых, опора на различные виды и организационные формы правообразовательной деятельности, что позволит российской студенческой молодежи овладеть высокой правовой
культурой с развитым правосознанием;
- - ,
обновления учебных методик и программ по правовому образованию в учреждениях высшего
и среднего профессионального образования; - - , -
ствах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового
образования молодого поколения россиян; - - ,
образовательными стандартами и реальным
характером функционированияобразовательных
;
- - ,
традиций и компонентов правового образования .
Literature:
1. Zhidyaeva E.S. Features of formation of legal consciousness of studying youth in modern Russian society / E.S. Zhidyaeva, P.S. Samygin, S.I. Samygin // The humanitarian, social, economic, and social sciences. 2015. № 3-1. P. 69-73.
2. Samygin P.S. Social uncertainty and legal socialization of students in Russia. Rostov n/D, 2007. P. 142.
3. Zubova Y.V. Legal education in the development of the legal culture of the emerging civil society in modern Russia: The abstract of Dr. sociology sciences. Maikop, 2010.
4. Ctepanov O.V. Educational law and problems of formation of legal consciousness of Russian students / O.V. Ctepanov, S.I. Samygin, P.S. Samygin // humanitarian, socio-economic, and social sciences. 2015. № 3-1. P. 256-260.
5. Pevtsova E.A. Academy of legal culture of children and youth - the innovative development of the
мирования правовой России // Вестник Академии правовой культуры детей и молодежи. 2012. Бюллетень № 3. С. 5.
6. Лохонова Г.М. Формирование правосознания и правовое воспитание российской студенческой молодежи (региональный аспект) // Правовая культура. 2015. № 1 (20). С. 59-66.
7. Верещагина А. В. Семья и семейные ценности в восприятии студенческой молодежи (на примере Дагестана) / А.В. Верещагина, Н.Х. Га-фиатулина, Э.М. Загирова // Вестник Института
, . 2015.
№ 2(42). С. 158-164.
8. Верещ агина А. В. Социальное здоровье российской молодежи как фактор обеспечения общественной безопасности / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2016. С. 80-85.
9. . .
: -
философский анализ : канд. ... дис. филос. наук. , 2006. . 7.
10. . . -преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. Ярославль, М., 2012. С. 149.
11. . . -дежи как предпосылка деформации правосознания
//
Гуманитарные, социально-экономи-ческие и обще. 2015. 1. . 66-70.
12. . .
практики как способ идентификации российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). C.158-164.
13. Гафиатулина Н.Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник науки и образования. 2012. № 2 (42). С. 158-164.
legal link Russia // Bulletin of Academy of legal culture of children and youth. Bulletin № 3. 2012. P. 5.
6. Lohonova G.M. Formation of legal awareness and legal education of Russian students (regional aspect) // Legal Culture. 2015. № 1 (20). P. 59-66.
7. Vereshchagina A.V. Family and family's values in the perception of students (for example, in Dagestan) / A.V. Vereshchagina, N.K. Gafiatulina, E.M. Zagirova // Bulletin of the Institute of History, Archaeology and Ethnography. 2015. № 2 (42). P. 158-164.
8. Vereschagina A. V. The Social health of Russian youth as a factor of public security / A.V. Vereschagina, N.K. Gafiatullina, S.I. Samygin // In the book: the 21st century: fundamental science and technology. Materials of the VIII international scientific-practical conference. N.-I. TS.«Academic». 2016. P. 80-85.
9. Konik A.A. Formation of sense of justice in a transformed society: the socially-philosophical analysis : The candidate. ... Dis. philosophy scienc-es.Stavropol, 2006. P. 7.
10. Pevtsova E.A. Theoretical and legal bases of overcoming legal nihilism, and formation of legal culture of children and youth. Yaroslavl, Moscow, 2012. P. 149.
11. Rudenko K.I. Ambivalence of youth consciousness as deformation premise of justice in the modern Russian society // The humanitarian, social, economic, and social sciences. 2015. № 1. P. 66-70.
12. Gafiatulina N.K. Everyday social practices as a way to identify the Russian student's youth / N.K. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, M.M. Shakh-banova // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). P. 158-164.
13. Gafiatulina N.K. State youth policy in the field of social health of youth // Journal of development of science and education. 2012. № 2 (42). P. 158-164.