Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL CONSCIOUSNESS / YOUTH / CIVIL SOCIETY / LEGAL STATE / LEGAL EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION / TERRORISM / MORAL AND LEGAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусарова Марина Александровна

В статье рассматривается проблема правового воспитания молодого поколения россиян. Подчеркивается актуальность высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан в современных условиях становления гражданского общества и правового государства. Особое внимание фокусируется на проблеме ценности правопорядка и безопасности в обществе, в связи с чем подчеркивается, что молодежь, проходящая активную фазу социализации, оказывается в группе риска. Принимая во внимание ряд факторов, обусловливающих подверженность молодежи влиянию террористической идеологии, автор делает выводы о значимости, наряду с мерами организационно-правового характера, идеологического влияния на молодежь посредством культивирования традиционных для отечественного правового пространства нравственно-правовых ценностей и производных от них - установок толерантности, нравственно-правовой автономности личности, непримиримости со злом и насилием. Отмечается, что в настоящее время актуализируется необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества, совместными усилиями которых необходимо формирование позитивного контента как способа предупреждения влияния террористической идеологии. При этом основным каналом позитивного воздействия на правосознание молодежи должны стать сеть Интернет и популярные мессенджеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ANTI-TERRORIST ATTITUDES OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The article considers the problem of legal education of the young generation of Russians. The relevance of the high level of legal awareness and the legal culture of citizens in the modern conditions of the formation of civil society and the rule of law is emphasized. Particular attention is focused on the issue of the value of law and order and security in society, in connection with which it is emphasized that young people undergoing an active phase of socialization are at risk. Taking into account a number of factors leading to the exposure of young people to the influence of terrorist ideology, the author concludes that, along with measures of an organizational and legal nature, of importance is ideological influence on young people by cultivating moral and legal values traditional for the domestic legal space and derived from them - attitudes of tolerance, moral and legal autonomy of the individual, intransigence with evil and violence. The author notes that the need for interaction between the state and civil society institutions, whose joint efforts require the formation of positive content as a way to prevent the influence of terrorist ideology, is being updated at present. At the same time, the Internet and popular messengers should become the main channel for a positive impact on the legal awareness of young people.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316.334.4:37-053.6 ББК 60.561.4-425 Г 96

М.А. Гусарова,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар, тел.: +79182550210, e-mail: gu-sarovaTheBest@mail.ru

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается проблема правового воспитания молодого поколения россиян. Подчеркивается актуальность высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан в современных условиях становления гражданского общества и правового государства. Особое внимание фокусируется на проблеме ценности правопорядка и безопасности в обществе, в связи с чем подчеркивается, что молодежь, проходящая активную фазу социализации, оказывается в группе риска. Принимая во внимание ряд факторов, обусловливающих подверженность молодежи влиянию террористической идеологии, автор делает выводы о значимости, наряду с мерами организационно-правового характера, идеологического влияния на молодежь посредством культивирования традиционных для отечественного правового пространства нравственно-правовых ценностей и производных от них - установок толерантности, нравственно-правовой автономности личности, непримиримости со злом и насилием. Отмечается, что в настоящее время актуализируется необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества, совместными усилиями которых необходимо формирование позитивного контента как способа предупреждения влияния террористической идеологии. При этом основным каналом позитивного воздействия на правосознание молодежи должны стать сеть Интернет и популярные мессенджеры.

Ключевые слова: правосознание, молодежь, гражданское общество, правовое государство, правовое воспитание, правовая социализация, терроризм, нравственно-правовые ценности.

M.A. Gusarova,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of General Theoretical Legal Disciplines, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar, ph.: +79182550210, e-mail: gusarovaTheBest@mail.ru

THE PROBLEM OF LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ANTITERRORIST ATTITUDES OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Abstract. The article considers the problem of legal education of the young generation of Russians. The relevance of the high level of legal awareness and the legal culture of citizens in the modern conditions of the formation of civil society and

the rule of law is emphasized. Particular attention is focused on the issue of the value of law and order and security in society, in connection with which it is emphasized that young people undergoing an active phase of socialization are at risk. Taking into account a number of factors leading to the exposure of young people to the influence of terrorist ideology, the author concludes that, along with measures of an organizational and legal nature, of importance is ideological influence on young people by cultivating moral and legal values traditional for the domestic legal space and derived from them - attitudes of tolerance, moral and legal autonomy of the individual, intransigence with evil and violence. The author notes that the need for interaction between the state and civil society institutions, whose joint efforts require the formation of positive content as a way to prevent the influence of terrorist ideology, is being updated at present. At the same time, the Internet and popular messengers should become the main channel for a positive impact on the legal awareness of young people.

Keywords: legal consciousness, youth, civil society, legal state, legal education, legal socialization, terrorism, moral and legal values.

В современных условиях развития российского общества, в которых не только активизировались социальные процессы, связанные с гражданской позицией россиян, но и отчетливо просматривается влияние глобализационных процессов на все сферы жизни, значимость общественного порядка неуклонно возрастает. Выбранный российским государством курс политико-правового развития, направленный на построение правового государства и гражданского общества, развитие демократизма, во многом зависит от того, насколько сформированы правосознание и правовая культура граждан, насколько полноценно протекает процесс политико-правовой социализации всех слоев населения, правильно ли понимаются личные права и свободы и реализуются ли правовые знания в повседневном поведении. Поэтому дальнейшее упрочение основ российской государственности, развитие политико-правовых отношений как внутри страны, так и в пространстве международных связей без построения логически стройной системы правового воспитания, преследующей цель формирования устойчивого правосознания, базирующегося на антитеррористических, антиэкстремистских установках и непримиримости к проявлениям всякого рода беззакония и насилия в обществе, не представляется возможным.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что значимость правового воспитания в настоящее время обусловлена тем немаловажным фактом, что формирование общественного правосознания каждого нового поколения происходит на основе политико-правового опыта предыдущих поколений. Являясь разновидностью целенаправленных процессов правовой социализации, правовое воспитание имеет управляемый и организованный характер. Сущностной стороной и главным назначением правового воспитания является не только передача, накопление и овладение правовыми знаниями и знакомство с правовыми ценностями, но, прежде всего, их интериориза-ция с последующей экстериоризаци-ей в повседневной жизни. Поэтому важным целевым аспектом названного процесса является принятие изначально внешних сознанию индивида ценностей, норм и установок в качестве субъективно значимых элементов правосознания. Именно по этой причине о правовом воспитании можно говорить как о процессе, вовлекающем все сферы сознания личности как целостного феномена.

Как уже отмечалось нами в одном из исследований, сформировавшиеся в детстве и отрочестве морально-нравственные ценности на последующих стадиях правовой социализации становятся фундаментом для правовых установок

личности [1]. Поэтому важно, чтобы процесс правового воспитания не только начинался в раннем детстве, но также осуществлялся в комплексе с нравственным воспитанием личности. Подростки, которые уже приобрели определенный жизненный опыт и научились давать оценки окружающим явлениям и событиям, в своем реальном поведении способны демонстрировать интересы и ценностные ориентации, в которых проявляется определенный уровень политической и правовой зрелости, соответствующий уровню морально-нравственного развития. Процесс правового воспитания в этот возрастной период имеет особенно напряженный характер, поскольку подросток уже способен понимать суть процессов, происходящих в государственно-политической жизни, а также давать субъективную оценку альтернативным политическим и правовым идеологиям, распространенным в своем государстве. Как представляется, особо важным на этом этапе является формирование антианархических толкований личной свободы, воли и гражданской активности, которые бы выступили в условиях подвижной ценностно-нормативной системы личности подростка определенной точкой отсчета в процессе оценочной деятельности.

Система образования, призванная стать для подрастающего поколения проводником базовых ценностей и норм, на основе которых формируются механизмы адаптации, рефлексии и саморефлексии личности, находится сегодня в реформируемом, переходном состоянии. Основная цель, поставленная перед современной системой отечественного образования, заключается в выработке эффективной, комплексной воспитательно-образовательной целевой программы по формированию духовно-нравственных ценностей, способных стать прочным противовесом для террористических и экстремистских ценностей и установок в правосознании

современной молодежи. При этом немаловажную роль в данном процессе должна сыграть реанимация утраченных за последние годы ценностей патриотизма, интернационализма, толерантности. Примечательно, что названные выше морально-этические ценности были утверждены в качестве охраняемых государством ценностей и закреплены в 2015 г. в Указе Президента РФ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2], а следовательно - создание здорового сознания и правосознания признается государством в качестве социальной ценности.

Как показывают многочисленные научные исследования, к основным объективным причинам распространения терроризма и экстремизма в обществе относятся такие как: экономический кризис, неустойчивость политической идеологии, деформация общественных ценностей, сильная поляризация общества по материально-экономическому признаку, что в итоге приводит к социальной дезинтеграции. Результаты исследований по данной проблеме были представлены в рамках таких масштабных мероприятий при поддержке государства, как Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» (24-25 сентября 2018 г., г. Москва) [3], Всероссийский круглый стол «Против террора», организованный по инициативе Центра профилактики ре ли-гиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ (5 сентября 2019 г., г. Москва) [4] и др. В качестве социальных мероприятий, требующих своей реализации, рекомендованных большинством спикеров по результатам упомянутых выше форумов, были названы такие как: построение взвешенной государственной экономической и политической стратегии, призванной предупредить и разрешить социальные конфликты в обществе,

а также создать политические и культурные факторы, способствующие процессу борьбы с терроризмом и экстремизмом. Последнее, на наш взгляд, является на сегодняшний день наиболее важным, поскольку без государственной поддержки и участия в развитии духовной культуры общества невозможно добиться положительных результатов. Ввиду этого именно молодежь находится в активной фазе социализации и естественно стремится к поиску альтернатив, представители данной возрастной группы оказываются наиболее подверженными радика-листским настроениям, влиянию экстремистских идей различного толка. Поэтому пропаганда антиэкстремистских и антитеррористических идей должна быть направлена, прежде всего, на молодежь.

В связи со сказанным обращает на себя внимание проблема, активно обсуждаемая в научном сообществе и СМИ, о необходимости снижения для подростков возраста уголовной ответственности с 14 до 12 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе за действия террористического характера. Проблема преступности малолетних неоднократно оказывалась предметом законопроектов, выносимых в Государственной Думе на рассмотрение, а также оказывалась в фокусе прикладных социологических исследований. Современные авторы Г.В. Назаренко [5], Г.А. Вартанян и О.Р. Онищенко [6], М.А. Тюмнева [7] справедливо отмечают, что определенный возрастной период не является универсальным критерием для идентификации степени зрелости личности с позиции достижения автономности нравственного и правового сознания, социально-психологической зрелости, достаточной для того, чтобы осознавать значение и общественную опасность своих действий или бездействий, а также оценивать степень общественной опасности идей и призывов, поступающих из различных информационных

источников. Важно отдавать себе отчет в том, что процесс социализации молодого поколения в настоящее время происходит в условиях информационной открытости, что, казалось бы, должно способствовать ранней зрелости личности, однако, как показывают исследования в области возрастной физиологии, психологии и педагогики, это далеко не так. Следовательно, решить данную проблему посредством только нормативно-правового регулирования невозможно. Как представляется, за попыткой снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет кроется желание переложить ответственность за успешность социализации и инкультурации с институтов государства, общества и семьи на самих подростков. Очевидно, что данное обстоятельство открывает публичное признание авторами законопроекта несостоятельности существующих средств и способов приобщения индивида к социально значимым ценностям и нормам.

Нетрудно заметить, что основным информационным каналом, через который достаточно интенсивно осуществляется проникновение деструктивных идей и влияние на политико-правовое сознание подрастающего поколения, в современном мире является Интернет. Результаты исследований, проведенных Н.В. Седых [8], Г. Биляловым [9], И.В. Пащенко [10], красноречиво свидетельствуют, что пропаганда террористических идей и вербовка сторонников осуществляется преимущественно через популярные среди молодежи социальные сети и мессенджеры. Особенно уязвимой оказывается малопросвещенная и политически дезориентированная молодежь, не имеющая четких представлений ни об основных законах, ни об объективной картине правовых процессов, происходящих в обществе. Данное обстоятельство обусловливает развитие такого направления в деле борьбы с террористическими и экстремистскими

угрозами, как обеспечение совместными усилиями государства и институтов гражданского общества мероприятий по формированию политико-правовой грамотности среди молодежи.

В связи со сказанным необходимо отметить следующее. Во-первых, противодействие процессам радикализации должно включать в себя не только меры организационного характера (то есть пресечение возникающих и уже возникших террористических действий), но и меры идеологического характера, направленные на разрушение идеологической пропагандистской инфраструктуры. Речь идет о минимизации негативного влияния информационных источников, пропагандирующих идеологию насилия, расовой, религиозной нетерпимости, инто-лерантности к лицам, имеющим противоположные взгляды и убеждения. Во-вторых, весьма эффективной мерой является политико-правовое просвещение молодежи и воспитание в сознании молодежи ценностей законопослушного и социально ответственного поведения. В-третьих, принимая во внимание взаимосвязанность процесса формирования правового и нравственного сознания, важным моментом в процессе правовой социализации молодежи следует считать воспитание личности на основе традиционных ценностей того или иного социума.

Как показывает жизненная практика, полное запрещение каких-либо действий приводит к обратной реакции. Идеи и мысли также невозможно «убить», запретить или пресечь. Таким образом, единственным высокоэффективным

способом борьбы с влиянием террористической идеологии может быть создание позитивного контента в качестве противовеса поступающим извне деструктивным идеям и взглядам. Нисколько не умаляя значимость образовательных программ в области развития политико-правовой культуры молодежи, реализуемых в рамках института образования, необходимо отметить важность совместных усилий государства и общественных организаций, привлечения интересных, выдающихся журналистов, бизнесменов, многодетных родителей, блогеров, спортсменов, создателей интернет-сайтов молодежной направленности, которые личным примером, моти-вационными речами, а возможно - и посредством общения в рамках тематических мероприятий, смогут продемонстрировать позитивные ценностные ориентации, жизненные стратегии, рассказать о законных путях к успеху, легальных способах реализации собственных усилий, талантов и возможностей. Как известно, у каждого поколения - свои герои. Именно поэтому так важно дать возможность современной молодежи посредством привычных для нее каналов социализации познакомиться с активными людьми, двигающими прогресс, работающими на созидание завтрашнего дня для общества. Поддержка подобных действий со стороны государства, наряду с политико-правовым просвещением и пропагандой, по нашему мнению, на сегодняшний день должна стать мощнейшим воспитательным ресурсом в процессе борьбы с террористической идеологией в среде молодежи.

Примечания:

1. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 149-153.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.48305580345324683#02644907761327624 (дата обращения: 01.05.2020).

3. В Москве состоялся Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». URL: http://nac.gov.ru/ konferencii-i-kruglye-stoly/v-moskve-sostoyalsya-vserossiyskiy-forum-2.html. (дата обращения: 01.05.2020).

4. Против террора. В Москве обсудили профилактику экстремизма среди молодежи // Аргументы и факты. 2019. 5 сентября.

5. Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния субъекта преступления и лиц, совершивших общественно опасные деяния: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2001. 287 с.

6. Вартанян Г.А., Онищенко О.Р. К вопросу о наступлении возраста уголовной ответственности // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2017. № 1 (50). С. 206-211.

7. Тюмнева М.А. Снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет // Педагогические исследования. 2019. № 14 (38). С. 123-137.

8. Седых Н.С. Современный терроризм и молодежь: проблемы информационно-психологического противодействия // Мусульманский мир. 2017. № 2. С. 26-36.

9. Билялов Г. Как вербуют в ИГИЛ: медиа-империя ДАИШ, профессиональный PR и онлайн-присяги террористов // Русская Весна. 2015. 20 декабря. URL: https://rusvesna.su/recent_opinions/1450279359 (дата обращения: 01.05.2020).

10. Пащенко И.В. Технологии вовлечения в ИГИЛ: специфика пропаганды и методы противодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86): в 5 ч. Ч. 5. C. 187-191.

References:

1. Gusarova M.A. Features of legal socialization of contemporary Russian youth in the period of anomization // Society: politics, economics, law. 2011. No. 3. P. 149-153.

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst = 1000000001.0 & rnd = 0.48305580345324683 # 02644907761327624 (date of access 01.05.2020).

3. The All-Russian Forum "Counteraction to the ideology of terrorism in the educational sphere and youth environment" was held in Moscow. URL: http://nac.gov. ru/konferencii-i-kruglye-stoly/v-moskve-sostoyalsya-vserossiyskiy-forum-2.html. (date of access 01.05.2020).

4. Against terror. Prevention of extremism among young people was discussed in Moscow // Arguments and Facts. 2019. September 5.

5. Nazarenko G.V. Criminally relevant mental states of the subject of crime and persons who have committed socially dangerous acts: Diss. for the Dr. of Jurisprudence degree. Moscow, 2001. 287 pp.

6. Vartanyan G.A., Onishchenko O.R. The question of the onset of the age of criminal responsibility // Bulletin of Omsk University. Ser.: Law. 2017. No. 1 (50). P. 206-211.

7. Tyumneva M.A. Reduction of age of criminal responsibility to 12 years // Pedagogical Research. 2019. No. 14 (38). P. 123-137.

8. Sedykh N.S. Modern terrorism and youth: problems of information and psychological resistence // Muslim world. 2017. No. 2. P. 26-36;

9. Bilyalov G. How people are recruited into ISIS: the media empire of DAISH, professional PR and online oaths of terrorists // Russian Spring. 2015. 20 December. URL: https://rusvesna.su/recent_opinions/1450279359 (date of access 01.05.2020).

10. Pashchenko I.V. Technologies of involvement into ISIS: specificity of propaganda and methods of counteraction // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice. 2017.No. 12 (86): 5 parts, Part 5. P. 187-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.