Научная статья на тему 'Правовая идеология и правовая психология в современном российском обществе: анализ корреляционных связей'

Правовая идеология и правовая психология в современном российском обществе: анализ корреляционных связей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2893
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КРИЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / СВОБОДА / ФОРМАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОБОРНОСТЬ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL IDEOLOGY / LEGAL PSYCHOLOGY / CRISIS OF LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL VALUES / INDIVIDUALISM / FREEDOM / FORMAL EQUALITY / FAIRNESS / CONCILIARISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусарова Марина Александровна

Статья посвящена проблеме построения правовой идеологии в современном российском обществе. В центре внимания находится соотношение правовой идеологии и правовой психологии как важнейших элементов правосознания. Современная ситуация диссонанса правовой идеологии и правовой психологии охарактеризована автором как кризисная и потому требующая пересмотра коренных духовных оснований и принципов их соотношения. Делается вывод о необходимости гармонизации индивидуальных и общественно значимых правовых ценностей в основе правовой идеологии современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL IDEOLOGY AND LEGAL PSYCHOLOGY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY: ANALYSIS OF CORRELATION LINKS

The article is devoted to the problem of legal ideology construction in the modern Russian society. Correlation of legal ideology and legal psychology as essential elements of legal conscience is in the centre of attention. The current situation of dissonance between legal ideology and legal psychology is described by the author as a crisis one and therefore requiring revision of fundamental spiritual grounds and principles of their correlation. The conclusion is drawn about the necessity to harmonize individual and socially important legal values in the basis of legal ideology of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Правовая идеология и правовая психология в современном российском обществе: анализ корреляционных связей»

Гусарова Марина Александровна

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

Статья посвящена проблеме построения правовой идеологии в современном российском обществе. В центре внимания находится соотношение правовой идеологии и правовой психологии как важнейших элементов правосознания. Современная ситуация диссонанса правовой идеологии и правовой психологии охарактеризована автором как кризисная и потому требующая пересмотра коренных духовных оснований и принципов их соотношения. Делается вывод о необходимости гармонизации индивидуальных и общественно значимых правовых ценностей в основе правовой идеологии современной России. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/19.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 79-82. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 492 с.

2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. М., 2002. № 3. С. 60-75.

3. Долгов Ю. Н., Смотрова Т. Н. Типология жизненных стратегий личности // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 октября 2011 г.). Томск, 2011. С. 76-82.

4. Иванюшкин А. А., Губина Н. К., Шарова М. А. Некоторые аспекты социологических исследований молодежных групп // Predni vedecke novinky - 2015: materialy XI mezinarodni vedecko-prakticka conference. Praha: Publishing House, 2015. Dil 2. Pravni vedy. Policke vedy. Filosofie. Historie. Filologicke vedy. Psychologie a sociologie. S. 63-66.

5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. М., 2001. № 3. С. 121-139.

6. Попова И. Образование - человеческий и социальный капитал молодежи // Высшее образование в России. М., 2007. № 10. С. 104-108.

7. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капитала и их конвергенция // Общественные науки и современность. М., 2003. № 2. С. 5-16.

8. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии. М.: Мысль, 1995. 393 с.

9. Свенцицкий А. Л. Доверие как психологический фундамент социального капитала // Современные прикладные направления и проблемы психологии. М.: Мысль, 2010. С. 362-368.

10. Семенов В. Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Речь, 2008. 623 с.

11. Шарова М. А., Иванюшкин А. А. Жизненные стратегии молодежных групп в условиях трансформации общества // Инновационные технологии в науке и образовании. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 160-162.

12. Шарова М. А., Уланова А. В. Образовательный капитал как социокультурный феномен современных общественных процессов // Инновационные технологии в науке и образовании. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 157-159.

13. Ясин Е. Г. Экономика России накануне подъема. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012. 336 с.

14. Becker G. A. Human Capital. Cambridge, 1964. 458 p.

15. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973. 264 p.

16. Schultz T. W. Investment in Human Capital: The Role of Education and Research. N. Y.: Free Press, 1971. 354 p.

LIFE STRATEGIES OF REGIONAL HIGHER SCHOOL STUDENTS AND QUALITY OF THEIR EDUCATIONAL AND SOCIAL CAPITAL

Gubina Natal'ya Konstantinovna, Ph. D. in Economics, Associate Professor Sharova Marina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Zaitseva Tat'yana Vasil'evna Bova Eleonora Yur'evna, Ph. D. in Agriculture, Associate Professor Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky nkgubina@mail. ru; sharov. kaluga@mail. ru

The article examines life strategies of young students as a special socio-demographic group, their self-identification in different fields and integration into the society. The paper shows that young people's choice of life strategies depends on the socio-economic state of the society, quality of their educational and social capital. The study identified that the majority of young people possess constructive and active life strategies with a high proportion of paternalistic attitudes, which is natural for the situation of socioeconomic instability. The research materials can be used to improve academic and educational process at higher school.

Key words and phrases: life strategies; young students; social capital; educational capital; regional society; young peoples' self-identification; profession choice; scale of values.

УДК 101

Философские науки

Статья посвящена проблеме построения правовой идеологии в современном российском обществе. В центре внимания находится соотношение правовой идеологии и правовой психологии как важнейших элементов правосознания. Современная ситуация диссонанса правовой идеологии и правовой психологии охарактеризована автором как кризисная и потому требующая пересмотра коренных духовных оснований и принципов их соотношения. Делается вывод о необходимости гармонизации индивидуальных и общественно значимых правовых ценностей в основе правовой идеологии современной России.

Ключевые слова и фразы: правосознание; правовая идеология; правовая психология; кризис правосознания; правовые ценности; индивидуализм; свобода; формальное равенство; справедливость; соборность.

Гусарова Марина Александровна, к. соц. н., доцент

Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар Suriman@mail. ru

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

Перед современным российским обществом сегодня стоит важная задача построения правового государства и формирования соответствующей ему правовой идеологии. В связи с этим перед государственными,

политическими, общественными деятелями и ведущими правоведами страны возникает дилемма - разрушить старые начала правовой жизни и государственности и создать вместо них новые либо реформировать, видоизменить старые, адаптировав к новым условиям развития российского социума. От того, как будет решена эта проблема, напрямую зависит развитие всех сфер российского общества и построение международных отношений с другими державами.

Как показал исторический и социальный опыт, все теории и идеи, сформировавшиеся как основа правовой идеологии в дореволюционный период и советское время, оказались утопичными, оторванными от реальной правовой жизни. И западники, и славянофилы, и консерваторы, и евразийцы, и советские, марксистски ориентированные, ученые представляли свои варианты правовой идеологии и способы преодоления проблем, связанных с правосознанием. Однако ни одна из них в чистом виде не прижилась в общественном сознании надолго и не стала основанием российской государственности. Поэтому именно сегодня наше Отечество стоит перед необходимостью дать ответ на «вызов» истории, заключающийся в построении действительно эффективной системы общественно-правового устройства, основанного на правовой идеологии, принятой правовым сознанием всех без исключения социальных групп.

Правовая идеология как познавательный или когнитивный элемент правосознания включает в себя систему идей, теорий, взглядов и представлений о сущности права, его социальном предназначении, правовых способах решения социальных проблем, выраженных в форме юридических понятий и категорий. Несмотря на то, что правовая идеология создаётся и обосновывается не населением непосредственно, а отдельными социальными группами - правоведов, политологов, социологов и т.п., вместе с тем свой потенциал она черпает «снизу», из социальных потребностей и проблем. Таким образом, формирование правовой идеологии всегда связано с духовной жизнью и деятельностью всего общества и государства.

Правовая идеология выполняет функцию идейного «маяка» для профессионального правосознания и правовой культуры законодателей и правоприменителей, направляя и организовывая их деятельность. Вместе с тем правовая идеология открывает для обычных граждан основные направления развития государства и знакомит с социальными ценностями, защищаемыми с помощью правовых средств.

Выступая в качестве смыслообразующего, аксиологического компонента в конкретных политико-правовых источниках, таких как конституции, послания президента, тексты правовых реформ, программ и установок политических партий, правовая идеология способствует формированию направленности оценочных суждений по поводу реального состояния правовой системы и правовых явлений, а также построению представлений о должном устройстве правовой сферы общества и идеальном правовом порядке.

Следует также отметить, что на основании правовой идеологии строится тот или иной тип правопонима-ния, который, в свою очередь, выступает методологическим ориентиром для построения правовой системы общества. В современных исследованиях отмечается, что естественный тип правопонимания, в котором морально-этические, религиозные установки выступают критерием истинности в праве, в условиях построения правового государства в России уже не актуален. Позитивистский подход также подвергается суровой критике за отождествление права с законом как волей власти предержащих [2; 4; 8]. Не без основания потенциально эффективной основой правовой идеологии в условиях кризиса правосознания считаются различные варианты интегративного подхода к пониманию права, такие как феноменолого-коммуникативный, диалогический и либертарно-юридический. В рамках данных подходов достаточно успешно сочетаются положительные свойства традиционных подходов к праву и преодолевается разрыв между идеальным видением образа правовой системы и современными реалиями, а само правосознание рассматривается в качестве социокультурного феномена, входящего в состав права как такового наряду с остальными правовыми феноменами [1]. Таким образом, формирование правовой идеологии на современном этапе тесно связано с развитием правовой науки и социально-гуманитарного знания в целом, основано на внутренних свойствах права, апеллирует к вопросам о сущности, назначении, месте права в жизни человека, общества и государства.

Что касается правовой психологии как эмоционально-волевого элемента в структуре правосознания, то она выражается в правовых чувствах, правовых эмоциях, переживаниях, правовых привычках и навыках, демонстрирует внешнюю реакцию субъектов права на правовые явления, идеи и принципы.

В отличие от правовой идеологии, правовую психологию образуют в основном иррациональные феномены, такие как правовая ментальность, правовые обычаи и традиции народа, то есть всё то, что формально не регламентировано, но входит в понятие «живое право». В недрах правовой психологии лежат интуитивные правовые догадки, чувства, прозрения, «откровения», которые помогают законодателю правильно понимать сущность правовых феноменов, оценить их значимость в тот или иной исторический период и находить соответствующие этим представлениям правовые формы. Руководствуясь правовой психологией, индивиды оценивают правовые явления на предмет их соответствия справедливости. И поскольку именно справедливость является критерием истинности действий государственной власти, ее правовых преобразований, то все явления, нормы, идеи, нашедшие положительную оценку и согласие с позиции правовой психологии, принимаются общественным сознанием как правильные и адекватные социальным потребностям.

Подчеркивая высокую значимость правовой психологии в жизни отдельного индивида и развития всего общества, российско-польский философ, социолог и правовед Л. И. Петражицкий утверждал, что право является совокупностью правовых эмоций и чувств и существует, «живет» исключительно в психике индивида, а не в официальных юридических актах. Таким образом, именно правовая психология как важный элемент правосознания является, по мнению философа, источником правовых норм и представлений, а также регулятором поведения индивида в обществе. Согласно Л. И. Петражицкому, представления о законности, справедливости и истине носят внутренний, интуитивный характер и оказывают порой более сильное воздействие

на сознание человека, чем правовые нормы, ограничивающие нас извне, то есть в правовой жизни человек переносит, проецирует на других людей образы должного поведения, представления о необходимом социально-правовом порядке, в результате чего появляются определенные эмоции, чувства и переживания. Л. И. Петражицкий справедливо отмечает, что «правовой психике свойственна столь сильная и неуклонная склонность к позитивации, что она, так сказать, пользуется всевозможными фактами для того, чтобы достичь фиксирования определенного позитивного шаблона» [7, с. 150].

Правовая психология является более распространённой формой отражения права и правовых явлений и вместе с тем более инертным структурным элементом правосознания, чем правовая идеология. В отличие от правовой идеологии, правовая психология тесно связана с национальной психологией, поэтому она медленно трансформируется под влиянием социокультурных изменений и с трудом корректируется усилиями государства и его институтов. То есть формирование правовой психологии происходит под влиянием различных метаюридических феноменов, таких как, например, религия, культурные традиции и обычаи, в процессе реальной жизнедеятельности.

Несмотря на теоретические различия между правовой психологией и правовой идеологией, в правовой реальности и сознании познающего эту реальность субъекта они неразделимы, как две стороны одной медали. Выделение этих элементов в структуре правосознания преследует исключительно методологические цели. Гармоничное сочетание правовой идеологии и правовой психологии обеспечивает максимально адекватное отражение социального бытия и регулятивное воздействие на общественную жизнь.

Великий дореволюционный философ П. И. Новгородцев отмечал, что сущность кризиса правосознания в современной ему России заключается в несостоятельности оснований теории правового государства и, прежде всего, таких его институтов, как институт демократии и свободы личности. Выявляя взаимосвязь между нравственным сознанием и формально-юридическим устройством, П. И. Новгородцев отмечал, что между ними не должно быть противоречия. Философ подчеркивал, что «нравственный закон, который мы сознаем в себе, должен существовать во внешнем мире» [6, с. 24]. Выход из ситуации кризиса П. И. Новгородцев видел не в отказе от государственности, но в реформировании системы права и государства и построении правовой идеологии на основе естественно-правовых принципов и ценностей, таких как «равенство исходного пункта», нравственных и религиозных оснований, которые дороги русскому народу, а также в соблюдении баланса между правами личности и интересами государства.

Как правильно отмечает С. И. Нефедов, устранение противоречий между правовыми идеологиями и правовой психологией возможно посредством объединения интересов всех субъектов права. Этот автор пишет: «Как бы ни разнились интересы участников социального процесса, у них всегда есть те общие интересы, которые позволяют государству вырабатывать единую правовую идеологию и правовую политику... к таким общим интересам относится юридическое равенство, охрана правопорядка, распределение материальных и духовных благ, получение достоверной информации, безопасность. Эти ценности - базовые и за редким исключением проявлялись во всех типах общества и во все эпохи» [5, с. 89].

Правовая идеология наполняет смыслом правовую жизнь государства, задает ориентиры в развитии общества, выступает «живительным источником для здорового правосознания» [9, с. 234]. Что же касается достаточно дискуссионного положения статьи 13 Конституции РФ об идеологическом многообразии в российской правовой системе и о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [3, с. 5] , то эта формулировка требует конкретизации в связи с отсутствием ясности относительно того, идет ли речь об идеологии вообще или о каком-то из ее видов. Если в вышеизложенном суждении говорится о политической идеологии, то это вполне обосновывает положение о демократическом режиме в Российском государстве. Если же о правовой идеологии, то возникает вопрос о возможности отсутствия единых ориентиров в развитии российской правовой системы.

Как представляется, в правовой идеологии современного российского общества внимание должно быть сосредоточено не на западноевропейских индивидуалистических ценностях, а на уравновешивании общесоциальных, групповых (коллективных) и индивидуальных интересов. В правовой идеологии должны найти компромисс общечеловеческие и национальные ценности, групповые и индивидуальные, юридические и ме-таюридические духовные ценности. Кроме того, в деятельности самих институтов должен быть соблюден баланс между духовной и материальной (инструментальной) составляющей. Только такое уравновешивание (в терминологии славянофилов - «соборность») сможет, на наш взгляд, стать гарантом претворения в жизнь тех идеалов, ради которых менялись режимы и совершались революционные изменения. Именно это уравновешивание «вдохнет» новую силу в правовую жизнь и даст стимулы для ее развития.

Следует также отметить, что эффективная система социально-правового контроля в обществе должна опираться не только на такие его элементы, как нормы и санкции, но, прежде всего, на аксиологическую, гуманитарную составляющую системы, наличие и развитие которой подчеркивает ценность человека в государстве и обществе, равную значимость интересов, прав и социальных возможностей всех групп. Это ценностное основание правопорядка в российском обществе должно быть обосновано в правовой идеологии, и только тогда правовые нормы и санкции будут восприняты правосознанием как индивидуально и социально значимые, как соответствующие принципу справедливости.

Не вызывает сомнений, что реформирование права как социального института, как системы формально закрепленных и санкционированных государством норм является необходимым в современных условиях построения правового государства, однако оно, по нашему мнению, не способно решить проблему кризиса правосознания. Правовую систему необходимо наполнить смыслом, который должен «раствориться» в правовой реальности, опосредовать ее. Именно поэтому главной задачей Российского государства должно стать

достижение цельности, унисона всех элементов правовой жизни. Не составляет исключения и правосознание, которое для его эффективного функционирования должно иметь согласие всех его структурных элементов, основных видов (форм) и уровней.

Итак, принцип корреляции российской правовой идеологии и психологии заключается в том, что в сфере правовой психологии возникают и созревают интуитивные, элементарные, базовые представления о праве, правовых феноменах и правовых ценностях, которые затем объективируются, «кристаллизуются», систематизируются в правовой идеологии. В свою очередь, правовые принципы как духовные основания права, например гуманизм, справедливость, формальное равенство и т.д., научно обоснованные в рамках правовой идеологии, должны реализоваться на уровне правовой психологии. Таким образом, гармоничное развитие российской правовой идеологии и правовой психологии обеспечит адекватное отражение правовой реальности в сознании субъекта и возможность обратного - регулятивного и социально-конструирующего воздействия правосознания на развитие общества.

Список литературы

1. Гусарова М. А. Понятие правосознания в современных интегративных теориях (на примере концепций А. В. Полякова и И. Л. Честнова) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 28-31.

2. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М.: Норма, 2013. 496 с.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). М.: Эксмо, 2011. 32 с.

4. Нерсесянц В. С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Юристъ, 1996. 160 с.

5. Нефедов С. И. Проблемы правовой идеологии в современной России // Гражданское общество и правовое государство. 2011. Т. 1. С. 88-92.

6. Новгородцев П. И. Нравственная проблема в философии Канта. М.: Университетская типография, 1903. 29 с.

7. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 608 с.

8. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 256 с.

9. Томсинов В. А. Кризис правосознания как причина разрушения государства // Правосознание российского общества: типологическая характеристика: коллективная монография / под ред. В. В. Сорокина и А. А. Васильева. Барнаул: Издательство АГУ, 2013. С. 208-234.

LEGAL IDEOLOGY AND LEGAL PSYCHOLOGY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY: ANALYSIS OF CORRELATION LINKS

Gusarova Marina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Russian State University of Justice in Krasnodar Suriman@mail. ru

The article is devoted to the problem of legal ideology construction in the modern Russian society. Correlation of legal ideology and legal psychology as essential elements of legal conscience is in the centre of attention. The current situation of dissonance between legal ideology and legal psychology is described by the author as a crisis one and therefore requiring revision of fundamental spiritual grounds and principles of their correlation. The conclusion is drawn about the necessity to harmonize individual and socially important legal values in the basis of legal ideology of modern Russia.

Key words and phrases: legal consciousness; legal ideology; legal psychology; crisis of legal consciousness; legal values; individualism; freedom; formal equality; fairness; conciliarism.

УДК 1; 177.7 Философские науки

В данной статье автор, определяя феномен гуманизма, характеризует его как культурное явление, представляет имеющиеся в литературе точки зрения на определение этого понятия, дает свою классификацию основных форм гуманизма, выделяет гуманизм принципов и гуманизм идеалов. Вместе с тем гуманизм исследуется им и как система общественных отношений. В работе показано, что при таком подходе создается теоретико-методологическая основа для рассмотрения гуманизма как факта культур, тем самым возникает возможность выявить его материальные основания, объяснить существование множества его определений разнообразием общественных отношений, в которых он проявляется.

Ключевые слова и фразы: гуманизм; гуманизация; культура; личность; исторический процесс; социальные отношения; общество.

Дараган Наталья Демьяновна, к. филос. н., доцент

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал)

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

daragan. natalya@mail. ги

ГУМАНИЗМ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Вопросы гуманизма интересовали людей с давних времен, поскольку непосредственно касались каждого живущего на нашей планете. В настоящее время многие жители нашей страны поставлены в экстремальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.