Научная статья
УДК 340.1
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Голубев И.В.,
Тюменский институт повышения квалификации
сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация, e-mail:[email protected]
Аннотация. Предметом исследования являются закономерности формирования правовой культуры в современном Российском государстве. Объектом исследования является правовая культура как социокультурный феномен. В статье представлены основные подходы к рассмотрению категории правовой культуры. Акцентируется внимание на взаимосвязи правовой культуры с другими общественными формами, выступающими социальными регуляторами поведения (мораль, религия). Рассматриваются некоторые исторически сложившиеся культурно-национальные особенности российского менталитета, влияющие на становление и развитие правовой культуры. Обосновывается социокультурный подход в понимании правовой культуры. Раскрываются содержательные характеристики основных функций правовой культуры: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, охранительная, прогностическая. Сделан вывод, что развитие демократического государства и гражданского общества напрямую зависит от уровня правосознания граждан, где правовая культура выступает их интегральной характеристикой.
Ключевые слова: правовая культура, функции культуры, правосознание, социокультурный подход.
Scientific article
LEGAL CULTURE: CONCEPT AND FUNCTIONS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL APPROACH
I.V.Golybev,
Tyumen Institute for Advanced Training Employees ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia,
Tyumen, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The subject of the study is the regularities ofthe formation of legal culture in the modern Russian state. The object of the study is legal culture as a socio-cultural phenomenon. The article presents the main approaches to the consideration of the category of legal culture. Attention is focused on the relationship of legal culture with other social forms that act as social regulators of behavior (morality, religion). Some historically developed cultural and national features ofthe Russian mentality affecting the formation and development of legal culture are considered. The socio-cultural approach in the understanding of legal culture is substantiated. The content characteristics ofthe main functions of
legal culture are revealed: regulatory, educational, communicative, protective, prognostic. It is concluded that the development of a democratic state and civil society directly depends on the level of legal awareness of citizens, where legal culture acts as their integral characteristic.
Keywords: legal culture, cultural functions, legal awareness, socio-cultural approach.
Введение
Правовая культура относится к сложным и многоаспектным социальным явлениям, в то же время проявляет себя как часть сложившейся и функционирующей общей культуры российского общества с учетом ее многонационального состава. В исторической ретроспективе, как отмечает Л.А. Петрачук, «российская культура в целом складывалась в результате проникновения в автономную культурную константу россиян евразийской и восточноазиатской культуры. Огромное влияние на глубинные основы этнической культуры русских оказало православие» [9, с. 5]. Развитие правовой и общественной мысли в имперский период существования характеризовался острой дискуссией двух общественно-политических направлений, «западничества» и «славянофильства», сформировавшихся в первой половине ХГХ века и ставивших своей целью поиск наиболее правильного пути дальнейшего развития России.
Несмотря на ряд реформ, проведенных в законодательной сфере на рубеже 60-70-х гг. ХК века, основными соционормативными системами регулирования поведения населения оставались общинные и религиозные правила (мораль, религия). На этих принципах во многом была построена и деловая этика в купеческой и предпринимательской среде, когда данное «честное слово» обязывало к неукоснительному соблюдению договоренности [11, с. 199].
Советский период в становлении правовой культуры имел своей особенностью превалирование общественного над личным, формирование правовой культуры было направлено на законопослушное поведение граждан, где личная инициатива, личные интересы могли реализоваться только в русле общественно значимых по-
требностей. Научное внимание к различным аспектам правовой культуры в России начинается в 70 - 90-е годы ХХ века (С.С. Алексеев, В.И. Каминский, А.Р. Раминов, В.П. Сальников), где предметом изучения стали: формирование правовой культуры социальных групп, правосознание, правовая идеология, правовое воспитание, правовая социализация. Плюрализм и заимствования, присущие 90-м гг. прошлого века, значительно расширили представления о правовой культуре личности и общества, но в то же время несли в себе заряд «вестернизации» и разрушения. Копирование западных образцов, искусственно перенесенных в российскую действительность, но выросших совершенно «на другой культурно-правовой почве», приживались медленно, во многом оставаясь невостребованными большей частью населения.
В переломный период становления на новые рельсы социально-экономического развития научный дискурс был сфокусирован на критике отрицательных фактов правового нигилизма, которыми изобиловала реальность. Понять, осмыслить происходящие явления, найти «краеугольные камни» духовного возрождения и ресурсы для национального подъема было весьма трудно. Среди значимых научных работ первого десятилетия ХХ века можно отметить следующие. О.В. Мартышин (2004; 2005 гг.) обратился к рассмотрению моральных ценностей и нравственных основ государства и права как базовому фундаменту утверждения законности и правопорядка, повышению правовой культуры общества [5; 6]. В рамках социальной психологии А.В. Юре-вич (2009; 2010 гг.)проанализировал не только причины моральной деградации населения, но и обосновал условия и направления повышения нравственного состояния
российского общества и правосознания граждан [14, с. 9]. В.Г. Графский осуществил глубокий сравнительный анализ особенностей советской правовой культуры (положительные и отрицательные аспекты), так как он захватывает значительный исторический период (1917 - 1991 гг.) и оказывает влияние на современное состояние правовой культуры и правосознания россиян [1, с. 130].
Описание исследования
В течение последних десяти лет, 2010 -2020 гг., в Российской Федерации государственная политика направлена на активное проведение административных реформ, экономическую стабилизацию, развитие гражданского общества, обеспечение национальной безопасности. В современных условиях без высокого уровня правовой культуры общества и личности значительных результатов в этих направлениях достичь невозможно. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. № Пр-1168 были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В разделе 1 обратимся к некоторым положениям, важным в раскрытии содержания и логики темы, заявленной в названии статьи: во-первых, в п. 8 указано, что "государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России ; во-вторых, в п. 7 прописано, что государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан". Разделы II - 1Упосвящены раскрытию принципов, целей, задач и направлений государственной политики в сфере развития и укрепления правовой культуры граждан, преодолению нигилизма. В разделах У - Х предусмотрены меры государственной политики по развитию правовой культуры в следующих сферах: законодательстве, государственной службе, образовании и воспитании, культуре и средствах массовой информации, институтах
гражданского общества, организационного и методического характера.
Утверждение «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» активизировало проведение научных исследований, посвященных разработке содержательных характеристик в современных условиях: правовой культуры, правового сознания, правовой идеологии, правовой психологии, правового воспитания, правовой грамотности, правовой информированности, правового просвещения, правового нигилизма. Данные аспекты особенно актуальны в условиях распространения информации, не всегда отвечающей достоверности, интенсивного развития «цифрового» общества (в том числе цифровизации права), а также в рамках государственной политики и стратегических приоритетов развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе 2024 -2030 гг. Одним из важных условий достижения поставленных целей и значимых результатов является активное гражданское общество, высокий уровень правовой культуры граждан [13, с. 128]. Выражая солидарность точке зрения Н.Б. Пантелеева, можно утверждать, что в контексте сегодняшних реалий низкий уровень правовой грамотности населения может являться угрозой национальной безопасности государства, так как создает «препятствия эффективному использованию правовых средств и механизмов для полноценного участия граждан в управлении государственными и общественными делами» [8, с. 62].
Единого определения правовой культуры нет, кроме права, она изучается и другими научными отраслями социально-гуманитарного знания: культурологией, историей, политологией, антропологией, психологией, педагогикой. Более того, в каждой из них есть отдельные подотросли, например, предметом изучения «правосознания» в общей психологии является когнитивное-по-знавательные возможности человека (правовое мышление, креативность); формиро-
вание позитивного правосознания или проявление «нигилизма» рассматривается с точки зрения индивидуально-типологических особенностей (темперамент, характер, способности); социальная психология изучает правосознание социальных групп, правовую культуру масс; психология личности мотивацию и направленность правомерного поведения; этнопсихология позволяет провести сравнительный анализ правовой культуры различных этносов и наций (например, всем известна правовая «аккуратность» немцев, законопослушность японцев). М.Б. Смоленский обращает внимание на то, что процессы глобализации сделали неизбежным правовое взаимодействие стран, и в этом контексте увеличился интерес к культурным основам сложившихся правовых систем и положительным примерам формирования правовой культуры в разных странах, к корректным формам рецепции права [12, с. 68-69].
Междисциплинарный характер феномена правовой культуры обусловливает разнообразие понимания и выбора методологических подходов в зависимости от ракурса исследования [2, с. 135-136]. В настоящее время в научном знании сложились следующие подходы: философский (А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин), антропологический (С.А. Комаров, А.Р. Ратинов), аксиологический (В.Н. Карташов, П.С. Самыгин), социологический (М.Н. Марченко, А.К. Уледов), информационно-семиотический (Е.В. Клейменова, К.А. Моралёва), культурологический (А.И. Гусейнов, В.С. Степин).
Государственная политика направлена на повышение правовой культуры общества, правовой грамотности населения, развитие правосознания граждан и их гражданской активности. Соответственно, снижение преступности и массовости правонарушений, преодоление правового нигилизма также следует рассматривать с точки зрения всех аспектов правовой культуры, которая является только частью общей культуры (духовного и материального характера), поэтому культурологический и социокуль-
турный подходы стали так актуальны в исследованиях последнего десятилетия [4, с. 13].
Методология социокультурного подхода базируется на общеметодологическом системном подходе, рассматривая общество в единстве культурного контекста и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека, что позволяет определить детерминанты мотивации (правомерного или преступного) поведения людей и на этой основе определить условия формирования высокого уровня правосознания и воспитательного и коррекционно-го воздействия на преодоление правового нигилизма прежде всего подрастающего поколения (несовершеннолетних правонарушителей и преступников). Поэтому формирование высокого уровня правовой культуры в современных исследованиях рассматривается в социокультурном контексте.
Таким образом, понимание правовой культуры в общем виде можно охарактеризовать как:
1) компонент духовной культуры;
2) общий уровень правовых знаний;
3) отношение общества к праву (массовое правосознание);
4) индивидуальный уровень правовых убеждений и установок, приобретенный в процессе социализации;
5) целенаправленное формирование позитивного правосознания в процессе правового воспитания и обучения;
6) реализация правовой культуры в общении, деятельности и поведении при взаимодействии с другими субъектами.
Правовая культура является активным соционормативным феноменом, выполняя ряд функций и непрерывно проявляя себя на индивидуальном и групповом уровнях. Единой классификации функций правовой культуры не сложилось, их дифференциация в большей степени зависимост от практи-ко-ориентированных задач и от методологических подходов, рассмотренных выше. Тем не менее к основным функциям правовой культуры обычно относят: регулятив-
ную, воспитательную, охранительную, коммуникативную, прогностическую; каждая из них имеет важное значение для нормализации жизнедеятельности отдельного гражданина, общества, государства [10, с. 51].
Регулятивная (нормативная) функция правовой культуры. В первую очередь следует акцентировать внимание на том, что правовая культура проявляется:
1) в регуляции функционирования общества, социальных и юридических институтов);
2) в регуляции поведения отдельного индивида.
В первом случае, как отмечает М.Н. Марченко, высокий уровень правовой культуры, сложившийся в обществе, повышает устойчивость государственного управления через обеспечение повседневного и эффективного функционирования структурных элементов национальной правовой системы (юридических институтов) [7, с. 48]. Данная функция выступает объективным критерием действующего права, так как проявляется во всей совокупности общественных отношений.
Регулятивно-нормативная функция правовой культуры определяет социально-правовую ориентацию граждан как членов общества в процессе реализации права. Если на уровне личностной убежденности (как мировоззренческой характеристики) у индивида сформированы:
1) уверенность в необходимости права;
2) значимость именно правового государства;
3) обязательность соблюдения законности, то это является показателем высокой правовой культуры человека.
Правовая культура, сложившаяся в обществе, напрямую преломляется через индивидуальное сознание индивида как гражданина общества и отражает его уверенность в справедливости и результативности действующих правовых норм.
Правовая культура выполняет роль регулятора в определении целей и путей их достижения, реализуясь в поведении человека при осмыслении своих желаний, по-
требностей, мотивов, а также в достижении социальных стремлений и идеалов. Взаимосвязь «желаемого» и «действительного», отражает взаимосвязь прав и обязанностей, упорядоченность правовых отношений. Таким образом, правовая убежденность (дозволенного и запрещенного) реализуется через волеизъявление и саморегуляцию поведения.
Регулятивная функция правовой культуры тесно связана как с морально-нормативной формой общественного сознания, так и с уровнем морально-нравственного развития самосознания гражданина (правосознание). Как на уровне массового, так и на уровне индивидуального правосознания при высоком уровне его развития проявляется нетерпимость к нарушениям закона, что ведет к общему снижению деликтности, повышению правомерного поведения. Социально-правовая активность граждан также побуждается правовой убежденностью. Признаками правовой культуры является знание своих прав и обязанностей, а также желание и способность защитить свои интересы законным образом. Регулятивная функция показывает, что одного знания правовых норм недостаточно, должна быть сформирована потребность и правовая убежденность в справедливости и необходимости нормативно-правовой регуляции поведения.
Высокий уровень правовой культуры общества в массовом правосознании проявляется: во-первых, в поддержании общественного порядка, в соблюдении правомерного поведения, в критическом отношении к своему поведению на индивидуальном уровне; во-вторых, в нетерпимости к правонарушениям и противоправному поведению других граждан; в-третьих, в социально-правовой активности (например, оказание поддержки правоохранительным органам в их деятельности противодействия преступности). Таким образом, сложившийся высокий уровень правовой культуры как в индивидуальном, так и массовом сознании выступает регулятором правового поведения. Регулятивная функция правовой
культуры взаимосвязана с моральной формой общественного сознания. В свою очередь общество представлено различными социальными группами, которые могут кардинально различаться по уровню развития правового сознания и следованию правовым нормам. Ведущая роль в повышении правовой культуры общества принадлежит государству.
Воспитательная функция правовой культуры. Вектор воспитательной функции направлен на формирование устойчивых позитивных аспектов правовой культуры, проявляющихся в качествах индивида и мотивации его поступков. Правовая культура отражается в мировоззрении человека, на ней строится система взглядов, оценок, установок на правомерное (при нигилизме на противозаконное) поведение, что отражается в смысложизненных и ценностных ориентациях людей, в их убеждениях. На основе мировоззрения человека выстраивается его ценностная система и позиция «Я» в субъективно воспринимаемой картине мира и отношений.
Индивидуальный уровень правовой культуры не является статичным показателем и в течение жизни может изменяться как в позитивную, так и негативную сторону. В укорененности (убежденности) правомерного и законопослушного поведения наиболее значимым является этап развития и взросления от рождения и до совершеннолетия. Все большую роль приобретает самовоспитание и саморегуляция допустимого поведения. С момента совершеннолетия наступает полная юридическая ответственность. Развитие правомерного поведения осуществляется в процессе социализации в течение всей жизни, при позитивном развитии правовая информированность и соответствие правовым нормам повышается, при негативном - понижается, и здесь речь идет о низком уровне правовой культуры вплоть до нигилизма как отрицание правовых норм и в целом негативное отношение к праву, выражающееся в делинквентном поведении.
Достижение основных целей правового воспитания (правовые знания, правовые убеждения, правовые установки, привычки и навыки правомерного поведения) осуществляется под воздействием комплекса мероприятий, проводимых на уровне общегосударственных акций, муниципального и местного самоуправления, общественных организаций, трудового коллектива, положительного семейного влияния. Формирование у граждан правосознания, правомерного поведения закрепляется посредством знаний общих принципов права путем правового воспитания, слаженной работой государственных учреждений, непротиворечивой идеологией, профилактикой правонарушений, активной деятельностью гражданских объединений и др.
Коммуникативная функция правовой культуры. Данная функция направлена на обеспечение и доступность членов общества правовой информации. Создание возможностей для адекватного восприятия и использования правовой информации в зависимости от своих потребностей и интересов. Коммуникация как взаимообмен может осуществляться непосредственно и опосредованно. Это можно рассматривать, например, как поступление информации о юридических предписаниях, регулирующих поведение людей в социально значимых ситуациях; о допустимом и желаемом поведении; о своевременности каких-либо действий; об участии в выборах и др.
Правовая культура воздействует на систему взглядов и оценок поведения, способствует установлению контактов между людьми, а также между членами общества и представителями государственной власти. Таким образом, складывается система ожиданий, притязаний на определенный уровень правовой коммуникации.
Коммуникативная функция является платформой для создания информационного пространства, где происходит процесс накопления, обновления и распространения правовой информации. Создается эффективная система реализации прав граждан и соци-
альных институтов на свободное получение, распространение и пользование определенной информацией, касающейся повседневной реализации права (например, назначение социальных пособий, обращение к участковым уполномоченным полиции, подача жалобы). Таким образом, происходит становление общего коммуникационного пространства, которое пронизывает всю культуру, формирует позиции ценностного отношения к праву, государственным органам, государственной власти в целом.
Прогностическая функция правовой культуры. Данная функция связана с анализом реального уровня и особенностей общественного развития на данный период времени с целью выявления диалектики противоречий, когда необходимо изменение, совершенствование законодательства. С этой целью изучается имеющийся опыт (исторический отечественный, зарубежный), создается модель в определенных концептуальных границах на основе достоверной и многогранной информации с целью прогнозируемого результата.
Прогноз позволяет оценить инновационный потенциал законопроекта, включает анализ тенденций всей правовой системы. Функции прогнозирования оценивают насколько законопроект обеспечивает правомерное поведение граждан, насколько отвечает экономическому уровню развития страны, национальному менталитету, историческо-культурным традициям [3, с. 13]. Функция прогнозирования предполагает системное исследование явления или процесса.
Охранительная функция правой культуры. Необходимость в охране общественных отношений (духовных, культурных, национальных, политических, экономических, личных) всегда будет востребована. Охранительная функция связана с активной защитой социально значимых ценностей и
вытеснением из социальной среды социально опасных, противоправных явлений. Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже следствие, вторичный результат высокого уровня правовой культуры общества и действующих правоотношений. Известно, что сам факт установления санкции за противоправное поведение оказывает превентивное воздействие, побуждает воздерживаться от совершения наказуемого поступка. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь регулятивной и охранительной функций, формирующих социально полезные стереотипы и навыки правомерного поведения.
Заключение
Таким образом, поступательное развитие общества и государства во многом зависит от уровня правовой культуры граждан. В течение последних тридцати лет современной истории России наблюдалась динамика развития правовой культуры общества, которую условно можно разделить на три этапа (явное снижение, стабилизация и тенденции роста). В настоящее время развитие правового государства и демократического общества происходит в условиях национально-культурного возрождения России. Государственная политика Российской Федерации в течение последних десяти лет активно направлена на повышение правовой культуры общества посредством развития правовой грамотности и правосознания граждан. Значимость правовой культуры отражается в ее функциях и диалектической взаимосвязи личности и общества, проявляющихся в правомерном поведении. Развитие демократического государства и гражданского общества в России напрямую зависит от уровня правосознания граждан, где правовая культура выступает интегральной характеристикой данного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Графский, В.Г. О своеобразии советской правовой культуры // Труды Института государства и права российской академии наук. 2011. №4. С. 130-152.
2. Гуляихин, В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. №4. С. 135-158.
3. Журавлев, А.Л., Ушаков, Д.В., Юревич, А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. (Часть 3). На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. №6. С. 525.
4. Квашис, В.Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 2 (32). С. 13-20.
5. Мартышин, О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. № 7. С. 512.
6. Мартышин, О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10. С. 514.
7. Марченко, М.Н. Правовая культура как социологическая категория // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2013. № 2. С. 45-61.
8. Пантелеев, Н.Б. Новые меры государственной поддержки правового просвещения в России // Российская юстиция. 2011. №10. С. 61-64.
9. Петрачук, Л.А. Правовая культура России и межкультурный диалог в условиях глобализации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (21). С. 415.
10. Славова, Н.А. Правовая культура: понятие и функции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1, № 3. С. 48-55.
11. Смоленский, М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. №1 (246). С. 197-204.
12. Смоленский, М.Б. Российское право в условиях современной глобализации: социокультурный аспект, перспективы развития, связь с международным правом / М.Б. Смоленский // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 2 (129). С. 67-71.
13. Фролова, В.Б. Правовая культура необходимое и существенное свойство членов правового общества // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 128-131.
14. Юревич, А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал. 2009. Т. 30, №3. С. 107-117.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Grafskij, V.G. O svoeobrazii sovetskoj pravovoj kul'tury // Trudy Instituta gosudarstva i prava rossijskoj akademii nauk. 2011. №4. S. 130-152.
2. Gulyaihin, V.N. Pravovaya kul'tura kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya: metodologicheskie podhody, struktura i kriterii ocenki // YUridicheskie issledovaniya. 2013. №4. S. 135-158.
3. Zhuravlev, A.L., Ushakov, D.V., YUrevich, A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshchestva. (Chast' 3). Na puti k tekhnologiyam soglasovaniya social'nyh institutov i mentaliteta // Psihologicheskij zhurnal. 2013. T. 34. №6. S. 525.
4. Kvashis, V.E. K probleme kul'tury protivodejstviya prestupnosti // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 2 (32). S. 13-20.
5. Martyshin, O .V. Nravstvennye osnovy teorii gosudarstva i prava // Gosudarstvo i pravo. 2005. № 7. S. 512.
6. Martyshin, O.V. Problema cennostej v teorii gosudarstva i prava // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 10. S. 514.
7. Marchenko, M.N. Pravovaya kul'tura kak sociologicheskaya kategoriya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo. 2013. № 2. S. 45-61.
8. Panteleev, N.B. Novye mery gosudarstvennoj podderzhki pravovogo prosveshcheniya v Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2011. №10. S. 61-64.
9. Petrachuk, L.A. Pravovaya kul'tura Rossii i mezhkul'turnyj dialog v usloviyah globalizacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2011. № 4 (21). S. 415.
10. Slavova, N.A. Pravovaya kul'tura: ponyatie i funkcii // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2020. T. 1, № 3. S. 48-55.
11. Smolenskij, M.B. Pravovaya kul'tura, lichnost' i grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: formula vzaimoobuslovlennosti // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. 2003. №1 (246). S. 197-204.
12. Smolenskij, M.B. Rossijskoe pravo v usloviyah sovremennoj globalizacii: sociokul'turnyj aspekt, perspektivy razvitiya, svyaz' s mezhdunarodnym pravom /M.B. Smolenskij // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2021. № 2 (129). S. 67-71.
13. Frolova, V.B. Pravovaya kul'tura neobhodimoe i sushchestvennoe svojstvo chlenov pravovogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 1. S. 128-131.
14.Yurevich, A.V. Nravstvennoe sostoyanie sovremennogo rossijskogo obshchestva // Psihologicheskij zhurnal. 2009. T. 30, №3. S. 107-117.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Голубев Игорь Викторович, преподаватель кафедры организации охраны общественного порядка Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г.Тюмень, Россия.
e-mail:[email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Igor V. Golubev, Lecturer, Department ofthe Organization of Public Order at the Tyumen Institute of Advanced Training ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia.
e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи / Received: 06.12.2021 Принята к публикации / Accepted: 06.12. 2021