Научная статья на тему 'Проблемы развития правовой культуры современного российского общества как инструмента создания электронного правительства'

Проблемы развития правовой культуры современного российского общества как инструмента создания электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1509
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ГЕНЕЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ / LEGAL CULTURE / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION RIGHT / SENSE OF JUSTICE / RIGHT UNDERSTANDING / GENESIS OF SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселёв Александр Сергеевич

Актуальность темы в данной статье определяется интересом научного сообщества к проблемам правовой культуры и совершенствования инновационной системы управления государственным аппаратом электронного государства. Правовая культура как терминологическое понятие очень многогранно и может трактоваться и употребляться в разных значениях. В данной работе считаем необходимым изначально дать толкование термина «правовая культура» для того, чтобы дальнейшее научное исследование строилось в ключе однозначной дефиниции этого понятия. Согласно общепринятой концепции, правовая культура представляет собой совокупность знаний о правовой действительности, представленных в виде норм, установок, суждений и убеждений, образующихся в процессе систематического взаимодействия людей, социальных групп, институтов общества и государства между собой. Основываясь на вышеуказанном определении, будет производиться стратегия исследования конкретной проблематики. Прежде всего, следует указать целевую значимость работы. Основная цель исследования описать существующие на современном этапе развития проблемы нынешнего состояния правовой культуры, выявить причины и выстроить предложения по нивелированию неблагоприятных аспектов сложившейся в современном обществе ситуации. Данное исследование также посвящено возможности формирования и функционирования электронного правительства как современного многофункционального института, обеспечивающего оказание государственных услуг гражданам по средствам автоматизации всех управленческих, организационных и иных процессов, а также функций государственных органов. В научной статье было доказано, что параллель между правовой культурой и уровнем эволюции электронного правительства однозначна. Общая тесситура культурного роста населения прямо пропорциональна развитию как нравственных и этических ценностей в обществе, так и степени продвижения процессов внедрения электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY AS INSTRUMENT OF CREATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

Interest of scientific community in problems of legal culture and improvement of an innovative control system of government the electronic state defines the relevance of a subject in this article. The legal culture as terminological concept is very many-sided and can be treated and used in different values. In this work the author considered that it is necessary initially to give interpretation of the term «legal culture» in order that further scientific research develops in a key of an unambiguous definition of this concept. According to the standard concept, the legal culture represents set of the knowledge of legal reality presented in the form of the norms, installations, judgments and belief formed in the course of systematic interaction of people, social groups, institutes of society and the state among themselves. Based on the above definition, the author will make the strategy of research of a concrete perspective. First of all, it is necessary to specify the target importance of work. The main objective of research is to describe the developments of a problem of a present condition of legal culture existing at the present stage, to establish the reasons and to build offers on leveling of adverse aspects of the situation which developed in modern society. This research the author also devoted to possibility of formation and functioning of the electronic government as the modern multipurpose institute providing rendering the state services to citizens in an automation equipment of all administrative, organizational and other processes, and also functions of government bodies. In the article the author proved that the parallel between legal culture and level of evolution of the electronic government is unambiguous. The general texture of cultural growth of the population is directly proportional to development as moral and ethical values in society, and extent of advance of processes of introduction of the electronic government.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития правовой культуры современного российского общества как инструмента создания электронного правительства»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

LAW AND SOCIETY

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

КИСЕЛЁВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: pain068@yandex.ru

Актуальность темы в данной статье определяется интересом научного сообщества к проблемам правовой культуры и совершенствования инновационной системы управления государственным аппаратом - электронного государства. Правовая культура как терминологическое понятие очень многогранно и может трактоваться и употребляться в разных значениях. В данной работе считаем необходимым изначально дать толкование термина «правовая культура» для того, чтобы дальнейшее научное исследование строилось в ключе однозначной дефиниции этого понятия.

Согласно общепринятой концепции, правовая культура представляет собой совокупность знаний о правовой действительности, представленных в виде норм, установок, суждений и убеждений, образующихся в процессе систематического взаимодействия людей, социальных групп, институтов общества и государства между собой. Основываясь на вышеуказанном определении, будет производиться стратегия исследования конкретной проблематики.

Прежде всего, следует указать целевую значимость работы. Основная цель исследования - описать существующие на современном этапе развития проблемы нынешнего состояния правовой культуры, выявить причины и выстроить предложения по нивелированию неблагоприятных аспектов сложившейся в современном обществе ситуации.

Данное исследование также посвящено возможности формирования и функционирования электронного правительства как современного многофункционального института, обеспечивающего оказание государственных услуг гражданам по средствам автоматизации всех управленческих, организационных и иных процессов, а также функций государственных органов.

В научной статье было доказано, что параллель между правовой культурой и уровнем эволюции электронного правительства однозначна. Общая тесситура культурного роста населения прямо пропорциональна развитию как нравственных и этических ценностей в обществе, так и степени продвижения процессов внедрения электронного правительства.

Ключевые слова: правовая культура, электронное правительство, информационное право, правосознание, правопонимание, генезис правосознания

Формирование правовой культуры общества является важнейшим фактором цивилизационного и социокультурного развития Российской Федерации. Вполне очевидно, что правовая культура как терминологическое понятие многогранна и может трактоваться в философском, социологическом, психологическом и правовом аспектах. Согласно общепринятой концепции, правовая культура представляет собой совокупность знаний о правовой действительности, представленных в виде норм, установок, суждений и убеждений, образующихся в процессе систематического взаимодействия людей, социальных групп, институтов общества и государства между собой. Также правовая культура является координирующим этическим и правовым правилом регулирования общественных отношений, к которым относятся трудовые, гражданские, социальные, по-

литические и иные отношения и сферы жизнедеятельности общества.

Рассматривая данную научную проблему, необходимо ответить на следующие постановочные вопросы:

1. Насколько правовая культура отражает реальное правосознание российского населения?

2. Каким образом в правовой культуре общества учтены этнические и социокультурные аспекты федеральной и региональной политики и практики?

3. Учитывает ли концепция формирования электронного правительства важнейшие индикаторы правой культуры населения Российской Федерации?

4. Какова причина отсутствия высокой правовой активности, которая является определяющим фактором эволюции и совершенствования правовой культуры общества в целом?

Заметим, что становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно неоднозначный процесс. Российское правосознание характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права. Можно выделить несколько форм деформации правосознания.

Первой формой деформации правового сознания является правовой нигилизм как определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Правовой нигилизм является сдерживающим фактором, который не только закрепощает граждан, но и отталкивает их от правового поля, рисуя картину из красок непонимания и обмана [1].

Второй формой деформации правосознания выступает правовой инфантилизм. Сегодня он проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона, а также сопровождается наличием у лица прямого умысла на совершение правонарушений.

Третьей формой деформации правосознания выступает вера в устрашение, как универсальный и эффективный способ решения социальных проблем, а также нежелание вступать в контакты с законом и его представителями, недоверие правоохранительным и судебным органам [2].

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, которые отражают развитие правовой культуры в современной России как явление, характерное для гражданского общества.

По мнению Н. Н. Вопленко, это нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами. В сфере гражданского общества и личной инициативы - развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола. В сфере юридической науки и юридического образования -дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях [3].

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать -соблюдать. В соответствии с указанной конструкцией, главной задачей является правовое просвещение и воспитание на начальной стадии образования. Право должно интерпретироваться не как самостоятельно существующая формально выраженная и

обособленная от общества субстанция, а как инструмент реализации гражданских, политических, экономических и иных прав.

Не менее актуальной сегодня является и проблема информатизации общества в контексте развития управленческих процессов. Вполне очевидно, что развитое высокое правосознание и правовая культура - залог успешного повышения степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, оптимизации предоставления государственных, муниципальных услуг населению и бизнесу.

По мнению М. Ю. Павлютенковой, предоставление электронных государственных услуг требует постоянной систематичной и тесной взаимосвязи между различными организациями. Правоотношения, складывающиеся в процессе совместной работы, не могут ограничиваться только технической стороной, они должны включать более глубокое сотрудничество. Под архетипом «глубокого сотрудничества» автором понимается ряд функций, которые выполняет каждая организация и путем решения собственных проблем способствует положительному разрешению задач организации-партнера.

Поскольку услуги становятся все более сложными и дорогостоящими, сотрудничество должно быть налажено также с учетом экономической эффективности. Чиновники, ответственные за реализацию электронного правительства, должны решить основной вопрос - как распределить средства и информацию между различными структурами, сохранив при этом ответственность за результаты и действия. Меры включают серьезный экспертный анализ - единство государственного подхода, стандартов и нормативов, стремление к взаимодействию, создание общей инфраструктуры и стоимостную оценку пилотных проектов [4].

Примечательно, что данные подходы вполне отражены в федеральной программе «Электронная Россия», в государственной программе «Информационное общество» и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Создание электронного правительства должно обеспечить:

преодоление астении государственной власти и укрепление ее координирующей роли на базе электронного удаленного представительства;

- оптимизирование процесса борьбы с бюрократизмом и коррупцией, минимизацию отчуждения власти от насущных интересов населения;

- выравнивание баланса в системе разделении властей и разрешение проблем федерального устройства путем межведомственной оперативной свя-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

А. С. КИСЕЛЁВ

175

зи подразделений с помощью интернета и видеотелефонии;

оптимальное взаимодействие между государственными органами, правом и обществом в лице граждан, социальных групп и общественных организаций.

Электронное правительство в перспективе:

улучшит качество принятых нормативных правовых актов и значительно повысит профессионализм как представителей законодательной, так и судебной и правоприменительной власти;

- устранит разрыв между нормами, ратифицированными и гарантируемыми такими международными актами, как Всеобщей Декларацией прав человека и практикой их использования, фактического применения;

- усилит значение нравственных основ в правовой политике и стимулирует социальную активность личности, группы, всего общества;

- укрепит законность, обеспечит правопорядок и принципы демократии, правового государства и гражданского общества.

Положительные тенденции и задачи электронного правительства в будущем решат множество таких насущных проблем, как: формализацию, бюрократизм, отсутствие контактов между органами государственной власти и населением, представителями бизнес-сектора, общественными организациями и другими структурными подразделениями.

Вне всякого сомнения, электронное правительство не будет эффективно работать без формирования здоровой правой культуры. Для уточнения позиций по данной теме автором был проведен социологический опрос, и взяты интервью у жителей г. Тамбова в 2014 г. Для того чтобы выявить общий уровень правовой культуры, опрашивались разные возрастные категории населения: 1) от 7 до 18 лет; 2) от 18 до 30 лет; 3) от 27 до 55 лет; 4) от 55 и старше.

На основании результатов были сделаны следующие выводы:

- во-первых, порядка 75 % опрошенных осведомлены, что высшим нормативным актом РФ является Конституция, также большинство, около 65 % респондентов, знают дату принятия данного документа;

во-вторых, среди опрошенных самым популярным Кодексом РФ стал Уголовный Кодекс РФ (80 % указали в первую очередь именно его);

в-третьих, у опрошенных вызвал затруднение вопрос о том, кто является вашим участковым, на который ответили лишь 15 %;

- в-четвертых, около 80 % опрошенных знают, что в Тамбове существуют организации, оказы-

вающие бесплатную юридическую помощь, при этом часть респондентов обращались за консультациями к таким организациям;

- в-пятых, на вопрос, с какого возраста наступает уголовная ответственность, правильно ответило 63 % респондентов [5].

В целом результаты исследование показали, что общий уровень правовой культуры граждан города Тамбова довольно высок и составляет порядка 3,5 баллов из 5. Это дает нам возможность сказать, что правовая культура Тамбова развивается в интенсивном ключе, большая часть населения имеют представления о правовой действительности либо интересуются происходящими в этой сфере событиями.

Помимо локального исследования учащихся Института права, Молодежным советом при главе города Тамбова было проведено аналогичное анкетирование с целью социального измерения уровня правовой культуры молодежи городского округа.

В период с 17 ноября 2014 по 15 января 2015 г. в Тамбове проводилось социальное измерение - социологический опрос на предмет установления уровня и дефектов правовой и политической культуры молодежи. Было опрошено более 300 человек в возрасте от 17 до 30 лет. Опрос производился методом анкетирования в следующих учебных заведениях: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; Тамбовский государственный технический институт; Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Тамбовское отделение Мичуринского государственного аграрного университета; Российский новый университет; Тамбовская духовная Семинария.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что подавляющее большинство молодежи городского округа - город Тамбов считают Конституцию РФ тем актом, который наиболее полно устанавливает, провозглашает и гарантирует права человека и регулирует правоотношения (71,2 %). Вторым по популярности актом стала Всеобщая декларация прав человека (19,1 %).

Иные международные акты, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах и Концепция о защите прав человека и основных свобод, не нашли достаточной поддержки в молодежной среде - их общая массовая доля не превысила 2,7 %.

При анализе результатов исследования по данному вопросу надлежит учитывать тот факт, что представители самой молодежи отвечали на вопрос о необходимости или отсутствии потребности в своем правовом воспитании.

Таким образом, необходимость введения правового воспитания поддерживает 68,5 % молодежи, а 29,4 % считает, в целом, это необходимым. Поддерживают данную инициативу, отзываясь о ней в позитивном ключе, 97,9 %. Не знают ответа на поставленный вопрос и не дали ответа - в общей сумме 2,1 % опрошенных.

На вопрос, знаете ли Вы свои политические права, ответили утвердительно 30,8 % и относительно уверенно 49,3 %, что в общей массовой доле составляет 80,1 %. Отрицательно ответили на поставленный вопрос - 11 % респондентов и 8,9 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

Следует отметить, что представители молодежи очень хорошо осведомлены о целом ряде правовых и политических фактов и явлений, демонстрировали высокую общественную активность. Вместе с тем, неудовлетворительно обстоят дела с информированностью о деятельности институтов гражданского общества и органов управления города Тамбова и Тамбовской области.

Таким образом, уровень правовой культуры и правосознания опрошенных жителей г. Тамбова находится на усредненной отметке по теоретической пятибалльной шкале. Это лишний раз подтверждает необходимость организации общественными организациями, властными структурами событий и мероприятий, направленных на правовое просвещение, развитие правовой культуры, этической и нравственной составляющей личности, что в совокупности формирует культурного достопочтенного гражданина.

При высоком правосознании человек обратит внимание и на способы постижения сферы правовой действительности. В качестве главного инструмента могут выступать не только семинары, но и самообразовательные действия, к примеру, изучение справочных правовых систем «Гарант» [6], «Консультант Плюс» [7], которые содержат огромное количество правовой информации, находящейся в свободном и открытом доступе, что очень удобно для применения. От пользователя требуется лишь умение обращаться с электронным каталогом интернет-ресурса и портала, умело владеть быстрым интернет-серфингом. В этом случае получение сведений о законах, принимаемых Парламентом, подзаконных нормативно-правовых актах, издаваемых исполнительной ветвью власти, а также о ведомственных, муниципальных и иных локальных актах станет обыденной задачей.

Необходимо заметить, что для пропорционального и естественного процесса функционирования электронного государства необходимо достижение в обществе определенного уровня понимания зна-

чения информационных технологий как гаранта обеспечения услуг и реализации прав и интересов граждан. Но разъяснение и доведение до сведений подавляющего большинства граждан новаторских инновационных способов осуществления платежей, оформление онлайн заказов и исполнение услуг, работа с электронной формой для заполнения бланков документов или принципы пользования электронной почтой как средства коммуникации и обмена данными на расстоянии, видеоконференцсвязи и прочего занимает огромное количество времени и ресурсов. На данный момент не существует механизма, способного бесплатно и оперативно дать толкование и обучить всех желающих правилами пользования компьютером и иными техническими устройствами.

Возможность получения достаточного уровня знаний и навыков зависит от желания пользователя -гражданина постигать новые рубежи знаний в информационной сфере, приобщаться к электронному процессу организации работы.

Литература

1. Смоленский М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 26.

2. Непомнящая Н. Г. Российская правовая культура на современном этапе // Актуальные проблемы права: мат.-лы Междунар. науч. конф. (г. Москва, нояб. 2011 г.). М., 2011. С. 42-43.

3. Вопленко Н. Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: мат.-лы Всерос. науч.-теоретич. конф. (16-17 февр. 2001 г.). Волгоград, 2001. С. 15.

4. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы // Полис. Политические исследования. 2013. № 1. С. 86-99.

5. Липунцова А. В. О правовой культуре города Тамбова // Официальный сайт Института права и национальной безопасности Тамбовского Государственного Университета имени Г. Р. Державина. 2014. URL : http://law.tsutmb.ru/o-pravovoj-kulture.html.

6. Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р г. Москва. Официальный сайт компании «ГАРАНТ». URL: доступа: http://www.garant.ru

7. О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно -технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предо -ставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ред. от 09.12.2013): постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

А. C. КИСЕЛЁВ

177

Официальный сайт компании «Консультант плюс», 2015. URL: http:// www.consultant.ru

References

1. Smolenskij M. B. Pravo i pravovaya kul'tura kak bazovaya tsennost' grazhdanskogo obshchestva [Right and legal culture as basic value of civil society] // Zhurnal rossijskogo prava. 2004. № 11. S. 26.

2. Nepomnyashchaya N. G. Rossijskaya pravovaya kul'tura na sovremennom etape [The Russian legal culture at the present stage] // Aktual'nye problemy prava: mat.-ly Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, noyab. 2011 g.). M., 2011. S. 42-43.

3. Voplenko N. N. Pravovaya kul'tura sovremennoj Rossii. Pravovaya kul'tura v Rossii na rubezhe stoletij [Legal culture of modern Russia. Legal culture in Russia at a turn of centuries]: mat.-ly Vseros. nauch.-teoretich. konf. (16-17 fevr. 2001 g.). Volgograd, 2001. S. 15.

4. Pavlyutenkova M. Yu. Elektronnoye pravitel'stvo v Rossii: sostoyaniye i perspektivy [The electronic government in Russia: state and prospects] // Polis. Politicheskiye issledovaniya. 2013. № 1. S. 86-99.

5. Lipuntsova A. V. O pravovoj kul'ture goroda Tambova [About legal culture of Tambov] // Ofitsial'nyj sajt Instituta prava i natsional'noj bezopasnosti Tambovskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni

G. R. Derzhavina. 2014. URL : http://law.tsutmb.ru/o-pravovoj-kulture.html.

6. Garant.Ru. Informatsionno-pravovoj portal. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011-2020 gody)» [About a state program of the Russian Federation «Information society (2011-2020)»]: rasporyazheniye Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 20 oktyabrya 2010 g. № 1815-r g. Moskva. Ofitsial'nyj sajt kompanii «GARANT». URL: dostupa: http://www.garant.ru

7. O federal'noj gosudarstvennoj informatsionnoj sisteme «Edinaya sistema identifikatsii i autentifikatsii v infrastrukture, obespechivayushchej informatsionno-tekhnologicheskoye vzaimodejstviye informatsionnykh sistem, ispol'zuyemykh dlya predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v elektronnoj forme (red. ot 09.12.2013) [About federal state information system «Uniform system of identification and authentication in the infrastructure providing information and technological interaction of the information systems used for providing the state and municipal services in an electronic form» (an edition from 09.12.2013)]: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28 noyabrya 2011 g. № 977. Ofitsial'nyj sajt kompanii «Konsul'tant plyus», 2015. URL: http:// www.consultant.ru

* * *

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY AS INSTRUMENT OF CREATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

KISELYOV ALEKSANDR SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: pain068@yandex.ru

Interest of scientific community in problems of legal culture and improvement of an innovative control system of government - the electronic state defines the relevance of a subject in this article. The legal culture as terminological concept is very many-sided and can be treated and used in different values. In this work the author considered that it is necessary initially to give interpretation of the term «legal culture» in order that further scientific research develops in a key of an unambiguous definition of this concept.

According to the standard concept, the legal culture represents set of the knowledge of legal reality presented in the form of the norms, installations, judgments and belief formed in the course of systematic interaction of people, social groups, institutes of society and the state among themselves. Based on the above definition, the author will make the strategy of research of a concrete perspective.

First of all, it is necessary to specify the target importance of work. The main objective of research is to describe the developments of a problem of a present condition of legal culture existing at the present stage, to establish the reasons and to build offers on leveling of adverse aspects of the situation which developed in modern society.

This research the author also devoted to possibility of formation and functioning of the electronic government as the modern multipurpose institute providing rendering the state services to citizens in an automation equipment of all administrative, organizational and other processes, and also functions of government bodies.

In the article the author proved that the parallel between legal culture and level of evolution of the electronic government is unambiguous. The general texture of cultural growth of the population is directly proportional to development as moral and ethical values in society, and extent of advance of processes of introduction of the electronic government.

Key words: legal culture, electronic government, information right, sense of justice, right understanding, genesis of sense of justice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.