Научная статья на тему 'Причины и необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата'

Причины и необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3246
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND LEGAL EDUCATION / MUNICIPAL RIGHT / MODERNIZATION OF CONTROL SYSTEMS / ELECTRONIC STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселёв Александр Сергеевич

Актуальность заявленной в статье проблематики определяется интересом научного сообщества к обеспечению информатизации всех государственных органов, а также предоставление и оказание государственных услуг по средствам использования технических современных устройств; возможность сокращения сроков и расходов на деятельность государственного аппарата, удобство и практичность, систематичность, неоднократность применения информационных технологий; тесное взаимодействие информации и права. Целью исследования является необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата. Для изучения данной темы были привлечены первичные нормативно-правовые документы, материалы периодической печати, учебные пособия, электронные ресурсы, исторические и новейшие источники литературы. В статье доказано, что существует ряд проблем в управленческой сфере государственного регулирования процесса организации власти с использованием информационных технологий. Однако, определено, что на современном этапе российское общество уже имеет значительный уровень подготовки для адаптации в Российской Федерации информационных новшеств в реалиях управленческих отношений между федеральными и региональными, ведомственными органами в процессе взаимодействия по основным направлениям деятельности, а также оказания услуг населению по средствам удаленного доступа в глобальной сети Интернет. Выводы и заключения статьи отражают современные концептуальные подходы автора, позволяют оценить не только отечественный опыт управления государством с помощью информационных ресурсов и электронных систем, но и основные направления государственной политики по внедрению, совершенствованию и эволюции, как самих информационных технологий, так и управленческих функций, базирующихся на работе с информацией и электронными приборами учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND NEED OF USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR ACTIVITY OF THE RUSSIAN GOVERNMENT

Interest of scientific community in ensuring informational support of all government bodies, and also granting and rendering the state services in means of use of technical modern devices; possibility of reduction of terms and expenses on activity of government, convenience and practicality, systematicity, not momentariness of application of information technologies; close interaction of information and right defined the relevance of the perspective declared in the article. A research objective is a need of use of information technologies for activity of the Russian government. The author used primary standard and legal documents, periodicals materials, manuals, electronic resources, historical and latest sources of literature for studying of this subject. In article he proved that there is a number of problems in the administrative sphere of state regulation of process of the organization of the power with use of information technologies. However, he defined that at the present stage the Russian society already has the considerable level of preparation for adaptation in the Russian Federation of information innovations in realities of the administrative relations between federal and regional, departmental bodies in the course of interaction for the main activities, and also rendering services to the population in means of remote access on the global Internet. Conclusions and the conclusions of article reflect modern conceptual approaches of the author, don't allow to estimate only domestic experience of government by means of information resources and electronic systems, but also the main directions of a state policy on introduction, improvement and evolution, both information technologies, and administrative functions which bases on work with information and electronic metering devices.

Текст научной работы на тему «Причины и необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата»

ПРИЧИНЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

КИСЕЛЁВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Актуальность заявленной в статье проблематики определяется интересом научного сообщества к обеспечению информатизации всех государственных органов, а также предоставление и оказание государственных услуг по средствам использования технических современных устройств; возможность сокращения сроков и расходов на деятельность государственного аппарата, удобство и практичность, систематичность, неоднократность применения информационных технологий; тесное взаимодействие информации и права. Целью исследования является необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата. Для изучения данной темы были привлечены первичные нормативно-правовые документы, материалы периодической печати, учебные пособия, электронные ресурсы, исторические и новейшие источники литературы. В статье доказано, что существует ряд проблем в управленческой сфере государственного регулирования процесса организации власти с использованием информационных технологий. Однако, определено, что на современном этапе российское общество уже имеет значительный уровень подготовки для адаптации в Российской Федерации информационных новшеств в реалиях управленческих отношений между федеральными и региональными, ведомственными органами в процессе взаимодействия по основным направлениям деятельности, а также оказания услуг населению по средствам удаленного доступа в глобальной сети Интернет. Выводы и заключения статьи отражают современные концептуальные подходы автора, позволяют оценить не только отечественный опыт управления государством с помощью информационных ресурсов и электронных систем, но и основные направления государственной политики по внедрению, совершенствованию и эволюции, как самих информационных технологий, так и управленческих функций, базирующихся на работе с информацией и электронными приборами учета.

Ключевые слова: электронное правительство, информационные технологии, информационно-правовое просвещение, муниципальное право, модернизация систем управления, электронное государство

В современных правоотношениях приобретает особо значимую роль сфера информации, которая являет собой совокупность информационных данных, ее инкорпорированные и кодифицированные сборники, а также принципы их формирования и использования информации в деятельности органов государственного российского аппарата управления.

В связи с этим, выбор темы обусловлен необходимостью научного осмысления практики совершенствования, внедрения и применения информационных технологий, выработки программы правовой политики, а также индуктивного углубления и комплексного обобщения знаний в изучаемой области.

С каждым годом объемы работы и нагрузка на государственных служащих во всех сферах управленческой деятельности стремительно возрастает. Информационные технологии занимают все более активное место во всех сферах челове-

ческой деятельности и помогают решить назревшие проблемы. Это подтверждается целым рядом объективно определенных причин, выявленных в современной России.

Согласно концепции интенсивного развития международных отношений и взаимодействия институтов гражданского общества, самой очевидной причиной выступает процесс глобализации. Причем стоит обратить внимание на дефиницию понятия «глобализация». В контексте данного исследования интерпретация понятия трактуется не в значении экономической взаимосвязи государств, а с точки зрения локальных преобразований и изменений в рамках политической и правовой системы России.

Глобализация - понятие достаточно широкое, оно включает в себя не только экономическую, но и неэкономические сферы - культурное и научно-техническое сотрудничество между странами, международный туризм, мировую информационную сеть Internet и др. [1].

Современный этап экзистенции мирового сообщества крайне часто связывается с прогрессирующими глобализационными интеграционными процессами в дифференцированных сферах деятельности, как на международном, так и на межгосударственном, государственном и региональном уровнях.

Глобализация обусловлена:

- потребностями развитых стран экспортировать новые технологии и знания, а развивающихся стран - природные ресурсы и промышленные товары;

- неимоверным расширением возможностей обмена товарами и информацией; стремительным ростом объемов международной торговли и гигантских потоков капитала, свободно перемещающегося по планете;

- развитием всемирных коммуникационных сетей и взаимопроникновением социокультурных парадигм [2].

Самым распространенным средством коммуникации на планете без сомнения является «всемирная паутина». Сложно переоценить значимость сети Интернет для культурологического, социального, политического и правового развития сфер жизни общества. Без доступа к информации и виртуальным интеллектуальным ресурсам невозможно оперативно получить информацию в установленных жестких лимитах, особенно в эпоху постиндустриального общества, распространении кибернетического кластера во все отрасли жизнедеятельности и международного сотрудничества. Можно смело выдвинуть тезис: не имея доступа к глобальному информационному полю, не стоит рассчитывать на интенсивный продуктивный рост. Причем, скорость получения и обработки информации также имеет фундаментальное значение.

Второй по значимости причиной можно назвать процесс расширения бюрократической составляющей работы государственных структур. Формальная определенность является не только гарантией исполнения приказов, определений, решений, но и представляет собой элемент нивелирования рисков при возможных коллизионных ситуациях. Дадим толкование определению.

Формальная определенность - это положение, согласно которому нормы права точно указывают на объем, содержание прав и обязанностей субъектов, на которых направлено действие норм, имеют документальную или иную формализованную форму выражения (закон, подзаконный нормативно-правовой акт, утвержденный должностным лицом регламент, правительственное постановление и др.), и достигается использованием в законодательстве,

правоприменительной практике специфического языка права. Формальной определенности права способствуют предоставительно-обязывающий характер его норм, специфическое их строение и использование законодательной (правотворческой) техники конструирования правовых установлений [3].

В случае спорных обстоятельств, связанных с исполнением постановления государственного учреждения органами субъектов Российской Федерации на местах, формально определенный акт всегда является неопровержимым юридически значимым весомым подспорьем в решении вопросов правоприменения. Эта тенденция является, безусловно, рентабельной и крайне необходимой с точки зрения прагматики, но нельзя не учитывать, что нагрузка в этом случае на каждого работника государственных органов становится колоссальна.

Рассмотрим систему государственного администрирования и управления через призму ведущих инновационных проектов в области информатизации для того, чтобы определить, насколько востребованы информационные технологии в правовом аспекте деятельности государственных органов.

Третьей причиной является всеобщая направленность на становление информационно развитого общества при недостаточном уровне подготовки, как населения, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления для модернизации управленческих структур с целью организации мобильного доступа к правовым ресурсам, услугам административных органов, учреждений и должностных лиц. Главная цель политики в этом направлении деятельности - достижение удобного и мобильного информационного оборота для оказания услуг гражданам, взаимодействие с другими структурными подразделениями, организациями, институтами общества, а также иными органами власти. Однако, как отмечается в государственной программе «Информационное общество», в настоящее время существует ряд казуальных неурядиц.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

А. 8. КВБЬУОУ

В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики России проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.

Во-первых, результаты разработки и внедрения информационных технологий, проводящихся по заказу органов государственной власти, не всегда носят системный характер, в частности:

- получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и других организаций, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения;

- отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие услуги, как нотариальные услуги в электронном виде, официальная публикация электронных документов и другие услуги, аналогичные услугам при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов [4].

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проблема относится к одной из ключевых и значимых в современной России, а решение задач в области информационного оснащения государственных органов является приоритетным и актуальным направлением деятельности. Перед Российской Федерацией ставится вопрос о реализации политики, направленной на разработку, внедрение и применение информационных технологий, которые позволят преодолеть возникшие затруднения на современном этапе развития нашего общества.

В целях конгломерации информационных источников данных, повышения эффективности рабочей составляющей государственных органов, оперативности принимаемых решений, сроков, снижения материальных затрат, бумажной волокиты и, конечно же, снижения нагрузки на государственный аппарат, необходимо внесение изменений в законодательстве, которые закрепят основные принципы

административных управленческих реформ на всех эшелонах власти.

Безусловно, существует множество проектов и программ, способствующих достижению указанных задач, но, тем не менее, единого универсального подхода к комплексному разрешению задач не существует. Тем не менее, разработан такой проект, как «Электронное правительство».

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии [5].

В 1980-1990-х гг. прошлого века многие страны столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными информационным, социальным, наднациональным вызовам времени, что привело к осознанию необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в государственно-административном управлении и нашло реальное отражение в концепции Е-government - «электронное правительство».

Проект Electronic Government (E-Government, электронное правительство) изначально рассматривался как один из ключевых элементов реформирования государственного управления и его субъекта -административно-политической бюрократии [6].

Появившаяся идея быстро нашла свое отражение в сфере законодательства. Создание электронного правительства (ЭП) в России было положено принятием Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [7]. Ключевой проблемой развития ЭП было и остается то, что его технологии реализовывались вне связи с проблемами реформирования государственного управления, а также вне социальных и экономических проблем отдельно взятых регионов.

Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является низкий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Так, сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. В рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель региона-аутсайдера. Для ускоренного развития в Российской Федерации информационного общества

необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования. Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих [8].

Но, как отмечает в аналитическом обзоре М. Ю. Павлютенкова, цели Программы оказались реализованными лишь частично. Поэтому распоряжением Правительства РФ (20 октября 2010 г. № 1815 -р) было принято решение «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»», ставшей продолжением ФЦП.

Государственная программа изначально включает 6 проектов:

1) качество жизни граждан и условия развития бизнеса;

2) электронное государство и эффективность государственного управления;

3) российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий;

4) базовая инфраструктура информационного общества;

5) безопасность в информационном обществе;

6) цифровой контент и культурное наследие.

Термин Электронное Правительство в новой

программе расширен до более глобального и значимого - «электронного государства», а в сферу задач вошли не только федеральные органы исполнительной власти, как предполагалось изначально, но и законодательная и судебная ветви власти, а также Центризбирком, Счетная палата и контрольные органы. Здесь можно проследить за детализацией и пертурбации общих проблематик федерального масштаба на нижестоящие по иерархии и структурному составу уровни власти.

Самый главный вопрос на сегодняшний день заключается в следующем: если программа «Электронная Россия» на одном из этапов оказалась нерентабельной и практически неприменимой, то обоснованно ли дальнейшее развитие в области электронного правительства?

И прежде, чем говорить о непосредственном внедрении технологий, необходимо убедиться в том, что общественные отношения уже прошли требуемый этап развития, необходимый для технической модернизации и законодательного за-

крепления основополагающих положений в законах и нормативно-правовых актах. Если изменения повредят отлаженной и устоявшейся системе властного регулирования, нарушив тем самым ее эффективность, то стоит временно приостановить планируемые изменения.

Проведя исследование научной и нормативной литературы в сфере развития электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о том, что Россия прошла первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. При этом в целях дальнейшего развития системы «электронного правительства» актуальным на сегодняшний день остается создание полноценных законодательных основ функционирования электронного правительства:

- принятие федерального закона об электронном правительстве;

- разработка и организация новых форм сотрудничества государства, граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере проектов е^оуеттеШ;, которые могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России;

- детализация механизма реализации внедрения электронного правительства путем совершенствования действующего законодательства в сфере электронного правительства [9].

В конечном итоге автором делается однозначный вывод, что существуют все необходимые условия для становления электронного государства, но отмечает, что процессуальные действия по внедрению технологий должны носить подготовительный, постепенный и, порой, даже реверсивный характер.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти», переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и Правительством РФ должен быть завершен до 31 декабря 2017 г. Вступившие в силу с 1 марта 2013 г. соответствующие изменения, связанные с переходом на электронный документооборот в органах государственной власти, внесены в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, Регламент Правительства РФ, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Положение о системе межведомственного электронного документооборота [10].

А. 8. КВБЬУОУ

Вполне возможно, когда проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов будут вноситься на слушание в палаты Парламента только в форме электронного документа, подписываться и ратифицироваться исключительно с использованием индивидуально определенной квалифицированной электронной подписи.

Огромное значение приобретает развитие информационных технологий в регионах, субъектах РФ. В программе «Электронная Россия на 20022010 годы» роль субъектов была лишь факультативной, но в программе на 2011-2020 гг. можно увидеть диаметрально противоположную корректировку взглядов касательно оснащения власти на местах всеми новшествами и коммуникациями. Об этом отмечает С. Ю. Кабашев, который особо конкретно определяет принципы и вопросы функционирования электронного правительства на местах, при оказании гражданам и юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, организации межведомственного и внутреннего электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления [11]. Этот вопрос отмечает и М. А. Бу-ринов, полагая, что развитие региональных информационных ресурсов является залогом успешного функционирования всей системы государственного управления в условиях развитого информационного общества [12].

Его позицию разделяет и С. М. Смышляев, утверждая, что сегодня требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации, и предлагает распространить такую практику при решении вопросов модернизации системы государственного управления с помощью информационно-коммуникационных технологий не региональном уровне. В его статье, посвященной организации работы электронного правительства в регионах, также обосновывается вывод о том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческую деятельность в субъектах Российской Федерации должно носить целевой характер в рамках проекта построения регионального сегмента электронного правительства [13].

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указан-

ной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей», с 1 января 2014 г. в Тамбовской области внедряется система оценки гражданами качества государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти [14]. В конкретном случае, особое внимание уделяется доступности информации, оперативности, качеству, а также интерактивному взаимодействию граждан и органов, отвечающих за контроль деятельности органов исполнительной власти. Это позволяет более мобильно решить назревшие вопросы в кротчайшие сроки и упростить систему взаимосвязи между гражданами и государственными структурами.

Данная политика, прежде всего, свидетельствует о том, что программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» успешно реализуется и начинает применяться в субъектах Российской Федерации. Пока рано говорить о качестве и успешности апробации, так как данный процесс должен пройти долгий путь адаптации и укорениться в сознании граждан как обыденные реалии управленческого процесса государственных структур.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 июля 2012 г. региональные органы исполнительной власти и муниципалитеты, вслед за федеральными органами исполнительной власти, должны перейти на межведомственное электронное взаимодействие и предоставление услуг населению в электронном виде [15].

Особую роль играет переход всех видов государственных услуг в электронный вид. В большинстве случаев предоставление муниципальных услуг, составляющих предмет правового регулирования Федерального закона № 210-ФЗ, осуществляется в письменной форме. Однако в соответствии с общей концепцией информатизации общества в последнее время значительное распространение получило и предоставление соответствующих услуг в электронной форме. Указанный порядок предполагает использование информационно-телекоммуникационных технологий и иных средств и позволяет в значительной мере сократить временные затраты на получение стандартной справки, на сайте может проводиться интернет-консультация с горожанами, и такая форма является очень быстрым и эффективным способом получения обратной связи по поводу предоставляемых услуг органами власти [16]. Перевод материальных

объектов в электронный формат позволяет не только обеспечить стабильное развитие информатизации государственных органов власти, но и в значительной мере облегчает рабочую составляющую, дает возможность сократить сроки и увеличить оперативность в разы, при этом качество выполняемых услуг должно оставаться на высоком должном уровне.

Также существует необходимость правового и информационного просвещения населения в целях доведения до их сведения особенностей применения технологий нового поколения, их принципов работы, а также разъяснения на визуальном примере эмпирических базисов функционирования телекоммуникационных аппаратов, компьютеров, терминалов и прочих устройств.

Ю. М. Акаткин указывает на предварительную подготовку государственных услуг к переводу в электронный вид. Система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид (СИГУ) - информационная система, которая обеспечивает неразрывный цикл от сбора, хранения, систематизации, анализа исходных сведений до формирования готовых решений для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме. СПГУ включает Региональную систему подготовки государственных услуг и Экспертную систему, которые позволяют реализовать весь комплекс необходимых мероприятий, обеспечив при этом целостность цикла подготовки на всех его этапах одновременно с организацией взаимодействия различных государственных и муниципальных органов и их информационных систем. Главной задачей Системы подготовки государственных услуг является построение единого информационного пространства (ЕИП). В основе ЕИП лежат следующие компоненты:

- единое семантическое пространство;

- единое нормативно-правовое пространство;

- единое организационно-методическое пространство.

Консолидация этих ключевых компонентов обеспечивает снижение возможных рисков, позволяет успешно реализовать перевод государственных услуг в электронный вид и поддерживать процесс их оказания [17].

Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических возможностей. Таким образом, на первый

план выходят задачи координации действий различных агентов, согласования их интересов и ресурсов.

Учитывая компетентные мнения авторов, разрабатывающих проблематику электронного документооборота электронного правительства, специфику системы организации федеральной власти с использованием современных технических средств и устройств, можно сделать вывод, что краеугольным камнем становления информационного общества и электронного правительства является внедрение технологий в работу органов муниципального самоуправления, совершенствование законодательства и информационно-правовое просвещение населения. Лишь после отлаженной работы электронного правительства в органах МСУ можно будет говорить о полноценном и комплексном функционировании конгломерата компонентов федеральной системы органов власти на базе электронного правительства как единой концептуальной системы.

Литература

1. Энтони Гидденс. Глобализация социальных процессов в современном мире // Библиотека «Полка букиниста». 2015. URL: http://www.ckct.org.ru/study/-soc/soc35.shtml

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская Газета. 30.07.2010. № 168.

3. Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов. М., 1997. С. 15.

4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р г. Москва // Собрание законодательства РФ. 15.11.2010. № 46. ст. 6026.

5. Информационные технологии в государственном управлении - новые стратегии административных преобразований // Интернет-сайт «Компания пульс: системы и решения». 2014. URL: http://www.amun-mpulse.ru/mainactivities/public-it

6. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы // Полис. Политические исследования. 2013. № 1. С. 86-87.

7. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.): постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) // Собрание законодательства РФ. 11 сент. 2006 г. № 37. ст. 3875.

8. Арутюнова Л. Б. Организационно-правовые проблемы построения информационного общества в Российской Федерации // Информационное право. 2013. № 2 (33). С. 29-32.

9. Зарецкая Д. С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 245-250.

A. S. KISELYOV

10. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей: постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 г. Москва // Собрание законодательства РФ. 17 дек. 2012 г. № 51. ст. 7219.

11. Кабашев С. Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот. Термины и определения. М, 2013. С. 154.

12. Буринов М. А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 17-19.

13. Смышляев С. М. Электронное государственное управление: региональный уровень электронного правительства // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 251-258.

14. О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти: постановление Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 890 г. Москва (с изм. на 21 июля 2014 г.) URL: www.pravo.gov.ru

15. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская Газета. 30.07.2010. № 168.

16. Дмитриева Е. А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 51-54.

17. Акаткин Ю. М. Предоставление электронных услуг в регионах России: система подготовки // База электронных данных. 2013. URL: http://emag.iis.ru/-arc/infosoc/emag.nsf/BPA/98e0632a2d7675a844257c2a00 46c798

References

1. Entoni Giddens. Globalizatsiya sotsial'nykh protsessov v sovremennom mire [Globalization of social processes in the modern world] // Biblioteka «Polka buki-nista». 2015. URL: http://www.ckct.org.ru/study/-soc/soc35.shtml

2. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: feder. zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ [About the organization of providing the state and municipal services: feder. law of the Russian Federation from July 27, 2010 № 210-FL] // Rossijskaya Gazeta. 30.07.2010. № 168.

3. Nersesyants V. S. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov [Legal philosophy: textbook for higher education institutions]. M., 1997. S. 15.

4. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Feder-atsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011-2020 gody)»:

rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 20 oktyabrya 2010 g. № 1815-r g. Moskva [About the state program of the Russian Federation «Information society (2011-2020)»: the order of the Government of the Russian Federation from October 20, 2010 № 1815-r Moscow] // Sobraniye za-konodatel'stva RF. 15.11.2010. № 46. st. 6026.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Informatsionnye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii - novye strategii administrativnykh preobra-zovanij [Information technologies in public administration -new strategy of administrative transformations] // Internet-sajt «Kompaniya pul's: sistemy i resheniya». 2014. URL: http://www.amuri-mpulse.ru/mainactivities/ public-it

6. Pavlyutenkova M. Yu. Elektronnoye pravitel'stvo v Rossii: sostoyaniye i perspektivy [The electronic government in Russia: state and prospects] // Polis. Politich-eskiye issledovaniya. 2013. № 1. S. 86-87.

7. O federal'noj tselevoj programme «Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gg.)»: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.01.2002 № 65 (red. ot 09.06.2010) [About the federal target program «Electronic Russia (2002-2010)»: resolution of the Government of the Russian Federation from 28.01.2002 № 65 (edition from 09.06.2010)] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 11 sent. 2006 g. № 37. st. 3875.

8. Arutyunova L. B. Organizatsionno-pravovye problemy postroyeniya informatsionnogo obshchestva v Rossijskoj Federatsii [Organizational and legal problems of creation of information society in the Russian Federation] // Informatsionnoye pravo. 2013. № 2 (33). S. 29-32.

9. Zaretskaya D. S. Elektronnoye pravitel'stvo: po-nyatiye i perspektivy razvitiya [Electronic government: concept and prospects of development] // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2013. № 3. S. 245-250.

10. Ob otsenke grazhdanami effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelej territorial'nykh organov feder-al'nykh organov ispolnitel'noj vlasti (ikh strukturnykh po-drazdelenij) s uchetom kachestva predostavleniya imi gosudarstvennykh uslug, a takzhe o primenenii rezul'tatov ukazannoj otsenki kak osnovaniya dlya prinyatiya reshenij o dosrochnom prekrashchenii ispolneniya sootvetstvuyush-chimi rukovoditelyami svoikh dolzhnostnykh obyazan-nostej: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12 dekabrya 2012 g. № 1284 g. Moskva [About the citizens' assessment of efficiency of activity of heads of territorial authorities of federal executive authorities (their structural divisions) taking into account their quality of providing the state services, and also about application of results of the specified assessment as the bases for making decisions on the corresponding heads' early termination of execution of their functions: the resolution of the Government of the Russian Federation from December 12, 2012 № 1284 Moscow] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 17 dek. 2012 g. № 51. st. 7219.

11. Kabashev S. Yu. Elektronnoye pravitel'stvo. El-ektronnyj dokumentooborot. Terminy i opredeleniya [Electronic government. Electronic document flow. Terms and definitions]. M, 2013. S. 154.

12. Burinov M. A. Elektronnoye pravitel'stvo kak faktor sovershenstvovaniya regional'nogo upravleniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [The electronic

A. C. KHCEHËB

197

government as a factor of improvement of regional government in the conditions of information society] // Gosu-darstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. 2013. № 3. S. 17-19.

13. Smyshlyaev S. M. Elektronnoye gosudarstvennoye upravleniye: regional'nyj uroven' elektronnogo pravitel'stva [Electronic public administration: regional level of the electronic government] // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2013. № 3. S. 251-258.

14. O merakh po sovershenstvovaniyu elektronnogo dokumentooborota v organakh gosudarstvennoj vlasti: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 6 sentyabrya 2012 g. № 890 g. Moskva (s izm. na 21 iyulya 2014 g.) [About measures for improvement of electronic document flow in public authorities: the resolution of the Government of the Russian Federation from September 6, 2012 № 890 Moscow (from amendment from July 21, 2014)] URL: www.pravo.gov.ru

15. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: feder. zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ [About the organization of providing the state and municipal services: feder. law of the Russian Federation of July 27, 2010 № 210-FL] // Rossijskaya Gazeta. 30.07.2010. № 168.

16. Dmitrieva E. A. Predostavleniye munitsipal'nykh uslug v elektronnoj forme: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Providing municipal services in an electronic form: current state and prospects of development] // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. 2012. № 3. S. 51-54.

17. Akatkin Yu. M. Predostavleniye elektronnykh uslug v regionakh Rossii: sistema podgotovki [Providing electronic services in regions of Russia: system of preparation] // Baza elektronnykh dannykh. 2013. URL: http://emag.iis.ru/-arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ 98e0632 a2d7675a844257c2a0046c798

* * *

REASONS AND NEED OF USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR ACTIVITY OF THE RUSSIAN GOVERNMENT

KISELYOV ALEKSANDR SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Interest of scientific community in ensuring informational support of all government bodies, and also granting and rendering the state services in means of use of technical modern devices; possibility of reduction of terms and expenses on activity of government, convenience and practicality, systematicity, not momentariness of application of information technologies; close interaction of information and right defined the relevance of the perspective declared in the article. A research objective is a need of use of information technologies for activity of the Russian government. The author used primary standard and legal documents, periodicals materials, manuals, electronic resources, historical and latest sources of literature for studying of this subject. In article he proved that there is a number of problems in the administrative sphere of state regulation of process of the organization of the power with use of information technologies. However, he defined that at the present stage the Russian society already has the considerable level of preparation for adaptation in the Russian Federation of information innovations in realities of the administrative relations between federal and regional, departmental bodies in the course of interaction for the main activities, and also rendering services to the population in means of remote access on the global Internet. Conclusions and the conclusions of article reflect modern conceptual approaches of the author, don't allow to estimate only domestic experience of government by means of information resources and electronic systems, but also the main directions of a state policy on introduction, improvement and evolution, both information technologies, and administrative functions which bases on work with information and electronic metering devices.

Key words: electronic government, information technologies, information and legal education, municipal right, modernization of control systems, electronic state

A. S. KISELYOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.