Научная статья на тему 'Проблемы оказания услуг в рамках электронного правительства'

Проблемы оказания услуг в рамках электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2507
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришанова Елена Михайловна, Антипов Алексей Александрович

Задача развития системы предоставления государственных (муниципальных) услуг предполагает улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступности для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии, контроль за ее исполнением. Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей. Согласно государственной программы "Информационное общество 2011-2020 гг.", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" ее целью является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе, а первоочередной задачей повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе. Как было озвучено первыми лицами государства, в 2015 г. все государственные услуги (более 1500) должны предоставляться в электронном виде. Среди наиболее актуальных задач, которые связанны управлением информационными ресурсами и документами в частности выделяют такие, как создание, изменение и расширение ведомственных и межведомственных, а также региональных систем электронного документооборота; автоматизация приема и обработки поданных заявителями запросов и обращений в органы государственного и муниципального управления и прочее. Международная практика показывает, что главный, основной руководящий орган по созданию и сопровождению электронного правительства в государстве имеет полномочия межведомственного характера, директивы которого выполняются беспрекословно, без бюрократических проволочек и заминок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришанова Елена Михайловна, Антипов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания услуг в рамках электронного правительства»

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Гришанова Елена Михайловна,

к.э.н., МТУСИ, заведующий кафедрой Политической экономии и политологии, Россия, Москва, gem-mtuci@mail.ru

Антипов Алексей Александрович,

к.ю.н., МТУСИ, доцент кафедры Политической экономии и политологии, Россия, Москва, antipoff77@yandex.ru

Ключевые слова: телекоммуникационные технологии, электронное правительство, многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги.

Задача развития системы предоставления государственных (муниципальных) услуг предполагает улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступности для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии, контроль за ее исполнением. Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей.

Согласно государственной программы "Информационное общество 2011-2020 гг.", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" ее целью является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе, а первоочередной задачей - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе. Как было озвучено первыми лицами государства, в 2015 г. все государственные услуги (более 1500) должны предоставляться в электронном виде. Среди наиболее актуальных задач, которые связанны управлением информационными ресурсами и документами в частности выделяют такие, как - создание, изменение и расширение ведомственных и межведомственных, а также региональных систем электронного документооборота; автоматизация приема и обработки поданных заявителями запросов и обращений в органы государственного и муниципального управления и прочее. Международная практика показывает, что главный, основной руководящий орган по созданию и сопровождению электронного правительства в государстве имеет полномочия межведомственного характера, директивы которого выполняются беспрекословно, без бюрократических проволочек и заминок.

Для цитирования:

Гришанова Е.М., Антипов А.А. Проблемы оказания услуг в рамках электронного правительства // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2015. - Том 9. - №7. - С. 84-88.

For citation:

Grishanova Е.М., Antipov А.А. Problems of service delivery through egovernment. T-Comm. 2015. Vol 9. No.7, рр. 84-88. (in Russian).

T-Comm Том 9. #7-2015

Уровень экономического развития Российской Федерации за последние 15 лет существенно вырос, а отношение общества к государственной власти и к органам местного самоуправления до первого десятилетия 21 века в позитивную сторону практические не изменилось. Причина этого лежала на поверхности - система государственного и муниципального управления является закрытой для населения, общественных организаций и бизнеса, а взаимодействие с чиновниками практически всегда вызывают у простого человека негативные эмоции. Такое отношение формируется тогда, когда человек приходит в учреждение, орган государственной власти, орган местного самоуправления, чтобы реализовать свои права: оформить пособие по безработице, получить паспорт или льготы или зарегистрировать квартиру и т.п. Как правило, совершение таких действий создавало стрессовую ситуацию для человека: затрачивалось много сил, нервов и средств, приходилось отпрашиваться с работы, собирать очень много разнообразных документов и отстаивать бесконечные очереди.

В России проводиться административная реформа, направленная на усовершенствование исполнения органами исполнительной власти их функций. Ведется работа по созданию и преумножению многофункциональных центров, где предоставляются государственные и муниципальные услуги по принципу "единого окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя.

Преобразования начались со вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", где подробно изложены все положения по оказанию государственных и муницципаль-ных услуг, а так же обязанности обоих сторон (исполнителя услуг - органы государственного и муниципального управления, а так же заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители).

Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. "Его сущность в том, что для непосредственного предоставления информации и услуг пользователям, которыми могут быть граждане, негосударственные организации либо государственные структуры, правительственные структуры разных уровней используют современные информационные технологии" [11].

Одна из самых главных выгод, которую получают пользователи электронного правительства - это возможность оформить документы, не выходя из дома или офи-

са. Благодаря электронному правительству можно выполнять любые, даже платежные операции, не отходя от компьютера и не испытывая бюрократических сложностей.

От внедрения элементов электронного правительства повышается эффективность государственного управления и прозрачность государственных процедур. Теперь заявления граждан на получение государственных услуг сразу поступают к специалисту определённого ведомства с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Однако, несмотря на активное развитие телекоммуникационных технологий во всем мире, в России население до сих пор не имеет полноценной возможности получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. В лучшем случае потребители могут рассчитывать на получение в электронном виде информации об услугах. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты - все это только начинает воплощаться в жизнь.

Выдвинута задача повышения качества государственных и муниципальных услуг. Концепция административной реформы в Российской Федерации, разработанная в 2002 г., предусматривала три основных направления: изменение структуры органов исполнительной власти, изменение состава их функций и его распределения (в том числе - сокращение несвойственных и избыточных функций), регламентацию деятельности госслужащих и упорядочение их статуса.

Последнее направление, в частности, предполагало обеспечить прозрачность в работе органов власти, их открытость для общества. Таким образом, введение в практику работы государственных органов и их учреждений стандартов государственных (муниципальных) услуг рассматривать как составную часть мер, реализующих третье из названных направлений административной реформы, в целом направленной на совершенствование деятельности государственного аппарата.

Процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг был осложнен рядом трудностей. Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер. Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. В-третьих, недостаточно сформирована нормативно-правовая база предоставления электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. В-четвертых, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность

Т-Сотт Уо!.9. #7-2015

электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Необходима реализация программно-целевого подхода для обеспечения совместимости государственных информационных систем, разработки стандартов и технологий их взаимодействия.

В целях решения указанных проблем в 2010 г. была принята новая редакция Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Основные цели программы "Электронная Россия" это повысить:

качество взаимоотношений государства и общество путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

эффективность межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти и органами местного самоуправления информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

эффективность государственного (муниципального) управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, - переход на предоставление государственных (муниципальных) услуг и исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Другая важная задача - развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо обеспечить решение задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства.

Помимо доработки Федеральной целевой программы "Электронная Россия" 27 июля 2010 года был принят ФЗ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ). Действие этого закона распространяется на все федеральные органы исполнительной власти, органы государствен-

ных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг по запросам заявителя. Закон № 210-ФЗ устанавливает общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти федерального и регионального уровней и местными администрациями, требования к разработке административных регламентов предоставления этих услуг. Кроме того, Закон № 210-ФЗ регулирует процесс предоставления услуг в многофункциональных центрах, процесс организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

Особенностями организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах являются:

1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

2. Требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления устанавливаются Правительством РФ.

3. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ или нормативными правовыми актами субъектов РФ, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах может осуществляться исключительно в электронной форме.

4. Методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров и мониторинг деятельности многофункциональных центров осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо осветить вопрос о защите такой информации как персональные данные. Оператор не предоставляет и не раскрывает сведения, содержащие персональные данные клиентов, третьей стороне без письменного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью, а также в случаях, установленных федеральными законами.

По мотивированному запросу исключительно для выполнения возложенных законодательством функций и пол-

Т-Сотт Том 9. #7-2015

номочий персональные данные субъекта персональных данных без его согласия могут быть переданы:

- в судебные органы в связи с осуществлением правосудия;

- в органы государственной безопасности;

- в органы прокуратуры;

- в органы полиции;

- в следственные органы;

- в иные органы и организации в случаях, установленных нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.

Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в вышестоящий орган, в органы прокуратуры или в судебном порядке.

Институты общества могут успешно и с наибольшим демократическим эффектом действовать в сфере оказания услуг только в соответствии с законодательством. Именно законы развивают конституционные нормы о социальных и иных правах граждан и содержат базовые гарантии их реализации. К сожалению, эта сфера регулируется весьма противоречиво. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре, физкультуре и спорте, социальном обслуживании развито далеко не полностью, в нем много пробелов и юридических коллизий. По сути дела, отсутствуют четкие нормативные определения видов услуг, их гарантий и способов предоставления, показателей качества, ответственность за их несоблюдение.

Не случайно поспешная монетизация привела к резкому ослаблению государственных гарантий оказания и получения услуг. Например, ввиду отмены статьи 40 Закона "Об образовании", положений о льготных документах, внесения предложений о резкой коммерциализации деятельности всех научных учреждений и театров. Широкой и объективной общественной экспертизы правовых нововведений не было. И "ведомства-реформаторы" оказались сильнее в выборе и оценке того, как обслуживать граждан.

Между тем, вполне обоснованно можно объяснить системное формирование такого правового института, как государственные (муниципальные) услуги. В его регулировании сочетаются в качестве опорных нормы конституционного, административного и гражданского права, и связанные с ними нормы финансового, экологического, трудового, информационного и других отраслей права.

Первые шаги в этом направлении вязаны с преодолением противоречий с помощью системы мер по совершенствованию законодательства о государственных (муниципальных) услугах путем:

а) четкого нормативного определения природы, признаков и видов услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам в строгом соответствии с конституционными правами граждан, а также установления презумпции "клиент прав" во всех спорных ситуациях;

б) принятия законов о стандартах государственных и

муниципальных услуг;

в) введения единых реестров услуг, а также нормативов социального обслуживания различных категорий граждан с учетом структуры стабильных бюджетных расходов. Определению показателей услуг служат, например, "Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи", "Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи", утвержденные Правительством РФ 18 февраля 2005 г.;

г) расширения положений об образовательных, медицинских и иных услугах в отраслевом законодательстве, постепенной подготовки социального кодекса;

д) совершенствования статуса социальных государственных, муниципальных и иных учреждений и организаций;

е) упорядочения режимов участия бизнес-структур в развитии социальной инфраструктуры;

ж) строгого соизмерения подзаконных актов и нормативов обслуживания, издаваемых ведомствами, с нормами Жилищного кодекса, других законов об услугах;

з) расширения международно-правового сотрудничества в связи со свободным перемещением услуг в сфере образовательных, медицинских, трудовых, миграционных и иных отношений. Реализация положений Европейской социальной Хартии, Концепции социального развития союзного государства России и Беларуси, планомерное сближение законодательства в социально-правовой сфере в рамках Совета Европы и СНГ - шаги в этом направлении.

Несмотря на активное развитие телекоммуникационных технологий во всем мире, в России население до сих пор не имеет полноценной возможности получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. В лучшем случае потребители могут рассчитывать на получение в электронном виде информации об услугах. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты - все это только начинает воплощаться в жизнь.

Чтобы упростить жизнь гражданам и чиновникам внедрили принцип "одного окна". Вместе с множеством госучреждений за период 2008-2012 гг. по всей России было организовано большое количество современных многофункциональных центрах (МФЦ).

Так или иначе обеспечение качественного и быстрого процесса оказания государственных и муниципальных услуг является неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому в оказание мер по усовершенствованию данной процедуры так вовлечены граждане нашей страны и всё государство в целом.

Литература

1. Батчикова С.А, Глазьев С. Ю. Эффективность государственного управления: пер. с англ. - М., 1998. - С. 29.

2. Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 5. - С. 37.

ECONOMY

3. Клочков В.Н. Логистика, инновации, менеджмент в современной бизнес-среде: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 18 апреля 2012 года. - Саратов: Издательство "КУБиК", 2012. - С. 34.

4. Комаровский В.С. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. М., 2005. - стр. 41

5. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. - 2006. - № 11. - С. 28.

6. Неделько С.И., Мурзина И.А. Журнал Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2008. - №3 - С. 14.

7. Судакова А.Г. Развитие системы оказания государственных

и муниципальных услуг в электронной форме // Бюджет, № 1, январь 2011 г.

8. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. - 2004. - №10. - С. 89.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 / Российская газета / выпуск 8 октября 2003 г.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" / Российская газета/ выпуск 30 июля 2010 г.

11. Антипов А.А. Электронное правительство и информационное общество в России. T-Comm - Телекоммуникации и транспорт, № 12, 2013. - С. 4-6.

PROBLEMS OF SERVICE DELIVERY THROUGH E-GOVERNMENT

Grishanova E.M., candidate of economic Sciences, Moscow technical University of communications and Informatics, head of the Department of Political economy and political science, Moscow, Russia, gem-mtuci@mail.ru Antipov A.A., candidate of legal Sciences, Moscow technical University of communications and Informatics, professor of department of Political economy and political science, Moscow, Russia, antipoff77@yandex.ru

Abstract

The task of developing a system of providing public (municipal) services include the quality of interactions with citizens and organizations, as well as improving the efficiency and effectiveness of government bodies and bodies of local self-government, accessibility for citizens and organizations of information about the procedure and the execution of the state (municipal) functions at each stage, the monitoring of its implementation. Information and telecommunication technologies are widely used by public authorities in order to improve the quality of services to the population. Without modern electronic technologies cannot meet the demands and expectations of consumers. According to the state program "Information society 2011-2020, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated October 20, 2010 1815 N-R Moscow "On the state program of the Russian Federation "Information society (2011-2020)" its purpose is to provide the citizens and organizations of benefits from the use of information and telecommunications technologies by providing equal access to information resources, development of digital content, the application of innovative technologies that radically improve the efficiency of public administration under the provision of security in the information society, and a priority is improving the quality of life of citizens and the improvement of conditions for business development in the information society. As was announced by the first persons of the state in 2015, all public services (more than 1500) must be provided in electronic form. Among the most urgent tasks that are associated with management of information resources and documents in particular identify the following - create, modify, and expand departmental and interdepartmental and regional systems of electronic document management; automation of receiving and processing filed by applicants requests and appeals to the bodies of state and municipal management, and more. International practice shows that the main, the main governing body for the creation and maintenance of e-government in the state has the authority of the interagency nature of the Directive which are unquestioningly, without bureaucratic delays and hitches.

Keywords: communications technology, e-government, multifunctional center, state and municipal services. References

1. Battchikova S. And S. Glaziev South /government Effectiveness: Per. s angl. Moscow, 1998. page 29. [in Russian]

2. Zaitsev, A. improving the transparency of the activities of the Executive authorities of the Russian Federation in the context of administrative reform // State power and local self-government. 2008. No. 5. page 37. [in Russian]

3. Klochkov, C.N. Logistics, innovation management in the modern business environment: proceedings of the International scientific-practical conference on 18 April 2012. Saratov: Publishing House "Cube", 2012. page 34. [in Russian]

4. Komorowski Century With the Increase of efficiency of activity of bodies of state power: approaches to administrative reform in the Russian Federation. M., 2005. page 41. [in Russian]

5. Naryshkin S.E., Khabrieva. T.Ya. Administrative reform in Russia: some results and problems of legal science //Journal of Russian law. 2006. No. 11. page 28. [in Russian]

6. Nedilko S. I., Murzina I. A. Journal news of higher educational institutions. The Volga region. Social science. 2008. No. 3. page 14. [in Russian]

7. Sudakov, A., the Development of the provision of public and municipal services in electronic form // Budget, N 1, January 2011.

[in Russian]

8. Tereshchenko L.K. Services: state, public, social // Journal of Russian law. 2004. No. 10. page 89. [in Russian]

9. Federal law of the Russian Federation dated October 6, 2003 N 131-FZ / the Russian newspaper / issue 8 October 2003. [in Russian]

10. Federal law of the Russian Federation of July 27, 2010 N 210-FZ "On the organization of public and municipal services" / the Russian newspaper/ issue 30 July 2010. [in Russian]

11. Antipov A.A. E-government and information society in Russia. T-Comm, No 12, 2013. [in Russian]

T-Comm ^м 9. #7-20l5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.