Научная статья на тему 'Электронная форма реализации административных регламентов предоставления публичных услуг'

Электронная форма реализации административных регламентов предоставления публичных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
868
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / "E-GOVERNMENT" / PUBLIC SERVICES / ADMINISTRATIVE REGULATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC DOCUMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конев Сергей Игоревич

Статья посвящена одному из аспектов правового регулирования деятельности системы органов исполнительной власти посредством новых информационных технологий, а именно электронной форме реализации административных регламентов, основным назначением которой является повышение качества и прозрачности оказания государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конев Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic form of implementation of the administrative regulations on the provision of public services

The article focuses on one aspect of the legal regulation of the system of executive authorities by the new information technologies, namely, electronic implementation of administrative rules, the main purpose is to improve the quality and transparency in the provision of public and municipal services.

Текст научной работы на тему «Электронная форма реализации административных регламентов предоставления публичных услуг»

Конев Сергей Игоревич

старший преподаватель кафедры «Общая юриспруденция и правовые основы безопасности»

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (e-mail: sj-13@yandex.ru)

Электронная форма реализации административных регламентов предоставления публичных услуг

Статья посвящена одному из аспектов правового регулирования деятельности системы органов исполнительной власти посредством новых информационных технологий, а именно электронной форме реализации административных регламентов, основным назначением которой является повышение качества и прозрачности оказания государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги, административный регламент, «электронное правительство», информационные технологии, электронный документооборот.

S.I. Konev, Senior Lecturer of a Chair «Common Jurisprudence and the Legal Basis of Security» of the National Research Nuclear University MEPHI; e-mail: sj-13@yandex.ru

Electronic form of implementation of the administrative regulations on the provision of public services

The article focuses on one aspect of the legal regulation of the system of executive authorities by the new information technologies, namely, electronic implementation of administrative rules, the main purpose is to improve the quality and transparency in the provision of public and municipal services.

Key words: public services, administrative regulation, «e-government», information technology, electronic document.

Согласно Конституции РФ наше государство является социальным, ставящим перед собой цель создания всех условий для достойной жизни своих граждан. При этом время и технологии диктуют свою волю политическим институтам общества, заставляя последние переориентировать свою деятельность с учетом мнения конечных получателей государственных и муниципальных услуг. При этом, как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективным на сегодняшний день является предоставление услуг в электронной форме. Во многом это связано с тем, что она позволяет, как минимум, сэкономить время для получения нужного результата и избежать необходимости личного обращения в органы государственной власти. И у любого государства, вставшего на путь реформирования деятельности системы органов государственной власти с использованием информационных технологий, возникают одни и те же проблемы, связанные:

со стандартизацией всей системы услуг (сегодня этот аспект решен благодаря Закону «О государственных и муниципальных услугах» и системе регламентов, в том числе и с элек-

тронной формой реализации, о которой речь пойдет ниже);

порталами государственных услуг (при этом они должны быть «дружественны» по отношению к конкретному пользователю, требования к ним устанавливает, в том числе, и Федеральный закон «О размещении информации о деятельности органов власти»);

насыщенностью информационной инфраструктуры (современные технологии предполагают уже не столько использование компьютеров, сколько всевозможных мобильных устройств на платформах Android и Apple); защитой информации в указанных системах; эффективными процессами правового регулирования, отвечающими потребностям общества ХХ! в.

Правовой основой всех указанных выше процессов на сегодняшний день выступает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1, ст. 10], который определил базовую возможность предоставления публичной услуги в электронной форме. Естественно, что одним законом невозможно уре-

256

гулировать данную сферу, она будет включать в себя абсолютно все системы нормативных актов России. Не углубляясь в подробности, автор хотел бы отметить, что по существу государственные услуги предполагают, во-первых, реализацию полномочий органов исполнительной власти, а во-вторых, направлены на совершение юридически значимых действий (выдача загранпаспорта, проверка и оплата налоговых задолженностей, регистрация индивидуального предпринимателя и др.). Кроме того, приняв постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 [2], государство позаботилось и о критериях оценки предоставления качества услуг, которые сводятся к нескольким позициям:

а) время оказания услуги, включая и время ожидания;

б) компетентность и вежливость должностного лица;

в) уровень комфорта в помещении, где оказываются государственные услуги;

г) наличие информации об услуге.

При этом для внедрения указанных услуг в электронной форме требуется создание необходимых условий для организации новой формы взаимодействия между гражданином и государством. И если государственные и муниципальные услуги, став частью современных правовых реалий, определяются административным регламентом, то электронные услуги порождают уже новую конструкцию - электронную форму реализации административного регламента (здесь и далее - ЭАР). Законодатель пока не определился с понятием, что это, легальную дефиницию можно встретить, к примеру, в ГОСТ Р 52294-2004 «Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения» [3]: электронный регламент административной и служебной деятельности - регламент административной и служебной деятельности, реализованный с применением информационно-коммуникационных технологий. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день выработан четкий государственный подход по предоставлению публичной услуги в электронной форме, согласно которому при обращении в органы государственной или муниципальной власти через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет:

гражданин может получить всю необходимую информацию о получении услуги как при удаленном обслуживании, так и при личном обращении в орган власти;

при направлении пакета документов последнему присваивается регистрационный номер, вводя который на сайте соответствующего органа

власти, можно получить информацию о состоянии запроса на настоящий момент времени;

внедрена национальная платежная система, позволяющая оплатить государственную или муниципальную услугу, не выходя из дома, при наличии денежных средств на счете платежной системы;

и наконец, получение собственно самой услуги, здесь уже необходимо личное обращение в орган государства, хотя в перспективе, с развитием систем электронного документооборота и распространением электронной подписи, автор предполагает, что государство будет стараться минимизировать такое обращение.

В этой четкой системе процедур ЭАР «отвечают» за реализацию прав и обязанностей органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц на основе современных информационных технологий [4, с. 21]. Таким образом, электронная форма реализации административного регламента является цементирующим правовым элементом для всех остальных компонентов государственной политики по трансформации системы управления, будь то система защиты, система документооборота или система государственных порталов. По существу, это один из способов автоматизации управленческих процессов органов. Кроме того, ЭАР является связующим звеном в рамках проводимой административной реформы и процедурой введения «электронного правительства», это следствие того, что электронная форма документов, в том числе и нормативных, позволяет более гибко реагировать на изменение правоотношений, в то же время ЭАР выполняют регулирующую функцию по отношению к адресатам их норм. По своей структуре рассматриваемые нами нормативные документы состоят, во-первых, из автоматизированных с применением единой информационно-программной базы регламентов, отдельных управленческих процессов. Во-вторых, из электронных должностных регламентов, являющихся автоматизированными рабочими местами. В-третьих, нормативных документов самого широкого толка: определяющих информационную и нормативно-правовую базу, стандарты услуг и взаимодействий, порядок координации отдельных деловых процессов и подразделений ведомства, систем управления, модернизации и контроля этих процессов.

Какими же плюсами обладают ЭАР, какие пробелы они позволят закрыть?

1. Будучи и описанием процедуры и требованием качества к ней, ЭАР позволяют повысить информационную активность деятельности не только органа власти в целом, но и каждого конкретного государственного чиновника.

257

2. Исходя из этой посылки, ЭАР могут использоваться для сбора статистической информации о работе государственных служащих.

3. Позволяют минимизировать время на поиск государственно значимой информации.

Однако при введении в действие ЭАР необходимо решить следующий ряд вопросов:

определить порядок предоставления той или иной государственной услуги, причем учитывать возможность получения последней и без использования информационных технологий;

предусмотреть механизмы ответственности как за создание самого ЭАР, так и за его реализацию;

ввиду того, что ЭАР определяют порядок получения услуги, определить максимальное время, в течение которого ее предоставят; автору представляется разумной корреляция этого времени со сроками, указанными в законодательстве об обращениях граждан - 30 дней с момента обращения, максимальный - 60 дней;

перечень документов и шаблонов документов, необходимых для оказания услуги;

предусмотреть механизм контроля и информирования граждан о ходе осуществления услуги, причем с учетом как электронной фор-

мы работы с населением,так и традиционных методов оповещения, таких как почта, телефон, личный прием и т.д.

Необходимо учитывать, что электронный административный регламент - это не просто копия административного регламента, которая представлена в электронной форме. Электронная форма реализации административных регламентов обеспечивает возможность в долгосрочной перспективе добиться качественного улучшения предоставления государственных и муниципальных услуг, снизить временные задержки на их оказание и гарантирует информационную прозрачность и открытость принятия того или иного управленческого решения. Рассматриваемая концепция, являющаяся составной частью формирования правового регулирования деятельности системы органов исполнительной власти посредством новых информационных технологий, позволяет проводить последовательную «автоматизацию» процесса оказания публичной услуги, что в перспективе минимизирует или полностью исключает человеческий фактор и юридические ошибки.

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос. газ. 2010. 30 июля.

2. Об оценке гражданами эффективности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей: постановление Правительства РФ от 12 дек. 2012 г. № 1284 // Рос. газ. 2012. 19 дек.

3. Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения. ГОСТ Р 522942004: постановление Госстандарта РФ от 29 дек. 2004 г. № 138-ст. М, 2005.

4. Буряга В. О. Административный регламент в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

1. On the organization of public and municipal services: fed. law of July 27, 2010 № 210-FL (in ed. of July 21, 2014) // Rus. newsp. 2010. July 30.

2. On the estimation of the effectiveness of citizens heads of territorial bodies of federal executive bodies (their structural units) subject to the provision of quality public services, as well as the application of the results of this assessment as a basis for making decisions about early termination of execution of the respective heads of their duties: resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 12, 2012 № 1284 // Rus. newsp. 2012. Dec. 19.

3. Information technology. Office Management. Electronic regulation of administrative and service activities. The main provisions. GOST R 522942004: resolution of the State Standard of the Russian Federation of Dec. 29, 2004 № 138-st. Moscow, 2005.

4. Buryaga V.O. Administrative regulations in the implementation of the executive power in the Russian Federation: auth. abstr.... Master of Law. Moscow, 2009.

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.