ПРОБЛЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Белозеров А.С. Email: Belozerov648@scientifictext.ru
Белозеров Андрей Сергеевич — магистрант, высшая школа экономики, управления и права, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск
Аннотация: в статье анализируются проблемы межведомственного электронного взаимодействия, а также - как электронное правительство влияет на распространение информации. Рассматриваются цели, которые лежат на программе «Цифровое общество». В настоящее время в сфере внедрения информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти сделано много. На смену огромным очередям за получением государственных услуг пришла форма электронной записи через портал государственных услуг. Время, затрачиваемое на получение ряда услуг, значительно сократилось за счет внедрения системы «одного окна». Упрощен порядок получения государственных услуг. Ключевые слова: электронное правительство информационные технологии, инновации, ИКТ, инфокоммуникации.
PROBLEMS OF INTER-ELECTIVE ELECTRONIC INTERACTION
Belozerov A.S.
Belozerov Andrey Sergeevich - Master Student, HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW, NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY, ARKHANGELSK
Abstract: the article analyzes the problems of interagency electronic interaction, and also how e-government influences the dissemination of information. The goals of the Digital Society program are considered. At present, a lot has been done in the sphere of introduction of information technologies in the activities of the executive authorities. In place of huge queues for receiving public services came the form of electronic recording through the portal of public services. The time spent on obtaining a number of services has been significantly reduced due to the introduction of the "one window" system. The order of reception of the state services is simplified.
Keywords: electronic government information technologies, innovations, ICT, infocommunications.
УДК 35.977.535.3
На рубеже веков Российская Федерация столкнулась с кризисом классической бюрократической системы, для преодоления которого требовалось ее серьезное реформирование. 23 июля 2003 г. Президент РФ подписал Указ № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 20032004 годах». 25 октября 2005 г. распоряжением Правительства РФ № 1789-р2 была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [2, с. 36]. Однако для успешной борьбы с кризисом бюрократической системы этого было недостаточно. Требовалось, в частности, использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении государством. Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р была утверждена Концепция формирования электронного правительства до 2010 г. В ней под электронным правительством понималась новая форма организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечивает качественно новый уровень их взаимодействия с гражданами и организациями за счет применения ИКТ. Электронное правительство является способом предоставления информации, оказания набора государственных услуг гражданам, предприятиям, органам государственной власти, при котором личное взаимодействие минимизировано, а информационные технологии используются максимально. При этом электронное правительство не является заменителем, аналогом или дополнением классического правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации преследовало несколько целей: повышение качества и доступности государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания; внедрение единых стандартов обслуживания граждан; расширение возможности доступа к информации о деятельности органов государственной власти.
Кроме того, 7 февраля 2008 г. Президентом РФ была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, согласно Стратегии, является повышение
качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К сожалению, эти цели были достигнуты частично. Информационные технологии применялись в малом количестве, электронные документы не использовались, а внутренний документооборот велся на бумаге. Электронные государственные услуги не были внедрены, отсутствовало надлежащее информирование населения о предоставляемых услугах.
Учитывая это, распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р5 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)». Целью данной Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Задачами Программы являются повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.
На современном этапе развитие информационного взаимодействия между органами исполнительной власти имеет немаловажное значение. Как было сказано выше, система взаимодействия органов государственной власти меняется, но именно изменение взаимодействия органов исполнительной власти больше всего повлияет на граждан. Связано это с каждодневным тесным взаимодействием между ними, которое с внедрением информационных технологий переходит на новый уровень.
В настоящее время в сфере внедрения информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти сделано много. На смену огромным очередям за получением государственных услуг пришла форма электронной записи через портал государственных услуг. Время, затрачиваемое на получение ряда услуг, значительно сократилось за счет внедрения системы «одного окна». Упрощен порядок получения государственных услуг.
Но многое еще предстоит сделать. Не всегда, при всей инновационности внедрения ИКТ, качество получения услуг отличается в положительную сторону. Этому есть несколько причин. Во-первых, следует отметить недостаточную квалифицированность кадров. Работники органов исполнительной власти и организаций, предоставляющих услуги, зачастую не умеют обращаться с новым оборудованием, а если и умеют, то предпочитают использовать более традиционные способы, которые не столь эффективны. Во-вторых, недостаточная проработанность механизма получения государственной услуги сводит весь механизм к традиционной схеме. К примеру, чтобы поставить на учет или снять с учета автомобиль, можно приехать в любое отделение ГИБДД, предоставляющее данную услугу, или же записаться на прием через портал «gosuslugi.ru». Записавшийся через электронный портал освобождается от прохождения через огромную очередь. Проблема заключается в том, что данную очередь необходимо пройти два раза, а затем отстоять очередь за получением новых документов. На это запись через электронный портал не распространяется. В итоге экономия времени при записи через электронный портал составляет всего 30 минут. В-третьих, приравнивание электронного документа к бумажному не позволяет использовать весь потенциал внедрения ИКТ. К сожалению, данная проблема решается крайне медленно.
Следует сказать, что вопросу взаимодействия органов исполнительной власти в условиях развития информатизации уделяется много внимания в научных кругах. Рассматриваются проблемы развития законодательства в сфере информационного общества, внедрения информационных технологий, переобучения персонала и упрощения процедур.
И.Л. Бачило подчеркивает значимую роль Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в развитии информационного взаимодействия всей системы органов власти между собой и с другими структурами гражданского общества, а также в формировании социального государства [1, с. 236]. «Закон об услугах, - пишет она, инициировал и поворот в области создания и практического
использования необходимой технологической, информационной и коммуникационной инфраструктуры». При этом обнажились проблемы готовности людей для работы со сложной сетевой системой. Кроме того, И.Л. Бачило анализирует влияние на «электронное правительство» некоторых федеральных законов и ФЦП «Электронная Россия», а также проблемы взаимодействия государственного аппарата, муниципальных служб и граждан.
И скажем пару слов о рынке телекоммуникационных услуг в госсекторе. За последние 3-5 лет в стране приняты ряд важных государственных решений и программ по развитию ИКТ-инфраструктуры государственных органов и учреждений, причем они коснулись организаций как федерального, так и регионального и муниципального уровней. Модернизация телекоммуникационной инфраструктуры в госсекторе привела к тому, что рассматриваемый сегмент B2G стал стабильным потребителем услуг связи не только собственно в органах госуправления и правопорядка, но и в сфере социальных и муниципальных служб. Важным следствием этого стало развитие широкого спектра электронных услуг для населения.
Основные тенденции рынка услуг связи для госсектора по данным J'son & Partners Consulting : в 2016 году общие запланированные расходы государства на развитие инфокоммуникационной инфраструктуры превышают 100 млрд руб. Подавляющая часть этих расходов связана с выполнением задач государственного управления и обеспечения правопорядка в стране и приходится на учреждения федерального подчинения. В 2016 году в топ-10 получателей государственного ИКТ бюджета входят: Пенсионный фонд России; Министерство внутренних дел РФ; Федеральное казначейство Министерства финансов России; Федеральная налоговая служба; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ; Судебный департамент при Верховном суде РФ; Федеральная таможенная служба; Министерство обороны РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральная служба государственной статистики РФ [3, с. 121].
Тем менее, согласно данным Росстата, общая доля учреждений и организаций федерального подчинения не превышает 10% от общего числа. Это открывает большие перспективы по использованию ИТ-решений в «массовом» сегменте организаций регионального и муниципального подчинения.
Согласно оценке J'son & Partners Consulting, общие расходы государственных учреждений и организаций федерального, регионального и муниципального подчинения вырастут с 35 млрд руб. в 2013 году до 44 млрд руб. в 2021 году.
Основными драйверами роста станут реализация принятых государственных программ по информатизации деятельности госорганов и региональные программы развития в области образования, здравоохранения, безопасности, транспорта, энергетики, ЖКХ и других.
связи, обслуживающими потребности в госсекторе, являются крупные операторы национального масштаба - Ростелеком, МТС, МегаФон, ВымпелКом и ТрансТелеКом. Тем не менее, по мнению J'son & Partners Consulting, доля более мелких операторов в рассматриваемом сегменте останется велика, что связано с широкой региональной географией предоставления услуг и возможностями малого бизнеса.
Согласно прогнозу J'son & Partners Consulting, в 2013-2021 гг. объем российского рынка услуг связи для государственного сегмента, включая учреждения и организации федерального, регионального и муниципального уровней подчинения, вырастет с 34 до 44 млрд руб. Позитивную динамику покажут услуги передачи данных, мобильной телефонии и ШПД.
Список литературы / References
1. Бачило И.Л. Правовые вопросы социальных и демократических процессов в информационном обществе России // Информационное общество: проблемы развития законодательства [Текст]: М., 2012. 13 с.
2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. [офиц. сайт] / Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы). Электрон. дан. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/, свободный/ (дата обращения: 25.05.2018). Загл. с экрана.
3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России [офиц. сайт] / Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Электрон. дан. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/FZ/210/, свободный/ (дата обращения: 25.05.2018). Загл. с экрана.