М. А. Пронина*
Патриотизм как ценность правовой культуры
Аннотация. В исследовании рассматривается значение патриотизма в развитии правовой культуры. Внимание уделяется таким категориям, как «ценность» и «патриотизм». Формулируется авторское понятие патриотизма. Доказывается неотъемлемость влияния идей патриотизма на уровень правовой культуры в силу его положительного влияния на право, правовое сознание и правовое поведение в процессе правоисполнения, правореализации и правотворчества.
Ключевые слова: ценность, правовая культура, патриотизм, идеи патриотизма, правовое сознание, правовое поведение, реализация права.
001: 10.17803/1994-1471.2018.94.9.058-064
Актуализация современных направлений государственной политики требует исследования ценностных аспектов правовой культуры. Некоторые российские ценности в определенный исторический период становятся менее важными для правовой культуры, а многие из них приобретают силу и оказывают существенное влияние на правовое сознание граждан.
Аксиологический подход является основополагающим при изучении ценностей правовой культуры. Слово «ценности» многогранно. Удачное его определение дал болгарский ученый Н. Неновски: «Ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Ценности представляют собой цели, к которым следует стремиться и связывать с ними удовлетворение своих потребностей»1.
Вслед за разнообразием стремлений людей — разнообразны и ценности.
По мнению Н. Н. Алексеева, «ценности, воплощенные в действительной жизни лиц, суть состояния добродетели. Например, состояние героизма, святости и т.п., воплощенные в реальном бытии вещей и событий, суть блага, как, например, блага порядка, культуры, цивилизации»2. Отметим, что значимость ценностей и содержание благ определяется исключительно социально-экономическими и/или политическими обстоятельствами в обществе. Всегда делается акцент на тех ценностях, незыблемость которых находится под угрозой.
Любая правовая культура, правовая и политическая системы исходят из конкретных ценностей, которые пользуются общественным признанием и влияют на поведение людей. С конца 80-х гг. Россия переживает период резкой смены ценностей. В настоящее время ставится задача формирования единой общественной идеи, но до сих пор сохраняется идейно-политическая неопределенность, что делает вопросы обсуж-
1 См.: Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 25, 29.
2 Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999. С. 101.
© Пронина М. А., 2018
* Пронина Марина Алексеевна, соискатель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
дения правокультурных ценностей особенно актуальными.
В силу развития общества и совершенствования правовой культуры происходит как превалирование менее значимых в определенный жизненный цикл развития общества и государства ценностей, так и частичная трансформация их содержания. Причиной этого является их прямая зависимость от социальных, экономических, политических или идейных условий. Сам вопрос о содержании категории «ценность» в современной юридической науке остается дискуссионным.
Л. А. Петручак делает вывод, что «система ценностей каждого индивида представляет собой комбинацию общезначимых ценностей, воспринятых им из окружающей социальной среды, с учетом более или менее заметных модификаций»3. Мы полагаем, что личность способна выбирать наиболее приемлемые для себя ценности, но на протяжении всей жизни их арсенал может меняться при условии смены окружающей среды. Среда формирует сознание личности.
Мы полагаем, что формирование ценностей происходит от общества и государства, а человек способен их анализировать и принимать, либо поступать вразрез с ними. Фактически личностные представления генерируются обществом и государством.
Так, Р. А. Ромашов полагает, что «в ценностях воплощается сложившийся в данном обществе на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие»4. Мы полагаем, что ценность — это конструктивный предмет, явление, категория или действие, которое ведет к развитию.
Д. В. Рукавишников определяет ценности как «воспринятые и разделяемые человеком представления (понятия) о благе, значимом и должном, целях и путях их достижения, которые предписывают ему определенные способы и правила поведения»5. С точки зрения деятель-ностного подхода ценностью можно назвать правомерное поведение, которое «значимое и должное» и соответствует «определенным правилам поведения». Однако не всегда поведение, соответствующее «определенным правилам поведения» является конструктивным и приносит пользу.
Согласимся с мнением, что ценностями называют «положительные явления»6, которые «несут пользу», а также — цели, к которым люди стремятся и которые связываются с удовлетворением их потребностей7. То есть ценно то, что конструктивно и ведет к удовлетворению потребностей, но не посредством ценностей, а через цель с помощью ценностей.
С точки зрения философского подхода «ценность — это не любая значимость явления. А его положительная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы»8. Философская точка зрения показывает, что все ценности исходят от личности и утверждаются в обществе. Такая ситуация осуществима, если цели и идеалы личности совпадают с целями и идеалами группы или всего общества.
Становится очевидным неумалимое значение ценностей для каждого субъекта для построения собственной конструктивной траектории поведения в правовых отношениях. Ранее нами было доказано, что правовая культура хранит в себе все, в том числе и правовые ценности общества. Нам предстоит определить, какие
3 Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества : монография. М. : Юриспруденция, 2012. С. 16.
4 Ромашов Р. А., Шукшина Е. Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2006. № 2. С. 2—8.
5 Рукавишников Д. В. Современные ценности и их влияние на правомерное поведение : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 11.
6 Алексеев П. В., Панов А. В. Философия. М., 1997. С 288.
7 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 25.
8 Алексеев П. В., Панов А. В. Указ. соч. С. 288.
явления и/или процессы оберегают и укрепляют правовую культуру на современном этапе.
Ценности права и морали как явления общественной жизни существуют в двух формах: идеала и действительности. Идеал — это провозглашение должного, а действительность — это реальные поведенческие регуляторы. Между ними всегда есть разрыв. Нравственность и право провозглашают высокие максимы, в действительности же люди не всегда ими руководствуются, а преследуют свои более приземленные, порой корыстные интересы. Дело в степени разрыва между идеалами и действительностью.
В литературе выделяют перечень ценностей, так или иначе связанных с правом: справедливость, безопасность, свобода, равенство, порядок, общее благо, благо личности, демократия, права человека, национальный интерес и другие9. Представленные выше категории и явления оказывают благотворное влияние на право, преумножают правовую культуру и в результате приобретают статус правовых ценностей.
Мы считаем возможным отнести к духовным ценностям правовой культуры: справедливость, законность, свободу, равенство, гражданственность, ответственность, правовые традиции, обычаи, идеи, российскую правовую самобытность и идентичность, ценности права, патриотизм, социальную солидарность, знание права, правовое поведение, исполнение обязанностей и уважение прав.
Материальные ценности правовой культуры представляются в виде нормативных и подзаконных актов, символики государства, архитектурных памятников, связанных с правом, а также печатных источников права и доктрин.
Мы согласны с выводом Л. А. Петручак о том, что «именно правовая культура способствует реализации в обществе принципов законности
и правопорядка»10. По сути, правовая культура призвана обеспечить эффективное функционирование права, возведенного в закон, а также влиять на правовое поведение субъектов в обществе, соответствующее действующему законодательству. Принципы законности и правопорядок (проявляющийся в уважении прав и исполнении обязанностей) также отнесены нами к ценностям правовой культуры.
Интересна позиция С. В. Михайлова, который полагает, что «большинство законодательно закрепленных ценностей, которые входят в предмет правового регулирования, необходимо признать правовыми ценностями»11. Правовая ценность воспринимается им как «нормативно-правовой объект, значимый для личности, группы лиц или общества, в зависимости от круга лиц, на регулирование правоотношений которого правовые ценности нацелены»12.
С точки зрения современных теоретиков права, категория становится правовой ценностью с момента попадания в сферу правового регулирования и закрепления в нормативном правовом акте. Мы полагаем, что она должна иметь историческое значение для последующих правовых отношений и определять вектор их развития.
Под ценностями правовой культуры понимают не что иное, как «ценности культуры, реализуемые в сфере права, воплощенные в конкретных носителях ценностей — правовых актах, нормах, отношениях, идеях»13.
Так, В. В. Лазарев относит к ценностям правовой культуры «само право, правовые законы, а также законность и правосудие, которые создают надлежащий правопорядок»14.
Наиболее подходящей точкой зрения для нашего исследования является утверждение Е. В. Малыковцева, что «ценностное содержа-
9 См.: Мартышин О. В. Философия права : учебник для магистров. М. : Проспект, 2017. С. 86.
10 Петручак Л. А. Указ. соч. С. 142—157.
11 Михайлов С. В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
12 Михайлов С. В. Указ. соч.
13 Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — XX веков. В. Новгород, 2002. С. 134.
14 Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001. С. 122.
ние права в правовой действительности проявляется прежде всего в традициях, идеях, принципах, то есть во всем, что составляет основу национального правосознания и правовой культуры общества»15. Поскольку ценности — это блага для права, правовой культуры и личности, каковыми и являются в том числе и идеи патриотизма.
Подходы к формированию патриотизма многозначны: социология — как связь «субъект-объект» и руководящие принципы; педагогика — как процесс воспитания и привития уважения; психология — как отношение к стране; культорология — как национальные духовные ориентиры; философия — как бытие и состояние; политология — как действующая идейная конструкция.
Патриотизм — это интегральная характеристика личности, включающая целый спектр составляющих: формирование активной гражданской позиции, гражданское самоопределение, ответственность за свои поступки и Родину, исполнение обязанностей перед государством и обществом.
Исследование патриотизма как ценности правовой культуры требует более детального изучения и самих ценностей патриотизма для определения его значения для правовой культуры. Мы ставим перед собой цель выявить блага, с помощью которых патриотизм способен повысить уровень правовой культуры каждой личности и общества в целом.
Высокий уровень правовой культуры характеризуется, как правило, знанием норм и правил поведения, уважением закона, незыблемостью принципов права, исполнением нормативных актов, а также развитым правовым сознанием. Профессор В. В. Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, но «преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — это одно из условий развития
правовой культуры». Именно этим процессам и должен способствовать патриотизм.
В ходе исследования научной литературы нами выявлены следующие ценности патриотизма: способность объединять государственные и социальные институты, прививать стремление к знаниям и истории государства и общества, воспитывать почитание памяти предков, проявлять активную гражданскую позицию, уважать действующие социальные нормы в обществе и правила поведения, понимать сущность гражданской ответственности, честно служить обществу и государству, уметь реализовывать права в соответствии с принципом справедливости и категорией правды, всецело исполнять обязанности, влиять на правовое сознание.
Ценность патриотизма проявляется и в его специфических функциях:
— интегрирующая — объединение большинства граждан, ответственных за формирование будущего своей страны на основе приоритета интересов членов общества и институтов государства;
— охранительная — укрепление и защита национальной безопасности и государственного суверенитета;
— стабилизирующая — создание условий устойчивого развития социальной, этнона-циональной и государственной систем;
— регулирующая — определяющая характер реакций на внешние воздействия и складывающихся связей и отношений в обществе;
— воспитательная — осуществляющая целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества для придания им определенного смысла развития16.
Полагаем, важным дополнением станет включение в перечень функций 1) трансляционной, способствующей преемственности исторических знаний и российских традиций, а также 2) оценочной, определяющей соотноше-
15 Малыковцева Е. В. Проявление ценностного содержания права в правовой действительности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 49—52.
16 О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // О патриотизме и гражданственности : учеб. пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. д. с. н., проф. А. А. Козлова. СПб. : Элексис Принт, 2005. С. 12—26.
ние реальных событий и собственных реакций (мыслительных процессов).
Вышеперечисленные функции способствуют достижению такой задачи патриотизма, как обеспечение гражданского участия при разрешении общественных, локальных и государственных вопросов. Достижение указанной задачи развивает интерес к государственным институтам и праву, позволяет понять место и роль гражданина в системе государственного управления и системе права, определяет границы его правового поведения, чем повышает уровень правовой культуры личности.
С точки зрения деятельностного подхода ценность патриотизма проявляется в активной жизненной позиции гражданина, которая, по справедливому мнению А. А. Шаронова17, выражается:
— в осуществлении субъектом деятельности разнообразных ее видов и готовности на высоком уровне к достижению цели;
— социальной значимости духовного и материального результата, полученного в процессе деятельности;
— ценностном отношении к личности, обществу, государству;
— потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
— достойном выполнении общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
— уважении к закону, нормам коллективной жизни;
— положительном отношении к труду, потребности в труде на благо общества, государства.
Полагаем, что государственные символы следует также относить к ценностям патриотизма, которые являются зрительными (материальными). К. В. Нужиным государственная
символика представляется как «совокупность официальных отличительных знаков (герба, флага, гимна и т.д.), учреждаемых конституцией или специальным законом, олицетворяющих государственность и статус их владельца в различных формах проявления»18. Символика является видимым атрибутом государства, влияющим на сознание через чувства человека.
Следует заключить, что многогранность патриотизма определяет его значимость:
— для государства как ценности российского общества, состоящей в гарантии защиты суверенитета, укреплении конституционного строя и национальном единстве России;
— права как нормативной ценности, выраженной в побуждении граждан действовать в соответствии с его принципами, при реализации собственных прав и исполнении юридических обязанностей, предписанных действующим законодательством;
— общества как социокультурной ценности, обеспечивающей уважительное отношение к правам и свободам других граждан, а также справедливую реакцию государства на их действия и бездействия;
— личности как духовной ценности правовой культуры, способствующей определению места и роли человека в структуре гражданского общества и правовой системе, и принятию модели правового поведения как действенного юридического ориентира;
— правовой культуры как ментальной основы, способной консолидировать общество и государство с помощью права.
Таким образом, патриотизм является значимым условием при формировании правового сознания и правовой культуры. Патриотизм определяется как общекультурная ценность российского общества в целом и ценность правовой культуры в частности, представляет собой отношение личности к Отечеству, государству, обществу и праву, которое выступает ментальной основой российского народа, способной
17 Шаронов А. А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность» // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN 416.pdf (дата обращения: 14.09.2017).
18 Нужин К. В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Мытищи, 2009. С. 6.
мотивировать личность на реализацию направлений правовой политики государства. Вышеизложенное позволяет выделить его как отдельный структурный элемент правовой культуры.
Наш вывод основывается на способности патриотизма влиять на правовое сознание посредством духовных составляющих: уважение прав и свобод, исполнение правил и соответствие
нормам поведения, почитание памяти предков, приверженность традициям и обычаям.
Значимость патриотизма для государства и права, общества и личности, а также правовой культуры заключается и в его функциях: интегрирующей, охранительной, стабилизирующей, регулирующей, воспитательной, трансляционной и оценочной.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. — СПб., 1999. — 256 с.
2. Алексеев П. В., Панов А. В. Философия. — М., 1997.
3. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — XX веков. — В. Новгород, 2002. — 160 с.
4. Малыковцева Е. В. Проявление ценностного содержания права в правовой действительности // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 2. — С. 49—52.
5. Мартышин О. В. Философия права : учебник для магистров. — М. : Проспект, 2017. — 352 с.
6. Михайлов С. В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2011.
7. Неновски Н. Право и ценности. — М., 1987.
8. Нужин К. В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации : автореф : дис. ... канд. юрид. наук. — Мытищи, 2009. — 23 с.
9. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // О патриотизме и гражданственности : учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. д. с. н., проф. А. А. Козлова. — СПб. : Элексис Принт, 2005. — С. 12—26.
10. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. — М., 2001. — 520 с.
11. Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества : монография. — М. : Юриспруденция, 2012.
12. Ромашов Р. А., Шукшина Е. Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. — 2006. — № 2. — С. 2—8.
13. Рукавишников Д. В. Современные ценности и их влияние на правомерное поведение : дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2011. — 274 с.
14. Шаронов А. А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность» // Мир науки : интернет-журнал. — 2016. — Т. 4. — № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN 416.pdf (дата обращения: 14.09.2017).
Материал поступил в редакцию 9 января 2018 г.
PATRIOTISM AS THE VALUE OF LEGAL CULTURE
PRONINA Marina Alekseevna — PhD Applicant of the Department of Theory of the State and Law
of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The study examines the importance of patriotism in the development of legal culture. Attention is given to such categories as "value" and"patriotism." The author's concept of patriotism is formulated. The author substantiates inalienability of the influence of the ideas of patriotism on the legal culture due to its positive impact on the law, legal consciousness and legal behavior in the process of law enforcement, implementation of rights and law-making.
Keywords: Value, legal culture, patriotism, ideas of patriotism, legal consciousness, legal behavior, implementation of the right.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Alekseev N. N. Osnovy filosofii prava. — SPb., 1999. — 256 s.
2. Alekseev P. V., Panov A. V. Filosofiya. — M., 1997.
3. Kovaleva I. V. Tsennosti pravovoy kul'tury v predstavleniyakh rossiyskogo obshchestva kontsa XIX — XX vekov. — V. Novgorod, 2002. — 160 s.
4. Malykovtseva E. V. Proyavlenie tsennostnogo soderzhaniya prava v pravovoy deystvitel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2016. — № 2. — S. 49—52.
5. Martyshin O. V. Filosofiya prava : uchebnik dlya magistrov. — M. : Prospekt, 2017. — 352 s.
6. MikhaylovS. V. Pravovye tsennosti: teoretiko-pravovoy aspekt : dis. ... kand. yurid. nauk. — Rostov n/D, 2011.
7. Nenovski N. Pravo i tsennosti. — M., 1987.
8. Nuzhin K. V. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoy simvoliki v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii : avtoref : dis... kand. yurid. nauk. — Mytishchi, 2009. — 23 s.
9. O patriotizme. Osnovnye ponyatiya i kratkiy istoricheskiy aspekt // O patriotizme i grazhdanstvennosti : uchebnoe posobie dlya studentov, rabotnikov sfery molodezhnoy politiki i pedagogov / pod red. d. s. n., prof. A. A. Kozlova. — SPb. : Eleksis Print, 2005. — S. 12—26.
10. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva / pod red. V. V. Lazareva. — M., 2001. — 520 s.
11. Petruchak L. A. Pravovaya kul'tura kak determinanta sovremennogo rossiyskogo obshchestva : monografiya. — M. : Yurisprudentsiya, 2012.
12. Romashov R. A., Shukshina E. G. Pravovaya kul'tura i pravovoy nigilizm v molodezhnoy srede // Istoriya gosudarstva i prava. — 2006. — № 2. — S. 2—8.
13. Rukavishnikov D. V. Sovremennye tsennosti i ikh vliyanie na pravomernoe povedenie : dis. ... kand. yurid. nauk. — N. Novgorod, 2011. — 274 s.
14. Sharonov A. A. Analiz vzglyadov na ponyatiya «patriotizm» i «aktivnost'» // Mir nauki : internet-zhurnal. — 2016. - T. 4. - № 4. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN 416.pdf (data obrashcheniya: 14.09.2017).