7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Михайлов Л.М., Киселева Э.М., Русак О.Н. и др. Под редакцией Л.М. Михайлова. Москва: Издательский центр «Академия», 2009.
References
1. Uhtinskaya M.V. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury podrostkov v usloviyah modernizacii Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3 (34): 163-164.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya «Magistratura», 2014.
3. Sbornik normativnyh dokumentov. Osnovy bezopasnostizhiznedeyatel'nosti. Sost. 'E.D. Dneprov, A.G. Arkad'ev. Moskva: Drofa, 2008.
4. Popova R.I., Elizarova I.S. Osobennosti metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneklassnoj raboty s uchaschimisya po 'ekologicheskoj bezopasnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. Moskva. 2011; 4: 83-86.
5. Solomin V.P. Koncepciya, model' i analiz opyta realizacii mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Nepreryvnoepedagogicheskoe obrazovanie. Vyp. XVI. Teoreticheskie osnovy mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. V.P. Solomin. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2002.
6. Metodika vospitatel'nojraboty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izda-tel'skij centr «Akademiya», 2005.
7. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Mihajlov L.M., Kiseleva 'E.M., Rusak O.N. i dr. Pod redakciej L.M. Mihajlova. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.
Статья поступила в редакцию 02.03.16
УДК 378
Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
LEGAL KNOWLEDGE AS THE BASIS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article describes a concept of "patriotism" in the modern interpretation and influence of legal knowledge. The author states a problem of productive and organized civil education of patriotism among youth in the educational process. There are some results on the study of legal culture of schoolchildren as the basis for the upbringing of their civic consciousness. The author believes that the awareness among teachers of the potential value of legal knowledge in Patriotic education of pupils is especially important. The paper reports about the role of identifying Patriotic potential of legal knowledge, the orientation of legal knowledge on various aspects of civil and Patriotic education. The results of the study allow concluding that targeted content and learning of legal knowledge in the senior classes of secondary schools can significantly enhance the impact on the formation and development of civil and Patriotic feelings, consciousness and behavior of students.
Key words: patriotism, civic responsibility, Patriotic education, civic consciousness, legal knowledge.
З.М. Абдулмуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. гражданского и уголовного права, Дагестанский
государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
В статье раскрывается понятие «патриотизм» в современной трактовке и в контексте влияния на него правовых знаний. Представлены результаты изучения правовой культуры школьников как основы воспитания их гражданственности. Автор считает, что особенно важным является осознание учителями потенциальной значимости правовых знаний в патриотическом воспитании школьников; выявление патриотического потенциала правовых знаний; ориентирование правовых знаний на разные аспекты гражданско-патриотического воспитания. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что при целенаправленной организации содержания и процесса изучения правовых знаний в старших классах общеобразовательной школы можно значительно усилить их влияние на становление и развитие гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.
Ключевые слова: патриотизм, гражданская ответственность, патриотическая воспитание, гражданское сознание, правовые знания.
Одной из приоритетных задач государства и общества в целом в настоящее время становится воспитание молодёжи в духе уважения к универсальным и национальным ценностям страны. Построение такой системы гражданского воспитания встречается с противоречием между провозглашенными в стране демократией и свободой личности и необходимостью справедливого ограничения этой свободы законами и правовыми нормами.
В самом общем виде патриотизм выступает как принцип жизни человека, выражающий «любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины» [1, с. 230]. В комментариях к понятию патриотизма указывают, что «патриотическое чувство возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание» [1].
Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется разрывом связей между поколениями, снижением авторитета и силы законов, борьбой прав и свобод человека с религиозными и нравственными требованиями и нормами, отсутствием четких национально-патриотических чувств молодёжи, нечеткостью мировоззренческих и воспитательных позиций политиков и педагогов. В этих условиях особую значимость приобретает целенаправленное и настойчивое правовое влияние на патриотические чувства молодёжи. Продуктивное и организованное воспитание гражданского патриотизма у молодёжи при этом
является и одной из главных функций образования, социальным заказом общества, институтом воспитания детей. Анализ содержания образования, проведенный в целях выявления его патриотического потенциала, показывает, что он в большей мере сосредоточен в области правовых знаний, в учебных предметах «История», «Обществознание», «Граждановедение» и др. При этом может возникнуть сомнение в актуальности проблемы, даже в наличии самой проблемы в связи с тем, что все эти дисциплины, хотя и в разной мере, уже изучаются в общеобразовательной школе. Однако проведённый нами анализ содержания и практики изучения этих дисциплин в школе показывает очень низкое их влияние на гражданское сознание молодёжи. В этой связи мы предположили, что для повышения эффективности влияния правовых знаний на гражданско-патриотическое сознание молодёжи необходимо и возможно связывать их со следующими факторами: практиковостребованностью и жизнеспособностью принимаемых в государстве законов; аксиологической значимостью действия законов в улучшении жизни людей; степенью защиты законами прав и свобод человека; мерой справедливости сущности и действия законов, прав и свобод человека; мерой соответствия правовых и нравственных норм в жизни людей.
Исследование феномена «гражданско-патриотическое воспитание» мы начали со сравнительного анализа смежных с ним категорий. Так, право в самом общем виде определяют как
«совокупность государственных установлений и законов, регулирующих отношения между людьми» [2, с. 459]. Одновременно оно подразделяется на гражданское, имущественное, трудовое, естественное, корпоративное, субъективное и т. д. В таком виде право имеет по отношению к человеку объективное отношение, т. е. существующее вне его сознания, но к которому можно обращаться в случае угрозы его жизни или безопасности. О правовых отношениях мы можем говорить только на уровне взаимодействия объективно государством предложенных прав и осознанных волевых отношений, оценок, поведения и действий человека [3]. Соответственно, можно сказать, что патриотические чувства и отношения граждан к своей стране, государству являются барометром гражданского общества и гражданской ответственности, людей в этом обществе. Такая методологическая установка потребовала изучения специфики отношения молодёжи к правовым знаниям, законам и механизмам государственного регулирования отношений граждан. В этих целях мы составили и провели тест «Правовая культура как основа гражданственности», в который включили отношение к правовым нормам и законам, к правовой справедливости государства, к правовой защищенности, правовой культуре, гражданской ответственности. Каждое из отношений предлагалось выразить на уровне знаний, понимания и собственного удовлетворения. Всего в тесте было двадцать вопросов с тремя возможными вариантами ответов на каждый из них.
Тестирование было проведено в шести школах г. Махачкалы в 8 - 11-х классах с охватом около 500 учащихся. Результаты показали, что 43% старшеклассников знакомы с законами, правами человека, 35% из них понимают их суть и надеются, что они регулируют отношения людей; на свое удовлетворение справедливостью правовых отношений в нашей стране указали всего 22% учащихся.
Если характеризовать результаты по отдельным показателям, то наблюдается следующая картина: самые высокие показатели получили знания правовых норм (47,2%), понимание важности роли государства в защите своих граждан (49%), понимание роли прав и законов в жизни людей (42%), понимание содержания правовой культуры (42%). Эти цифры говорят в пользу качества преподавания правовых знаний в школе. Однако при переходе на уровень удовлетворенности правовой защитой наблюдается противоречивая картина. Так, правовую защищенность чувствуют всего 7%, правовую справедливость отмечают 25%, удовлетворение содержанием законов высказывают 13% старшеклассников.
Сравнительный анализ этих показателей отношений школьников к существующим правовым отношениям в обществе дает основание негативной оценки уровня гражданско-патриотиче-ских чувств молодёжи. И в этом не меньшая вина самой государственной правовой системы, а конкретно - системы обеспечения граждан правовой защитой. При этом к содержанию законов, прав и норм гражданской ответственности у школьников меньше претензий, чем к практике их применения. Этот вывод потребовал организации правовой подготовки учащихся в экспериментальных условиях, в которых новым средством у нас выступали факторы, сопровождающие правовые знания механизмами, обнажа-
ющими полезность, защищенность, свободу воли, гражданскую ответственность государственных чиновников и справедливость применения законов и норм. В экспериментальные материалы по предмету «Обществознание» и др. были дополнительно включены эти факторы и механизмы ситуативного анализа практики применения законов и норм в гражданском правопроизводстве. В новых условиях был организован учебный процесс по изучению правовых знаний в четырёх 8-х, шести 9-х и шести 11-х классах с охватом более 325 учащихся. На каждом занятии изучаемую тему учащиеся обсуждали с учётом предлагаемых ценностных факторов влияния правовых знаний на правосознание и отношение учащихся к законам и правовым нормам. Свою индивидуальную позицию они выражали в самостоятельной работе, в задания которой мы включали выделенные выше факторы влияния. При этом мы испытывали следующие типы смыслостимули-рующих технологий: на оценку сущности и структуры правовых знаний; на умение определения диапазона применения законодательных и правовых норм; на умение оценки влияния законов и практики их применения на отношение людей к государству, его политике, к стране; на определение ценности, значимости правового поля в собственной жизни; на выражение собственных гражданских позиций и патриотических чувств.
Проведённый эксперимент по предметам правового цикла показал следующие результаты: число учащихся, оценивших правовую справедливость государства, увеличилось на 35,7% (с 25 до 60,7%); на зависимость гражданской ответственности от взаимоотношений людей указали 86,4% (было 41,3%); на значимое влияние знаний законов на гражданские чувства указали 74,7% (было 10,4%); правовую защищённость признали 66,7% (было 7%); правовую культуру как компонент граждан-ско-патриотического поведения людей признали 86,2% (было 34%).
Сравнительное обобщение мнений участников эксперимента по всем признакам гражданского патриотизма показывает, что изучение правовых знаний в условиях эксперимента позволило произвести в представлениях 50,7% учащихся позитивные новообразования, что говорит об эффективности эксперимента. Соответственно, мы можем выделить следующие условия изучения правовых знаний в школе в целях формирования гражданско-па-триотических отношений и поведения школьников: осознание учителями потенциальной значимости правовых знаний в патриотическом воспитании школьников; выявление патриотического потенциала правовых знаний; ориентирование правовых знаний на разные аспекты гражданско-патриотического воспитания: знание правовых норм, понимание справедливости правовых норм, правовая защищенность граждан, гражданская ответственность, зависимость гражданской ответственности от действий властей и правовая культура граждан; организация ситуационно-аналитических тренингов правового поведения учащихся. Результаты нашего исследования позволяют делать вывод о том, что при целенаправленной организации содержания и процесса изучения правовых знаний в старших классах общеобразовательной школы можно значительно усилить их влияние на становление и развитие гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.
Библиографический список
1. Краткий словарь по философии. Под общей редакцией И.В. Блауберга. Москва, 1979.
2. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. Москва, 2001.
3. Общая теория права и государства. Под редакцией В.В. Лазарева. Москва, 2011.
References
1. Kratkijslovar'po filosofii. Pod obschej redakciej I.V. Blauberga. Moskva, 1979.
2. Kurakov L.P. Bol'shoj tolkovyjslovar' 'ekonomicheskih iyuridicheskih terminov. Moskva, 2001.
3. Obschaya teoriya prava i gosudarstva. Pod redakciej V.V. Lazareva. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 03.03.16
УДК 371
Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONDITIONS OF EFFECTIVE USE OF LEGAL KNOWLEDGE IN CIVIL PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS. In
the article the basics, specifics, contents and forms of realization of civil and patriotic education of seniors reveals. Some principles of the organization of civic education, which are most effectively influencing education of a civil liability of school students are specified. The author concludes that it is important for teachers of law and civics to show students the practical significance of legal knowledge