Научная статья на тему 'К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников'

К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1040
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / CULTURE / EDUCATION / LEGAL CULTURE / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фабриков М.С.

В статье рассматривается понятие правовой культуры, её признаки. Автор анализирует различные подходы к пониманию правовой культуры и понимает правовую культуру, как культуру отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. В статье аргументируется положение от том, что к признакам правовой культуры относятся достаточно высокий уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение или использование этих законов; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; адекватное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми; правовая активность, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма. Выделяются структурные элементы правовой культуры: правовое сознание, правовая деятельность, система юридических актов, психолого-педагогические особенности объекта воспитательного воздействия старшеклассника, у которого в данном возрасте формируются определенные взгляды, установки, нормы поведения. Показано значение целенаправленной воспитательной работы по формированию правовой культуры, включающей две основные модели ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF SENIOR PUPILS

The article discusses a concept of legal culture and its characteristics. The author analyzes various approaches to understanding of legal culture and understands the legal culture as a culture of individuals, which includes a certain level of awareness, high-quality mastering skills of lawful behavior, an ability to use their rights. In the article the author states what characteristics of the legal culture are fairly high level of awareness are; explains what knowledge of the existing laws of the country is; writes about compliance, performance or use of these laws, conviction of the necessity, usefulness, appropriateness of laws and other legal acts, internal acceptance, an adequate understanding of their rights and duties, freedom and responsibility, his position in society, norms of relationships with other people; the legal activity, to combat lawlessness, law enforcement, overcoming legal nihilism. Structural elements of legal culture are noted to be legal consciousness, legal activities, legal acts, psychological and pedagogical features of the object of educational influence school student, who in this age are formed certain views, attitudes, norms of behavior. The paper shows the value of purposeful educational work on the formation of legal culture, which includes two basic models of development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников»

УДК 371

Fabrikov M.S., postgraduate, Department of Personality Psychology and Special Education, Vladimir State University

n.a. A. G. and N. G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: fabrikoff@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF SENIOR PUPILS. The article discusses a concept of legal culture and its characteristics. The author analyzes various approaches to understanding of legal culture and understands the legal culture as a culture of individuals, which includes a certain level of awareness, high-quality mastering skills of lawful behavior, an ability to use their rights. In the article the author states what characteristics of the legal culture are fairly high level of awareness are; explains what knowledge of the existing laws of the country is; writes about compliance, performance or use of these laws, conviction of the necessity, usefulness, appropriateness of laws and other legal acts, internal acceptance, an adequate understanding of their rights and duties, freedom and responsibility, his position in society, norms of relationships with other people; the legal activity, to combat lawlessness, law enforcement, overcoming legal nihilism. Structural elements of legal culture are noted to be legal consciousness, legal activities, legal acts, psychological and pedagogical features of the object of educational influence - school student, who in this age are formed certain views, attitudes, norms of behavior. The paper shows the value of purposeful educational work on the formation of legal culture, which includes two basic models of development.

Key words: culture, education, legal culture, personality, psychological characteristics, personality development, psychological and pedagogical environment.

М.С. Фабриков, аспирант каф. психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: fabrikoff@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье рассматривается понятие правовой культуры, её признаки. Автор анализирует различные подходы к пониманию правовой культуры и понимает правовую культуру, как культуру отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. В статье аргументируется положение от том, что к признакам правовой культуры относятся достаточно высокий уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение или использование этих законов; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; адекватное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми; правовая активность, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма. Выделяются структурные элементы правовой культуры: правовое сознание, правовая деятельность, система юридических актов, психолого-педагогические особенности объекта воспитательного воздействия - старшеклассника, у которого в данном возрасте формируются определенные взгляды, установки, нормы поведения. Показано значение целенаправленной воспитательной работы по формированию правовой культуры, включающей две основные модели ее развития.

Ключевые слова: культура, воспитание, правовая культура, личность, психологические особенности, формирование личности, психолого-педагогическая среда.

Процесс правового воспитания личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят своё практическое применение. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые становятся мотивами правомерного поведения. Правовые нормы общества создаются собственным отношением личности к праву, ее личностными качествами, образуя побудительную сферу ее поведения и деятельности, т.е. правовые требования общества превращаются в требования личности к самой себе [1, с. 160].

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура - как общая, так и правовая. Следствие этого - отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития [2, с. 45].

Выделяют две основные модели развития правовой культуры:

1. Модель эволюционного развития. Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития. Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей» [2, с. 45].

В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную [2, с. 45].

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта,

имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается при осуществлении профессиональной деятельности в области права (у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов).

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле - это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества [3, с. 194].

Правовая культура выражает этику взаимоотношений людей в обществе в соответствии с правом, законами. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но применение правовых знаний в жизни, а также уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом, объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

С точки зрения А.С. Бондарева, правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение

навыками правомерного поведения, умение использовать свои права [4, с. 15].

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

- достаточно высокий уровень правосознания;

- знание действующих законов страны;

- соблюдение, исполнение или использование этих законов;

- убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

- адекватное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

- правовая активность - целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

А.С. Бондарев под правовой культурой в широком смысле понимает правовую культуру общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому [5, с. 14].

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структура правовой культуры зависит от того, на какую концепцию мы опираемся. Исходя из антропологической концепции, элементами правовой культуры можно считать любые объекты, созданные человеком в правовой сфере: законодательство, обычаи, правовые доктрины, юридические учреждения и т. д. Если взять за основу социологическую концепцию, элементами правовой культуры будут правовые нормы, ценности и цели. Если придерживаться философской концепции, то элементами правовой культуры будут способы бытия человека в правовой реальности: в качестве субъекта правотворчества, реализации, применения и толкования права.

Структура правовой культуры - это ее внутреннее строение, т. е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними [5, с. 80].

К структурным элементам правовой культуры общества относятся:

1. Правовое сознание населения. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания подрастающего поколения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информированы в правовом отношении молодые люди, какова их установка на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической - правотворческой и правореализу-ющей деятельности.

Чем характеризуется уровень правовой активности личности, закрепления элементов правового опыта в индивидуальном сознании? Он может быть определен как индивидуальный способ существования правовых ценностей в виде определенных ценностных установок, т.е. таких элементов структуры личности, которые характеризуют ее с точки зрения целостности, устойчивости, наличия системы основных социально значимых черт. В отличие от внешних установок, деклараций, законов, обычаев, стереотипов, задаваемых целей, ценностные установки отражают внутреннюю расположенность человека к восприятию и усвоению тех или иных правовых требований. Установка - это совокупность тех, собственно, жизненно важных правовых ценностей

личности, из которых она исходит, реагируя на ту или иную конкретную жизненную ситуацию.

Система таких установок определяет ценностную структуру личности

В последней целесообразно разделять слой «ценностного ядра», ту совокупность личностных правовых ценностей, которые являются показателем социальной определенности, правовой устойчивости человека. В «ценностное ядро» входят ценности, характеризующие саму личность, ее главные правовые качества.

Наряду с этим, к «ценностному ядру» относятся также и общие представления об окружающей действительности, людях, принципы правовой оценки и моделирования правового поведения в этом окружении, критерии обоснования своих интересов, потребностей в их общественно-значимом содержательном наполнении. Функционируя в виде программы отношений человека к действительности, «ценностное ядро» ведет себя как наиболее активное начало в его личности, обусловливает ее социальную (и правовую) направленность. От адекватного определения коренных ценностей жизни зависит вся деятельность человека по принятию остальных правовых ценностей.

Другим слоем ценностной структуры личности, отражающим динамику взаимодействия правовых установок и новой информации, соединения в творческо-активную цепь ценностных установок с непосредственными наличными целями и средствами, является слой ценностных ориентаций. В них человек фиксирует свое субъективно-практическое отношение к социальным нормам, стандарты правового ориентирования. На основании их формируются такие способы правового поведения, цели которых намного шире стремления удовлетворить сугубо индивидуальные потребности, а содержание обусловлено характером сложившихся межчеловеческих отношений.

К ценностно-ориентационной деятельности можно отнести и обыденно-практическую выработку представлений о запретном, должном, целесообразном, и защиту личностной системы правовых ценностей в целом. Конечно, понятие ценностной ориентации не в состоянии полностью охватить все многообразие взаимосвязей человека с объективной действительностью, до конца раскрыть внутренние механизмы его поведения.

Но, тем не менее, ценностные ориентации могут представлять собой определенную структуру отношений личности к фактам правовой действительности.

Поэтому, зная содержание ценностных ориентаций конкретной личности или определенного ее типа, т.е. доминирующий способ правовой ориентировки в социальной действительности (посредством логики обыденного сознания или с учетом идеологического смысла ценностей), зная специфический объект ориентации (те или иные правовые нормативы, правовые отношения, материальные или духовные блага) и условия ориентации (характер социальной среды и ценности, функционирующие в ней, индивидуальный правовой опыт жизни), можно с определенной степенью точности моделировать вероятное будущее правовое поведение человека в тех или иных ситуациях [6, с. 30].

3. Система юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом, важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов - от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовой субъект. Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта - различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

На формирование и развитие правовой культуры старшеклассников оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные особенности современного общества.

С точки зрения педагогики, физиологии и психологии, юношеский возраст - это период наиболее активного развития нравственных установок, становления и стабилизации характера, овладение комплексом социальных ролей взрослого человека. Старшеклассникам присуще обостренное чувство самоутверждения среди сверстников, преувеличение представления о своих возможностях, и часто в их поведении сложно установить какие-то пределы. У многих отсутствует интерес к учебе, труду, не сформированы навыки и умения в учебной и трудовой дея-

тельности, культурный и интеллектуальный уровень весьма низкий. У значительной части отсутствуют элементы нравственного общения.

Отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Все старшеклассники этого возраста находятся на иждивении родителей или государства. Социальный статус старшеклассника мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании, в формировании правовых установок и ценностей.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости [7, с. 167].

Таким образом, говоря о формировании правовой культуры старшеклассников, мы должны учитывать психолого-педагогические особенности данного возраста, внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Для юношеского возраста характерны диспропорции в формировании и темпах развития. Важнейшее психологическое образование - чувство взрослости - представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток реально еще не достиг. Юношеский возраст в биологическом плане - это период завершения физического созревания.

На формировании правовой культуры подростков сказывается пограничность и неопределенность социального положения юношества. Промежуточность общественного положения и статуса юношей (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяет и особенности их психики, а, соответственно, нормы поведения в обществе.

Мы также должны учитывать противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не

Библиографический список

сложились или не окрепли. Здесь важно проводить воспитательную работу по формированию правовой культуры.

Развитие юноши становится стремительным. Молодой человек, вступающий на путь взросления, теряет интересы, еще вчера направляющие его деятельность, прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни [7, с. 167].

Этот переломный возраст переживается юношами по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. У одних он осложняется кризисом идентичности, у других -кризисом авторитетов.

Во-первых, с точки зрения физиологии и педагогики рассматриваемая категория несовершеннолетних - самая неустойчивая в поведении, выборе средств достижения намеченного, отношениях с окружающими и самоконтроле. Старшеклассникам присуще обостренное чувство самоутверждения среди сверстников, преувеличение представления о своих возможностях, и часто в их поведении сложно установить какие-то пределы.

Очень часто у молодых людей отсутствует интерес к учебе, труду, не сформированы навыки и умения в учебной и трудовой деятельности, культурный и интеллектуальный уровень весьма низкий. У значительной части отсутствуют элементы нравственного общения.

Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание людей, особенно в сознание подрастающего поколения [8, с. 56].

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую. Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права [8, с. 81].

В данном возрасте активно проходят процессы психофизиологического и физического развития организма. В этот период центральная нервная система человека отличается пластичностью и восприимчивостью. В силу возрастных особенностей на молодых людей более эффективное воздействие, по сравнению со взрослыми, оказывают воспитательные и психолого-педагогические методы. Поэтому, по сравнению со взрослыми, располагая более широкими педагогическими возможностями проведения разнообразной работы со старшеклассниками, можно решать задачи воспитания и формирования правовой культуры.

1. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.

2. Шубина О.Б. Правовая культура как элемент культуры обществе. Диссертация ... кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 2004.

3. Дуглас Н.О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества. Молодой учёный. 2012; 76: 193 - 196.

4. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры. История государства и права. 2011; 6: 13 - 17.

5. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования. Журнал российского права. 2012; 1: 75 - 81.

6. Карцев В.А. Правовые качества личности: ценностная характеристика. Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013; 2 (29): 29 - 32.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989.

8. Бараль Э.Ю. Некоторые приемы формирования правосознания учащихся. Нравственно-правовое воспитание учащихся. Москва: Просвещение, 1986.

9. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания: понятия, критерии, методики измерения. Киев: Радяньска школа, 1985. References

1. Kuskova M.V. Formirovanie pravovojkul'tury starsheklassnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

2. Shubina O.B. Pravovaya kul'tura kak 'element kul'tury obschestve. Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004.

3. Duglas N.O. Professional'naya pravovaya kul'tura - sostoyanie pravovoj zhizni obschestva. Molodoj uchenyj. 2012; 76: 193 - 196.

4. Bondarev A.S. Ponyatie pravovoj kul'tury. Istoriya gosudarstva i prava. 2011; 6: 13 - 17.

5. Osipov M.Yu. Pravovaya kul'tura i mehanizm ee formirovaniya. Zhurnal rossijskogo prava. 2012; 1: 75 - 81.

6. Karcev V.A. Pravovye kachestva lichnosti: cennostnaya harakteristika. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2013; 2 (29): 29 - 32.

7. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti. Moskva: Prosveschenie, 1989.

8. Baral' 'E.Yu. Nekotorye priemy formirovaniya pravosoznaniya uchaschihsya. Nravstvenno-pravovoe vospitanie uchaschihsya. Moskva: Prosveschenie, 1986.

9. Golovchenko V.V. 'Effektivnost'pravovogo vospitaniya: ponyatiya, kriterii, metodiki izmereniya. Kiev: Radyan'ska shkola, 1985.

Статья поступила в редакцию 18.04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.