УДК 340.114
ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
PROBLEMS OF LEGAL AWARENESS IN RUSSIAN SOCIETY
Чанкова Наталья Михайловна,
магистрант Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
Ключевые слова:
правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
В статье анализируется нынешнее состояние правосознания в российском обществе, некоторые проблемы и перспективы. Правосознание рассматривается как показатель права любого общества и критерий оценки развития общества. Автор показывает, что в настоящее время существует необходимость в усилении правого воспитания, формировании у молодежи правовой культуры. Упоминается о роли средств массовой информации и социальных сетей при формировании правосознания. Для достижения лучшего положения правосознания в России рекомендуется участие граждан в делах общественности, взаимодействие государственных органов с гражданами и сплочение граждан, которые возможны с помощью Интернета. Охватывается вопрос взаимосвязи правосознания и позитивного права. Автор приходит к выводу, что для этого необходимо понимание проблемы состояния правосознания.
The article analyzes the current state of legal awareness in Russian society, some problems and prospects. Legal awareness is considered as an indicator of the «right» of any society and a criterion for evaluating the development of society. The author shows that currently there is a need to strengthen legal education, the formation of legal culture among young people. The role of mass media and social networks in the formation of legal awareness is mentioned. In order to achieve a better position of legal awareness in Russia, it is recommended that citizens participate in public Affairs, that state bodies interact with citizens, and that citizens unite through the Internet. The issue of the relationship between legal awareness and positive law is covered. The author comes to the conclusion that it is necessary to understand the problem of the state of legal consciousness.
Вопрос о правосознании имеет особое значение в теории государства и права. Кроме того, этот вопрос поднимается в социологии, философии и психологии. Правосознание рассматривается как форма общественного сознания, которая выражает отношения, взгляды людей на право. Ценностным основанием и целью правосознания является категория справедливости.
Проблема нормального уровня правосознания не является новой для современного общества, данный вопрос затрагивали и мыслители древности, но пика актуальности вопрос о правосознании достиг в трудах таких философов конца XVIII - первой половины XIX вв., как И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеи, заложенные в работах указанных философов, составили пласт современного юридического мировоззрения.
Правосознание является показателем права любого общества и критерием оценки развития общества. Как писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, «воплощение права в государственной жизни опирается на правосознание, которое, в свою очередь, определяет готовность народа положить в основу общежития нравственные принципы духовной и моральной жизни» [5; 6]. Для приближения России к правовому государству и развитому гражданскому обществу следует повышать правовую культуру и правосознание граждан. Регулирование общественных отношений, их совершенствование также зависят от правосознания. Правосознание во многом определяет практическую эффективность правовой системы и государственных институтов [6]. В юриспруденции принято определять правосознание как совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, эмоций, переживаний, которые показывают отношение человека к действующему или допустимому праву и
Keywords:
legal awareness, legal culture, legal education.
правовым явлениям. Состояние правосознания в России оценивается как нигилистическое либо деформированное, поэтому первоочередной целью для общества, государства и правового сообщества можно считать перспективу повышения правовой грамотности в контексте действующего законодательства [2]. Правовой нигилизм определяют как неуважительное отношение к закону, которое рассматривается как игнорирование правовых требований. Такой оценке способствовала сама история России. Верным будет мнение, что это следствие управленческой практики русского самодержавия и затяжного крепостничества, ведь большая часть населения не имела никакого отношения и доступа к праву, тем самым долгое время у населения был низкий уровень правовой культуры. Немалое влияние оказали советские конституции, по существу своему являвшиеся фиктивными. В ходе преобразований не были до конца учтены культурно-исторические особенности правовой отечественной культуры, государство шло к повышению правовой грамотности среди населения путем заимствования чужих правовых норм, стандартизирующих национальное право, привития европейских идеалов. Эти события оставили отпечаток на состоянии правосознания в России сейчас. В условиях возникшей в период перестройки правовой эйфории у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие и острейшие проблемы общества будут решены [8, с. 261]. «Российская правовая действительность дает достаточно поводов, чтобы увидеть в ней подчас и неуважение к закону, и пренебрежительное отношение к праву», - пишет А.Л. Золкин [4, с. 225], но при этом отрицает оценку российского правосознания как исключительно нигилистического. А.Л. Золкин предлагает использовать термин «правовой скептицизм», соглашаясь с российским философом Б.А. Кистяковским в том, что причиной правового скептицизма являются неразвитость правосознания российской интеллигенции и отсутствие философского осмысления права, которое раскрывало бы его подлинную этическую, социальную и культурную ценности [4, с. 225].
Каждый имеет правосознание, то есть свое мнение о праве, оно формируется, исходя из личного практического опыта каждого, его образования, уровня развития, зависит от осмысления права через ценности и многих других факторов. Социальный опыт и ценности обосновывают поведение, направляют в принятии решений, а нехватка адекватного правосознания может стать одной из причин правонарушений, мешает человеку выбрать правильную линию поведения в социально-правовых ситуациях. Уровень правосознания в стране влияет на успешность закона, на осмысление его гражданами. Высокий уровень правосознания личности и общества будет благотворно влиять на распространение правомерного поведения и порядка в нем.
Ценности считаются основой правосознания, но главным условием является социальный опыт, который зависит от личного опыта индивида, а последнее уже зависит от возраста. При устанавлении права как важнейшей социальной ценности повышается уровень законности, правопорядка, общественной дисциплины. Поэтому вопрос правового воспитания, отношения к материальным и духовным ценностям общества должен решаться с детства. На формирование правовой культуры и правосознания серьезное влияние оказывают воспитание в семье и качество образования, полученного в учебных заведениях. Учащиеся - это та группа, которая преимущественно может состоять из индивидов с высоким уровнем правового сознания и тем самым оказывавать влияние на остальных членов общества, демонстрируя более грамотную модель поведения, которая способна формировать идеалы и образцы поведения, где главную роль будут играть общечеловеческие ценности. В правосознании право в разных его основаниях бытия соотносится с нравственно-правовыми ценностями, и, как следствие, возникает суждение, делается вывод, право оценивается с позиции его соответствия свободе, справедливости, равенству, гуманности и другим ценностям.
На медленный рост уровня правосознания оказывают влияние такие факторы, как низкое качество нормативных правовых актов, повсеместное нарушение прав человека и гражданина, коррупция и ее безнаказанность, некомпетентность должностных лиц, которые влияют на общественное сознание. Добиться лучшего положения можно с помощью участия граждан в правовой жизни, делах общественности, взаимодействия государственных органов с гражданами и сплочения граждан, которое возможно с помощью Интернета, где часто происходит коммуникация между людьми. Ведь и для общества, и для государства необходимо воспитание социально активных и законопослушных граждан.
Так, социальные сети могут послужить помощниками в своевременном получении и понимании правовой информации. Однако неизбежно и распространение недостоверной информации, которая становится фактором, отчуждающим гражданина от правовой реальности, так как информационные ресурсы Интернета не подлежат особому контролю. С помощью новейших политических технологий, обеспеченных средствами информатики, можно формировать любое общественное мнение, манипулировать человеческим сознанием. Многие исследователи утверждают, что повальная компьютеризация сильно влияет на человеческую природу, меняет человеческое сознание, снижает нормальный уровень эмоциональной жизни, приводит к компьютерной зависимости [7].
Сейчас информацию о нормативных правовых актах зачастую получают из новостных страниц социальных сетей, которые являются неспециализирован-
ными. Средствами повышения правовой информированности граждан являются пропаганда права, привитие гражданам юридических знаний, неуклонное укрепление законности [1]. Многие практикующие юристы активно ведут страницы в социальных сетях, делясь информацией о предстоящих изменениях в законодательстве, давая юридическую консультацию обращающимся по правовым вопросам, встречаются и те, кто дает разъяснение действующего законодательства. Таким образом, социальные сети должны помочь в быстром получении и понимании правовой информации, но для этого необходимо обеспечить ее качество. Потенциал Интернета в правовом аспекте еще не до конца раскрыт, но некоторые государственные органы начали создавать свои страницы в социальных сетях, где публикуют ход работы и информацию о делах государства. Участие государственных органов в социальных сетях становится важным. Приоритетные направления государственной политики по формированию и повышению правовой культуры человека и правосознания современной России должны отразиться в конкретных формах деятельности государства. В то же время негативное влияние на правосознание не только детей, но и взрослых оказывают средства массовой информации, которые, если их сравнивать с социальными сетями, подлежат хоть какой-то проверке на достоверность и качество передаваемой информации.
Важно исследование влияния цифровизации на правосознание субъектов права. Цифровая реальность меняет правосознание, меняется характер деятельности по реализации правовых норм. Процесс цифровизации воздействует на мышление человека, что отражается на его решениях в правовой сфере. Тем самым обостряется вопрос о правовом воспитании, которое теперь должно осуществляться в новых формах, более доступных для людей с таким мышлением, и использовать новые цифровые технологии [3]. Отношение некоторой части населения к процессам цифровизации негативное, это связано с возможным вмешательством государства в личное пространство индивида. Напротив, цифровизация может послужить механизмом повышения защиты прав и свобод от нарушений при условии качественного обеспечения информационной и цифровой безопасности личности и государства.
Регулирование самих общественных отношений, возникших в ходе цифровизации, является важнейшей задачей. Необходимо, чтобы проблемами правового регулирования цифровизации занимались именно юристы. При этом цифровизация является современным способом решения задач. Само право постепенно становится объектом воздействия цифровизации. Развитие права, приобретение новых источников закрепления - все это характеризует становление более модернизированной правовой системы. Можно повлиять на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения путем использования информационно-правовых систем.
При взаимодействии информации и общества происходит изменение социально-нормативного регулирования (морали, нравственности, религии, права). Повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей приводит к формированию единого информационного пространства [10]. Важно отметить, что само информационное пространство не ограничивается территорией только одного государства, что создает необходимость формирования новых подходов к правовому регулированию межгосударственных и международных отношений.
Нынешнее состояние правосознания в российском обществе, то есть показатель знания и понимания права, осознания необходимости права и уважения к нему, соблюдения и исполнения права, далеко от того, когда граждане не просто демонстрируют правомерное поведение, но еще и делают это добровольно, сознательно. Для достижения необходимого уровня правосознания требуются знание, понимание и вера граждан в гарантию прав человека, регламентированных Конституцией РФ. Современное состояние нашего государства не отражает высокий уровень защиты прав и свобод, которые должны присутствовать в правовом государстве.
А.П. Семитко отмечает, что правовая культура - это «обусловленное социально-экономическим, духовным, психологическим, историческим и т.п. строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне правового сознания и правового развития субъекта, уровне правовой деятельности и уровне юридических актов, иных текстов правового характера, а также степени гарантированной правом и государством свободы личности в единстве с ее ответственностью перед обществом» [9, с. 36]. Правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ориентации, смысловые аксиомы [1]. Характер отношения к праву, правовым ценностям, правовым идеалам влияет на уровень правовой культуры как отдельного человека, так и всего общества. У большинства людей, живущих на территории нашей страны, нет навыков культурного правового поведения, то есть нет правовых ориентаций, а присутствует низкий уровень правовой активности, благодаря которой человек бы приобрел и достаточные правовые знания и умения. Правосознание является фактором воздействия на общество как организма, то есть оно имеет особое влияние на формирование личности, гражданского общества, на взаимодействие членов общества, на развитие общественных отношений. Пользуясь этим, некоторых социальные группы и индивиды осуществляют «манипуляцию правосознанием» общества в своих интересах, что становится одной из причин деформации правосознания граждан.
Рассматривая взаимосвязь правосознания и позитивного права, нужно отметить, что первое является созидающим фактором при формировании вто-
рого. Так, позитивное право - продукт творческой реализации правосознания законодателя, продукт деятельности правотворческих органов, то есть при формировании норм права определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Позитивное право является результатом правовой психологии законодателя, из этого ясно, что авторы законов при их создании опираются на собственное правосознание. При этом нельзя отрицать влияние правосознания отдельных групп и индивидов, в целом общественного правосознания, которые также отражаются в нормативных правовых актах.
Для эффективности позитивного права современного российского государства и улучшения качества правовых норм необходимо повысить уровни правосознания законодателя и общества. Но для достижения этого необходимо воспитание членов общества так, чтобы они стремились к необходимости главенства права, к развитию законодательной деятельности и формированию правового государства, чтобы они соотносили правовые ценности с общечеловеческими.
Так, в число условий создания правового государства включается высокий интеллектуальный уровень развития общества, его развитая политическая и правовая культура, которая означает уважение к закону, наличие нормального зрелого правосознания.
Можно сказать, что правосознание есть совокупность взглядов, идей, чувств, знаний о праве, оценка действующего права и его роли, мысли о некоторых изменениях в праве. Высокий уровень правосознания необходим для укрепления законности и правопорядка. Чтобы достичь хорошего уровня понимания проблемы состояния правосознания, следует преодолеть переставшие быть эффективными стереотипы и привычные постулаты юридического мышления. Необходимо изменить общественное сознание, отношение к праву, государству, моральным обязанностям для достижения достойного уровня правосознания в современном российском обществе. В условиях гражданского общества лица должны основывать свои действия и поступки на свободном осознанном выборе, а не на диктате власти.
Библиографический список
1. Баранов, П.П. Концептуальные приоритеты теории правосознания / П.П. Баранов, А.И. Овчинников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptualnye-prioritety-teorü-pravosoznaniya (дата обращения: 09.04.2020).
2. Васильев, А.А. Правовая информированность и этическое воспитание как способы формирования здорового правосознания: консервативная трактовка / А.А. Васильев, Ю.А. Зеленин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2018. - № 5(124). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovaya-informirovannost-i-eticheskoe-vospitanie-kak-sposoby-formirovaniya-zdorovogo-pravosoznaniya-konservativnaya-traktovka (дата обращения: 10.05.2020).
3. Залоило, М.В. Национальный правопорядок России в условиях цифро-визации / М.В. Залоило, Д.А. Пашенцев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 14. Право. - 2019. - № 2. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-pravoporyadok-rossn-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 04.06.2020).
4. Золкин, А.Л. Философия права : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.Л. Золкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 383 с.
5. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М. : Рарогъ, 1993. -235 с.
6. Кузьмичева, А.Г. Проблемы правосознания в современном обществе А.Г. Кузьмичева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 4-2. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-pravosoznamya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 08.04.2020).
7. Лазар М.Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением / М.Г. Лазар // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - 2018. - № 4(34). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsifrovizatsiya-obschestva-ee-posledstviya-i-kontrol-nad-naseleniem (дата обращения: 01.04.2020).
8. Матузов, Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М. : «Дело» РАНГХиГС, 2015. - 528 с.
9. Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. - Екатеринбург, 1996. - 313 с.
10. Шабаева О.А. Право в условиях цифровой реальности: постановка проблемы / О.А. Шабаева // Сибирский юридический вестник. - 2019. № 1. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravo-v-usloviyah-tsifrovoy-realnosti-postanovka-problemy (дата обращения: 04.04.2020).