Научная статья на тему 'Правовая информированность и этическое воспитание как способы формирования здорового правосознания: консервативная трактовка'

Правовая информированность и этическое воспитание как способы формирования здорового правосознания: консервативная трактовка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОПА ГАНДА / КОНСЕРВАТИЗМ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / LEGAL LITERACY / LEGAL EDUCATION / LEGAL PROPAGANDA / CONSERVATISM / TRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Антон Александрович, Зеленин Юрий Александрович

Введение: в статье раскрывается проблема оздоровления российского правосозна ния. Авторы отмечают ограниченные возможности мероприятий в сфере правовой информированности и правовой грамотности населения и обращают внимание на необходимость учета традиций российского правосознания. Цель: проанализировать эффективность работы по повышению правовой грамотности населения и предло жить альтернативные варианты с учетом достижений российской консервативной правовой мысли. Методы: культурно-цивилизационный подход, принцип плюрализ ма, диалектический материализм, системный подход, герменевтика, формально юридический метод. Результаты: доказано, что правовая грамотность не есть панацея и единственное средство формирования уважения к закону в обществе. Вы воды: с учетом интеллектуальной традиции российских консерваторов в правовом воспитании следует сделать акцент на этическом воспитании как базовом условии здоровой правовой культуры и правопослушного поведения. Консервативная право вая идеология России усматривает перспективы правового воспитания в духовном воздействии на человека, укреплении нравственных ценностей общества, которые для российского менталитета выступают основой для уважения к закону и праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS AND ETHICAL EDUCATION AS WAYS OF FORMING A HEALTHY LEGAL CONSCIOUSNESS: CONSERVATIVE INTERPRETATION

Background: the article touches upon the problem of improving the Russian legal consciousness. The author notes the limited possibilities of activities in the field of legal awareness and legal literacy of the population and draws attention to the need to take into account the traditions of Russian legal awareness. Objective: to analyze the effectiveness of the work to increase the legal literacy of the population and to offer alternative options, taking into account the achievements of the Russian conservative legal thought. Methodology: following methods f study were used in doing the research cultural and civilizational approach, the principle of pluralism, dialectical materialism, the systemic approach, hermeneutics and the formal legal method. Results: it is proved that legal literacy is not a panacea and the only way to develop respect to law in the society. Conclusions: taken into account the intellectual tradition of Russian conservators in the legal education, emphasis should be placed on the ethical education as a basic condition for a healthy legal culture and law-abiding behavior. Conservative legal ideology of Russia sees the prospects of legal education in the spiritual impact on a person, strengthening the moral values of society which for the Russian mentality are the basis for respect for law and justice.

Текст научной работы на тему «Правовая информированность и этическое воспитание как способы формирования здорового правосознания: консервативная трактовка»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.1

А.А. Васильев, Ю.А. Зеленин

ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ: КОНСЕРВАТИВНАЯ ТРАКТОВКА

Введение: в статье раскрывается проблема оздоровления российского правосознания. Авторы отмечают ограниченные возможности мероприятий в сфере правовой информированности и правовой грамотности населения и обращают внимание на необходимость учета традиций российского правосознания. Цель: проанализировать эффективность работы по повышению правовой грамотности населения и предложить альтернативные варианты с учетом достижений российской консервативной правовой мысли. Методы: культурно-цивилизационный подход, принцип плюрализма, диалектический материализм, системный подход, герменевтика, формально-юридический метод. Результаты: доказано, что правовая грамотность — не есть панацея и единственное средство формирования уважения к закону в обществе. Выводы: с учетом интеллектуальной традиции российских консерваторов в правовом воспитании следует сделать акцент на этическом воспитании как базовом условии здоровой правовой культуры и правопослушного поведения. Консервативная правовая идеология России усматривает перспективы правового воспитания в духовном воздействии на человека, укреплении нравственных ценностей общества, которые для российского менталитета выступают основой для уважения к закону и праву.

Ключевые слова: правовая грамотность, правовое воспитание, правовая пропаганда, консерватизм, традиционализм.

§ © Васильев Антон Александрович, 2018

^ Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права (Ал-

1 тайский государственный университет)

i © Зеленин Юрий Александрович, 2018

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права (Алтайский государственный университет)

© Vasiliev Anton Alexandrovich, 2018

Doctor of Law, Associate professor, Head of the Theory and history of state and law department (Altai State University)

© Zelenin Yuri Aleksandrovich, 2018

Candidate of Law, Associate professor of the Theory and history of state and law department (Altai State 36 University)

A.A. Vasiliev, Yu.A. Zelenin

LEGAL AWARENESS AND ETHICAL EDUCATION

AS WAYS OF FORMING A HEALTHY LEGAL CONSCIOUSNESS:

CONSERVATIVE INTERPRETATION

Background: the article touches upon the problem of improving the Russian legal consciousness. The author notes the limited possibilities of activities in the field of legal awareness and legal literacy of the population and draws attention to the need to take into account the traditions of Russian legal awareness. Objective: to analyze the effectiveness of the work to increase the legal literacy of the population and to offer alternative options, taking into account the achievements of the Russian conservative legal thought. Methodology: following methods f study were used in doing the research - cultural and civilizational approach, the principle of pluralism, dialectical materialism, the systemic approach, hermeneutics and the formal legal method. Results: it is proved that legal literacy is not a panacea and the only way to develop respect to law in the society. Conclusions: taken into account the intellectual tradition of Russian conservators in the legal education, emphasis should be placed on the ethical education as a basic condition for a healthy legal culture and law-abiding behavior. Conservative legal ideology of Russia sees the prospects of legal education in the spiritual impact on a person, strengthening the moral values of society which for the Russian mentality are the basis for respect for law and justice.

Key-words: legal literacy, legal education, legal propaganda, conservatism, traditionalism.

На сегодняшний день серьезную озабоченность ученых-правоведов вызывает проблема формирования правовой культуры современного российского общества. России свойственна оценка правосознания как нигилистического либо деформированного, поэтому первоочередной целью для данного общества, государства и правового сообщества можно считать перспективу повышения правовой грамотности в контексте действующего законодательства.

Проблему неразрешенности привития европейских правовых идеалов российскому обществу можно сформулировать по нескольким критериям:

во-первых, активизация законодательной власти не приводит к должному результату. Верным на этот счет следует считать следующее высказывание, принадлежащее китайскому мудрецу Лао-цзы: «Чем больше законов, тем больше преступлений»;

во-вторых, при анализе данной проблемы немаловажная роль отводится историческому развитию российской правовой системы, и наличию в ней устойчивых правовых традиций в различных отраслях права. Обращаясь к мнению В.А. Томсинова, можно отметить, что он, изучая в историческом ракурсе русское законодательство, пришел к выводу об оригинальных и глубоких корнях русского права [1, с. 3].

В данном контексте представляет интерес точка зрения Р.К. Русинова, который отмечает, что «российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели место в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону» [2, с. 329-330];

в-третьих, существующее несоответствие русских традиций общественному менталитету современного российского законодательства, движущемуся и развивающемуся по западному пути, приводит к рефлексивному отрицанию правосознания.

Некоторые ученые высказывают свое мнение о том, что с развитием российской государственности и общества к началу XX в. так и не был преодолен империалистический нигилизм. Помимо него, в правосознании граждан прибавился и социалистический правовой нигилизм [3, с. 18].

Дефицит права и правосознания в нашем государстве является следствием всех этапов его развития — самодержавия, золотоордынского ханства, крепостничества, которое лишило огромную часть населения правосубъектности, массовости репрессивных мер, несовершенства правосудия, обусловленного характерным укладом жизни общества, и факторами различного характера [4, с. 162].

Следовательно, каждый народ в рамках своего государства имеет неповторимое общественное правосознание, а «вопрос о том, что лучше: формально-юридическое, нормативистское и индивидуалистическое право — плоть от плоти западноевропейского культурно-исторического типа — или наше, как называет его К.Р. Даниелян, „субъективное право", основанное на судейском (чисто соборном) усмотрении, на совести и на Боге, — это вопрос скорее не теоретический, а аксиологический, — вопрос цивилизационной идентичности» [5, с. 91-92].

Традиционно принято считать, что высокую правовую культуру общества определяют правовой активностью, обращением за защитой своих прав в полномочные органы исполнительной и судебной властей. Но это мнение не является верным, т.к. в нем не учитываются иные возможности урегулирования конфликтов, которые сегодня прописаны даже законодательно. Обращаясь к статистическим данным, приведенным Фондом общественного мнения, больше половины граждан Российской Федерации никогда не сталкивались с органами судебной власти, половина опрошенных затруднялись в оценке деятельности судей, при этом оставшаяся часть разделилась: 30% — отрицательно оценивали работу судов и только 15% высказались положительно об их работе1. Эти данные демонстрируют нежелание российских граждан решать конфликтные ситуации в правовом поле судебной власти, и все чаще население прибегает к альтернативному разрешению споров, в т.ч. и основываясь на нравственных убеждениях. О третейских судах говорится в достаточно древних библейских источника, например, апостол Павел допускал споры между христианами о праве, но рекомендовал для их разрешения примирительный третейский суд, акцентируя внимание на том, что настоящий судья всегда один — Господь [6, с. 553].

Нельзя игнорировать и тот факт, что увеличение числа обращений в судебные органы не свидетельствует о росте правосознания граждан, а сводит эти случаи к тому, что растет лишь число нарушений закона, и наоборот, отсутствие большой частоты обращений в суд может быть показателем того, что в обществе формируется высокая правовая культура.

В-четвертых, учет русского менталитета и традиций играет в то же время «на руку» формированию правовой культуры и воспитанию последующих по-

38

1 URL: http://www.fom.ru (дата обращения: 27.03.2018).

колений в традициях послушности, справедливости, милосердия, жертвенности и пр. Именно эти качества российского народа позволяют устоять государству и обществу в переломные периоды истории: безвластия, революций и реформ.

На сегодняшний день следует признать, что меры, регламентированные российским законодательством в рамах формирования правовой культуры населения, сводятся в своем большинстве к информированию и правовому просвещению и юридическому образованию, без учета всех вышеназванных факторов. Таким образом, получение юридического образования и высокая информированность граждан не являются показателем высокой правовой культуры населения. По нашему мнению, внимание государства необходимо обратить на нравственное и духовное развитие личности как краеугольный камень ее правосознания.

Одна из проблем воспитания правового сознания в российских гражданах и повышения их информированности в правовом поле — ускоряющаяся тенденция разрастания платной системы подготовки по квалификации «юрист», что дает негативный вектор направления развития, превращая данную сферу в прибыльную отрасль [7, с. 17-21].

С нашей точки зрения, следует развивать такие направления государственной политики, которые будут способствовать возрождению и закреплению духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Ученые выделяют два основных фактора совершенствования программы повышения правовой культуры и информированности населения:

1) возможность охватить процессом обучения различные слои населения, в независимости от социального и материального положения, тем самым основы

В

знаний и навыков закладываются у целого поколения; т

н

2) стремительно повышающаяся доля обучающихся, принимающих решения С в раннем возрастном диапазоне (к примеру, заключение сделок, вступление в | брак, трудовые отношения и пр.). к

Ключевой целью программы повышения правовой культуры и грамотности г

о

населения как залога успешного развития страны можно считать нахождение д

а

оптимального варианта включения элементов юридического образования в т

в

имеющуюся национальную образовательную программу. В связи с этим можно нн выделить следующие задачи: Ю

обосновать актуальность внедрения юридического образования населения; д

и

выявить мотивационный компонент потребности включения элементов юри- с

к

дического образования в имеющиеся учебные программы; а

обозначить стандарты и требования в сфере правовых знаний для различных | национальных образовательных организаций; ии

сформировать централизованный ресурс качественных аккредитованных № учебных программ, который позволит выбрать нужный материал при учете раз- 1

нообразных условий, отсекая риски коммерциализации учебных источников, ~

2

проектов и программ в области правовой грамотности. 8

Помимо этого, возможны и иные векторы развития правовой культуры, в частности:

формирование кадрового резерва, а также стабильных институциональных механизмов для реализации программ;

создание нового уровня контроля развития правовой культуры населения в различных сферах (в школах, ВУЗах, учреждениях, по месту работы); 39

создание социальных групп и интерактивных форумов по поддержке правовой информированности населения, в которых будет размещена в доступной форме необходимая информация;

формирование практико-ориентированного подхода внедрения правовой культуры;

поддержка на конкурсной основе обширного круга предложений «снизу», направленных на повышение правовой информированности, уровня правосознания;

осуществление правового мониторинга уровня правовой культуры и информированности населения.

Таким образом, интеграция в образовательный процесс дополнительных курсов (факультативов) по повышению правовой культуры молодежи служит необходимым условием повышения уровня жизни граждан и развития экономики и общества в целом.

Библиографический список

1. Томсинов ВА.. Юриспруденция Древней Руси и правовая культура Византии // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2009. № 4. С. 3-26.

2. Русинов Р.К., Семитко А.П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 1997. С. 329-330.

3. Туманов В.Н. О правовом нигилизме // Государство и право. 2010. № 4. С. 18-22.

4. ТкаченкоВ.Б. Российский правовой нигилизм. М.: Юридический институт МВД России, 2010. 251 с.

5. Даниелян К.Р. Традиция и правосознание (историко-политологический аспект § проблемы). М.: Диалог, 1999. 102 с.

Z 6. Спекторский Е.В. Христианство и культура // История философии права / под

Я ред. Д.А. Керимова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. 547 с. g 7. Белых В.С. Нужна ли модернизация юридического образования в России // Юри-

i дическое образование и наука. 2013. № 4. С. 17-21.

S

о ^

| References

0 1. Tomsinov V.A. Law of Ancient Russia and Legal Culture of Byzantium // Vestnik of ¥ Moscow University. Ser. 11. Law. 2009. №. 4. P. 3-26.

| 2. Rusinov R.K., SemitkoA.P. Legal Consciousness and Legal Culture // Theory of State

f and Law. M.: Legal literature, 1997. P. 329-330.

§ 3. Tumanov V.N. On Legal Nihilism // State and Law. 2010. № 4. P. 18-22.

1 4. Tkachenko V.B. Russian Legal Nihilism. M., 2010. 251 p.

I 5. Danielyan K.R. Tradition and Legal Consciousness (historical and political aspect

8 of the problem). M., 1999. 102 р.

° 6. Spektorsky E.V. Christianity and Culture // History of Philosophy of Law / ed. by

g D.A. Kerimov. SPb.: St. Petersburg University, Ministry of internal Affairs of Russia,

i 1998. 547 p.

и

1 7. Belykh V.S. If Modernization of Legal Education in Russia is Necessary // Legal

i Education and Science. 2013. № 4. P. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.