Научная статья на тему 'Пути совершенствования правовой культуры российского общества в сфере защиты прав потребителя'

Пути совершенствования правовой культуры российского общества в сфере защиты прав потребителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4482
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / LEGAL CULTURE OF A PERSON / LEGAL NIHILISM / LEGISLATIVE REGULATION / SOCIAL CONSEQUENCES / LEGAL EDUCATION / LEGAL LITERACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев С. Ю.

В статье на базе эмпирических исследований автора анализируются тенденции нигилистического расхолаживания правовой культуры и правового воспитания. Предлагаются пути совершенствования правовой культуры личности в сфере защиты прав потребителей и методы повышения правовой грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF THE IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY LEGAL CULTURE CONCERNING CONSUMER RIGHTS PROTECTION

In the article the tendencies of nigilistic distortion of the legal culture and education are analysed on the basis at the authors emperical research.The ways of improvement of the legal culture of a person concerning consumer rights protection of the rights and methods of promoting legal literacy of the population are proposed.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования правовой культуры российского общества в сфере защиты прав потребителя»

УДК 316.73

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

THE WAYS OF THE IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY LEGAL CULTURE CONCERNING CONSUMER RIGHTS PROTECTION

Зайцев С.Ю. аспирант, сотрудник РСЭИ

Zaytsev S.Y.

Rostov socio-economic institute

В статье на базе эмпирических исследований автора анализируются тенденции нигилистического расхолаживания правовой культуры и правового воспитания. Предлагаются пути совершенствования правовой культуры личности в сфере защиты прав потребителей и методы повышения правовой грамотности населения.

Ключевые слова: правовая культура личности, правовой нигилизм, законодательное регулирование, социальные последствия, правовое воспитание, правовая грамотность.

In the article the tendencies of nigilistic distortion of the legal culture and education are analysed on the basis at the authors emperical research.The ways of improvement of the legal culture of a person concerning consumer rights protection of the rights and methods of promoting legal literacy of the population are proposed.

Key words: legal culture of a person, legal nihilism, legislative regulation, social consequences, legal education, legal literacy.

Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина -главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы [1]. Современная ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране свидетельствует о наличии значительного разрыва между провозглашёнными в Конституции правами и свободами, и реальным воплощением в жизнь большинства, граждан.

Развитие прав человека - одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через века. Конституция оправдывает своё социальное назначение, когда эффективно работает механизм реализации конституционных гарантий прав и свобод, и в первую очередь - правосудие [2].

Формирование авторитетной судебной власти составляет неотъемлемую часть современной политики развития России. В новых экономических и социальных условиях, вызывающих множество правовых деликтов неизмеримо возрастает роль справедливого и независимого суда. Однако формирование этих качеств судебной власти обусловлено взаимоотношениями с другими ветвями власти и воздействием последних на суд.

Другим важным институтом обеспечения и развития прав граждан является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его представители на местах. Уполномоченный следит за состоянием прав и свобод граждан, за их реализацией, проверяет заявления граждан о нарушении их прав.

Следует отметить, что и здесь имеются достаточно серьёзные проблемы. Прежде всего, эти проблемы связаны с выполнением своих обязанностей Уполномоченным. Чиновники зачастую препятствуют выполнению задач, возложенных на Уполномоченного, мешают выполнению проверок по заявлениям граждан. Кроме того, сами граждане зачастую не знают, как отстоять свои права, не доверяют институтам государства, призванным к защите прав [3].

Это говорит о том, что правовая культура нашего населения ещё недостаточна, а это грозит довольно серьёзными последствиями как для общества, так и для государства. Необходимо развивать правосознание населения, прививать правовую культуру ещё со школы.

В процессе реализации прав человека важна роль такого органа государства, как Прокуратура. Прокуратура занимается кроме следствия, и надзором над органами государственной власти, что очень важно.

В последнее время в стране появилось много негосударственных правозащитных организаций. Их роль весьма существенна, т.к. они осуществляют независимый контроль за реализацией прав граждан. Они обращают внимание общества и государства на нарушения в этой сфере, и, в какой-то мере способствуют работе государственных правозащитных органов [4].

В общем, в России существует ряд проблем, связанных с реализацией прав граждан: это и плохое социальное обеспечение, и злоупотребление полномочиями властьимущими, и т.д. Однако, самой важной проблемой, на наш взгляд, является практически полная правовая безграмотность населения, люди боятся отстаивать свои права, а зачастую даже не знают, как это делать, куда обращаться.

Если не предпринимать срочные меры по повышению уровня правосознания населения, то наше государство может перестать быть демократическим и вообще прекратить своё существование как суверенное образование.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения [5].

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности».

«Отсюда есть необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» [6].

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества.

Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.

Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов.

Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.

Формой правового воспитания является правовое обучение -непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [7].

Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный); формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный). [8].

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет

собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Средствами правового обучения и воспитания уважения к закону может быть все то, с помощью чего осуществляется целенаправленное воздействие на сознание, волю и поведение людей, или с помощью чего воспитываемым передается информация о праве, о законе, о разнообразных событиях или факторах, имеющих юридическое значение, и может влиять на формирование активной правовой позиции индивидов.

Исходя из такого понимания средств правового обучения и воспитания уважения к закону, к ним следует отнести: а) печать; б) радиовещание; в) кино; г) телевизионное вещание; д) литературу; е) искусство; ж) средства наглядной пропаганды и агитации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса.

Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные

объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период.

В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях.

Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности [9].

Выборочные исследования показывают, что примерно 1/3 взрослого населения не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями.

Многие из них подвержены правовому нигилизму, это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так же на состоянии общественного порядка и преступности.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации дополнительной функции, в соответствии с которой Минюст должен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми

государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации «Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др.

Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права [10];

5) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения, (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях), путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;

6) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить в них объем юридических знаний, которыми

должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

7) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения [11];

9) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

10) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники.

Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций. Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

В заключении можно сделать следующий вывод, правовая культура -необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод.

Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Правильное воспитание

каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Шмаков В. И. Псевдоконституционный характер, мнимый демократизм и внеморальность российской государственности в отсутствие гражданского общества // XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. М., 2001. С. 199.

2. Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. С. 188.

3. Мартышин О. В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации// Государство и право. 2005. №4. С. 62.

4. Основы государства и права// под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2004. С. 82.

5. Любин В. П. Дискуссии о политической культуре современной России// Россия и современный мир// М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2002. № 2. С. 322.

6. Кальной И.И. Философия права. М.: Норма, 2005. С. 312.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование // Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. С. 18.

8. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// М.: Журнал российского права, 2004. №24. С. 89.

9. Любин В. П. Дискуссии о политической культуре современной России// Россия и современный мир// М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2002. № 2. С. 356.

10. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М.: Юристъ, 2002. С. 302.

11. Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском// Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.